


Материал помещен в архив


Сделки с лжепредпринимательскими структурами: алгоритм избежания административной ответственности
Лжепредпринимательство
С использованием лжепредпринимательских структур совершаются:
• уклонение от уплаты налогов;
• хищение бюджетных средств;
• легализация преступных доходов;
• незаконная предпринимательская деятельность и иные преступления.
Одно из направлений контрольной деятельности в Республике Беларусь - это выявление субъектов хозяйствования, занимающихся лжепредпринимательской деятельностью, так называемых лжеструктур.
![]() |
Справочно Лжепредпринимательство - государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя либо создание или приобретение юридического лица (доли в уставном фонде юридического лица) на имя подставного лица (лиц) либо без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность (п.1 ст.234 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК)).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 июля 2019 г. ст.234 УК исключена Законом от 09.01.2019 № 171-З. |
Такие субъекты включаются в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее - Реестр). Основания для включения в Реестр установлены в подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 апреля 2019 г. Указ № 488 и ниженазванный подп.1.1 п.1 Указа № 14 утратили силу Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151. Законодательные нормы, направленные на обеспечение полноты уплаты налогов, закреплены в Налоговом кодексе Республики Беларусь. |
Таким образом, законодательством созданы условия для плательщиков налогов, позволяющие им самостоятельно контролировать возможные последствия заключаемых сделок путем оперативного отслеживания рисков в деятельности контрагентов и корректировки при необходимости налоговых обязательств.
С 23 апреля 2016 г. действует механизм самостоятельного налогообложения субъектами хозяйствования сделок с лицами, включенными в Реестр по предписанию органов финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее - орган финансовых расследований) (подп.1.1 п.1, п.4 Указа Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов»).
Признание не имеющими юридической силы первичных учетных документов по сделкам с лжеструктурами
Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (п.1 ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»
Для целей налогообложения факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. При этом первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции (часть первая подп.1.10 п.1 Указа № 488).
Как правило, сделки с лжеструктурами носят фиктивный (бестоварный) характер. Однако их, как правило, оформляют первичными учетными документами и отражают в учете с целью минимизации налоговых обязательств (для подтверждения объема затрат с последующим уменьшением налогооблагаемой прибыли или уменьшением за счет налоговых вычетов общей суммы НДС).
![]() |
Справочно Проверить принадлежность контрагенту бланков ТТН-1, ТН-2 несложно: информацию о них, датах реализации, а также о признании бланков недействительными любое заинтересованное лицо может получить здесь. |
Но даже при условии соблюдения формы, требований к содержанию первичного учетного документа, установлении факта принадлежности бланков второй стороне сделки и их действительности документ могут признать не имеющим юридической силы.
Первичный документ признается не имеющим юридической силы только при наличии доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции (часть вторая подп.1.10 п.1 Указа № 488).
Такими доказательствами могут быть:
• отсутствие самого факта существования товара, его отгрузки, перевозки, факта реального выполнения работ и т. д.;
• неучастие лиц, поименованных в первичном учетном документе (например, перевозчик, грузоотправитель), в обороте товара и т. д.
Например, при опровержении факта выполнения работ доказательствами могут быть отсутствие на предприятии специальной техники для выполнения определенных работ, работников в штате, способных выполнить такие работы, либо непривлечение третьих лиц для их выполнения, опрос сотрудников организации с целью неподтверждения факта выполнения работ или оказания услуг и т. д.
![]() |
Обратите внимание! Первичный учетный документ признается не имеющим юридической силы не потому, что составлен с субъектом хозяйствования, включенным в Реестр, а в случае наличия доказательств, опровергающих факт совершения хозяйственной операции, оформленной таким документом. |
Неправильно оформленный первичный учетный документ, в том числе в силу технико-юридических ошибок при оформлении (например, заполнены не все реквизиты, допущена ошибка в фамилии и инициалах ответственных лиц), по мнению автора, также не может служить основанием для признания хозяйственной операции недействительной.
Таким образом, контролирующими органами должны быть собраны доказательства, подтверждающие факт того, что хозяйственная операция является фиктивной и в действительности не имела места, а первичные учетные документы, составленные по факту ее осуществления в соответствии с требованиями ст.10 Закона № 57-З для целей отражения такой хозяйственной операции в бухгалтерском и, как следствие, в налоговом учете, - первичными учетными документами, не имеющими юридической силы.
Получение предписания органа финансовых расследований
При наличии информации и документов, подтверждающих совершение субъектом предпринимательской деятельности, включенным в Реестр, правонарушения в экономической сфере либо использование этого субъекта в совершении такого правонарушения в отношении субъекта, Департамент финансовых расследований составляет заключение.
В нем в том числе указывает, что оформленные с участием данного субъекта первичные учетные документы для целей налогообложения не имеют юридической силы (абзац 5 части второй подп.1.121 п.1 Указа № 488). Организации же, совершавшей сделку (сделки) с субъектом, в отношении которого составлено заключение, выносится предписание.
Предписание должно содержать (часть вторая подп.1.122 п.1 Указа № 488):
• указание на соответствующее заключение;
• первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции с субъектом предпринимательской деятельности, совершенные в период, указанный в заключении;
• требования:
- исчислить и уплатить в полном объеме налоги (сборы, пошлины) по совершенным сделкам с лжепредпринимательской структурой по указанным в предписании первичным учетным документам. Порядок налогообложения хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами, изложен в подп.1.11 п.1 Указа № 488;
- представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями;
- информировать орган финансовых расследований о принятых мерах с приложением подтверждающих документов в течение 20 рабочих дней со дня получения предписания.
Предписание вручается под подпись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю либо его представителю (часть третья подп.1.122 п.1 Указа № 488).
![]() |
Справочно Под представителем субъекта предпринимательской деятельности понимается руководитель юридического лица (его обособленного подразделения), ИП, работник проверяемого субъекта или иное лицо, уполномоченные в установленном законодательством порядке представлять интересы субъекта предпринимательской деятельности. |
Таким образом, организации предоставляется возможность в добровольном порядке уплатить налоги по сделкам с недобросовестным контрагентом за период, указанный в предписании.
Действия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при получении предписания органа финансовых расследований и их последствия
Схема
Действия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при получении предписания органа финансовых расследований и их последствия
Получение предписания органа финансовых расследований Комитета государственного контроля (подп.1.122 п.1 Указа № 488) | |||||||||||||||||||||||||||||||
▼ | ▼ | ▼ | |||||||||||||||||||||||||||||
Варианты действий: | 1. Исполнить все указанное в предписании (часть третья подп.1.12 п.1 Указа № 488) | 2. Подать возражения на предписание (часть первая подп.1.123 п.1 Указа № 488) | 3. Проигнорировать предписание | ||||||||||||||||||||||||||||
▼ | ▼ | ||||||||||||||||||||||||||||||
Срок | 20 рабочих дней со дня получения предписания (абзац 4 части второй подп.1.122, часть первая подп.1.123 п.1 Указа № 488) | ||||||||||||||||||||||||||||||
▼ | ▼ | ▼ | ▼ | ||||||||||||||||||||||||||||
Исчислить и уплатить налоги (абзац 2 части второй подп.1.122 п.1 Указа № 488) | Предписание утрачивает силу (часть вторая подп.1.123 п.1 Указа № 488) | ||||||||||||||||||||||||||||||
▼ | ▼ | ▼ | |||||||||||||||||||||||||||||
Представить в налоговый орган уточненные декларации (абзац 3 части второй подп.1.122 п.1 Указа № 488) | |||||||||||||||||||||||||||||||
▼ | ▼ | ▼ | ▼ | ▼ | |||||||||||||||||||||||||||
Информировать орган финансовых расследований (абзац 4 части второй подп.1.122 п.1 Указа № 488) | Проверка контролирующего органа (подп.1.124 п.1 Указа № 488) | ||||||||||||||||||||||||||||||
▼ | ▼ | ||||||||||||||||||||||||||||||
Признание первичного учетного документа, которым оформлена сделка с лжеструктурой, не имеющим юридической силы (часть вторая подп.1.10 п.1 Указа № 488) | |||||||||||||||||||||||||||||||
▼ | ▼ | ▼ | ▼ | ▼ | |||||||||||||||||||||||||||
Последствия | Избежание административной, ответственности (часть 21 примечаний к ст.13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)) | Привлечение к административной, уголовной ответственности (ст.13.6 КоАП; ст.243 УК) |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует новый КоАП от 06.01.2021 № 91-З (далее - КоАП-2021). Следует руководствоваться частью 3 примечаний к ст.14.4 Кодекса-2021. Комментарий см. здесь. С 19 июня 2021 г. ст.243 УК изложена в новой редакции Законом от 26.05.2021 № 112-З. |
![]() |
Обратите внимание! Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны по предписанию органа финансовых расследований осуществить налогообложение хозяйственных операций с субъектом лжепредпринимательской деятельности (часть третья подп.1.12 п.1 Указа № 488). |
Ответственность за неисполнение предписания
Если плательщик не исполнил предписание и не подал возражений на него, он может быть привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа.
![]() |
Справочно За неисполнение или ненадлежащее, несвоевременное исполнение предписания должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до 20 БВ (ст.23.1 КоАП).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) об устранении нарушений, о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, об изъятии (отзыве из обращения) опасной продукции, вынесенного в соответствии с законодательным актом уполномоченным должностным лицом государственного органа (организации), либо неинформирование государственного органа (организации) в установленный срок об исполнении такого требования (предписания) влекут наложение штрафа в размере до 20 БВ (ст.24.1 КоАП-2021). Комментарии см. здесь. |
Организация, исполнившая предписание в установленный срок, освобождается от штрафа за неуплату и неполную уплату налогов (часть 21 примечаний к ст.13.6 КоАП). При этом должностные лица юридического лица, в обязанности которых входит обеспечение налогового учета, от административной ответственности за неуплату и неполную уплату налогов, а также (при определенных условиях) от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов не освобождаются (ст.13.6 КоАП; ст.243 УК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. ответственность за неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины), платежа, взимаемого таможенными органами предусмотрена в ст.14.4 КоАП-2021. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Обратите внимание! Субъекты хозяйствования вправе до начала проверки осуществить налогообложение хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами (часть вторая подп.1.12 п.1 Указа № 488). В таком случае административная ответственность к ним не применяется (абзац 3 части 2 примечаний к ст.13.6 КоАП).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. следует руководствоваться абзацем 3 части 2 примечаний к ст.14.4 КоАП-2021. Комментарий см. здесь. |
Данная норма дает субъектам хозяйствования право, соблюдая изложенную в Указе № 488 методику, самостоятельно устранить последствия незаконной минимизации налоговых обязательств, уплатить соответствующие налоги в бюджет и избежать штрафов и иных санкций, связанных с неуплатой налогов.
25.08.2017
Галина Агапова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»
По этой теме также см.:
Реализация комиссионером товара, полученного от комитента-лжепредпринимателя: добровольное исполнение налоговых обязательств.