Пособие от 15.03.2011
Автор: Черняк М.

Служба контроля качества строительной организации


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии СЛУЖБА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В соответствии с п.3.1 и п.12.1 технического кодекса установившейся практики «Организация строительного производства» (ТКП 45-1.03-161-2009 (02250)), утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 07.12.2009 № 396 (далее - ТКП 45-1.03-161-2009), строительная организация обязана обеспечить качество строительно-монтажных работ. Контроль качества строительно-монтажных работ должен осуществляться линейным персоналом и специальными службами, создаваемыми в строительной организации, которые оснащены техническими средствами (средствами измерения и контроля), обеспечивающими необходимую точность, достоверность и полноту контроля.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 декабря 2012 г. в п.3.1 ТКП 45-1.03-161-2009 (02250) на основании приказа Минстройархитектуры РБ от 03.10.2012 № 304 внесено дополнение.

Производственный контроль

Производственный контроль качества строительно-монтажных работ включает в себя 3 основные составляющие:

1) входной контроль проектной документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;

2) операционный контроль строительно-монтажных работ;

3) приемочный контроль строительно-монтажных работ.

Входной контроль. При входном контроле строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования производится проверка их соответствия требованиям стандартов, технических условий или технических свидетельств, указанных в проектной документации. При этом проверяется наличие и содержание паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов, подтверждающих качество указанных конструкций, изделий, материалов и оборудования. Для организации надлежащего входного контроля качества необходимо оформить соответствующие журналы, а также назначить ответственных за входной контроль инженерно-технических работников.

При необходимости могут выполняться измерения и контрольные испытания показателей. Методы и средства измерений и испытаний должны соответствовать требованиям действующих в Республике Беларусь технических нормативных правовых актов (далее - ТНПА). Результаты входного контроля обязательно фиксируются ответственным работником в журнале входного контроля.

Операционный контроль. Операционный контроль осуществляется как в ходе выполнения производственных операций, так и после их завершения с той целью, чтобы обеспечивать своевременное выявление дефектов и принять меры по их устранению. При операционном контроле проверяется соблюдение технологии выполнения строительно-монтажных работ, соответствие выполняемых работ проектной документации и требованиям ТНПА. Основными документами при операционном контроле качества являются ТНПА в части контроля качества работ и технологические (типовые технологические) карты, содержащие специальные разделы по контролю качества строительно-монтажных работ. Результаты операционного контроля фиксируются в журнале производства работ.

Приемочный контроль. При приемочном контроле производится проверка качества выполненных строительно-монтажных работ, а также качества ответственных конструкций. Обычно приемочный контроль производит высшее звено инженерно-технического состава строительной организации (руководитель организации, главный инженер и др.).

Инспекционный контроль

В п.12.11 ТКП 45-1.03-161-2009 предусмотрено, что управление качеством строительно-монтажных работ должно осуществляться строительными организациями и включать мероприятия, методы и средства, направленные на обеспечение соответствия качества строительно-монтажных работ и законченных строительством объектов требованиям проектной документации и ТНПА. Это означает, что организация контроля качества включает в себя не только создание документированной системы, но также и постоянную ее актуализацию, разработку и реализацию программ по повышению квалификации инженерного состава предприятия и техническому перевооружению материальной базы строительства.

На всех стадиях строительства с целью проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля должен выборочно проводиться инспекционный контроль. Инспекционный контроль осуществляется специальными службами, если они имеются в составе строительной организации, либо специально создаваемыми для этой цели комиссиями (отдельными специалистами), которые создаются (назначаются) руководителем строительной организации.

По результатам производственного и инспекционного контроля качества строительно-монтажных работ в обязательном порядке должны разрабатываться мероприятия по устранению выявленных дефектов, при этом должны учитываться требования авторского надзора проектных организаций, технического надзора заказчика и органов государственного надзора и контроля. Так как в этом заинтересовано несколько сторон, имеет смысл создавать смешанные комиссии, результатом работы которых станет более точная и объективная оценка качества выполненных строительно-монтажных работ.

Служба контроля качества строительно-монтажных работ

Таким образом, в соответствии с законодательством строительная организация обязана создать специальную службу, которая будет осуществлять контроль качества строительно-монтажных работ на всех стадиях строительства. При этом у строительных предприятий есть варианты надлежащей организации контроля качества строительно-монтажных работ, которые не являются взаимоисключающими.

Во-первых, организация может создать и сертифицировать систему менеджмента качества строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования», утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 20.02.2009 № 8.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2016 г. введен в действие СТБ ISO 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 14.12.2015 № 58.

 

Во-вторых, можно создать службу контроля качества строительно-монтажных работ и аттестовать ее по процедуре, предусмотренной техническим кодексом установившейся практики 45-1.01-47-2006 (02250) «Строительство. Оценка технической компетентности испытательных подразделений. Основные положения и порядок проведения», утвержденным приказом Минстройархитектуры РБ от 28.06.2006 № 168 (далее - ТКП 45-1.01-47-2006; приказ № 168). При этом название структурного подразделения, которое создано и аттестовано в соответствии с ТКП 45-1.01-47-2006 не имеет принципиального значения. Это может быть служба контроля качества, испытательное подразделение, отдел технического контроля, испытательная лаборатория, отдел контроля качества и т.д.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 мая 2011 г. введен в действие ТКП 45-1.01-221-2010 (02250) «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения», утвержденный приказом Минстройархитектуры РБ от 07.12.2010 № 476.

 

Отдельно отметим, что в соответствии с техническим кодексом установившейся практики 5.3.13-2007 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация работ (услуг) в строительстве. Порядок проведения», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 29.12.2007 № 67 (далее - ТКП 5.3.13-2007), создать службу контроля качества необходимо также строительным организациям, которые осуществляют сертифицируемые виды работ и услуг в строительстве. Тем не менее для таких организаций предусмотрены некоторые льготы. В соответствии с п.3.5 и п.5.4.15 ТКП 5.3.13-2007, если строительная организация относится к малому предприятию (имеет численный состав сотрудников не более 15 человек), она не обязана создавать у себя отдельное структурное подразделение и проводить оценку его компетентности (аттестацию), достаточно просто возложить ответственность по входному, операционному и приемочному контролю на должностное лицо строительной организации и этого будет достаточно. Однако если строительная организация не относится к малому предприятию, она обязана аттестовать службу контроля качества в установленном порядке.

Оценка технической компетентности службы контроля качества строительно-монтажных работ

Цели оценки технической компетентности службы контроля качества:

- обеспечение единства и достоверности результатов испытаний и контроля качества продукции в строительстве;

- получение объективной оценки качества продукции в строительстве на всех стадиях ее производства.

В п.4.3 ТКП 45-1.01-47-2006 предусмотрено, что оценка технической компетентности обязательна для испытательных подразделений организаций (отдел технического контроля, испытательная лаборатория, отдел (служба) контроля качества и другие подразделения), проводящих испытания и контроль качества продукции в строительстве.

Оценкой соответствия служб контроля качества установленным требованиям ТНПА и выдачей свидетельств занимаются организации, уполномоченные Министерством архитектуры и строительства РБ.

В соответствии с п.1 перечня административных процедур, осуществляемых Министерством архитектуры и строительства и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 04.05.2009 № 570 (далее - Перечень, постановление № 570), выдавать свидетельства о технической компетентности уполномочены следующие организации:

- научно-проектно-производственное республиканское унитарное предприятие «Стройтехнорм»;

- научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие «Институт «БелНИИС»;

- научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие «НИИСМ»;

- инженерное республиканское унитарное предприятие «Белстройцентр»;

- республиканское дочернее унитарное научно-испытательное предприятие «Сертис» инженерного республиканского унитарного предприятия «Белстройцентр».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2012 г. постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 утвержден новый единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Для начала процедуры оценки технической компетентности строительная организация подает предусмотренные Перечнем документы в любую из вышеуказанных организаций. Срок совершения данной административной процедуры составляет 15 дней с момента принятия заявления к рассмотрению.

В Перечне и в ТКП 45-1.01-47-2006 по-разному указан срок, на который выдается свидетельство: в Перечне предусмотрено, что свидетельство выдается на 5 лет, а в п.4.7 ТКП 45-1.01-47-2006 срок действия свидетельства устанавливают организации по оценке технической компетентности, но не более чем на 5 лет. Таким образом, из формулировки, содержащейся в п.4.7 ТКП 45-1.01-47-2006 можно сделать вывод, что организация по оценке может выдать свидетельство на срок менее 5 лет.

Однако в соответствии со ст.10 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах» постановление № 570, которым утвержден Перечень, имеет большую юридическую силу по сравнению с приказом № 168, которым утвержден ТКП 45-1.01-47-2006 и, следовательно, свидетельство должно выдаваться на срок не менее чем 5 лет.

Общие требования к испытательным подразделениям закреплены в разделе 9 ТКП 45-1.01-47-2006 (02250). Для того чтобы служба контроля качества успешно прошла оценку соответствия, необходимо наличие:

- организационной структуры, обеспечивающей проведение испытаний и контроля;

- средств испытаний, удовлетворяющих требованиям действующих ТНПА на методы испытаний и контроля;

- фонда ТНПА на продукцию в строительстве, методы испытаний и контроля;

- персонала, имеющего профессиональную подготовку и опыт работы в области проведения испытаний и контроля качества продукции в строительстве и метрологического обеспечения производства не менее 1 года;

- помещений, соответствующих требованиям действующих ТНПА;

- системы регистрации данных по результатам испытаний;

- организационных документов, регламентирующих деятельность испытательного подразделения.

Для надлежащей работы службы контроля качества должны быть обязательно оформлены следующие документы:

- положение об испытательном подразделении;

- должностные инструкции на каждого специалиста;

- графики поверки применяемых средств измерений и аттестации испытательного оборудования;

- рабочие чертежи и технологическую документацию на испытываемую продукцию;

- инструкции по эксплуатации или паспорта на средства испытаний;

- журналы (протоколы) результатов испытаний.

Что касается положения о службе контроля качества, то оно в обязательном порядке должно содержать следующие разделы:

- функции, права, обязанности и ответственность испытательного подразделения;

- порядок управления документацией и записями;

- порядок управления средствами испытаний и контроля;

- порядок работы с другими подразделениями предприятия;

- порядок подготовки и повышения квалификации персонала;

- порядок проведения внутреннего аудита;

- порядок устранения выявленных несоответствий;

- порядок разработки и проведения корректирующих и предупреждающих мероприятий;

- порядок рассмотрения претензий.

Положение о службе контроля качества должно быть утверждено руководителем строительной организации, в состав которой входит испытательное подразделение. Положение должно периодически (не реже 1 раза в 3 года) проверяться и актуализироваться руководством испытательного подразделения. В структуре службы контроля качества могут быть предусмотрены подразделения, входящие в испытательный комплекс. В таком случае задачи, права и обязанности таких структурных подразделений должны быть регламентированы в положениях об этих подразделениях или в едином документе.

Аттестация службы контроля качества строительно-монтажных работ производится в соответствии с ТКП 45-1.01-47-2006.

Контроль за деятельностью службы контроля качества

Организация по оценке технической компетентности, выдавшая свидетельство, обязана проводить инспекционный контроль строительной организации как минимум 1 раз в течение 5 лет.

В п.11.2.3 ТКП 45-1.01-47-2006 предусмотрено, что инспекционный контроль проводится по программе, утверждаемой руководителями организаций по оценке технической компетентности, которая должна включать:

- оценку организационной структуры испытательных подразделений и всех произошедших в ней изменений;

- оценку обеспеченности испытательных подразделений ТНПА и технологической документацией;

- оценку состояния ТНПА, т.е. наличие изменений, дополнений и поправок, порядок учета, актуализации, ведения и хранения фонда ТНПА;

- оценку состояния технологической документации, порядок внесения изменений и соответствие технологической документации требованиям руководящих документов в строительстве (РДС 1.03.02-2003 «Технологическая документация при производстве строительно-монтажных работ. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения технологических карт» и РДС 1.01.13-99 «Порядок разработки, согласования и утверждения технологической документации на предприятиях промышленности строительных материалов и строительной индустрии»);

- анализ материалов поверки средств измерений и аттестации испытательного оборудования;

- оценку правильности оформления результатов испытаний и ведения отчетности по результатам испытаний, ведения учета факторов окружающей среды;

- результаты деятельности испытательных подразделений по обучению и повышению квалификации персонала;

- результаты рассмотрения претензий (при их наличии); оценку результатов внутреннего аудита деятельности персонала;

- результаты устранения в испытательной работе несоответствий установленным требованиям;

- результаты проведения разработанных корректирующих и предупреждающих мероприятий;

- оценку соответствия выполняемых при испытаниях процедур требованиям ТКП 45-1.01-47-2006 и положения об испытательном подразделении.

По результатам инспекционного контроля оформляется акт. В акте дается оценка деятельности службы контроля качества и ее соответствие требованиям ТКП 45-1.01-47-2006, отмечаются недостатки, выявленные в процессе контроля. С актом знакомят руководителей предприятий, в состав которых входят испытательные подразделения.

При отрицательных результатах инспекционного контроля (при выявлении фактов нарушений испытательными подразделениями требований ТКП 45-1.01-47-2006 или действующих ТНПА на методы испытаний организации по оценке технической компетентности) может быть принято решение о приостановлении срока действия или об отмене свидетельства.

Продление срока действия свидетельства о технической компетентности службы контроля качества

Что касается продления срока действия свидетельств о технической компетентности службы контроля качества, то за 3 месяца до окончания срока действия свидетельств, строительная организация направляет заявку на проведение очередной оценки технической компетентности. По общему правилу очередная оценка технической компетентности испытательных подразделений проводится в том же порядке, в каком и оценка при первой аттестации службы контроля качества.

Тем не менее процедуру проведения очередной оценки технической компетентности испытательных подразделений устанавливают организации по оценке технической компетентности в зависимости от результатов инспекционного контроля и анализа материалов, характеризующих деятельность испытательных подразделений (актов проверки органов государственного метрологического надзора, государственных органов строительного надзора и т.д.). При положительных результатах очередной оценки технической компетентности оформляется и регистрируется новое свидетельство за тем же порядковым номером.

Внеочередная оценка технической компетентности службы контроля качества

При изменении продукции, видов испытаний, стандартов на методы испытаний или изменении юридического статуса испытательных подразделений проводится внеочередная оценка технической компетентности. По результатам внеочередной оценки технической компетентности оформляется новое свидетельство с указанием новой области технической компетентности или дополнение к существующей области технической компетентности за тем же порядковым номером. Порядок проведения внеочередной оценки технической компетентности и внесения дополнений к области технической компетентности испытательных подразделений устанавливают организации по оценке технической компетентности.

Приостановка и отмена действия свидетельства о технической компетентности службы контроля качества

Отдельно отметим, что организации по оценке технической компетентности могут приостановить или отменить действие свидетельств служб контроля качества и соглашений к ним при отрицательных результатах инспекционного контроля и (или) поступлении претензий к деятельности испытательных подразделений от органов государственного надзора.

Невыполнение испытательными подразделениями соглашений, отказ от проведения и оплаты инспекционного контроля также являются основанием для отмены действия свидетельств.

Решение о приостановлении действия свидетельств и соглашений к ним принимается в том случае, если путем проведения корректирующих мероприятий, согласованных с организациями по оценке технической компетентности, выдавшими свидетельства, испытательные подразделения в установленный срок устраняют выявленные несоответствия. Действие свидетельств приостанавливается на срок проведения корректирующих мероприятий.

Решение об отмене свидетельств и соглашений к ним принимается организациями по оценке технической компетентности при невыполнении испытательными подразделениями корректирующих мероприятий в установленный срок.

Требования к строительным организациям, участвующим в подрядных торгах

В письме Минстройархитектуры РБ от 03.01.2011 № 06-3-06/1 «О повышении требований к участникам подрядных торгов» рекомендовано организациям-заказчикам в условиях проведения подрядных торгов и заключения договоров на строительство, проектирование объектов, на осуществление технического надзора, инженерных услуг в строительстве предусматривать соответствие претендентов следующим требованиям:

- наличие опыта в выполнении аналогичных работ, оказании услуг;

- наличие в штате предприятия аттестованного персонала на выполнение соответствующих видов работ и услуг;

- наличие находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении либо на условиях аренды необходимых для осуществления работ, оказания услуг строительных машин, оборудования и механизмов, транспортных средств, технологической оснастки, средств обеспечения безопасности производства работ, средств контроля и измерений, наличие технических и программных средств.

Данное письмо носит рекомендательный характер, предоставляет заказчикам право, но не обязывает их проверять строительные организации на соответствие указанным требованиям и условиям.

Тем не менее ответственные заказчики строительно-монтажных работ для минимизации рисков при строительстве и вводе зданий (сооружений) в эксплуатацию в обязательном порядке должны проверить наличие службы контроля качества выполняемых строительных работ в организации, с которой они заключают соглашение.

 

15.03.2011 г.

 

Максим Черняк, юрист