


Материал помещен в архив
СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)
В настоящее время все больше родителей при определении образовательного маршрута ребенка интересуются способами образования, альтернативными традиционной школьной классно-урочной системе.
Данный материал посвящен вопросам возможности получения образования преимущественно в семье.
![]() |
Справочно Право родителей дать ребенку начальное, базовое, среднее образование в семье впервые в Беларуси было декларировано в 2002 году с принятием Закона Республики Беларусь от 19.03.2002 № 95-З, изложившим Закон Республики Беларусь от 29.10.1991 № 1202-XII «Об образовании в Республике Беларусь» в новой редакции. Возможность получения семейного образования просуществовала более 7 лет и в 2009 году была отменена (Закон Республики Беларусь от 09.11.2009 № 51-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования»). |
Обязательность образования
Вопрос 1: Обязательно ли ребенок-дошкольник должен посещать детский сад для получения дошкольного образования?
Ответ: Нет, не обязательно.
Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципе обязательности общего базового образования (подп.1.5 п.1 ст.2 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс)).
Общее базовое образование включает в себя:
• начальное образование (I-IV классы);
• базовое образование (V-IX классы) (п.3 ст.152 Кодекса).
Освоение содержания образовательной программы базового образования является обязательным (часть третья п.5 ст.152 Кодекса).
Законодательство об образовании не устанавливает обязательности получения дошкольного образования в дошкольных учреждениях.
Следовательно, ребенок может воспитываться в семье до достижения им школьного возраста и принятия решения законными представителями ребенка о возрасте оформления в школу.
Формы получения образования
Вопрос 2: Какие формы образования есть в Республике Беларусь? Существует ли дистанционное образование в общеобразовательной школе?
Ответ: Образование в Республике Беларусь может быть получено в очной, заочной формах получения образования и в форме соискательства (п.1 ст.17 Кодекса).
Формы получения образования | ||||
Очная форма - обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых учреждением образования | Дневная форма - вид очной формы получения образования, когда получение образования является основным видом занятости обучающегося | |||
Вечерняя форма - вид очной формы получения образования, когда получение образования сочетается, как правило, с иным видом занятости обучающегося | ||||
Заочная форма - обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации, организуемых учреждением образования | Дистанционная форма - вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий | |||
Соискательство - обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение обучающимся содержания образовательной программы, его личное участие только в аттестации, организуемой учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования | ||||
![]() |
Обратите внимание! Образовательные программы начального и базового образования реализуются в дневной форме получения образования. |
Образовательная программа среднего образования (IX-XII классы) реализуется в очной и заочной формах получения образования. Образовательная программа среднего образования в вечерней и заочной формах получения образования реализуется только в вечерних школах, вечерних классах (п.2 ст.153 Кодекса).
Обучение по индивидуальному учебному плану
Вопрос 3: Семья желает обучать ребенка дома.
Существует ли в Республике Беларусь такая возможность семейного обучения, как в России?
Ответ: Законодательство Республики Беларусь не содержит понятия «семейное образование».
Возможность обучения ребенка преимущественно в семье реализуется путем обучения по индивидуальному учебному плану. Именно обучение по индивидуальному учебному плану подразумевают, когда говорят о семейном образовании в Беларуси.
Право обучения по индивидуальному учебному плану является одним из основных прав обучающихся (подп.1.5 п.1 ст.31 Кодекса).
Вопрос 4: Индивидуальный учебный план - это форма образования?
Ответ: Нет.
Обучение по индивидуальному учебному плану не является особой формой образования.
Индивидуальный учебный план - это вид учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования (подп.2.4 п.2 ст.167 Кодекса).
Он разрабатывается на основе учебного плана учреждения образования и утверждается его руководителем (п.6 ст.167 Кодекса).
Вопрос 5: Кто может обучаться в школе по индивидуальному учебному плану?
Ответ: Для обучения по индивидуальному учебному плану необходимо наличие одного из предусмотренных частью первой п.6 ст.167 Кодекса оснований:
1) одаренность и талант учащегося;
2) уважительных причин, не позволяющих учащимся постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию.
![]() |
Обратите внимание! Законодательство не содержит перечня обстоятельств, которые могут быть уважительными при решении вопроса о предоставлении возможности обучения по индивидуальному учебному плану. |
В данном случае можно опираться на основания, перечисленные председателем Комитета по образованию Минского горисполкома в пояснении, данном агентству «Минск-Новости» 05.05.2015 в статье «Домашнее образование - мнение и опыт минчан»
Среди них:
• частое отсутствие ребенка в стране в силу семейных обстоятельств;
• частое отсутствие, командировки родителей;
• профессиональные занятия спортом, музыкой, балетом, театром (участие в выездных соревнованиях, концертах, спектаклях);
• многодетная семья с маленьким ребенком (у родителей не получается вовремя приводить ребенка в школу и забирать его после занятий);
• частые болезни ребенка.
В любом случае степень уважительности той или иной причины оценивается директором учреждения образования индивидуально.
Вопрос 6: Как документально оформить обучение по индивидуальному учебному плану?
Ответ: Процесс оформления обучения по индивидуальному учебному плану состоит из следующих этапов:
1) подача учащимся (его законным представителем) заявления на имя руководителя учреждения образования с указанием оснований для оформления обучения по индивидуальному учебному плану (часть первая п.70 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (далее - Положение № 283)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 декабря 2019 г. часть первая п.70 Положения № 283 изложена в новой редакции постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.12.2019 № 180 (далее - постановление № 180): «Для вырашэння пытання аб арганiзацыi адукацыйнага працэсу iндывiдуальна ў адпаведнасцi з iндывiдуальным вучэбным планам вучань (законны прадстаўнiк непаўналетняга вучня) падае заяву з указаннем прычыны на iмя кiраўнiка ўстановы адукацыi. Да заявы вучань (законны прадстаўнiк непаўналетняга вучня) прадастаўляе дакументы, якiя могуць служыць пацвярджэннем iнфармацыi, выкладзенай у заяве»; |
2) принятие руководителем учреждения образования решения об организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом или решения об отказе в организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом (часть вторая п.70 Положения № 283).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 декабря 2019 г. часть вторая п.70 Положения № 283 изложена в новой редакции постановлением № 180: «Рашэнне аб арганiзацыi адукацыйнага працэсу iндывiдуальна ў адпаведнасцi з iндывiдуальным вучэбным планам (аб адмове ў арганiзацыi адукацыйнага працэсу iндывiдуальна ў адпаведнасцi з iндывiдуальным вучэбным планам) кiраўнiк установы адукацыi прымае на падставе вынiкаў разгляду дадзенага пытання на педагагiчным савеце на працягу дваццацi каляндарных дзён з дня падачы заявы вучнем (законным прадстаўнiком непаўналетняга вучня)». |
Срок - 10 календарных дней с момента подачи заявления учащимся;
3) принятие учреждением образования решения о сроках и формах проведения аттестации, которое доводится до ведома учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) в письменной форме (п.71 Положения № 283).
Срок - 5 дней с момента принятия положительного решения об организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом.
Приведем примерную форму заявления для оформления обучения по индивидуальному учебному плану.
Директору СШ № 300 Васильеву А.А. Иванова И.И., проживающего по адресу: г. Минск, ул. Новая, 1-1 |
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу оформить в 2019/2020 учебном году моего сына Иванова А.И. на обучение по индивидуальному учебному плану в связи с частыми командировками родителей и невозможностью временно посещать учебные занятия и проходить в установленные сроки аттестацию.
Дата | Подпись |
Таким образом, для оформления обучения по индивидуальному учебному плану необходимо:
1. Наличие оснований для обучения по индивидуальному плану | ||||
| ||||
2. Заявление на имя директора школы с изложением причин обучения по индивидуальному плану | ||||
| ||||
3. Принятие решения директором школы - в течение 10 дней с момента направления заявления | ||||
| ||||
4. Принятие решения о сроках и формах аттестации и доведение их до учащегося - в течение 5 дней с момента принятия положительного решения |
Вопрос 7: Может ли учащийся, обучающийся по индивидуальному учебному плану, посещать занятия в школе?
Ответ: Учащийся, который обучается в соответствии с индивидуальным учебным планом, числится в списках учащихся учреждения образования (п.72 Положения № 283). Он обладает правами учащегося, в частности правом пользоваться учебниками и учебными пособиями (ст.39 Кодекса), льготного проезда в общественном транспорте.
![]() |
Обратите внимание! Учащийся по индивидуальному учебному плану вправе посещать учебные занятия. Данное право обусловлено содержанием норм Положения № 283. |
При организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом учащийся может осваивать самостоятельно содержание осваиваемой им образовательной программы общего среднего образования частично либо полностью (часть вторая п.69 Положения № 283).
Таким образом, учащийся может, но не обязан осваивать содержание образовательной программы самостоятельно. Кроме того, осваивать он может как частично, так и полностью. И эти возможности предоставляются как раз в рамках индивидуального учебного плана.
Если учащийся решил самостоятельно осваивать программу частично, то оставшуюся ее часть он имеет право осваивать в школе. Это право прямо вытекает из п.69 Положения № 283, так как других возможностей для получения образования, кроме как в школе, законодательство Республики Беларусь не предусматривает.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 декабря 2019 г. в часть первую п.69 Положения № 283 внесены дополнения постановлением № 180. Дополнения не повлияли на суть материала. |
Индивидуальный учебный план дает широкие возможности для организации процесса обучения. Учащийся может использовать обучающие онлайн-платформы, посещать занятия по отдельным дисциплинам, организованные при музеях, в обучающих центрах, иных учреждениях дополнительного образования.
Вопрос 8: Вправе ли школа прервать обучение по индивидуальному учебному плану в течение учебного года?
Ответ: Прекращение обучения по индивидуальному учебному плану по инициативе учреждения образования возможно только в случае получения годовой отметки 0 (ноль) по одному из предметов (абзац 3 п.73 Положения № 283).
Отметка 0 баллов выставляется в случае отсутствия у учащегося результатов учебной деятельности в образовательном процессе (п.5 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 (далее - Правила № 38)).
Отметки от 1 до 10 баллов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)» являются положительными (п.7 ст.165 Кодекса, абзац 2 п.4 Правил № 38).
Учащимся I и II классов отметки не выставляются. Аттестация учащихся I и II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся (п.10 Правил № 38).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2021 г. п.10 Правил № 38 исключен постановлением Минобразования от 11.08.2021 № 170. |
В течение учебного года прекратить обучение по индивидуальному плану по инициативе школы нельзя независимо от результатов прохождения промежуточных аттестаций.
Приведем основания прекращения обучения по индивидуальному плану в виде схемы.
Прекращение обучения по индивидуальному плану | ||||||
|
| |||||
По заявлению учащегося |
По решению учреждения образования | |||||
| ||||||
Годовая отметка 0 (ноль) по одному из предметов по результатам аттестации |
Получение образования на дому
Вопрос 9: Что такое надомное обучение? Как его оформить?
Ответ: Законодательство Республики Беларусь не содержит терминов «домашнее» или «надомное» обучение.
При употреблении данных формулировок подразумевают возможность получения образования на дому, определенную подп.1.2 п.1 ст.158 Кодекса.
Получение общего среднего образования на дому предусмотрено исключительно для учащихся, которые не могут посещать учреждения образования временно или постоянно по медицинским показаниям (п.1 ст.160 Кодекса).
Перечень медицинских показаний для получения общего среднего, профессионально-технического, специального образования и дополнительного образования взрослых на дому установлен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26.05.2011 № 44.
Образовательный процесс при обучении на дому организуется школой по месту жительства (или месту обучения) учащегося (п.4 Инструкции о порядке организации получения общего среднего образования на дому, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.08.2011 № 250 (далее - Инструкция № 250)).
Процесс оформления получения образования на дому состоит из следующих этапов (пп.5-7, 11 Инструкции № 250):
1) учащийся (его законный представитель) подает в учреждение образования по месту жительства (месту обучения):
- заявление;
- заключение врачебно-консультационной комиссии;
2) учреждение образования направляет документы, поданные учащимся, в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту расположения учреждения образования для принятия решения об организации обучения на дому;
3) учреждение образования информирует учащегося (его законного представителя) о принятом отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа решении;
4) учреждение образования составляет расписание занятий. Расписание составляется на основании учебного плана с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, согласовывается с учащимся (его законным представителем) и утверждается руководителем государственного учреждения образования.
Обучение учащегося на дому осуществляется педагогическими работниками, которые назначаются приказом руководителя (п.8 Инструкции № 250).
Приведем сравнительную характеристику домашнего обучения и обучения по индивидуальному плану.
Критерий сравнения | Обучение на дому | Обучение по индивидуальному плану |
Основания | Медицинские показания | Одаренность учащихся, иные уважительные причины |
Орган принятия решения | Управление (отдел) образования | Руководитель учреждения образования |
Место обучения | Место жительства учащегося | Место жительства учащегося, учреждения дополнительного образования, школа |
Кем осуществляется обучение | Педагогами учреждения образования | Учащимся самостоятельно, в учреждениях дополнительного образования, школе, онлайн |
![]() |
Обратите внимание! Обучение на дому не тождественно обучению по индивидуальному учебному плану. |
Обучение за пределами Республики Беларусь
Вопрос 10: Можно ли направить ребенка на обучение в школу иностранного государства? Нужно ли представлять какие-либо документы белорусской стороне?
Ответ: Да, можно.
Направление детей, не достигших возраста 14 лет, на обучение за границу возможно при условии совместного пребывания с законными представителями (п.2 Положения о порядке направления несовершеннолетних на обучение в учреждения образования иностранных государств, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2008 № 33 (далее - Положение № 33)).
Исключение составляют случаи:
• заключения договора об обучении и содержании ребенка в период обучения за границей между учреждением образования иностранного государства и родителями (усыновителями);
• направления на обучение на срок менее 30 дней в составе организованной группы с сопровождающим лицом.
Родитель (усыновитель), выезжающий вместе с ребенком за пределы Республики Беларусь, информирует учреждение образования, в котором обучается ребенок, о прекращении им обучения в связи с выездом (часть вторая п.20 Положения № 33).
При направлении детей на обучение за границу родителями (усыновителями) они отчисляются из учреждения образования Республики Беларусь (п.3 Положения № 33).
При отчислении учреждение образования выдает родителю учащегося:
• справку об обучении (п.7 ст.79 Кодекса, пп.16, 22 Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления учащихся, получающих общее среднее образование, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2013 № 55);
• личную карточку учащегося (п.322 перечня документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования и по делам молодежи, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, с указанием сроков хранения, установленного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 52).
![]() |
Обратите внимание! При установлении в процессе осуществления учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, факта обучения ребенка за границей учреждение образования запрашивает у родителей (усыновителей) документы, подтверждающие данный факт (часть первая п.19 Положения № 33). Название и форма конкретных документов, которые могут подтвердить факт обучения ребенка за границей, законодательством не установлены. |
В случае отказа родителей от представления указанных документов учреждение образования инициирует рассмотрение вопросов участия родителей в воспитании ребенка и реализации его права на образование на заседании комиссии по делам несовершеннолетних (часть вторая п.19 Положения № 33).
Таким образом, алгоритм действий при прекращении обучения в связи с выездом следующий.
1. Родитель | ||||
Информирование школы о прекращении обучения в связи с выездом | ||||
| ||||
2. Школа | ||||
Издание приказа об отчислении по собственному желанию учащегося | ||||
| ||||
3. Школа | ||||
Выдача (в трехдневный срок после издания приказа): - справки об обучении - личной карточки учащегося |
29.03.2019
Светлана Зубрицкая, юрист