


Материал помещен в архив
СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В настоящее время Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450, отменено лицензирование деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей.
При этом отмена лицензирования не означает, что строительные организации могут производить строительно-монтажные работы как угодно.
В Республике Беларусь действуют технические нормативные правовые акты (далее - ТНПА), которыми должны руководствоваться в своей деятельности строительные организации.
В соответствии с техническим кодексом установившейся практики «Организация строительного производства» (ТКП 45-1.03-161-2009 (02250)) (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=242245&UrlIDGLOBAL=339866), утвержденным приказом Минстройархитектуры РБ от 07.12.2009 № 396, контроль качества строительно-монтажных работ должен осуществляться линейным персоналом и специальными службами, создаваемыми в строительной организации и оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую точность, достоверность и полноту контроля.
![]() |
Справочно До 1 мая 2011 г. большинство строительных организаций создавали испытательные подразделения и проводили оценку их технической компетентности в соответствии с техническим кодексом установившейся практики 45-1.01-47-2006 (02250) «Оценка технической компетентности испытательных подразделений. Основные положения и порядок проведения», утвержденным приказом Минстройархитектуры РБ от 28.06.2006 № 168 (далее - ТКП 45-1.01-47-2006). С 1 мая 2011 г. ТКП 45-1.01-47-2006 не применяется. |
В соответствии с приказом Минстройархитектуры РБ от 07.12.2010 № 476 взамен ТКП 45-1.01-47-2006 утвержден и введен в действие с 1 мая 2011 г. технический кодекс установившейся практики «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения» (ТКП 45-1.01-221-2010 (02250)) (далее - ТКП 45-1.01-221-2010) (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=259645).
Правовое регулирование оценки производственного контроля
Рассмотрим более подробно основные положения ТКП 45-1.01-221-2010 и порядок проведения оценки производственного контроля.
В ТКП 45-1.01-221-2010 установлены основные положения и порядок проведения оценки системы производственного контроля при производстве строительных материалов и изделий и выполнении работ и услуг в строительстве.
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с п.4.1 ТКП 45-1.01-221-2010 организации, осуществляющие деятельность в области строительства, должны иметь систему производственного контроля, прошедшую процедуру ее оценки и тем самым подтверждающие свою способность проводить контроль качества и гарантировать безопасность продукции в строительстве в соответствии с требованиями ТНПА. |
Оценка системы производственного контроля распространяется и на проектные организации.
В ТКП 45-1.01-221-2010 установлено, что для поддержания и функционирования системы производственного контроля организация должна иметь структурные подразделения, проводящие контроль качества продукции (испытательную лабораторию, отдел технического контроля, отдел качества, службу контроля качества и т.д.), или отдельных должностных лиц (не менее 2 человек, работающих на постоянной основе), уполномоченных руководством организации на проведение контроля качества продукции в строительстве.
Однако не все строительные организации могут назначать для контроля качества работ в строительстве отдельных должностных лиц без создания структурного подразделения (службы контроля качества).
Согласно п.7.7 ТКП 45-1.01-221-2010 для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей допускается приказом возлагать проведение контроля продукции в строительстве на конкретных должностных лиц, которые должны иметь должностные инструкции с указанием их функций, прав, обязанностей, ответственности в части правил проведения контроля, порядка проведения контроля и взаимодействия с другими должностными лицами.
При этом должны быть установлены:
• порядок управления документацией и записями, средствами испытаний и контроля;
• порядок подготовки и повышения квалификации персонала;
• порядок проведения внутреннего аудита и устранения выявленных несоответствий;
• порядок разработки и проведения корректирующих и предупреждающих действий;
• порядок рассмотрения претензий.
![]() |
Обратите внимание! В ТКП 45-1.01-221-2010 не содержится термина «малое предприятие». |
Закон РБ от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» содержит лишь понятие малой организации. В соответствии со ст.3 данного Закона малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
Согласно п.3 ТКП 45-1.01-221-2010 в нем применяются термины, установленные в техническом регламенте Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2009 № 1748 (далее - ТР 2009/013/BY), техническом кодексе установившейся практики 5.3.13-2007* «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация работ (услуг) в строительстве. Порядок проведения», утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 29.12.2007 № 67 (далее - ТКП 5.3.13-2007) http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=203340&UrlIDGLOBAL=300741, ГОСТ 16504.
В соответствии с п.3.5 ТКП 5.3.13-2007* под малым предприятием понимается юридическое лицо, выполняющее работы в строительстве и имеющее численный состав сотрудников не более 15 человек.
![]() |
Обратите внимание! Если строительная организация имеет численный состав сотрудников не более 15 человек, допускается приказом руководителя организации возлагать проведение контроля продукции в строительстве на конкретных должностных лиц (не менее 2 человек, работающих на постоянной основе). |
В соответствии с ТКП 45-1.01-221-2010 система производственного контроля включает в себя:
• персонал, проводящий контроль качества продукции;
• необходимые средства контроля;
• производственные условия (помещения, транспорт, связь и т.д.);
• технические нормативные правовые акты на методы контроля качества продукции и требования к продукции;
• документы системы управления качеством.
Цели оценки системы производственного контроля:
• выполнение основополагающих требований ТР 2009/013/BY;
• обеспечение возможности достижения требуемых показателей качества выпускаемых строительных материалов и изделий и выполняемых работ в строительстве;
• обеспечение единства и достоверности результатов контроля;
• получение объективной оценки качества продукции в строительстве;
• обеспечение гарантии качества продукции в строительстве.
Задачи оценки системы производственного контроля:
• установление соответствия средств контроля, квалификации персонала, осуществляющего контроль качества продукции в строительстве, требованиям ТНПА;
• оценка условий, гарантирующих единство и достоверность результатов контроля качества продукции в строительстве.
Участники работ по оценке системы производственного контроля: Министерство архитектуры и строительства РБ (далее - Минстройархитектуры РБ), базовая организация, организации по оценке системы производственного контроля и заявитель на оценку системы производственного контроля.
Организации, уполномоченные выдавать свидетельство об оценке системы производственного контроля
В ТКП 45-1.01-221-2010 не содержится требований к базовой организации, которая теперь координирует работы по оценке системы производственного контроля.
Согласно подп.4.9 ТКП 45-1.01-221-2010 оценку системы производственного контроля проводят назначаемые Минстройархитектуры РБ организации по оценке системы производственного контроля.
Свидетельство о технической компетентности выдается в соответствии с п.3.26 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156, следующими уполномоченными организациями:
• научно-проектно-производственным республиканским унитарным предприятием «Стройтехнорм»;
• научно-исследовательским республиканским унитарным предприятием «Институт БелНИИС»;
• научно-исследовательским республиканским унитарным предприятием «НИИСМ»;
• инженерным республиканским унитарным предприятием «Белстройцентр»;
• республиканским дочерним унитарным научно-испытательным предприятием «Сертис» инженерного республиканского унитарного предприятия «Белстройцентр»;
• республиканским дочерним унитарным предприятием «Белорусский дорожный научно-исследовательский институт «БелдорНИИ»;
• республиканское унитарное предприятия «Минсктиппроект»;
• республиканским унитарным предприятием «Белорусский институт строительного проектирования» Управления делами Президента РБ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2014 г. следует руководствоваться п.3.26 перечня № 156 в редакции постановления Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 296. Республиканское унитарное предприятие «Минсктиппроект» исключено из перечня организаций, которыми выдается свидетельство о технической компетентности. В указанный перечень добавлены республиканское унитарное предприятие «СтройМедиаПроект», открытое акционерное общество «Стройкомплекс». |
![]() |
Справочно С перечнем и контактной информацией об органах по сертификации работ (услуг) в области строительства можно ознакомиться на сайте республиканского унитарного предприятия (далее - РУП) «Стройтехнорм» http://www.stn.by/page.php?p=67. |
Согласно подп.4.10 ТКП 45-1.01-221-2010 положительная оценка системы производственного контроля организации подтверждается свидетельством о технической компетентности (свидетельством).
Срок действия свидетельства - 5 лет.
![]() |
Справочно С перечнем свидетельств о технической компетентности систем производственного контроля организаций можно ознакомиться на сайте РУП «Белстройцентр» http://rcuk.bsc.by/ip. |
Организация, осуществляющая деятельность в области строительства, может иметь одно свидетельство о технической компетентности.
Недопустимо проведение оценки системы производственного контроля в нескольких организациях по оценке системы производственного контроля.
Требования к системе производственного контроля
Система производственного контроля должна обеспечивать контроль продукции в строительстве на всех стадиях ее производства путем проведения входного, операционного и приемочного контроля.
Входной контроль продукции в строительстве должен проводиться в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1306-2002 «Строительство. Входной контроль продукции. Основные положения» (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=124887).
Порядок проведения и объем операционного и приемочного контроля должны соответствовать требованиям ТНПА и плану контроля организации.
Система производственного контроля должна соответствовать государственному стандарту Республики Беларусь СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (http://tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=190886&UrlIDGLOBAL=288148) в части технических требований:
• к методам испытаний и подтверждению их правильности;
• оборудованию;
• отбору проб;
• погрузочно-разгрузочным операциям и транспортированию образцов для испытаний.
Функционирование системы производственного контроля в соответствии с ТКП 45-1.01-221-2010 и другими техническими нормативными правовыми актами организация подтверждает наличие:
• организационной структуры, обеспечивающей проведение контроля качества продукции;
• плана контроля, утвержденного руководителем организации;
• средств контроля, удовлетворяющих требованиям ТНПА к методам контроля;
• фонда ТНПА и технологической документации на продукцию в строительстве, методов контроля;
• персонала, имеющего профессиональное образование (высшее или среднее техническое в области строительства); подготовку и опыт работы в области строительства, проведения испытаний и контроля качества продукции в строительстве и метрологического обеспечения производства;
• сертификатов компетентности в соответствии с требованиями технического кодекса установившейся практики (ТКП 5.1.19-2009 (03220)) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация компетентности персонала в строительстве. Порядок проведения», утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 22.12.2009 № 71 (далее - ТКП 5.1.19-2009 (03220)), подтверждающих профессиональную компетентность персонала или аттестованных специалистов в установленном законодательством Республики Беларусь порядке;
• помещений, соответствующих требованиям ТНПА;
• условий проведения испытаний и контроля, соответствующих требованиям ТНПА;
• системы регистрации результатов контроля.
![]() |
Справочно Примерный перечень расходов при получении свидетельства об оценке системы производственного контроля на дату написания настоящего материала: 1. Приобретение ТНПА - зависит от количества заявляемых на оценку строительно-монтажных работ. Стоимость одного ТНПА составит сумму около 100 000 бел.руб. Программа «Стройдокумент» - от 1 255 870 бел.руб. (http://www.stn.by/page.php?p=29) 2. Приобретение средств контроля и измерений - от 2 000 000 бел.руб. При этом допускается 2 средства измерения иметь на праве аренды или безвозмездного пользования. 3. Приобретение и установка лицензионного программного обеспечения для составления проектов (для проектных организаций) - от 5 000 000 бел.руб. 4. Услуги органа (организации) по оценке экспертом технической компетентности системы производственного контроля - 800 000 бел.руб. за каждый заявляемый вид работ, но не более суммы около 5 700 000 бел.руб. за все работы. |
Здесь необходимо отметить 2 важных момента. Первый - в ТКП 45-1.01-221-2010 отсутствует норма о необходимости для персонала организации иметь опыт работы в области строительства, проведения испытаний и контроля качества продукции в строительстве и метрологического обеспечения производства не менее 1 года. Данное условие ранее содержалось в ТКП 45-1.01-47-2006.
И второй - обязанность для организации в обязательном порядке иметь либо сертификаты компетентности в соответствии с требованиями ТКП 5.1.19-2009 (03220), подтверждающие профессиональную компетентность персонала, либо специалистов, аттестованных в установленном законодательством РБ порядке.
Аттестация руководителей и специалистов в области строительства осуществляется в соответствии с Инструкцией о профессиональной аттестации специалистов в области строительства, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 22.04.2003 № 11.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 мая 2014 г. постановление № 11 на основании постановления Минстройархитектуры РБ от 07.04.2014 № 22 утратило силу. Следует руководствоваться Положением об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 21.03.2014 № 252. |
Входящие в систему производственного контроля структурные подразделения (при наличии) должны иметь:
• положение о структурном подразделении, входящем в систему производственного контроля, и порядок взаимодействия с другими подразделениями системы;
• должностные инструкции на каждого специалиста.
При этом ТКП 45-1.01-221-2010 не содержит обязанности структурных подразделений иметь графики поверки применяемых средств измерений и аттестации испытательного оборудования, рабочие чертежи и технологическую документацию на испытываемую продукцию, инструкции по эксплуатации или паспорта на средства испытаний, журналы (протоколы) результатов испытаний.
Положение о структурном подразделении, входящем в систему производственного контроля, должно содержать:
• функции, права, обязанности и ответственность подразделения;
• порядок управления документацией и записями;
• порядок управления средствами контроля;
• порядок работы с другими подразделениями;
• порядок подготовки и повышения квалификации персонала;
• порядок проведения внутреннего аудита;
• порядок устранения выявленных несоответствий;
• порядок разработки и проведения корректирующих и предупреждающих действий;
• порядок рассмотрения претензий;
• другие положения, отражающие специфические особенности функционирования подразделения (порядок отбора проб, порядок проведения погрузочно-разгрузочных работ и др.).
Положение о структурном подразделении должно быть утверждено руководителем организации, в состав которой входит подразделение. Положение о структурном подразделении должно периодически (не реже 1 раза в 3 года) быть проверено и актуализировано руководителем подразделения.
![]() |
Обратите внимание! Согласно подп.7.8 ТКП 45-1.01-221-2010 при наличии у заявителя сертифицированной системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000 система производственного контроля может быть описана и регламентирована документами системы менеджмента качества. |
Порядок оценки системы производственного контроля
Оценка системы производственного контроля включает выполнение следующих процедур:
• рассмотрение заявок на проведение оценки системы производственного контроля и экспертизу прилагаемых к ним документов;
• принятие решения о проведении работ по оценке системы производственного контроля;
• проверку системы производственного контроля;
• оформление и выдачу свидетельств;
• инспекционный контроль.
Заявитель направляет в организацию по оценке системы производственного контроля заявку по форме в соответствии с приложением «В» к ТКП 45-1.01-221-2010 и документы по формам в соответствии с приложениями «Г», «Д» и «Е» к ТКП 45-1.01-221-2010.
![]() |
Справочно На сайте РУП «Стройтехнорм» по адресу http://www.stn.by/page.php?p=25 размещены примеры заполнения: • заявки на оценку системы производственного контроля при производстве строительных материалов; • заявки на оценку системы производственного контроля при производстве строительно-монтажных работ; • условий в производственных помещениях; • перечня специалистов, проводящих испытания (контроль); • организационной структуры системы производственного контроля; • технических требований к продукции, режимы испытаний (контроля), средства испытаний; • паспорта системы производственного контроля; • сведений о средствах измерений (СИ). |
При необходимости по требованию организации по оценке системы производственного контроля могут быть представлены дополнительные документы, отражающие специфические стороны деятельности заявителя.
Организация по оценке системы производственного контроля в течение 10 дней со дня получения заявки рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности проведения работ по оценке системы производственного контроля, информирует заявителя и оформляет договор на проведение работ.
Экспертизу документов допускается проводить непосредственно у заявителя при оценке системы производственного контроля.
Организация по оценке системы производственного контроля определяет сроки проведения работ и назначает специалистов для проведения оценки системы производственного контроля.
При оценке системы производственного контроля проводят оценку каждого структурного подразделения и каждого должностного лица, которые входят в систему производственного контроля.
При оценке системы производственного контроля проверяются:
• обеспеченность ТНПА, технологической документацией и ее соответствие требованиям технических кодексов установившейся практики ТКП 45-1.01-144-2009 (02250) «Технологическая документация при изготовлении строительных материалов и изделий. Порядок разработки, согласования и утверждения», утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 03.08.2009 № 251 (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=234549&UrlIDGLOBAL=332121), и ТКП 45-1.01-159-2009 (02250) «Строительство. Технологическая документация при производстве строительно-монтажных работ. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения технологических карт», утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 30.09.2009 № 324 (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=238043&UrlIDGLOBAL=335654);
• наличие и ведение фонда ТНПА: порядок комплектования, актуализации, внесения изменений, дополнений и поправок, учета и хранения фонда ТНПА;
• наличие средств измерений, испытательного и вспомогательного оборудования, соответствующего требованиям ТНПА на продукцию и методы контроля;
• система управления состоянием средств измерений и испытательного оборудования, в т.ч. организация поверки, аттестации и калибровки средств измерений и испытательного оборудования согласно требованиям СТБ 8003-93 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения», (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=19523), СТБ 8014-2000 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Калибровка средств измерений. Организация и порядок проведения» (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=84641&UrlIDGLOBAL=84641);
• соответствие монтажа и условий эксплуатации средств измерений и испытательного оборудования требованиям эксплуатационной документации;
• правильность оформления результатов контроля;
• контроль за обеспечением условий окружающей среды в помещениях и их соответствие требованиям действующих санитарных норм и ТНПА на методы испытаний продукции в строительстве;
• состав и квалификация персонала, проводящего контроль, организация обучения и повышения квалификации персонала, знание персоналом методик испытаний и измерений;
• результаты внутреннего аудита деятельности структурного подразделения (должностных лиц);
• порядок устранения выявленных несоответствий;
• порядок разработки и проведения корректирующих и предупреждающих действий;
• порядок рассмотрения претензий;
• другие положения, отражающие специфические особенности функционирования системы производственного контроля.
При оценке системы производственного контроля для подтверждения профессиональной компетентности персонала проводят выборочную проверку правильности проведения измерений и испытаний.
Процедуру проверки определяет организация по оценке системы производственного контроля.
По результатам оценки системы производственного контроля делаются выводы о ее соответствии (несоответствии) требованиям ТНПА.
Выявленные несоответствия оформляют протоколом по форме, приведенной в приложении «Ж» к ТКП 45-1.01-221-2010. Результаты анализа состояния системы производственного контроля оформляются в виде отчета по форме, приведенной в приложении «К» к ТКП 45-1.01-221-2010.
С выводами и предложениями, приведенными в отчете, знакомят руководство заявителя.
Организация по оценке системы производственного контроля в течение 10 дней рассматривает материалы по оценке состояния системы производственного контроля и принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) свидетельства.
При положительном решении организация по оценке системы производственного контроля оформляет и выдает свидетельство о технической компетентности по форме в соответствии с приложением «Л» к ТКП 45-1.01-221-2010, выполненное на специальном бланке (с приложением, в котором указана область технической компетентности).
Продление срока действия свидетельства проводит организация по оценке системы производственного контроля.
За 3 месяца до окончания срока действия свидетельства заявитель направляет заявку, необходимые документы и дополнительно результаты проверок органов государственного надзора за время действия свидетельства.
Процедуру продления срока действия свидетельства осуществляют по процедуре оценки системы производственного контроля.
По результатам проверки оформляют и регистрируют новое свидетельство на новый срок за тем же порядковым номером.
При изменении номенклатуры продукции, видов испытаний и контроля, ТНПА на методы испытаний и контроля или изменении юридического статуса предприятия оформляют новое свидетельство и новую область технической компетентности.
Приостановление или отмена свидетельства и соглашения к нему проводится в случае:
• установления фактов несоблюдения требований ТКП 45-1.01-221-2010;
• отрицательных результатов инспекционного контроля;
• поступления актов проверок органов государственного надзора с отрицательным результатом;
• отказа от проведения и оплаты инспекционного контроля;
• невыполнения владельцем свидетельства обязательств, предусмотренных соглашением.
Приостановление действия свидетельства производят на период проведения корректирующих мероприятий по устранению несоответствий, выявленных при инспекционном контроле. Срок устранения несоответствий согласовывают с организацией по оценке системы производственного контроля, выдавшей свидетельство.
Максимальный допустимый срок устранения несоответствий составляет не более 6 месяцев.
При невыполнении корректирующих мероприятий в установленный срок организация по оценке системы производственного контроля принимает решение об отмене действия свидетельства.
_______________________
* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.
Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.
17.06.2013
Александр Дедюля, юрист