


Материал помещен в архив
ВОПРОС: С какого момента приобретатель доли (по договору купли-продажи с соблюдением права преимущественной покупки) в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью может реализовывать полномочия в отношении своей доли?
ОТВЕТ: С момента уведомления общества об отчуждении (приобретении) доли (части доли) в уставном фонде.
Участник общества с ограниченной ответственностью вправе продать или иным образом произвести отчуждение своей доли (части доли) в уставном фонде общества одному или нескольким участникам этого общества или самому обществу; отчуждение участником общества с ограниченной ответственностью своей доли (части доли) в уставном фонде общества третьим лицам допускается, если иное не предусмотрено уставом этого общества (ст.97 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах», далее - Закон).
Порядок перехода доли (части доли) в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью к другому лицу определяется уставом этого общества (ст.92 Закона).
Одновременно должны соблюдаться требования законодательства. Так, по общему правилу сделка по отчуждению доли (части доли) участника в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью должна быть совершена в простой письменной форме и соответствовать обязательным для сторон требованиям, установленным законодательством, если требование о ее нотариальной форме не предусмотрено уставом общества или соглашением сторон (ст.101 Закона).
При этом общество с ограниченной ответственностью должно быть письменно уведомлено о состоявшемся отчуждении доли (части доли) участника в уставном фонде общества с представлением доказательств такого отчуждения. Приобретатель доли (части доли) в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью осуществляет права и несет обязанности участника с момента уведомления этого общества об указанном отчуждении.
К приобретателю доли (части доли) участника в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью переходят все права и обязанности участника, реализовавшего свою долю (часть доли) в уставном фонде общества, возникшие до отчуждения указанной доли (части доли), за исключением прав и обязанностей, установленных только такому участнику (ст.101 Закона), в т.ч. право на участие в управлении деятельностью хозяйственного общества (ст.13 Закона).
Таким образом, по факту уведомления общества с ограниченной ответственностью о состоявшемся отчуждении доли (части доли) участника в уставном фонде общества приобретатель доли (части доли) в уставном фонде этого общества осуществляет права и несет обязанности участника с момента уведомления.
В отношениях с третьими лицами, в т.ч. с последующими приобретателями доли в уставном фонде, следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) о том, что изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законодательными актами, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях (п.3 ст.48 ГК). Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Для целей соблюдения законодательства необходимо учитывать, что при изменении состава участников общество с ограниченной ответственностью обязано в 2-месячный срок внести в устав изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации (п.22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1).
Нарушение данной обязанности является основанием для привлечения к административной ответственности по ст.23.64 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за невнесение изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица руководителем, учредителем, участником, собственником имущества юридического лица, а также другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, и (или) непредставление учредительных документов для государственной регистрации в случаях и сроки, установленные законодательством, что влечет наложение штрафа в размере до 50 базовых величин.
В связи с этим полагаем, что распорядительные действия по отчуждению доли в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью могут осуществляться и будут правомерны с момента государственной регистрации изменений и (или) дополнений в устав общества. Хотя надо признать, что интересы третьих лиц, в т.ч. новых приобретателей доли, в любом случае будут защищаться исходя из нормы о том, что юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие государственной регистрации изменений в устав в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений (п.3 ст.48 ГК).
18.11.2013
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь