Комментарий от 27.08.2019
Автор: Лимож Н.

С 9 декабря 2019 года изменены требования по обращению с отходами. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "Об обращении с отходами"»


СОДЕРЖАНИЕ

 

Право собственности на отходы и сделки с ними

Обязанности юридических лиц, осуществляющих обращение с отходами

Предоставление информации об обращении с отходами

Изменения, обусловленные Декретом № 7

Обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в области обращения с отходами

Хранение и захоронение отходов

Обращение с коммунальными отходами

Перевозка отходов

Ввоз и (или) вывоз отходов

Изменение терминологии

Отчуждение отходов

Классификатор отходов

Медицинские отходы

Нормативы образования отходов

Требования к обращению с отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров, и отходами упаковки

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии С 9 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА ИЗМЕНЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "Об обращении с отходами"»

В Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон) Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "Об обращении с отходами"» (далее - Закон № 186-З) внесены существенные изменения в связи с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7).

Изменения в Законе направлены на совершенствование законодательного регулирования для развития предпринимательской деятельности, обеспечения уменьшения объемов образования отходов, а также создания условий для их максимального использования и исключения вредного воздействия на окружающую среду.

 

справочно

Справочно

Закон № 186-З вступает в силу с 9 декабря 2019 г.

Право собственности на отходы и сделки с ними

Отчуждение отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, разрешается только в целях последующих их подготовки, захоронения, обезвреживания и (или) использования (п.3 ст.3 Закона).

Отчуждение отходов физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, разрешается только в целях их использования. Отчуждение опасных отходов, включенных в перечень опасных отходов, указанный в части второй п.4 ст.3 Закона, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, запрещается (п.31 ст.3 Закона).

Сделки о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь, в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды) по месту их подготовки, временного хранения, захоронения, обезвреживания и (или) использования (п.4 ст.3 Закона).

Обязанности юридических лиц, осуществляющих обращение с отходами

Юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, за исключением микроорганизаций, обязаны:

• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;

• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами (п.2 ст.17 Закона).

В целях экономического стимулирования в области обращения с отходами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами, предусматривается оказание им государственной финансовой поддержки (ст.13 Закона).

Предоставление информации об обращении с отходами

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, а также по запросу граждан, юридических лиц (подп.1.4 п.1 ст.17 Закона).

Изменения, обусловленные Декретом № 7

Отдельные изменения, внесенные в Закон, обусловлены положениями Декрета № 7, которыми с 26 февраля 2018 г. предоставлено право индивидуальным предпринимателям и микроорганизациям:

• не назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

• не разрабатывать (не утверждать) инструкции по обращению с отходами производства;

• не разрабатывать (не утверждать) нормативы образования отходов производства;

• не вести учет отходов и не проводить их инвентаризацию.

Кроме того, согласно подп.4.4 п.4 Декрета № 7 субъекты хозяйствования при наличии товарно-транспортной накладной осуществляют перевозку отходов производства без оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства (за исключением перевозки опасных отходов и грузов, которая осуществляется с соблюдением международных договоров Республики Беларусь).

Обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в области обращения с отходами

В пп.3 и 6 ст.17 Закона установлено, что:

• физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, если для этого юридическими лицами, обслуживающими жилые дома, созданы в соответствии с Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, необходимые условия;

• юридические лица, обслуживающие жилые дома, обязаны создавать условия производителям отходов потребления для выполнения ими требований, установленных Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны обеспечить обезвреживание и (или) использование отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов (подп.1.4 п.1 ст.17 Закона).

Хранение и захоронение отходов

Хранение отходов допускается только в санкционированных местах хранения отходов (п.1 ст.25 Закона).

Пункт 2 ст.25 Закона дополнен нормами по определению санкционированных мест хранения отходов производства для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций с учетом положений Декрета № 7 об отмене необходимости разработки и утверждения инструкций по обращению с отходами производства, в которых указываются такие места хранения, а также определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество их накопления.

Обращение с коммунальными отходами

В Закон внесены изменения, направленные на совершенствование порядка обращения с коммунальными отходами, образующимися в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах.

Согласно действующей редакции Закона отходы, образующиеся в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах, являются коммунальными отходами.

Коммунальные отходы подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с коммунальными отходами, разрабатываемыми и утверждаемыми местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, уполномоченными государственными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор (п.1 ст.19 Закона).

В целях предотвращения образования несанкционированных мест размещения отходов, а также поддержания территорий товариществ и прилегающих к ним территорий в надлежащем состоянии порядок обращения с отходами, образующимися на территории потребительских кооперативов и садоводческих товариществ, включен в схемы обращения с коммунальными отходами на территориях населенных пунктов (внесены соответствующие изменения в ст.8, 19, 21 и 25 Закона).

Для реализации положений и подходов, закрепленных в Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2017 № 567, в части установления единых правил обращения с коммунальными отходами, внесены изменения и дополнение в ст.8, 9 и 19 Закона, предоставляющие полномочия Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды утверждать технический кодекс установившейся практики обращения с коммунальными отходами.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 июля 2020 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.06.2020 № 373 изменено название Национальной стратегии № 567: «Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь».

Перевозка отходов

Ввиду отсутствия целесообразности оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства при вывозе отходов производства за пределы Республики Беларусь в п.2 ст.26 Закона внесено соответствующее дополнение.

Ввоз и (или) вывоз отходов

Ввоз и (или) вывоз физическими лицами опасных отходов в качестве товаров для личного пользования запрещаются (часть третья п.2 ст.27 Закона).

Данная норма вытекает из требования о запрете осуществлять ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоз с таможенной территории ЕАЭС физическими лицами опасных отходов в качестве товаров для личного пользования (п.3 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов (приложение 7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования»)).

Изменение терминологии

Во избежание возникновения неясностей в применяемой терминологии в области обращения с отходами Законом № 186-З осуществлена корректировка определений понятий «вид отходов», «вторичные материальные ресурсы», «инвентаризация отходов», «коммунальные отходы», «обезвреживание отходов», «обращение с отходами», «объекты обезвреживания отходов», «объекты по использованию отходов», «удаление отходов» и «хранение отходов», а также корректировка самого понятия «подготовка отходов к использованию» и его определения в части распространения данного понятия не только на использование отходов.

С учетом замены понятия «подготовка отходов к использованию» на понятие «подготовка отходов» соответствующие корректировки внесены в ст.3, 13 и 25 Закона.

Отчуждение отходов

В действующей редакции Закона отчуждение опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, разрешается только в целях последующего их захоронения, обезвреживания, использования и (или) подготовки их к использованию (ст.3 Закона в редакции от 17.08.2016).

Таким образом, отчуждение опасных отходов в целях хранения не допускается, а неопасных - не запрещено.

Вместе с тем для стимулирования производителей отходов (не только опасных) к обеспечению их использования, обезвреживания и (или) захоронения, а не их миграции отходов от одного субъекта хозяйствования к другому в целях хранения и (или) накопления отходов Закон № 186-З распространил указанную норму на все виды отходов, а не только на опасные.

Поскольку физические лица могут осуществлять ремесленную деятельность и иные виды деятельности, являвшиеся ранее предпринимательской деятельностью (часть четвертая п.1 ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь), произведена корректировка п.31 ст.3 Закона, согласно которой отчуждение отходов физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, разрешается только в целях их использования.

Классификатор отходов

Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. введен в действие общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т.

 

К техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации относятся технические регламенты Республики Беларусь, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты Республики Беларусь, общегосударственные классификаторы Республики Беларусь, технические условия и стандарты организаций (п.1 ст.26 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»).

В целях утверждения классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь, как технического нормативного правового акта в ст.8 и 15 Закона внесены изменения, касающиеся предоставления Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды соответствующих полномочий.

Медицинские отходы

Для урегулирования вопросов, связанных с одними из проблемных видов отходов - медицинскими отходами, Министерству здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды предоставлены полномочия на определение порядка обезвреживания отходов, образовавшихся в результате уничтожения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (изменения внесены в ст.10 и 29 Закона).

Нормативы образования отходов

Изменения внесены в ст.33 Закона в части разработки, утверждения, установления нормативов образования отходов производства, так как процедура установления таких нормативов фактически отсутствовала. В целях более четкого понимания данной нормы слово «устанавливать» заменено словами «разрабатывать и утверждать».

Производители отходов производства обязаны обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, за исключением индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций, а также соблюдение этих нормативов (подп.4.1 п.4 ст.17 Закона).

Требования к обращению с отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров, и отходами упаковки

В ст.20 Закона внесены изменения и дополнения, обусловленные тем, что на отдельные товары, включенные в перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров, а также на ввоз товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, распространяются не только технические нормативные правовые акты в области технического нормирования, но и технические регламенты Таможенного союза и технические регламенты Евразийского экономического союза (данные товары включены в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться ст.20 Закона в ред. Закона от 28.06.2022 № 178-З. Комментарии см. здесь.

 

27.08.2019

 

Николай Лимож, юрист