Пособие от 17.06.2013
Автор: Дедюля А.

Система производственного контроля строительных организаций


 

Материал помещен в архив

 

СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В настоящее время Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450, отменено лицензирование деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей.

При этом отмена лицензирования не означает, что строительные организации могут производить строительно-монтажные работы как угодно.

В Республике Беларусь действуют технические нормативные правовые акты (далее - ТНПА), которыми должны руководствоваться в своей деятельности строительные организации.

В соответствии с техническим кодексом установившейся практики «Организация строительного производства» (ТКП 45-1.03-161-2009 (02250)) (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=242245&UrlIDGLOBAL=339866), утвержденным приказом Минстройархитектуры РБ от 07.12.2009 № 396, контроль качества строительно-монтажных работ должен осуществляться линейным персоналом и специальными службами, создаваемыми в строительной организации и оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую точность, достоверность и полноту контроля.

 

Справочно

До 1 мая 2011 г. большинство строительных организаций создавали испытательные подразделения и проводили оценку их технической компетентности в соответствии с техническим кодексом установившейся практики 45-1.01-47-2006 (02250) «Оценка технической компетентности испытательных подразделений. Основные положения и порядок проведения», утвержденным приказом Минстройархитектуры РБ от 28.06.2006 № 168 (далее - ТКП 45-1.01-47-2006).

С 1 мая 2011 г. ТКП 45-1.01-47-2006 не применяется.

 

В соответствии с приказом Минстройархитектуры РБ от 07.12.2010 № 476 взамен ТКП 45-1.01-47-2006 утвержден и введен в действие с 1 мая 2011 г. технический кодекс установившейся практики «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения» (ТКП 45-1.01-221-2010 (02250)) (далее - ТКП 45-1.01-221-2010) (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=259645).

Правовое регулирование оценки производственного контроля

Рассмотрим более подробно основные положения ТКП 45-1.01-221-2010 и порядок проведения оценки производственного контроля.

В ТКП 45-1.01-221-2010 установлены основные положения и порядок проведения оценки системы производственного контроля при производстве строительных материалов и изделий и выполнении работ и услуг в строительстве.

 

Обратите внимание!

В соответствии с п.4.1 ТКП 45-1.01-221-2010 организации, осуществляющие деятельность в области строительства, должны иметь систему производственного контроля, прошедшую процедуру ее оценки и тем самым подтверждающие свою способность проводить контроль качества и гарантировать безопасность продукции в строительстве в соответствии с требованиями ТНПА.

 

Оценка системы производственного контроля распространяется и на проектные организации.

В ТКП 45-1.01-221-2010 установлено, что для поддержания и функционирования системы производственного контроля организация должна иметь структурные подразделения, проводящие контроль качества продукции (испытательную лабораторию, отдел технического контроля, отдел качества, службу контроля качества и т.д.), или отдельных должностных лиц (не менее 2 человек, работающих на постоянной основе), уполномоченных руководством организации на проведение контроля качества продукции в строительстве.

Однако не все строительные организации могут назначать для контроля качества работ в строительстве отдельных должностных лиц без создания структурного подразделения (службы контроля качества).

Согласно п.7.7 ТКП 45-1.01-221-2010 для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей допускается приказом возлагать проведение контроля продукции в строительстве на конкретных должностных лиц, которые должны иметь должностные инструкции с указанием их функций, прав, обязанностей, ответственности в части правил проведения контроля, порядка проведения контроля и взаимодействия с другими должностными лицами.

При этом должны быть установлены:

• порядок управления документацией и записями, средствами испытаний и контроля;

• порядок подготовки и повышения квалификации персонала;

• порядок проведения внутреннего аудита и устранения выявленных несоответствий;

• порядок разработки и проведения корректирующих и предупреждающих действий;

• порядок рассмотрения претензий.

 

Обратите внимание!

В ТКП 45-1.01-221-2010 не содержится термина «малое предприятие».

 

Закон РБ от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» содержит лишь понятие малой организации. В соответствии со ст.3 данного Закона малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

Согласно п.3 ТКП 45-1.01-221-2010 в нем применяются термины, установленные в техническом регламенте Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2009 № 1748 (далее - ТР 2009/013/BY), техническом кодексе установившейся практики 5.3.13-2007* «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация работ (услуг) в строительстве. Порядок проведения», утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 29.12.2007 № 67 (далее - ТКП 5.3.13-2007) http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=203340&UrlIDGLOBAL=300741, ГОСТ 16504.

В соответствии с п.3.5 ТКП 5.3.13-2007* под малым предприятием понимается юридическое лицо, выполняющее работы в строительстве и имеющее численный состав сотрудников не более 15 человек.

 

Обратите внимание!

Если строительная организация имеет численный состав сотрудников не более 15 человек, допускается приказом руководителя организации возлагать проведение контроля продукции в строительстве на конкретных должностных лиц (не менее 2 человек, работающих на постоянной основе).

 

В соответствии с ТКП 45-1.01-221-2010 система производственного контроля включает в себя:

• персонал, проводящий контроль качества продукции;

• необходимые средства контроля;

• производственные условия (помещения, транспорт, связь и т.д.);

• технические нормативные правовые акты на методы контроля качества продукции и требования к продукции;

• документы системы управления качеством.

Цели оценки системы производственного контроля:

• выполнение основополагающих требований ТР 2009/013/BY;

• обеспечение возможности достижения требуемых показателей качества выпускаемых строительных материалов и изделий и выполняемых работ в строительстве;

• обеспечение единства и достоверности результатов контроля;

• получение объективной оценки качества продукции в строительстве;

• обеспечение гарантии качества продукции в строительстве.

Задачи оценки системы производственного контроля:

• установление соответствия средств контроля, квалификации персонала, осуществляющего контроль качества продукции в строительстве, требованиям ТНПА;

• оценка условий, гарантирующих единство и достоверность результатов контроля качества продукции в строительстве.

Участники работ по оценке системы производственного контроля: Министерство архитектуры и строительства РБ (далее - Минстройархитектуры РБ), базовая организация, организации по оценке системы производственного контроля и заявитель на оценку системы производственного контроля.

Организации, уполномоченные выдавать свидетельство об оценке системы производственного контроля

В ТКП 45-1.01-221-2010 не содержится требований к базовой организации, которая теперь координирует работы по оценке системы производственного контроля.

Согласно подп.4.9 ТКП 45-1.01-221-2010 оценку системы производственного контроля проводят назначаемые Минстройархитектуры РБ организации по оценке системы производственного контроля.

Свидетельство о технической компетентности выдается в соответствии с п.3.26 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156, следующими уполномоченными организациями:

• научно-проектно-производственным республиканским унитарным предприятием «Стройтехнорм»;

• научно-исследовательским республиканским унитарным предприятием «Институт БелНИИС»;

• научно-исследовательским республиканским унитарным предприятием «НИИСМ»;

• инженерным республиканским унитарным предприятием «Белстройцентр»;

• республиканским дочерним унитарным научно-испытательным предприятием «Сертис» инженерного республиканского унитарного предприятия «Белстройцентр»;

• республиканским дочерним унитарным предприятием «Белорусский дорожный научно-исследовательский институт «БелдорНИИ»;

• республиканское унитарное предприятия «Минсктиппроект»;

• республиканским унитарным предприятием «Белорусский институт строительного проектирования» Управления делами Президента РБ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2014 г. следует руководствоваться п.3.26 перечня № 156 в редакции постановления Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 296. Республиканское унитарное предприятие «Минсктиппроект» исключено из перечня организаций, которыми выдается свидетельство о технической компетентности. В указанный перечень добавлены республиканское унитарное предприятие «СтройМедиаПроект», открытое акционерное общество «Стройкомплекс».

 

Справочно

С перечнем и контактной информацией об органах по сертификации работ (услуг) в области строительства можно ознакомиться на сайте республиканского унитарного предприятия (далее - РУП) «Стройтехнорм» http://www.stn.by/page.php?p=67.

 

Согласно подп.4.10 ТКП 45-1.01-221-2010 положительная оценка системы производственного контроля организации подтверждается свидетельством о технической компетентности (свидетельством).

Срок действия свидетельства - 5 лет.

 

Справочно

С перечнем свидетельств о технической компетентности систем производственного контроля организаций можно ознакомиться на сайте РУП «Белстройцентр» http://rcuk.bsc.by/ip.

 

Организация, осуществляющая деятельность в области строительства, может иметь одно свидетельство о технической компетентности.

Недопустимо проведение оценки системы производственного контроля в нескольких организациях по оценке системы производственного контроля.

Требования к системе производственного контроля

Система производственного контроля должна обеспечивать контроль продукции в строительстве на всех стадиях ее производства путем проведения входного, операционного и приемочного контроля.

Входной контроль продукции в строительстве должен проводиться в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1306-2002 «Строительство. Входной контроль продукции. Основные положения» (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=124887).

Порядок проведения и объем операционного и приемочного контроля должны соответствовать требованиям ТНПА и плану контроля организации.

Система производственного контроля должна соответствовать государственному стандарту Республики Беларусь СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (http://tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=190886&UrlIDGLOBAL=288148) в части технических требований:

• к методам испытаний и подтверждению их правильности;

• оборудованию;

• отбору проб;

• погрузочно-разгрузочным операциям и транспортированию образцов для испытаний.

Функционирование системы производственного контроля в соответствии с ТКП 45-1.01-221-2010 и другими техническими нормативными правовыми актами организация подтверждает наличие:

организационной структуры, обеспечивающей проведение контроля качества продукции;

плана контроля, утвержденного руководителем организации;

средств контроля, удовлетворяющих требованиям ТНПА к методам контроля;

фонда ТНПА и технологической документации на продукцию в строительстве, методов контроля;

персонала, имеющего профессиональное образование (высшее или среднее техническое в области строительства); подготовку и опыт работы в области строительства, проведения испытаний и контроля качества продукции в строительстве и метрологического обеспечения производства;

• сертификатов компетентности в соответствии с требованиями технического кодекса установившейся практики (ТКП 5.1.19-2009 (03220)) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация компетентности персонала в строительстве. Порядок проведения», утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 22.12.2009 № 71 (далее - ТКП 5.1.19-2009 (03220)), подтверждающих профессиональную компетентность персонала или аттестованных специалистов в установленном законодательством Республики Беларусь порядке;

помещений, соответствующих требованиям ТНПА;

• условий проведения испытаний и контроля, соответствующих требованиям ТНПА;

системы регистрации результатов контроля.

 

Справочно

Примерный перечень расходов при получении свидетельства об оценке системы производственного контроля на дату написания настоящего материала:

1. Приобретение ТНПА - зависит от количества заявляемых на оценку строительно-монтажных работ. Стоимость одного ТНПА составит сумму около 100 000 бел.руб. Программа «Стройдокумент» - от 1 255 870 бел.руб. (http://www.stn.by/page.php?p=29)

2. Приобретение средств контроля и измерений - от 2 000 000 бел.руб. При этом допускается 2 средства измерения иметь на праве аренды или безвозмездного пользования.

3. Приобретение и установка лицензионного программного обеспечения для составления проектов (для проектных организаций) - от 5 000 000 бел.руб.

4. Услуги органа (организации) по оценке экспертом технической компетентности системы производственного контроля - 800 000 бел.руб. за каждый заявляемый вид работ, но не более суммы около 5 700 000 бел.руб. за все работы.

 

Здесь необходимо отметить 2 важных момента. Первый - в ТКП 45-1.01-221-2010 отсутствует норма о необходимости для персонала организации иметь опыт работы в области строительства, проведения испытаний и контроля качества продукции в строительстве и метрологического обеспечения производства не менее 1 года. Данное условие ранее содержалось в ТКП 45-1.01-47-2006.

И второй - обязанность для организации в обязательном порядке иметь либо сертификаты компетентности в соответствии с требованиями ТКП 5.1.19-2009 (03220), подтверждающие профессиональную компетентность персонала, либо специалистов, аттестованных в установленном законодательством РБ порядке.

Аттестация руководителей и специалистов в области строительства осуществляется в соответствии с Инструкцией о профессиональной аттестации специалистов в области строительства, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 22.04.2003 № 11.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 мая 2014 г. постановление № 11 на основании постановления Минстройархитектуры РБ от 07.04.2014 № 22 утратило силу. Следует руководствоваться Положением об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 21.03.2014 № 252.

 

Входящие в систему производственного контроля структурные подразделения (при наличии) должны иметь:

• положение о структурном подразделении, входящем в систему производственного контроля, и порядок взаимодействия с другими подразделениями системы;

• должностные инструкции на каждого специалиста.

При этом ТКП 45-1.01-221-2010 не содержит обязанности структурных подразделений иметь графики поверки применяемых средств измерений и аттестации испытательного оборудования, рабочие чертежи и технологическую документацию на испытываемую продукцию, инструкции по эксплуатации или паспорта на средства испытаний, журналы (протоколы) результатов испытаний.

Положение о структурном подразделении, входящем в систему производственного контроля, должно содержать:

• функции, права, обязанности и ответственность подразделения;

• порядок управления документацией и записями;

• порядок управления средствами контроля;

• порядок работы с другими подразделениями;

• порядок подготовки и повышения квалификации персонала;

• порядок проведения внутреннего аудита;

• порядок устранения выявленных несоответствий;

• порядок разработки и проведения корректирующих и предупреждающих действий;

• порядок рассмотрения претензий;

• другие положения, отражающие специфические особенности функционирования подразделения (порядок отбора проб, порядок проведения погрузочно-разгрузочных работ и др.).

Положение о структурном подразделении должно быть утверждено руководителем организации, в состав которой входит подразделение. Положение о структурном подразделении должно периодически (не реже 1 раза в 3 года) быть проверено и актуализировано руководителем подразделения.

 

Обратите внимание!

Согласно подп.7.8 ТКП 45-1.01-221-2010 при наличии у заявителя сертифицированной системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000 система производственного контроля может быть описана и регламентирована документами системы менеджмента качества.

Порядок оценки системы производственного контроля

Оценка системы производственного контроля включает выполнение следующих процедур:

рассмотрение заявок на проведение оценки системы производственного контроля и экспертизу прилагаемых к ним документов;

принятие решения о проведении работ по оценке системы производственного контроля;

проверку системы производственного контроля;

• оформление и выдачу свидетельств;

• инспекционный контроль.

Заявитель направляет в организацию по оценке системы производственного контроля заявку по форме в соответствии с приложением «В» к ТКП 45-1.01-221-2010 и документы по формам в соответствии с приложениями «Г», «Д» и «Е» к ТКП 45-1.01-221-2010.

 

Справочно

На сайте РУП «Стройтехнорм» по адресу http://www.stn.by/page.php?p=25 размещены примеры заполнения:

• заявки на оценку системы производственного контроля при производстве строительных материалов;

• заявки на оценку системы производственного контроля при производстве строительно-монтажных работ;

• условий в производственных помещениях;

• перечня специалистов, проводящих испытания (контроль);

• организационной структуры системы производственного контроля;

• технических требований к продукции, режимы испытаний (контроля), средства испытаний;

• паспорта системы производственного контроля;

• сведений о средствах измерений (СИ).

 

При необходимости по требованию организации по оценке системы производственного контроля могут быть представлены дополнительные документы, отражающие специфические стороны деятельности заявителя.

Организация по оценке системы производственного контроля в течение 10 дней со дня получения заявки рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности проведения работ по оценке системы производственного контроля, информирует заявителя и оформляет договор на проведение работ.

Экспертизу документов допускается проводить непосредственно у заявителя при оценке системы производственного контроля.

Организация по оценке системы производственного контроля определяет сроки проведения работ и назначает специалистов для проведения оценки системы производственного контроля.

При оценке системы производственного контроля проводят оценку каждого структурного подразделения и каждого должностного лица, которые входят в систему производственного контроля.

При оценке системы производственного контроля проверяются:

• обеспеченность ТНПА, технологической документацией и ее соответствие требованиям технических кодексов установившейся практики ТКП 45-1.01-144-2009 (02250) «Технологическая документация при изготовлении строительных материалов и изделий. Порядок разработки, согласования и утверждения», утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 03.08.2009 № 251 (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=234549&UrlIDGLOBAL=332121), и ТКП 45-1.01-159-2009 (02250) «Строительство. Технологическая документация при производстве строительно-монтажных работ. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения технологических карт», утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 30.09.2009 № 324 (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=238043&UrlIDGLOBAL=335654);

• наличие и ведение фонда ТНПА: порядок комплектования, актуализации, внесения изменений, дополнений и поправок, учета и хранения фонда ТНПА;

• наличие средств измерений, испытательного и вспомогательного оборудования, соответствующего требованиям ТНПА на продукцию и методы контроля;

• система управления состоянием средств измерений и испытательного оборудования, в т.ч. организация поверки, аттестации и калибровки средств измерений и испытательного оборудования согласно требованиям СТБ 8003-93 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения», (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=19523), СТБ 8014-2000 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Калибровка средств измерений. Организация и порядок проведения» (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=84641&UrlIDGLOBAL=84641);

• соответствие монтажа и условий эксплуатации средств измерений и испытательного оборудования требованиям эксплуатационной документации;

• правильность оформления результатов контроля;

• контроль за обеспечением условий окружающей среды в помещениях и их соответствие требованиям действующих санитарных норм и ТНПА на методы испытаний продукции в строительстве;

• состав и квалификация персонала, проводящего контроль, организация обучения и повышения квалификации персонала, знание персоналом методик испытаний и измерений;

• результаты внутреннего аудита деятельности структурного подразделения (должностных лиц);

• порядок устранения выявленных несоответствий;

• порядок разработки и проведения корректирующих и предупреждающих действий;

• порядок рассмотрения претензий;

• другие положения, отражающие специфические особенности функционирования системы производственного контроля.

При оценке системы производственного контроля для подтверждения профессиональной компетентности персонала проводят выборочную проверку правильности проведения измерений и испытаний.

Процедуру проверки определяет организация по оценке системы производственного контроля.

По результатам оценки системы производственного контроля делаются выводы о ее соответствии (несоответствии) требованиям ТНПА.

Выявленные несоответствия оформляют протоколом по форме, приведенной в приложении «Ж» к ТКП 45-1.01-221-2010. Результаты анализа состояния системы производственного контроля оформляются в виде отчета по форме, приведенной в приложении «К» к ТКП 45-1.01-221-2010.

С выводами и предложениями, приведенными в отчете, знакомят руководство заявителя.

Организация по оценке системы производственного контроля в течение 10 дней рассматривает материалы по оценке состояния системы производственного контроля и принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) свидетельства.

При положительном решении организация по оценке системы производственного контроля оформляет и выдает свидетельство о технической компетентности по форме в соответствии с приложением «Л» к ТКП 45-1.01-221-2010, выполненное на специальном бланке (с приложением, в котором указана область технической компетентности).

Продление срока действия свидетельства проводит организация по оценке системы производственного контроля.

За 3 месяца до окончания срока действия свидетельства заявитель направляет заявку, необходимые документы и дополнительно результаты проверок органов государственного надзора за время действия свидетельства.

Процедуру продления срока действия свидетельства осуществляют по процедуре оценки системы производственного контроля.

По результатам проверки оформляют и регистрируют новое свидетельство на новый срок за тем же порядковым номером.

При изменении номенклатуры продукции, видов испытаний и контроля, ТНПА на методы испытаний и контроля или изменении юридического статуса предприятия оформляют новое свидетельство и новую область технической компетентности.

Приостановление или отмена свидетельства и соглашения к нему проводится в случае:

• установления фактов несоблюдения требований ТКП 45-1.01-221-2010;

• отрицательных результатов инспекционного контроля;

• поступления актов проверок органов государственного надзора с отрицательным результатом;

• отказа от проведения и оплаты инспекционного контроля;

• невыполнения владельцем свидетельства обязательств, предусмотренных соглашением.

Приостановление действия свидетельства производят на период проведения корректирующих мероприятий по устранению несоответствий, выявленных при инспекционном контроле. Срок устранения несоответствий согласовывают с организацией по оценке системы производственного контроля, выдавшей свидетельство.

Максимальный допустимый срок устранения несоответствий составляет не более 6 месяцев.

При невыполнении корректирующих мероприятий в установленный срок организация по оценке системы производственного контроля принимает решение об отмене действия свидетельства.

 

_______________________

* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.

Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.

 

17.06.2013

 

Александр Дедюля, юрист