


Материал помещен в архив
СЕРТИФИКАТ НАЦИОНАЛЬНОГО ГАРАНТА: ОСОБЕННОСТИ ЗАПОЛНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Комментарий к постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 21.03.2016 № 7
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2019 г. действует постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 29.04.2019 № 21 «О документе, подтверждающем принятие таможенным органом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов». |
С 1 июля 2016 г. вступили в силу дополнения и изменения, внесенные в постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.10.2014 № 53 «О некоторых вопросах представления и использования сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов» (далее - постановление № 53) постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 21.03.2016 № 7.
Новации коснулись особенностей заполнения и использования сертификатов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - сертификат), представляемых к регистрации поручителями перед таможенными органами (далее - поручитель), признанными в установленном порядке национальными гарантами обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - национальный гарант).
При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сертификат может использоваться многократно
Сертификат используется в качестве документа, подтверждающего предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (ст.114 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»). Форма, порядок и случаи использования указанного сертификата определены постановлением № 53.
С 1 июля 2016 г. сертификат используется при таможенном декларировании товаров, выпуск которых осуществляет таможенный орган Республики Беларусь, в том числе в случае, когда уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается поручительством.
Институт национального гаранта введен в законодательство Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2015 № 325 «О национальном гаранте обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов» (далее - Указ № 325). Указом № 325 определены критерии, при соответствии которым поручитель перед таможенными органами может быть признан национальным гарантом.
![]() |
Справочно Национальным гарантом может быть признан поручитель при условии соответствия одновременно следующим критериям: • является акционером, имеющим более 50 % акций банка, включенного в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей; • осуществляет взаимодействие на условиях заключенного гражданского договора с государственной организацией, включенной в реестр таможенных представителей и имеющей опыт работы в качестве поручителя не менее 8 лет; • представил гарантии надлежащего исполнения своих обязательств перед таможенными органами банковской гарантией банка, включенного в реестр, указанный в абзаце 2 подп.1.2 п.1 Указа № 325, и (или) денежными средствами на сумму не менее 220 млн долл. США; • не имеет на день подачи в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь заявления о признании национальным гарантом: - не исполненной в установленные сроки обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей и указанных пошлин; - задолженности по уплате иных налогов, сборов (пошлин) и пеней.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 августа 2021 г. подп.1.2 п.1 Указа № 325 изложен в новой редакции Указом от 20.08.2021 № 318. |
Поскольку национальный гарант, прежде всего, поручитель перед таможенными органами, декларанты, использующие поручительство в качестве способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, должны представить при таможенном декларировании сертификат.
Одной из новаций, внесенных в постановление № 53, является возможность представления национальным гарантом для регистрации сертификата, который может быть использован многократно при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Раздел 3 такого сертификата заполняется с учетом следующих особенностей:
• в нем не указываются номера коммерческих, транспортных (перевозочных) документов, а также наименование таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров;
• указываются сведения обо всех декларантах таможенной процедуры таможенного транзита, которые могут осуществлять таможенное декларирование товаров с использованием в качестве документа, подтверждающего предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, сертификат.
![]() |
Обратите внимание! Многократно сертификат может быть использован декларантами, указанными в разделе 3 сертификата, только после его регистрации. Регистрация сертификата осуществляется в таможенном органе, с которым национальный гарант заключил договор поручительства. Национальный гарант - поручитель самостоятельно представляет сертификат в таможенный орган для регистрации. |
Представление сертификата для регистрации в течение всего срока действия договора поручительства, заключенного с национальным гарантом, - одна из особенностей, предусмотренных для данного вида сертификата.
Национальный гарант представляет для регистрации сертификат, который может использоваться многократно, как в письменной форме, так и в виде электронного документа. Таможенный орган должен:
• осуществить регистрацию сертификата не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем его представления в таможенный орган для регистрации;
• проинформировать национального гаранта о регистрационном номере сертификата.
У национального гаранта появилась возможность вносить изменения в зарегистрированный сертификат
До внесения изменений в постановление № 53 было установлено, что в зарегистрированный сертификат могут быть внесены изменения только путем представления в таможенный орган нового сертификата. При этом ранее зарегистрированный сертификат погашался с использованием программных средств таможенных органов как неиспользованный.
С 1 июля 2016 г. национальный гарант вправе внести изменения в зарегистрированный сертификат. Однако это возможно при одновременном выполнении следующих условий:
• сертификат должен быть представлен в виде электронного документа;
• сертификат используется многократно при помещении товаров под таможенный транзит;
• изменению подлежат только те сведения, которые содержатся в разделе 3 зарегистрированного сертификата (то есть сведения о декларантах таможенной процедуры таможенного транзита).
Для внесения изменений в зарегистрированный сертификат национальный гарант направляет в таможенный орган посредством электронного обмена сертификат в виде электронного документа с указанием сведений, не претерпевших изменений, а также измененных сведений. Такой документ получил название корректирующего сертификата. При этом в корректирующем сертификате указывается регистрационный номер предшествующего сертификата, в который вносятся изменения, а в случае внесения изменений в зарегистрированный сертификат, в который ранее были внесены изменения, регистрационный номер последнего корректирующего сертификата.
Регистрация представленного корректирующего сертификата осуществляется в порядке, установленном постановлением № 53 для регистрации сертификата, представленного в виде электронного документа.
Изменился срок использования сертификата для декларантов
Дополнения и изменения, внесенные в постановление № 53, коснулись также вопросов использования сертификатов.
Так, с 1 июля 2016 г. начнет действовать норма, предусматривающая, что сертификат, который используется многократно, может быть использован декларантами, указанными в разделе 3 сертификата, в течение всего срока действия договора поручительства, заключенного с национальным гарантом. При этом расторжение договора поручительства с национальным гарантом приведет к невозможности использования декларантами зарегистрированного сертификата.
![]() |
Справочно Сертификат, за исключением сертификата, который может использоваться многократно, может быть использован декларантом в течение 1 месяца со дня его регистрации. |
Следует обратить внимание на следующую особенность. Сертификат, который может использоваться многократно, представляется при таможенном декларировании товаров, если таможенные операции от имени и по поручению декларанта совершаются таможенным представителем, являющимся государственной организацией, указанной в абзаце 3 подп.1.2 п.1 Указа № 325.
Речь идет о государственной организации, с которой:
1) национальный гарант осуществляет взаимодействие на условиях заключенного гражданского договора;
2) которая включена в реестр таможенных представителей и имеет опыт работы в качестве поручителя не менее 8 лет.
Как видим, внесенные в постановление № 53 дополнения и изменения усовершенствовали законодательство в области поручительства. Поручитель, признанный национальным гарантом, регистрирует в виде электронного документа один сертификат, который может использоваться многократно. При этом декларанты таможенной процедуры таможенного транзита, указанные в разделе 3 такого сертификата, имеют возможность многократно использовать указанный сертификат при таможенном декларировании. Сертификат, который используется многократно, дает преимущества:
• для поручителя - исключается необходимость обращения в таможенный орган для регистрации сертификатов, используемых для одной перевозки, и последующей передачи зарегистрированных сертификатов декларантам;
• для декларанта - отсутствует необходимость поиска поручителя на каждую перевозку товаров и не требуется представления сертификата при таможенном декларировании товаров.
04.07.2016
Людмила Дрозд, эксперт по вопросам обеспечения исполнения налогового обязательства