Пособие от 31.05.2017
Автор: Гудель И.

Система менеджмента качества: цели и задачи


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью стратегии является отыскание такого пути,
который требует наименьшего расхода времени и энергии
и дает возможность достичь наибольшего успеха…

Брайан Трейси

 

ISO 9001 - это самый популярный в мире стандарт, на базе которого создается система менеджмента качества (СМК) в организации и затем проводится ее сертификация.

 

справочно

Справочно

ISO (International Organization for Standardization) - Международная организация по стандартизации.

 

ISO 9001 входит в серию стандартов ISO 9000 - это международные стандарты, описывающие требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий. Особенность стандартов ISO 9000 в том, что они применимы к любым предприятиям и организациям, независимо от их размера, формы собственности и сферы деятельности.

Стандарты ISO 9001 были приняты более чем 190 странами мира. Большая часть из них - в качестве национальных стандартов.

Система менеджмента качества  - это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству (согласно стандарту ISO 9001).

Система менеджмента качества - это система, создаваемая в организации для формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей. Она, как и любая система, характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними. Система менеджмента качества организации - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления политики в области качества (планирование, управление, обеспечение и улучшение).

Менеджмент качества - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Управление качеством - часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Отличие менеджмента качества от управления качеством заключается в том, что менеджмент качества является понятием более объемным и включает в себя такие области как:

• планирование качества;

• управление качеством;

• обеспечение качества;

• улучшение качества.

На сегодня порядок разработки и внедрения СМК в Республике Беларусь регулируется государственными стандартами на системы менеджмента качества старой и новой версии:

 


Старая версия государственного стандарта на системы менеджмента качества:   Новая версия государственного стандарта на системы менеджмента качества:
   
   
Государственный стандарт СТБ ISO 9000-2006 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/187193/284411)
и СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования»
(http://tnpa.by/#!/DocumentCard/224508/322002)
  Государственный стандарт СТБ ISO 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/344997/469258)
и СТБ ISO 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования»
(http://tnpa.by/#!/DocumentCard/344998/469260)
   
   
Указанные государственные стандарты действуют до 15 сентября 2018 г. (приложение 7 к постановлению Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.12.2015 № 58).
Действия сертификатов соответствия требованиям СТБ ISO 9001-2009 будут ограничены вышеупомянутой датой.
Вновь выдаваемые сертификаты соответствия требованиям СТБ ISO 9001-2009 будут действовать до 15 сентября 2018 г.
















  Указанные государственные стандарты введены в действие с 1 марта 2016 г. (приложение 7 к постановлению Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.12.2015 № 58).
Государственный стандарт СТБ ISO 9000-2015 заменяет СТБ ИСО 9000-2006 и содержит основные положения и термины, связанные с системой менеджмента качества. Он является основой для других стандартов ISO на системы менеджмента качества и во многих из них используется в качестве нормативного ссылочного документа.
Разработкой стандарта ISO 9001 занимается ISO/ТС 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества». Впервые ISO 9001 вышел в 1987 году, и с этого момента его популярность неуклонно росла. Среднее время «жизни» ISO 9001 составляет 7 лет, поэтому выход новой версии в 2015 году был плановым и предсказуемым событием.
Государственный стандарт СТБ ISO 9001-2015 заменил СТБ ISO 9001-2009, он представляет собой технический пересмотр предыдущего издания, осуществленный посредством принятия новой последовательности разделов, адаптации пересмотренных принципов менеджмента качества и новых концепций

 

Для создания системы менеджмента качества в организации требуется стратегическое решение ее высшего руководства.

Цель системы менеджмента качества: достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, руководителей организации и общества в целом.

Задачи системы менеджмента качества: постоянное улучшение качества посредством использования цикла PDCA (цикл Деминга), состоящего из:

• планирования;

• действия;

• анализа;

• корректировки (устранение причин несоответствия, а не просто коррекция полученных результатов).

Функционирующая СМК в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001-2009, СТБ ISO 9001-2015 позволяет организациям:

• создать мотивированную систему управления;

• обеспечить постоянное совершенствование системы управления;

• повысить эффективность работы за счет сокращения дублирующихся процессов;

• снизить производственные затраты, потери от брака и рекламаций;

• повысить качество производимой продукции и оказываемых услуг за счет своевременного контроля, наладки процессов, соблюдения требований стандартов в течение всего цикла работ;

• минимизировать риски нештатных ситуаций;

• повысить общую культуру производства.  

 

31.05.2017

 

Инна Гудель, инженер 1-й категории отдела сертификации систем менеджмента закрытого акционерного общества «Технический институт сертификации и испытаний»