Пособие от 24.07.2015
Автор: Томкович Р.

Счета нерезидентов в белорусских банках


 

Материал помещен в архив

 

СЧЕТА НЕРЕЗИДЕНТОВ В БЕЛОРУССКИХ БАНКАХ

В целях оптимизации структуры расчетов нерезиденты иногда открывают счета в белорусских банках. Открывают такие счета и представительства иностранных организаций. Распоряжаются указанными счетами, как правило, физические лица, проживающие в Республике Беларусь. Вместе с тем в законодательстве существуют определенные ограничения в части функционирования соответствующих счетов, также отличается определенными особенностями и порядок их открытия.

Понятие «нерезидент» и виды открываемых им счетов

В соответствии с п.8 ст.1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» к нерезидентам относятся:

• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

• организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

• дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

• международные организации, их филиалы и представительства;

• иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.

Нерезидентам могут быть открыты следующие виды счетов в иностранной валюте:

• текущий (расчетный) счет;

• вкладные (депозитные) счета;

• иные счета, установленные законодательством Республики Беларусь.

Субъект валютных операций - нерезидент (кроме банка-нерезидента) открывает в банке в белорусских рублях:

• текущий (расчетный) счет типа «Т»;

• счет типа «С»;

• вкладной (депозитный) счет;

• иные счета, установленные законодательством Республики Беларусь.

Действующее законодательство не определяет, какие документы должен представить в банк нерезидент для открытия счета. Перечень соответствующих документов определяется банком самостоятельно с учетом требований законодательства.

Документы, представляемые в банк

Как правило, для открытия счета в банк представляются следующие документы:

• заявление на открытие счета, подписанное лицом, уполномоченным на открытие счета, с указанием типа счета;

• копия выписки из торгового регистра страны учреждения нерезидента или иного эквивалентного доказательства юридического статуса в соответствии с законодательством страны его учреждения;

• копии устава и (или) учредительного договора (иное эквивалентное доказательство юридического статуса в соответствии с законодательством страны его учреждения), на основании которых действуют юридические лица и индивидуальные предприниматели;

• копия разрешения Министерства иностранных дел Республики Беларусь на открытие представительства (филиала);

• копия положения об обособленном подразделении, иного аналогичного документа (в случае открытия счета типа «Т»);

• карточка с образцами подписей и оттиска печати (в случае, если в банк не представляется нотариально удостоверенная карточка, то банк обычно истребует организационно-распорядительные документы (приказы, протоколы, решения и т. п.) и (или) трудовые (гражданско-правовые) договоры, и (или) доверенности для ознакомления с целью подтверждения полномочий на распоряжение денежными средствами клиента должностных лиц, подписи которых включаются в карточку);

• доверенность клиента либо ее копия, верность которой свидетельствована нотариально, на открытие (переоформление) и (или) закрытие счета, и (или) распоряжение денежными средствами на счете.

Что касается надлежащего оформления (легализации) документов, то данные требования различаются в зависимости от того, в каком государстве совершен (выполнен) соответствующий документ.

Поскольку чаще всего от имени нерезидентов действуют представители на основании доверенности, рассмотрим особенности оформления этого документа.

В данном случае следует руководствоваться требованиями законодательства Республики Беларусь (если доверенность совершена на территории Республики Беларусь) либо правом государства, на территории которого совершена доверенность, и требованиями международных соглашений (если доверенность выдана в ином государстве).

Требования к оформлению документов, происходящих из иных государств, различаются в зависимости от того, в каком государстве совершен (выполнен) соответствующий документ. Общим правилом является необходимость легализации документов, выдаваемых за границей дипломатическими или (и) консульскими службами Республики Беларусь.

Для документов, выдаваемых в государствах - участниках Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (заключена в г. Гааге 05.10.1961) (далее - Гаагская конвенция) (участниками Гаагской конвенции являются: Аргентина, Австралия, Австрия, Андорра, Антигуа и Барбуда, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Багамские острова, Барбадос, Белиза, Ботсвана, Бруней, Венгрия, Венесуэла, Великобритания, Германия, Греция, Гренада, Испания, Италия, Ирландия, Кипр, Колумбия, Лесото, Либерия, Люксембург, Мавритания, Малави, Мальта, Македония, Маршалловы острова, Мексика, Назерленд, Намибия, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Португалия, Румыния, Сальвадор, Самоа, Сент-Луис, Сан-Марино, Свазиленд, Сейшельские острова, Словакия, Словения, Суринам, США, Тонга, Тринидад и Тобаго, Турция, Чешская Республика, Фиджи, Франция, Эстония, Югославия, Южно-Африканская Республика, Япония), легализация не требуется.

На документах, выдаваемых в указанных странах, компетентным органом соответствующего государства проставляется апостиль, который удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае - подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом. Однако отметим, что документы, выдаваемые в указанных государствах, могут быть легализованы и в общеустановленном порядке, то есть не только путем проставления апостиля.

Необходимо учитывать, что Гаагская конвенция определяет возможность удостоверения путем проставления апостиля официальных документов. В ст.1 Гаагской конвенции установлено, что понимается под официальными документами для ее целей. Коммерческие договоры и иные документы, которые имеют прямое отношение к коммерческой или таможенной операции, в этот перечень не входят. Проставление апостиля на исковых заявлениях, контрактах, таможенных и платежных документах согласно порядку, установленному Гаагской конвенцией, не предусматривается.

Как отмечено в п.17 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2011 № 21 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц», доверенность удостоверяется апостилем исходя из содержания п.б) части второй ст.1 Гаагской конвенции как административный документ.

В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) 7 октября 2002 г. в г. Кишиневе была подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее - Конвенция от 07.10.2002) (ее участниками являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан).

В отношениях с государствами, которые не являются участниками Конвенции от 07.10.2002, применяется Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в г. Минске 22 января 1993 г. (далее - Конвенция от 22.01.1993) (ее участниками являются Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина).

В соответствии со ст.12 Конвенции от 07.10.2002 документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон выданы или засвидетельствованы компетентным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях всех других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения. Статьей 43 Конвенции от 07.10.2002 определено, что форма и срок действия доверенности определяются по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой она выдана. Такая доверенность с нотариально заверенным переводом на язык договаривающейся стороны, на территории которой она будет использоваться, либо на русский язык принимается на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения.

Документы, которые на территории одного из договаривающихся государств изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территории других договаривающихся сторон без какого либо специального удостоверения (ст.13 Конвенции от 22.01.1993).

Форма и срок действия доверенности определяются по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой выдана доверенность (ст.40 Конвенции от 22.01.1993).

Республикой Беларусь был также подписан ряд двусторонних соглашений о правовой помощи.

При этом требования к документам в данных соглашениях несколько различаются (см. таблицу):

 

Наименование государства, с которым заключено соглашение о правовой помощи, дата подписания договора Требования к документам, происходящим из соответствующего государства
Договор между Республикой Беларусь и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам
(подписан 14 сентября 2000 г., вступил в силу 17 октября 2001 г.)
Документы, составленные и заверенные компетентным органом одной из договаривающихся сторон в соответствии с установленной формой, подписанные правомочным лицом этого органа и скрепленные печатью, имеют на территории другой договаривающейся стороны доказательную силу без необходимости их легализации. Это же правило действует в отношении копий и переводов документов, которые удостоверил компетентный орган (ст.11)
Договор между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам
(подписан 11 января 1993 г., вступил в силу 29 ноября 1993 г.)
Документы, которые составлены или засвидетельствованы судом или другим компетентным учреждением одной договаривающейся стороны, действительны при наличии официальной печати соответствующего компетентного учреждения этой договаривающейся стороны. В таком виде они могут приниматься судом или другим компетентным учреждением другой договаривающейся стороны без легализации (ст.28)
Договор между Республикой Беларусь и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам
(подписан 26 октября 1994 г., вступил в силу 30 июля 1995 г.)
Документы, составленные и заверенные компетентным органом одной из договаривающихся сторон в соответствии с установленной формой, подписанные правомочным лицом этого органа и скрепленные гербовой печатью, имеют на территории другой договаривающейся стороны доказательную силу без необходимости их легализации. Это же правило действует в отношении копий и переводов документов, которые удостоверил компетентный орган (ст.11)
Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам
(подписан 21 февраля 1994 г., вступил в силу 18 июня 1995 г.)
Документы, которые были на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или удостоверены учреждением либо официальным лицом (переводчиком, экспертом и т. п.) в пределах их компетенции, по установленной форме и которые были удостоверены гербовой печатью, принимаются на территории другой договаривающейся стороны без какого-либо иного удостоверения (ст.13)
Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам
(подписан 20 октября 1992 г., вступил в силу 13 июля 1993 г.)  
Документы, которые были на территории одной из договаривающихся сторон сделаны или засвидетельствованы судом либо официальным лицом (постоянным переводчиком, экспертом и т. п.) в пределах их компетенции, по установленной форме и которые были засвидетельствованы печатью с изображением Государственного герба, принимаются на территории другой договаривающейся стороны (ст.13)
Договор между Финляндской Республикой и СССР о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам
(подписан 11 августа 1978 г.)
Документы, передаваемые договаривающимися сторонами друг другу в связи с оказанием правовой помощи, принимаются без легализации (ст.11)
Примечание. Договор между Финляндской Республикой и Союзом Советских Социалистических Республик о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам вступил в силу для Республики Беларусь с 1 марта 1994 г. (признана правопреемственность Республики Беларусь в отношении указанного договора постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 11.03.1994 № 2845-XII)
Договор между Республикой Беларусь и Республикой Болгария о правовой помощи по гражданским делам
(подписан 21 февраля 2007 г., вступил в силу 30 декабря 2007 г.)  
Документы, составленные и заверенные в соответствии с установленной формой компетентным органом одной договаривающейся стороны, подписанные правомочным лицом этого органа и скрепленные гербовой (официальной) печатью, имеют на территории другой договаривающейся стороны доказательную силу без необходимости их легализации. Это же правило действует в отношении копий и переводов документов, которые удостоверил компетентный орган.
Документы, считающиеся на территории одной договаривающейся стороны официальными, признаются такими же на территории другой договаривающейся стороны и освобождаются от легализации или других аналогичных формальностей (ст.11)
Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам
(подписан 15 июля 1958 г.)
Документы, которые были на территории одной договаривающейся стороны изготовлены, составлены или засвидетельствованы ее органом или официальным лицом в пределах их компетенции и к которым приложена гербовая печать, принимаются на территории другой договаривающейся стороны без легализации (ст.14)
Примечание. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 01.11.2002 № 140-З «О правопреемстве Республики Беларусь в отношении некоторых международных договоров о правовой помощи» (далее - Закон № 140-З) документ признан обязательным для Республики Беларусь
Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам
(подписан 28 ноября 1984 г.)
Документы, которые на территории одной договаривающейся стороны составлены или засвидетельствованы компетентными учреждениями по установленной форме, принимаются на территории другой договаривающейся стороны без легализации. Это относится также к документам граждан, подпись которых засвидетельствована по правилам, действующим на территории соответствующей договаривающейся стороны (ст.11)
Примечание. В соответствии с Законом № 140-З документ признан обязательным для Республики Беларусь
Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам
(подписан 12 августа 1982 г.)
Документы, которые на территории одной договаривающейся стороны изготовлены или засвидетельствованы учреждением юстиции или иным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции, по установленной форме и которые скреплены официальной печатью, принимаются на территории другой договаривающейся стороны без какого-либо иного удостоверения. Это относится также к документам граждан, подпись которых засвидетельствована по правилам, действующим на территории соответствующей договаривающейся стороны (ст.11)
Примечание. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 27.06.2007 № 245-З «О правопреемстве Республики Беларусь в отношении Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» документ признан обязательным для Республики Беларусь
Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам
(подписан 12 августа 1982 г.)
Документы, которые на территории одной договаривающейся стороны изготовлены или засвидетельствованы учреждением юстиции или иным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции, по установленной форме и которые скреплены официальной печатью, принимаются на территории другой договаривающейся стороны без какого-либо иного удостоверения. Это относится также к документам граждан, подпись которых засвидетельствована по правилам, действующим на территории соответствующей договаривающейся стороны (ст.11)
Примечание. Согласно п.3 Перечня международных договоров между бывшим Союзом Советских Социалистических Республик и бывшей Чешской и Словацкой Федеративной Республикой, которые остаются в силе в отношениях между Республикой Беларусь и Чешской Республикой, ратифицированного Законом Республики Беларусь от 01.11.2002 № 142-З «О ратификации Протокола между Республикой Беларусь и Чешской Республикой об урегулировании вопросов правопреемства в отношении международных договоров между бывшим Союзом Советских Социалистических Республик и бывшей Чешской и Словацкой Федеративной Республикой»
Договор между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Иран о правовой помощи по гражданским и уголовным делам
Иран (подписан 7 ноября 2006 г.)
Документы, которые составлены на территории одной стороны и подписаны и скреплены гербовой печатью учреждениями юстиции или в пределах их компетенции другими уполномоченными лицами, включая официального переводчика или эксперта, принимаются и признаются на территории другой стороны без какого-либо специального удостоверения.
Документы, которые на территории одной стороны рассматриваются как официальные, признаются на территории другой стороны в качестве официальных документов (ст.13)
Договор между Республикой Беларусь и Республикой Сербия о правовой помощи по гражданским и уголовным делам
(подписан 12 марта 2013 г.)  
Официальные документы, составленные или изданные судом или иным компетентным органом одной договаривающейся стороны и удостоверенные подписью и официальной (служебной) печатью, не требуют дальнейшего заверения для использования в органах другой договаривающейся стороны. Также не требуется дальнейшего заверения личных документов, заверенных судом или иным компетентным органом.
Приведенные выше положения распространяются и на копии официальных или личных документов, заверенных судом или иным компетентным органом (ст.25)
Договор между Республикой Беларусь и Турецкой Республикой о правовой помощи по гражданским, хозяйственным и уголовным делам
(подписан 13 марта 2012 г.)  
Документы, составленные, изданные или заверенные и скрепленные официальной печатью на территории одной договаривающейся стороны, или их удостоверенные копии не подлежат легализации на территории другой договаривающейся стороны.
Документы, составленные компетентными органами одной договаривающейся стороны, имеют такую же доказательную силу на территории другой договаривающейся стороны (ст.14)

 

Как видим, к документам, исходящим из этих государств, по общему правилу применяются нормы, аналогичные установленным для государств СНГ (не требуется легализация, проставление апостиля, но документы должны быть переведены на русский (белорусский) язык, а перевод - нотариально удостоверен).

Порядок функционирования счетов нерезидентов

Перечень операций, которые могут осуществляться по счетам нерезидентов, зависит от вида открытого счета. Основные ограничения, установленные законодательством, касаются снятия наличных со счета.

Текущий (расчетный) счет в иностранной валюте открывается субъектом валютных операций - нерезидентом (кроме банка-нерезидента) непосредственно либо его представительством (филиалом).

Операции по текущему (расчетному) счету в иностранной валюте субъекта валютных операций - нерезидента осуществляются без ограничений по видам операций (в том числе по валютно-обменным операциям, связанным с покупкой-продажей иностранной валюты в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь (далее - Нацбанк)).

Операции по счетам в иностранной валюте субъекты валютных операций - нерезиденты (кроме банков-нерезидентов, дипломатических и иных официальных представительств, консульских учреждений иностранных государств, а также представительств международных организаций) проводят в безналичном порядке, за исключением внесения (снятия) наличной иностранной валюты в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Порядок использования наличной иностранной валюты (зачисления ее на счет и снятия со счета) определен Инструкцией о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2007 № 1 (далее - Инструкция № 1).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2019 г. Инструкция № 1 на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2018 № 612 утратила силу. С указанной даты нормы, регламентирующие использование наличных денежных средств при проведении валютных операций, содержатся в Правилах проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72.

 

Согласно п.4 указанного нормативного правового акта наличная иностранная валюта может приниматься в кассу субъекта валютных операций, вноситься в кассу банка, в котором открыт счет субъекта валютных операций, или в кассу иного банка.

Наличная иностранная валюта, принятая в кассу субъекта валютных операций, по общему правилу, подлежит обязательной сдаче в кассу банка. Наличная валюта, внесенная в кассу банка (филиала, отделения), в котором открыт счет субъекта валютных операций, либо в кассу структурных подразделений указанного банка (филиала, отделения), подлежит зачислению на этот счет в порядке, предусмотренном законодательством. Если наличная валюта внесена в кассу банка (филиала, отделения), в котором не открыт счет субъекта валютных операций, либо в кассу структурных подразделений такого банка (филиала, отделения), она подлежит переводу на счет субъекта валютных операций в соответствии с нормативными правовыми актами Нацбанка, регламентирующими порядок проведения кредитовых переводов без открытия счета в банке-отправителе.

Представительства (филиалы) нерезидентов (кроме дипломатических и иных официальных представительств, консульских учреждений) праве использовать наличную иностранную валюту по валютным операциям:

• с субъектами валютных операций, имеющими право на принятие наличной иностранной валюты от субъектов валютных операций - нерезидентов на территории Республики Беларусь в соответствии с валютным законодательством либо разрешением Нацбанка, в сумме не более 50 000 долл. США в эквиваленте в течение календарного года. В таком случае документами, служащими основанием для снятия, являются разрешение Нацбанка либо акт валютного законодательства, предусматривающий правомерность использования наличной иностранной валюты;

• с физическими лицами в случаях, когда валютным законодательством разрешено использование иностранной валюты по данным валютным операциям (в том числе при выплате заработной платы работникам, оплате расходов, связанных со служебными командировками работников за пределы Республики Беларусь).

В данном случае (кроме выплаты заработной платы работникам и оплаты расходов, связанных со служебными командировками работников за пределы Республики Беларусь), документами, служащими основанием для снятия, являются:

- при снятии наличной иностранной валюты для расчетов по валютным операциям, совершаемым в рамках гражданско-правовых сделок, - документ, подтверждающий заключение соответствующей сделки (кроме случаев, когда в соответствии с законодательством заключения договора в письменной форме не требуется);

- при снятии наличной иностранной валюты для использования по иным валютным операциям - документы, являющиеся основанием для осуществления данных валютных операций;

• на иные цели при наличии разрешения Нацбанка либо в случаях, установленных актами валютного законодательства. Документом, служащим основанием для снятия, является разрешение Нацбанка либо акт валютного законодательства, предусматривающий правомерность использования наличной иностранной валюты.

Текущий (расчетный) счет типа «Т» субъект валютных операций - нерезидент открывает только на имя своего представительства (филиала).

Операции по текущему (расчетному) счету типа «Т» субъект валютных операций - нерезидент осуществляет без ограничений по видам операций (в том числе по валютно-обменным операциям, связанным с покупкой-продажей иностранной валюты в порядке, установленном Нацбанком).

Операции по текущим (расчетным) счетам типа «Т» субъекты валютных операций - нерезиденты (кроме банков-нерезидентов) производят в безналичном порядке, за исключением случаев, определенных законодательством.

Внесение (снятие) наличных белорусских рублей на текущий (расчетный) счет типа «Т» (с текущего (расчетного) счета типа «Т») субъекта валютных операций - нерезидента осуществляется в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Соответствующий порядок определен Инструкцией № 1, а также рядом других нормативных правовых актов.

Субъекты валютных операций - нерезиденты вправе принимать наличные белорусские рубли, поступающие:

• по валютным операциям с субъектами валютных операций в пределах сумм и в случаях, определенных порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 (далее - Порядок расчетов), а также иными актами валютного законодательства;

• по валютным операциям с физическими лицами в случаях, когда законодательством разрешено использование белорусских рублей по таким валютным операциям.

Внесение наличных белорусских рублей на текущий (расчетный) счет субъекта валютных операций - нерезидента осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Нацбанка для юридических лиц - резидентов.

Субъекты валютных операций - нерезиденты вправе использовать наличные белорусские рубли на следующие цели:

• для проведения валютных операций с субъектами валютных операций в пределах сумм и в случаях, определенных порядком, а также иными актами валютного законодательства;

• для проведения валютных операций с физическими лицами в случаях, когда законодательством разрешено использование белорусских рублей по данным валютным операциям.

Снятие наличных белорусских рублей с текущего (расчетного) счета субъекта валютных операций - нерезидента осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Нацбанка для юридических лиц - резидентов.

Пунктом 4 Порядка расчетов установлено, что расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь осуществляются в белорусских рублях наличными денежными средствами в порядке, в том числе размерах, определяемых Нацбанком.

В Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107 (далее - Инструкция № 107), указано, что она устанавливает единый порядок ведения кассовых операций и порядок расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июня 2019 г. действует Инструкция о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 117.

 

Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями и субъектами валютных операций - нерезидентами, в том числе не открывшими счета в банках, а также расчеты наличными деньгами между субъектами валютных операций - нерезидентами, в том числе не открывшими счета в банках, осуществляются в порядке и размерах, установленных Инструкцией № 107.

Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями за товары (работы, услуги), а также по иным обязательственным правоотношениям осуществляются на территории Республики Беларусь в порядке и размерах, установленных Инструкцией № 107.

Указанные расчеты должны осуществляться при соблюдении очередности платежей, установленной п.2 Порядка расчетов.

По общему правилу, юридическое лицо, его обособленное подразделение, индивидуальный предприниматель независимо от наличия у него текущего (расчетного) банковского счета осуществляет расчеты наличными деньгами с другими юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь, в том числе путем внесения наличных денег непосредственно в кассы банков с последующим зачислением их на текущие (расчетные) банковские счета получателей, в общей сумме не более 100 базовых величин на протяжении одного дня.

Количество юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, с которыми юридическое лицо, его обособленное подразделение, индивидуальный предприниматель проводят расчеты наличными деньгами в общей сумме не более предельно допустимого размера расчетов, не ограничивается.

Расчеты наличными деньгами по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды осуществляются без ограничения размеров как для плательщика, так и для получателя.

Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь проводятся за счет следующих источников:

• наличные деньги, полученные с текущих (расчетных) банковских счетов, счетов клиентов, к которым выданы корпоративные (личные) дебетовые карточки;

• наличные деньги, поступившие в кассу юридического лица, обособленного подразделения, индивидуального предпринимателя;

• личные денежные средства физических лиц, используемые в интересах юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, с которыми указанные физические лица состоят в трудовых отношениях.

Счет типа «С» может быть открыт юридическому лицу-нерезиденту или на имя его представительства (филиала).

Инвестирование денежных средств субъектами валютных операций - нерезидентами в краткосрочные облигации Нацбанка и (или) государственные ценные бумаги Республики Беларусь осуществляется только со счетов типа «С».

Операции по текущим (расчетным) счетам типа «Т», счетам типа «С» субъекты валютных операций - нерезиденты (кроме банков-нерезидентов) производят в безналичном порядке, за исключением случаев, определенных законодательством.

Внесение (снятие) наличных белорусских рублей на счет (со счета) типа «С» субъекта валютных операций - нерезидента запрещается.

 

24.07.2015

 

Роман Томкович, юрист