


Материал помещен в архив


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств регулируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 февраля 2024 г. следует руководствоваться постановлением № 229 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 21.02.2024 № 114. Комментарии см. здесь. |
Риск - объективно существующая в условиях неопределенности, присущих процедурам закупок за счет собственных средств, потенциальная вероятность возникновения у организаций, применяющих постановление № 229, неблагоприятных последствий, в том числе временных и финансовых потерь (убытков), неполучения финансирования, вследствие действий (бездействия), а также возникновения различных событий, связанных с внутренними и (или) внешними факторами в деятельности организаций, применяющих постановление № 229.
К организациям, применяющим постановление № 229, относятся: республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи.
Система управления рисками - совокупность организационной структуры организаций, применяющих постановление № 229, полномочий и ответственности должностных лиц, локальных правовых актов, определяющих стратегию, политику, методы управления рисками, а также процесса управления рисками, направленных на обеспечение эффективного, целевого использования средств таких организаций.
Этапы организации и проведения закупок за счет собственных средств в контексте возникновения рисков и их минимизации | |
Возможные причины возникновения риска и нарушений | Способы минимизации риска и нарушения |
1. При разработке локальных правовых актов организаций, применяющих постановление № 229, - приказа, распоряжения и др.: - порядка осуществления закупок за счет собственных средств; - о персональном составе и функциях комиссии, создаваемой при организации и проведении процедур закупок (далее - комиссия); положения о комиссии / регламента работы комиссии; - о структурном подразделении или назначении ответственного специалиста по закупкам (определяется по усмотрению организаций, применяющих постановление № 229) | |
Включение в состав комиссии: 1) лиц, которые не могут выступать в качестве членов комиссии; 2) заинтересованных лиц |
Соблюдение ограничений к составу комиссии, указанных в подп.2.7 п.2 постановления № 229. При наличии оснований, указанных в подп.2.7 п.2 постановления № 229, член комиссии должен сообщить об этом руководителю, в том числе в случае, если такое основание возникнет в ходе организации и проведения процедуры закупок, для целей исключения его из ее состава и (или) замены другим членом комиссии |
Определение в качестве члена комиссии, работников структурного подразделения, специалиста по закупкам лиц, не обладающих знаниями в сфере закупок за счет собственных средств | Обучение члена комиссии, работников структурного подразделения, специалиста по закупкам знаниям (навыкам) в сфере закупок за счет собственных средств |
Пересечение компетенций (полномочий) должностных лиц, создающее угрозу риска, отсутствие в должностных инструкциях фактически исполняемых обязанностей | Распределение обязанностей между должностными лицами в должностных инструкциях работников, приказах (распоряжениях) и т. п. Исключение пересечения компетенций (полномочий) в случае, если это влечет коррупционный риск |
Выход за пределы полномочий (должностных обязанностей), а также полномочий, установленных локальными правовыми актами | Контроль за надлежащим исполнением должностных обязанностей, а также обязанностей, предусмотренных законодательством о закупках за счет собственных средств |
Нарушения при разработке порядка осуществления закупок за счет собственных средств, неразмещение порядка в информационной системе «Тендеры» | Соблюдение требований постановления № 229 к порядку осуществления закупок за счет собственных средств, включая требования подп.2.1 п.2 постановления № 229 |
2. При определении лица, ответственного за электронную цифровую подпись | |
Определение лица, уполномоченного на получение сертификатов открытых ключей электронной цифровой подписи | Делегирование полномочий на основании доверенности, определение соответствующих должностных обязанностей в должностной инструкции на основании приказа (распоряжения) руководителя |
Неразмещение, несвоевременное размещение уполномоченным лицом в информационной системе «Тендеры» информации, а также неполнота размещаемой информации | При размещении информации должны обеспечиваться соответствие электронных документов, размещаемых в открытом доступе, документам на бумажных носителях, оформляемых при проведении процедур закупок, контроль за сроками размещения информации |
3. При определении сферы действия постановления № 229 | |
Неправильный выбор вида работ, услуг и разграничение сфер, предусмотренных в приложении 1 к постановлению № 229 | Необходимо учитывать, распространяется ли действие постановления № 229 на закупки с учетом приложения 1 к постановлению № 229 и правового статуса самой организации |
Неправильный выбор вида работ, услуг и разграничение сферы строительства и видов деятельности, не связанных со строительством, и, как следствие, неправильный выбор процедуры закупок (проведение процедуры закупки вместо соответствующих процедур закупок в строительстве и наоборот) | Следует учитывать, относятся ли товары (работы, услуги) к сфере строительства на основании: 1) общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83; 2) перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, установленного постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2022 г. следует руководствоваться перечнями основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте, капитальном ремонте, модернизации зданий и сооружений, приведенными в приложениях А-В к СП 1.04.01-2021 «Ремонт и модернизация зданий и сооружений», утв. постановлением Минстройархитектуры от 22.12.2021 № 106;3) ТКП по видам строительных и иных работ |
Неверное определение вида конкурентной процедуры закупок на основании порядка осуществления закупок за счет собственных средств, несоблюдение условий допуска товаров к закупкам | Вид конкурентной процедуры закупок определяется исходя из предмета закупки (с учетом приложения 1 к постановлению № 229), стоимости закупки. Условия допуска товаров определяются на основании подп.2.16 п.2 постановления № 229 и приложения 3 к постановлению № 229 |
Нарушение правил проведения процедуры закупки из одного источника, неправильное применение вида закупки из одного источника | Соблюдение условий и правил проведения закупки из одного источника (подп.2.2 п.2 постановления № 229) |
4. При подготовке приглашения к участию в конкурентной процедуре закупок, документации о закупке | |
Невключение в приглашение к участию в конкурентной процедуре закупок и документы о закупке сведений, предусмотренных постановлением № 229 | Соблюдение требований к содержанию документов, изложенных в подп.2.3, 2.8 постановления № 229 |
5. При подготовке проекта договора на закупку в составе документации о закупке | |
Несоответствие условий договора на закупку предмету закупки | Процедура закупок, по результатам проведения которой заключается договор на закупку, осуществляется в отношении определенного предмета закупки (товаров, работ, услуг), и содержание договора определяется им - поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг и т. п. Кроме того, должны быть предусмотрены существенные условия, установленные законодательством для соответствующих договоров |
6. При размещении приглашения к участию в процедуре закупок; при изменении содержания приглашения и документации о закупке; при отмене процедуры и признании ее несостоявшейся | |
Несоблюдение сроков проведения конкурентной процедуры закупок | Соблюдение сроков проведения конкурентных процедур закупок, предусмотренных подп.2.4 п.2 постановления № 229 |
Несоблюдение правил по внесению изменений в приглашение и в документацию о закупке | При внесении изменений в приглашение и в документацию о закупке должен быть соблюден, в том числе продлен, срок для подготовки и подачи предложений (подп.2.4 п.2 постановления № 229) |
Неправильное применение норм об отмене процедуры закупки и о внесении изменений в приглашение и в документацию о закупке | Отсутствие финансирования, утрата необходимости приобретения товаров (работ, услуг), изменение предмета закупки и (или) требований к квалификационным данным участников процедуры закупки являются основанием для отмены процедуры (подп.2.11 п.2 постановления № 229) |
Неправильное применение норм о признании конкурентной процедуры несостоявшейся | Соблюдение норм об основаниях признания конкурентной процедуры несостоявшейся, изложенных в подп.2.12 п.2 постановления № 229 |
7. При рассмотрении предложений участников, оценке предложений участников | |
Проведение заседаний комиссии в нарушение локальных правовых актов | Исключение причин возникновения нарушения, необходимость соблюдения правил о порядке работы комиссии |
Выход членами комиссии за пределы правомерных требований документации о закупке | Исключение причин возникновения нарушения, необходимость соблюдения правил о порядке работы комиссии |
Применение критериев и способа оценки предложений, которые не предусмотрены в документации о закупке | Исключение причин возникновения нарушения |
Игнорирование требований в документации о закупке, нарушающих требования законодательства | При выявлении нарушений члены комиссии должны уведомить руководителя и не рассматривать и оценивать далее предложения участников |
Непроведение членами комиссии проверки сведений об участниках конкурентной процедуры закупок на основании информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах | Применение норм подп.2.5 п.2 постановления № 229. В качестве подтверждения факта проверки к протоколу заседания комиссии прилагаются скриншоты сайтов, на которых осуществлялся поиск информации об участниках, а именно: - http://www.icetrade.by/articles/view/12 - сведения о субъектах хозяйствования, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам; - http://www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru/ - реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 апреля 2019 г. Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151. Законодательные нормы, направленные на обеспечение полноты уплаты налогов, закреплены в Налоговом кодексе Республики Беларусь. Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере не обновляется и носит справочный характер |
8. При оформлении протоколов заседания комиссии | |
Ненадлежащее оформление протоколов заседания комиссии (в отсутствие сведений о составе комиссии, результатах голосования, подписей членов комиссии и т. п.) | Исключение причин возникновения нарушения |
9. При заключении договора на закупку, включая соблюдение сроков заключения договора, отказ от заключения договора участником-победителем; при размещении сообщения о результате конкурентной процедуры закупки; при размещении сведений о количестве и общей стоимости договоров на закупки товаров (работ, услуг), договоров на закупки | |
Нарушение сроков заключения договора (до истечения срока для обжалования решения о выборе победителя, нарушение предельного срока для заключения договора) | Соблюдение требований к срокам заключения договора, установленных подп.2.9 п.2 постановления № 229 |
Отказ (письменный) победителя от заключения договора | Включение в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам. Понуждение к заключению договора в судебном порядке |
Неразмещение / несвоевременное размещение сообщения о результате конкурентной процедуры закупки | Соблюдение требований части первой подп.2.10 п.2 постановления № 229 |
Неразмещение / несвоевременное размещение в информационной системе «Тендеры» сведений о количестве и общей стоимости договоров на закупки товаров (работ, услуг), договоров на закупки | Соблюдение требований части второй подп.2.10 п.2 постановления № 229 |
14.06.2017
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент