Пособие от 31.01.2013
Автор: Лосев С.

Служебные объекты права промышленной собственности


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Нормативное регулирование

Понятие служебных объектов права промышленной собственности

Право на получение патента

Права и обязанности работника и нанимателя при получении патентов на служебные объекты права промышленной собственности

Право авторов служебных объектов права промышленной собственности на вознаграждение

Вознаграждение лицам, оказавшим содействие по созданию объектов права промышленной собственности

Рассмотрение споров, связанных со служебными объектами права промышленной собственности

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

СЛУЖЕБНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРАВА ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Введение

По статистике более половины всех охраняемых результатов интеллектуальной деятельности создаются наемными работниками при исполнении ими трудовых обязанностей.

По общему правилу, закрепленному в ст.982 и 983 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), обладателем исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности признается его автор. Однако если автор создал этот результат, исполняя обязанности в качестве наемного работника, вопрос о принадлежности прав может решаться законодателем иным образом, когда на результаты интеллектуальной деятельности распространяется общий стереотип о принадлежности результатов наемного труда.

Результат труда работника, имеющий материальную форму, является собственностью нанимателя, поскольку создается из его материалов, на его оборудовании, а за свой труд работник получает заработную плату. Когда же результатом труда работника является имеющий нематериальную форму результат интеллектуальной деятельности, охраняемый как объект права интеллектуальной собственности, его принадлежность не столь очевидна, поскольку основой для создания такого объекта является интеллект работника, а выплачиваемая за его создание заработная плата не всегда соотносима с той выгодой, которую может получить наниматель от его использования. Поэтому перед законодателем стоит непростая задача, состоящая в том, чтобы решить вопрос о принадлежности прав на результат интеллектуальной деятельности, созданный лицом, работающим по найму, и при этом установить разумный баланс между интересами нанимателя и работника. Для решения этой задачи законодатель использует понятие «служебный объект интеллектуальной собственности», под которым понимается созданный наемным работником результат интеллектуальной деятельности, имеющий специальный правовой режим.

С точки зрения действующего законодательства служебный характер могут носить как объекты авторского права (служебные произведения) и смежных прав (служебные исполнения), так и объекты права промышленной собственности (служебные изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем и сорта растений). При этом наиболее сложным является регулирование отношений по поводу служебных объектов права промышленной собственности, что обусловлено спецификой патентной формы охраны, - законодателю необходимо не только решить вопрос о принадлежности патента, подтверждающего исключительное право, но и регламентировать отношения работника и нанимателя при его получении.

Нормативное регулирование

Законодательство, регулирующее отношения по поводу служебных объектов права промышленной собственности, представлено рядом нормативных правовых актов. В первую очередь, это законодательные акты, посвященные отдельным объектам права промышленной собственности, а именно:

Закон РБ от 16.12.2002 № 160-З «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» (далее - Закон «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»);

Закон РБ от 13.04.1995 № 3725-XII «О патентах на сорта растений» (далее - Закон «О патентах на сорта растений»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 июля 2014 г. Закон «О патентах на сорта растений» изложен в новой редакции Законом РБ от 04.01.2014 № 108-З;

 

Закон РБ от 07.12.1998 № 214-З «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (далее - Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем»).

Названные законодательные акты содержат лишь основные положения, определяющие правовой режим служебных объектов права промышленной собственности, предусматривая, что иные отношения, возникающие в связи с созданием служебных объектов, регулируются иным законодательством;

Положение о служебных объектах промышленной собственности, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 23.12.1998 № 1957 (далее - Положение о служебных объектах), которое более подробно регулирует взаимоотношения автора и его нанимателя в процессе получения патента (свидетельства) и последующего использования служебного объекта права промышленной собственности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июля 2018 г. следует руководствоваться Положением о служебных объектах с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 05.07.2018 № 523;

 

Положение о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 06.03.1998 № 368 (далее - Положение о стимулировании). Данный нормативный акт регулирует отношения, связанные с выплатой вознаграждения авторам служебных объектов права промышленной собственности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июля 2018 г. следует руководствоваться Положением о стимулировании с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 05.07.2018 № 523;

 

• сборник образцов документов, разработанный Национальным центром интеллектуальной собственности (НЦИС) «Документационное обеспечение деятельности организаций по вопросам служебных объектов промышленной собственности и выплаты вознаграждения за их создание и использование» (далее - Сборник образцов документов). Документ носит рекомендательный характер, представляет собой сборник образцов документов, используемых для оформления отношений, связанных со служебными объектами промышленной собственности (уведомления, заявления, акты об использовании и др.) (размещен на сайте НЦИС по адресу: http://www.belgospatent.by/index.php?option=com_content&view=article&id=657&Itemid=69).

Понятие служебных объектов права промышленной собственности

В действующем законодательстве понятие «служебные» применяется в отношении следующих объектов права промышленной собственности:

• изобретений;

• полезных моделей;

• промышленных образцов;

• сортов растений;

• топологий интегральных микросхем.

Основания для признания указанных объектов служебными, а также их правовой статус определяются, в первую очередь, законодательными актами. При этом подходы законодателя при определении условий отнесения к категории служебных, а также правовой режим отдельных из названных объектов промышленной собственности существенно отличаются.

Изобретения, полезные модели, промышленные образцы считаются служебными, если они относятся к области деятельности нанимателя при условии, что деятельность, которая привела к их созданию, относится к служебным обязанностям работника, либо они созданы в связи с выполнением работником конкретного задания, полученного от нанимателя, либо при их создании работником были использованы опыт или средства нанимателя (п.3 ст.6 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июля 2018 г. следует руководствоваться ст.6 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» с изменениями, внесенными на основании Закона РБ от 18.12.2017 № 88-З (далее - Закон № 88-З).

 

Аналогичное определение содержится в Законе «О патентах на сорта растений». Сорт растения считается служебным (выведенным в порядке выполнения служебного задания), если он относится к области деятельности нанимателя при условии, что деятельность работника, которая привела к созданию сорта, входит в круг его служебных обязанностей либо при создании сорта им были использованы опыт или средства работодателя (ст.5).

В большей степени отличается определение служебной топологии. Служебной является топология, созданная автором в порядке исполнения им своих служебных обязанностей или по заданию нанимателя (ст.8 Закона «О правовой охране топологий интегральных микросхем»).

Как видно из приведенных определений, для признания изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и сортов растений служебными необходимо одновременное наличие нескольких условий, одно из которых - отнесение к области деятельности нанимателя - является обязательным.

Что означает формулировка «относится к области деятельности нанимателя», законодатель не поясняет. Можно лишь предположить, что речь идет о возможности использования соответствующего объекта права промышленной собственности в соответствии с предметом деятельности (видами деятельности), составляющим правоспособность юридического лица - нанимателя. Подобный тезис находит подтверждение и в судебной практике.

 

Пример 1

В решении судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда РБ от 22.02.2001 статус служебных был признан за полезной моделью «Намоточно-размоточное устройство» и изобретением «Устройство для резки листового рулонного материала на продольные полосы» именно потому, что эти объекты относились к уставной деятельности нанимателя - станкостроительного завода.

 

Перейдем к анализу иных названных законодателем оснований для признания объекта права промышленной собственности служебным. Сразу же отметим, что данные основания определены как альтернативные, однако набор таких оснований, установленных в отношении изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, отличается от установленных в отношении сортов растений и топологий интегральных микросхем.

Первым возможным основанием для признания статуса служебного за изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами является то, что создание объекта входит в служебные обязанности работника. Действующее законодательство не дает непосредственного определения того, что такое «служебные обязанности». Оно использует понятие «служебное положение работника» в абзаце 11 ст.1 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) при определении термина «должность»; при этом служебное положение работника определяется кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности. Исходя из этого можно поставить знак равенства между понятиями «служебные обязанности» и «должностные обязанности». В свою очередь, должностные обязанности предполагают наличие трудовых отношений, которые должны быть оформлены трудовым договором; именно в трудовом договоре (контракте) или в должностной инструкции и должны быть закреплены служебные обязанности работника. Таким образом, статус служебного объект промышленной собственности может получить в том случае, если его создание входит в трудовые обязанности автора, точнее - в его трудовую функцию, определяемую согласно ст.19 ТК в трудовом договоре или должностной инструкции.

В качестве второго возможного основания для признания статуса служебного за изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами законодатель называет их создание «в связи с выполнением работником конкретного задания, полученного от нанимателя». Поскольку задание нанимателя называется в качестве альтернативы созданию объекта в рамках исполнения служебных обязанностей работника, вопрос о возможном соотношении служебных обязанностей и задания нанимателя заслуживает особого внимания. Для решения этого вопроса необходимо обращаться к нормам трудового права. Так, согласно ст.20 ТК наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Поэтому можно говорить о том, что выполнение задания нанимателя, выходящего за рамки служебных обязанностей работника, не должно повлечь признания полученного результата служебным.

В качестве третьего альтернативного основания для признания изобретений, полезных моделей, промышленных образцов служебными законодатель называет их создание работником «с использованием опыта или средств нанимателя». Следует отметить, что данное основание является наиболее спорным, поскольку позволяет признавать результат интеллектуального творчества служебным вне связи с выполнением работником его трудовой функции. Более того, содержащаяся в Законе «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» формулировка заставляет задуматься над определениями терминов «опыт нанимателя» и «средства нанимателя». К сожалению, оба понятия являются родовыми и допускают расширительное толкование. Если говорить об опыте нанимателя, то он, очевидно, не ограничивается только нераскрытой информацией, охраняемой в режиме коммерческой тайны, включая секреты производства (ноу-хау); к этой категории должна относиться любая «совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений». Если вести речь о средствах нанимателя, то под ними, очевидно, следует понимать как денежные средства, материалы и оборудование, специально предоставленные нанимателем работнику для выполнения работ, связанных с созданием объекта, так и любые средства производства, которые могут быть использованы работником.

Может возникнуть вопрос о том, применимо ли данное правило к случаям создания объекта права промышленной собственности только в рамках трудовых отношений, т.е. при непосредственном исполнении трудовых обязанностей на рабочем месте и в рабочее время, либо статус служебного должен признаваться и за теми объектами права промышленной собственности, которые созданы работником во внерабочее время, не на рабочем месте, но с использованием информации, которая стала доступна автору в связи с его работой у данного нанимателя, либо с использованием каких-либо материалов или оборудования, принадлежащих нанимателю. Ответ на данный вопрос не очевиден. Если исходить из того, что Закон «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» регулирует не трудовые, а гражданские правоотношения, данные основания для признания объектов промышленной собственности служебными должны применяться во всех случаях без ограничения сферой фактических трудовых отношений.

С другой стороны, для определения сторон возникающего правоотношения законодатель в патентном праве использует термины «работник» и «наниматель», предполагающие, что речь идет именно о трудовых отношениях. Выход из этой двусмысленной ситуации видится в скорейшем уточнении правовых норм. При этом законодателю необходимо, в первую очередь, задуматься о необходимости данной нормы.

 

Справочно

Анализируя норму отечественного патентного законодательства, дающую основание признавать служебным результат интеллектуальной деятельности работника, созданный с использованием «опыта или средств нанимателя», можно предположить, что ее прообразом стала норма Закона ФРГ от 25.07.1957 «Об изобретениях, созданных наемными работниками» (текст Закона размещен на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности по адресу: http://www.wipo.int/wipolex/en/details.jsp?id=10005), которая определяет служебное изобретение как созданное в период трудовых отношений между автором и его нанимателем, при этом основанием для признания статуса служебного является то, что изобретение возникло в результате исполнения работником его трудовых обязанностей на предприятии или на службе либо главным образом основывается на опыте или работе предприятия. Однако, в отличие от норм немецкого права, которые предполагают признание статуса служебного только в том случае, если использованный опыт нанимателя оказал решающее влияние на создание изобретения, отечественный законодатель возвел сам факт использования опыта или средств нанимателя в абсолют в отрыве от их роли в создании работником объекта промышленной собственности. К слову, вариант решения существующей проблемы можно найти в законодательстве Российской Федерации: согласно п.5 ст.1370 Гражданского кодекса РФ «…изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, не являются служебными». Полагаем, что и отечественному законодателю следует пойти тем же путем.

 

Отдельного рассмотрения заслуживает определение служебного сорта растения. Использованный законодателем двойной термин, в котором понятия «служебный» и «выведенный в порядке выполнения служебного задания» употреблены как синонимы, дает основания говорить о том, что выведенный работником сорт растения будет иметь статус служебного лишь в том случае, если работник получил от своего нанимателя соответствующее задание. В свою очередь, это лишает такое основание, как «использование опыта или средств нанимателя» самостоятельного значения, - даже если работник и получил новый сорт, используя опыт или средства нанимателя, но не имел на это задания нанимателя, сорт не должен признаваться служебным.

Если говорить о топологиях интегральных микросхем, основанием признания их служебными будет только то, что их создание входит в трудовую функцию работающего по найму автора.

Право на получение патента

Признание за определенным объектом права промышленной собственности статуса служебного означает применение в отношении этого объекта специального правового режима, который раскрывается через права и обязанности автора служебного результата интеллектуальной деятельности (работника) и его нанимателя.

Авторам результатов интеллектуальной деятельности принадлежат в отношении этих результатов личные неимущественные и имущественные права (ст.982 ГК). Авторам результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. относящихся к сфере права промышленной собственности, принадлежит право авторства, которое является личным неимущественным правом, неотчуждаемым и непередаваемым. Специфика объектов права промышленной собственности состоит в том, что авторство в отношении объекта удостоверяется патентом (в отношении топологии интегральной микросхемы - свидетельством). Несмотря на это, вопрос о том, кто должен признаваться автором, законодателем решен императивно - таковым может быть только лицо, творческим трудом которого создан соответствующий объект.

Имущественное право, а точнее исключительное право использования соответствующего объекта права промышленной собственности, также удостоверяется патентом (свидетельством) и принадлежит лицу, обладающему этим патентом (свидетельством). Поэтому вопрос о том, кому принадлежит право получения патента, является ключевым.

Признание за объектом права промышленной собственности статуса служебного влечет за собой определенные правовые последствия при решении вопроса о том, кто может получить на него патент. Однако в этом вопросе действующее законодательство не содержит единого подхода в отношении различных объектов права промышленной собственности.

Право на получение патента на служебные изобретение, полезную модель и промышленный образец принадлежат нанимателю, если договором между ним и работником не предусмотрено иное (ст.6 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»).

Правовая охрана топологий осуществляется на основании регистрации в патентном органе, по результатам которой выдается свидетельство; право на получение свидетельства на служебную топологию принадлежит нанимателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное.

Таким образом, действующее законодательство в отношении названных выше объектов права промышленной собственности устанавливает презумпцию, которая может быть отменена заключенным между сторонами договором. Законодатель не уточняет, какой именно договор должен быть заключен между автором и его нанимателем, поэтому это может быть как трудовой договор, в который включено соответствующее условие, так и самостоятельный договор, содержанием которого является договоренность сторон о том, что право на получение патента на служебный результат интеллектуальной деятельности изначально принадлежит автору.

Иной подход заложен в Законе «О патентах на сорта растений». Так, патент на служебный сорт работодатель может получить только в том случае, если это предусмотрено договором с работником (ст.5). Поэтому в отношении служебных сортов нанимателю, желающему иметь право на получение патента, необходимо или в трудовом договоре, или в специально заключенном договоре с автором закрепить это условие.

Возможность включения в трудовой договор условий о праве либо работника, либо нанимателя на получение патента не противоречит нормам трудового законодательства, однако по своей природе данное соглашение будет иметь гражданско-правовой характер.

Однако получение патента (свидетельства) на свое имя - не единственная возможность, которая предоставлена нанимателю в отношении большинства объектов права промышленной собственности, имеющих статус служебных. Пункт 3 ст.6 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» предусматривает, что наниматель может:

1) получить патент на свое имя;

2) передать право получения патента другому лицу;

3) принять решение о сохранении созданного служебного объекта в тайне.

Законы «О патентах на сорта растений» и «О правовой охране топологий интегральных микросхем» не предоставляют нанимателю такого развернутого перечня возможных действий в отношении созданного работником служебного результата интеллектуальной деятельности, однако в отдельных случаях наличие таких возможностей можно вывести из иных норм законодательства. Рассмотрим более подробно эти иные, помимо получения патента на свое имя, возможности, предоставляемые нанимателю.

Передача права на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец другому лицу предполагает заключение договора, на основании которого это другое лицо может от своего имени подать заявку на получение патента и стать патентообладателем.

Возможность передать право получения охранного документа есть у нанимателя и в отношении служебной топологии - это следует из нормы ст.10 Закона «О правовой охране топологий интегральных микросхем», предусматривающей, что заявка на регистрацию топологии может быть подана также лицом, которому наниматель автора передал на договорной основе свое право на подачу заявки. Единственное ограничение состоит в том, что подача заявки, независимо от того, кто с ней обращается, возможна в срок, не превышающий 2 лет с даты первого использования топологии, если такое использование имело место.

А вот Закон «О патентах на сорта растений» такой возможности, как передача права получения патента другому лицу, для нанимателя не предусматривает. Согласно ст.5 этого Закона патент может быть выдан иному лицу, если оно будет указано автором в заявке на получение патента и при условии заключения с автором договора.

Такая возможность, как сохранение служебного объекта в тайне, появилась недавно - с изменениями, внесенными в 2010 г. в Закон «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» Законом РБ от 15.07.2010 № 167-З. Основная проблема ранее действовавшего законодательства состояла в том, что его нормы не позволяли организациям эффективно использовать институт правовой охраны нераскрытой информации для защиты созданных у них технических новшеств, поскольку наниматель, работник которого создавал патентоспособное техническое решение, не мог перевести это решение в категорию охраняемых секретов производства (ноу-хау) несмотря на возможные преимущества такого варианта охраны. Эти преимущества могут состоять в том, что охрана технического решения в качестве нераскрытой информации в сравнении с патентной охраной не требует расходов на получение патента и поддержание его в силе, и, кроме того, такой вариант охраны технических новшеств не связан с раскрытием их сути, которое неизбежно при получении патента и может быть использовано конкурентами для создания новых технических решений. Однако даже в том случае, когда наниматель апеллировал к положению о коммерческой тайне либо условиям трудового договора (контракта), предусматривающим обязанность работника не разглашать коммерческую тайну нанимателя, это не могло помешать работнику реализовать свое право на получение патента, гарантированное законом, поскольку патентное законодательство предоставляло нанимателю ограниченный выбор - либо получить патент на свое имя, либо отказаться от него в пользу автора. Данный недостаток законодательства был устранен при наделении нанимателя правом вместо получения патента на служебные изобретение, полезную модель или промышленный образец сохранять их в тайне.

Каким образом должно оформляться решение нанимателя о сохранении служебного объекта в тайне, законодатель не поясняет. Очевидно, что само понятие «сохранение в тайне» означает, что в отношении сведений о служебном объекте должен быть введен режим конфиденциальности, а сами сведения - перейти в категорию нераскрытой информации. Согласно ст.1010 ГК лицо, правомерно обладающее технической, организационной или коммерческой информацией, в т.ч. секретами производства (ноу-хау), не известной третьим лицам, имеет право на защиту этой информации от незаконного использования, если соблюдены условия, установленные ст.140 ГК для охраны коммерческой тайны. Иными словами, нанимателю для того, чтобы сохранить соответствующий служебный результат интеллектуальной деятельности в тайне, необходимо распространить на него режим коммерческой тайны. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне в настоящее время установлен Положением о коммерческой тайне, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 06.11.1992 № 670.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 июля 2013 г. ст.140 и глава 66 (ст.1010-1012) ГК изложены в новой редакции на основании Закона РБ от 05.01.2013 № 16-З.

 

Обратите внимание!

С 11 июля 2013 г. вступает в силу Закон РБ от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне».

 

Отмечая важность введения в отечественное законодательство нормы, позволяющей нанимателю принять решение о сохранении полученного служебного результата интеллектуальной деятельности в тайне, тем не менее отметим, что к числу нерешенных следует отнести вопрос о том, может ли наниматель, первоначально приняв решение об охране служебного результата интеллектуальной деятельности в режиме коммерческой тайны, в последующем принять решение о получении патента, если при этом им был пропущен отведенный законом 3-месячный срок для подачи заявки. Если исходить из системного толкования норм действующего патентного законодательства, можно сделать вывод о том, что отмена нанимателем режима коммерческой тайны в отношении сведений о служебном результате интеллектуальной деятельности влечет автоматическое возникновение у автора права на подачу заявки на получение патента.

В п.3 Положения о служебных объектах оговаривается возможность для нанимателя принять решение о сохранении в тайне в отношении всех объектов права промышленной собственности. Однако эта норма, очевидно, вступает в противоречие с нормами Закона «О патентах на сорта растений», который исчерпывающим образом определяет возможные действия нанимателя, и в отношении служебных сортов не подлежит применению. А вот в отношении служебной топологии, на которую исключительное право признается за нанимателем, это возможно, поскольку этот Закон не содержит норм, ограничивающих возможных действий нанимателя в отношении служебной топологии.

Права и обязанности работника и нанимателя при получении патентов на служебные объекты права промышленной собственности

Основные особенности получения патента (свидетельства) на служебные объекты права промышленной собственности определяются, в первую очередь, законами «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», «О патентах на сорта растений» и «О правовой охране топологий интегральных микросхем». Более подробно взаимоотношения автора и нанимателя регулируются Положением о служебных объектах.

Нормы Положения о служебных объектах являются универсальными и применяются в отношении всех ранее названных нами объектов права промышленной собственности. При этом, как было уже отмечено, в отдельных случаях такой универсальный подход вступает в противоречие с нормами законодательных актов, посвященных отдельным объектам права промышленной собственности, и в этом случае нормы Положения о служебных объектах не подлежат применению.

Рассмотрим механизм взаимодействия автора и нанимателя в вопросах получения патента (свидетельства).

Работник, создавший служебный объект права промышленной собственности, «обязан письменно уведомить об этом нанимателя». Формулировка представляется юридически некорректной, поскольку объект права промышленной собственности возникает с момента предоставления ему правовой охраны, что подтверждается выданным патентом (свидетельством); до этого момента можно говорить лишь о существовании охраноспособного результата интеллектуальной деятельности. Тем не менее, в дальнейшем будем придерживаться терминологии, используемой в законодательстве.

Норма, обязывающая работника уведомить нанимателя о создании служебного объекта, содержится в законах «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» и «О патентах на сорта растений». Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» такой нормы не содержит, однако не препятствует применению соответствующих норм Положения о служебных объектах.

Положение о служебных объектах конкретизирует требования, предъявляемые к уведомлению о создании служебного объекта права промышленной собственности, - уведомление должно быть подписано работником и содержать характеристику созданного объекта, раскрывающую его с полнотой, достаточной для определения пригодности этого объекта в деятельности нанимателя, а также материалы, необходимые для оформления заявки на патент.

Сборник образцов документов содержит форму подаваемого работником уведомления нанимателя о создании служебного объекта права промышленной собственности.

Впрочем, и иные варианты письменного сообщения, из которого можно сделать вывод об охраноспособности созданного служебного результата интеллектуальной деятельности, также следует считать надлежащим уведомлением нанимателя. В вышеупоминавшемся в примере решении судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда РБ от 22.02.2001 суд отметил, что «…закрепив обязанность письменно сообщить нанимателю о создании служебного изобретения или полезной модели, законодатель не определил конкретную форму и вид такого письменного сообщения, в связи с чем изготовленная и переданная автором нанимателю подробная техническая документация, рассмотренная на заседании технического совета предприятия, может быть рассмотрена как письменное уведомление нанимателя, так как она содержала конкретные сведения, характеристику новых технических решений, на основании которых компетентные специалисты, в т.ч. и патентной службы предприятия, могли выявить эти конкретные технические решения и определить их охраноспособность».

Какие материалы должны прилагаться к уведомлению? Очевидно, в данном случае необходимо ориентироваться на определенный законодательством состав заявки, подаваемой в патентный орган при регистрации соответствующего объекта права промышленной собственности. В частности, для изобретения таковыми наряду с заявлением на выдачу патента и описанием также являются формула изобретения, чертежи, если они необходимы для понимания сущности изобретения, и реферат. Соответственно, работник должен представить нанимателю материалы, необходимые и достаточные для подготовки указанных материалов заявки.

Более подробно требования к каждому из документов, составляющих заявку, изложены в следующих нормативных актах:

Положении о порядке составления заявки на выдачу патента на изобретение, проведения по ней экспертизы и вынесения решения по результатам экспертизы, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 02.02.2011 № 119.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июля 2018 г. постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2018 № 499 внесены изменения и дополнения в Положение № 119, в частности, название изложено в новой редакции: «О порядке составления заявки на выдачу патента на изобретение, проведения по ней экспертизы и принятия решения по результатам экспертизы»;

 

Положении о порядке составления заявки на выдачу патента на полезную модель, проведения по ней экспертизы и вынесения решения по результатам экспертизы, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 02.02.2011 № 120.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июля 2018 г. постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2018 № 499 внесены изменения и дополнения в Положение № 120, в частности, название изложено в новой редакции: «О порядке составления заявки на выдачу патента на полезную модель, проведения по ней экспертизы и принятия решения по результатам экспертизы»;

 

Положении о порядке составления заявки на выдачу патента на промышленный образец, проведения по ней экспертизы и вынесения решения по результатам экспертизы, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 02.02.2011 № 121.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июля 2018 г. постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2018 № 499 внесены изменения и дополнения в Положение № 121, в частности, название изложено в новой редакции: «О порядке составления заявки на выдачу патента на промышленный образец, проведения по ней экспертизы и принятия решения по результатам экспертизы»;

 

Положении о порядке составления заявки на выдачу патента на сорт растения, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 28.04.2010 № 631.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 июля 2014 г. действует новое Положение о порядке проведения экспертизы заявки на выдачу патента на сорт растения и вынесения решения по ее результатам, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 12.07.2014 № 675;

 

Положении о порядке составления заявки на регистрацию топологии интегральной микросхемы, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 28.04.2010 № 628.

Если служебный результат интеллектуальной деятельности создан совместным творческим трудом нескольких авторов, в уведомлении должен быть указан вклад каждого из них. Такое указание в дальнейшем будет иметь значение не только при указании соавторов в патенте (свидетельстве), но и при распределении между ними вознаграждения за создание и использование такого служебного объекта права промышленной собственности. Упоминавшийся в материале образец уведомления о создании служебного объекта права промышленной собственности также включает в себя справку о творческом вкладе каждого из работников в создание объекта, предполагающую определение этой доли в процентах.

Какие последствия влечет нарушение работником требования законодательства уведомить нанимателя о создании служебного результата интеллектуальной деятельности? Если в последствии работник либо получит патент на объект, имевший статус служебного, на свое имя, либо уступит право его получения третьему лицу, такой патент может быть признан недействительным в судебном порядке по иску нанимателя в связи с неправомерным указанием в патенте патентообладателя (ст.33 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»; ст.22 Закона «О патентах на сорта растений»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июля 2018 г. ст.33 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» изложена в новой редакции Законом № 88-З.

 

Поскольку факт уведомления о создании служебного объекта права промышленной собственности является началом для исчисления 3-месячного срока, установленного законодательством для подачи заявки на получение патента, Положение о служебных объектах обязывает нанимателя зарегистрировать уведомление в день его подачи и известить об этом работника в письменной форме. В Сборнике образцов документов содержится форма извещения о принятии уведомления о создании служебного объекта права промышленной собственности к рассмотрению, которое должно быть подписано уполномоченным должностным лицом нанимателя. Отсутствие регистрации уведомления о создании служебного объекта не влияет на исчисление установленного законодателем 3-месячного срока при условии, что дата уведомления может быть установлена иным образом.

Отведенный законодательством 3-месячный срок наниматель должен использовать для определения юридической судьбы служебного результата интеллектуальной деятельности. Если речь идет о служебных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, наниматель должен:

• либо подать заявку на получение патента;

• либо уведомить работника о сохранении их в тайне или о передаче права на получение патента другому лицу.

В отношении служебных топологий наниматель ограничен лишь установленным законом 2-летним сроком на подачу заявки, исчисляемым с момента начала использования топологии, если такое использование имело место.

Однако больше всего вопросов вызывает норма части четвертой ст.5 Закона «О патентах на сорта растений», согласно которой наниматель должен в течение 3 месяцев со дня получения сообщения о создании служебного сорта письменно ответить работнику, притязает ли он на патент. Законодатель говорит о том, что в случае отказа нанимателя от притязаний на патент либо пропуска им 3-месячного срока патент выдается работнику - автору сорта (селекционеру). Норма об отказе нанимателя от притязаний на патент понятна, чего нельзя сказать об упоминаемом 3-месячном сроке. Проблема состоит в том, что законодатель не требует от нанимателя в течение 3 месяцев подать заявку на получение патента, а требует лишь письменно сообщить автору о своем намерении это сделать. Ситуацию спасает то, что само право нанимателя получить патент на служебный сорт должно основываться на договоре с автором, что позволяет в нем уточнить сроки, в течение которых наниматель должен подать заявку и пропуск которых будет означать переход этого права к работнику.

В течение 3 месяцев с момента получения уведомления о создании служебного объекта права промышленной собственности наниматель может потребовать от работника дополнительных сведений, необходимых для оформления заявки на получение патента. Кроме того, Положение о служебных объектах возлагает на работника обязанность «в случае необходимости» оказать помощь нанимателю в оформлении материалов заявки и переписке с патентным органом. Данная норма требует дополнительного анализа. Проблема состоит в неочевидности ответа на вопрос о возможных действиях нанимателя в случае, если работник не выполнит данное требование. Для ответа на вопрос необходимо определить характер возникающих правоотношений. Можно предложить следующее решение: если сама обязанность создания объекта вытекает из трудовой функции работника, нормы Положения о служебных объектах можно рассматривать как нормы трудового законодательства; если же основанием для признания объекта служебным является использование опыта или средств нанимателя, можно говорить о том, что эти нормы имеют гражданско-правовой характер. Таким образом, если отношения носят трудовой характер, наниматель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности, однако при этом возможная материальная ответственность работника за убытки, которые может понести наниматель, не получивший патент по его вине, ограничена в силу нормы ст.400 ТК, не допускающей взыскание с работника убытков в виде упущенной выгоды; если же эти отношения имеют гражданско-правовой характер, наниматель может ставить вопрос о привлечении работника к ответственности за неисполнение обязательства, возникающего из акта законодательства, и требовать исполнения обязанности в натуре, а также возмещения причиненных убытков в полном объеме.

Работник, являющийся автором служебного результата интеллектуальной деятельности, также задействован в процессе получения патента (свидетельства). Согласно п.4 Положения о служебных объектах «...в случае необходимости работник… обязан оказать помощь нанимателю… в переписке с патентным органом».

Со своей стороны наниматель обязан представить работнику копии материалов заявки, информировать о ходе экспертизы, а также предоставить возможность ознакомиться с перепиской по заявке.

Положение о служебных объектах в п.13 устанавливает, что работник, наниматель, а также третьи лица, обладающие сведениями о служебном объекте, обязаны воздерживаться от несогласованного между собой разглашения сведений об этом объекте до даты официальной публикации сведений о заявке либо других сведений о служебном объекте права промышленной собственности. Однако данная норма будет иметь реальное значение лишь в том случае, когда сведения, связанные с составлением заявки, будут отнесены в установленном порядке к категории коммерческой тайны. Обязанность работника не разглашать коммерческую тайну нанимателя предусмотрена ст.53 ТК. А вот обязанность третьих лиц, получивших доступ к сведениям о служебном объекте права промышленной собственности, должна основываться на соответствующем договоре с нанимателем, выступающим в роли владельца коммерческой тайны.

Если наниматель собирается патентовать служебный объект права промышленной собственности не только в Беларуси, но и за рубежом, он обязан проинформировать об этом работника и указать страны, в которых он собирается истребовать охрану. Отсюда можно сделать вывод о том, что в иных странах патент на свое имя может получить работник, являющийся автором служебного результата интеллектуальной деятельности.

В Сборнике образцов документов содержится извещение об охране нанимателем объекта права промышленной собственности за рубежом. В свою очередь работник в соответствии с п.10 Положения о служебных объектах также обязан письменно уведомить нанимателя о своем намерении патентовать служебный объект права промышленной собственности в странах, где наниматель не получает охрану. В Сборнике образцов документов также есть и извещение об охране работником объекта права промышленной собственности за рубежом.

Пропуск установленного законодателем 3-месячного срока радикально изменяет правовой режим служебного результата интеллектуальной деятельности. Согласно части третьей п.3 ст.6 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», если наниматель в течение 3 месяцев с даты уведомления работником о созданных изобретении, полезной модели, промышленном образце не подаст заявку в патентный орган, не уведомит работника о сохранении их в тайне или о передаче права на получение патента другому лицу, право на получение патента переходит к работнику. Данное право переходит на основании законодательства, в связи с чем не требуется заключения между работником и нанимателем какого-либо специального соглашения. При этом законодатель не учитывает уважительности пропуска срока, отведенного нанимателю, в т.ч. не ставит его исчисление в зависимость от того, насколько добросовестно работник исполняет свои обязательства в части предоставления нанимателю дополнительной информации и помощи в составлении заявки на получение патента.

Одновременно с этим частью шестой п.3 ст.6 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» установлено, что прекращение трудового договора не влияет на права и обязанности работника и нанимателя, возникающие в связи с созданием служебных изобретения, полезной модели, промышленного образца. Заявка на регистрацию служебных объектов может быть подана нанимателем до истечения 1 года с момента прекращения трудового договора, по истечении которого право на подачу заявки переходит к работнику.

Налицо очевидная коллизия норм Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», возможным вариантом решения которой является применение указанного годичного срока только в отношении тех служебных объектов, которые были созданы во время работы у данного нанимателя, но о создании которых работник нанимателю не сообщил.

Закон «О патентах на сорта растений» также предусматривает, что в случае пропуска нанимателем 3-месячного срока, исчисляемого с даты уведомления автором о получении служебного сорта, патент выдается работнику - автору сорта.

Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» право нанимателя подать заявку на регистрацию служебной топологии ограничивает общим 2-летним сроком с момента начала использования топологии и, соответственно, не предусматривает механизма автоматического перехода права на регистрацию служебной топологии к ее автору.

Еще один вопрос, касающийся взаимоотношений нанимателя и работника по поводу служебных объектов права промышленной собственности, недостаточно четко урегулирован в законодательных актах. Согласно части третьей п.3 ст.6 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» в случае, если наниматель в установленный срок не подал заявку, и право получения патента перешло к работнику, наниматель вправе использовать служебный объект на условиях, определяемых лицензионным договором. Аналогичная норма содержится в ст.5 Закона «О патентах на сорта растений». Означает ли это, что, несмотря на получение патента на служебный объект работником или третьим лицом, которому работник может уступить право получения патента, наниматель сохраняет какие-то права в отношении этого объекта? Согласно п.1 ст.983 ГК обладателю исключительного права принадлежит право использования объекта интеллектуальной собственности в любой форме и любым способом, а иные лица могут использовать этот объект только с согласия правообладателя; ограничения исключительных прав, в т.ч. путем предоставления возможности использования объекта интеллектуальной собственности другим лицам, допускаются в случаях, пределах и порядке, установленных ГК или иным законом.

При формально-логическом толковании приведенной выше нормы Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» можно сделать вывод, что право использовать служебный объект наниматель может получить, заключив с работником лицензионный договор; соответственно, речь не идет о допускаемом законом свободном использовании. Закон «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» и Закон «О патентах на сорта растений» содержат нормы, допускающие возможность заключения лицензионного договора в принудительном порядке. Основанием для применения механизма принудительного лицензирования является неиспользование или недостаточное использование объекта права промышленной собственности патентообладателем в течение определенного срока. Однако в данном случае правила о принудительном лицензировании не применимы. Поэтому наниматель, не являющийся патентообладателем, может получить право использовать созданный его работником служебный объект промышленной собственности только в том случае, если патентообладатель пожелает заключить с ним этот лицензионный договор.

Если наниматель утрачивает интерес к получению патента либо к поддержанию патента в силе после его получения, он должен своевременно предложить работнику, создавшему служебный объект промышленной собственности, либо безвозмездную уступку права на получение патента (если патент еще не получен), либо безвозмездную уступку самого патента. Положение о служебных объектах отводит работнику 3 месяца на то, чтобы согласиться с данным предложением; если работник этого не сделает, наниматель вправе отказаться от получения патента или поддержания его в силе.

Какие последствия влечет отказ нанимателя от поддержания патента без предложения его работнику? Норма части четвертой п.3 ст.6 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» предусматривает, что если наниматель не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, работник имеет право на вознаграждение. Формулировка «по зависящим от него причинам» призвана подчеркнуть, что речь не идет о случае отказа патентного органа в выдаче патента в связи с несоответствием заявленного объекта условиям патентоспособности.

К причинам, которые зависят от нанимателя, можно отнести следующие:

• отказ нанимателя, подавшего заявку, представить оформленные надлежащим образом документы по запросу патентного органа, если в ходе предварительной экспертизы выявлено несоответствие представленных документов или сведений, содержащихся в них, установленным требованиям;

• отсутствие ходатайства нанимателя о проведении патентной экспертизы по поданной заявке на получение патента;

• отказ нанимателя представить затребуемые патентным органом в ходе патентной экспертизы доработанные документы.

Положение о служебных объектах более подробно регулирует данные отношения. Согласно п.8 Положения о служебных объектах работник, обнаружив факт неполучения нанимателем патента на служебный объект права промышленной собственности по поданной им заявке по зависящим от него причинам, должен незамедлительно сообщить нанимателю об этом в письменном заявлении. Как было отмечено выше, Закон «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» предусматривает, что в случае, если наниматель не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, работник имеет право на вознаграждение, размер которого должен определяться соглашением сторон. Обратим внимание на то, что законодатель говорит о праве автора не на возмещение убытков, а о праве на вознаграждение. Это означает, что работнику не нужно доказывать наличие и размер понесенных убытков, поскольку право на получение вознаграждения ему гарантировано законом.

В Положении о служебных объектах говорится о том, что наниматель имеет право отказаться от защиты объекта, если работник не запросит передачу права на него в течение 3 месяцев с момента получения письменного предложения нанимателя.

Сложнее решить ситуацию, которая может возникнуть в том случае, если наниматель не уведомит работника о своем нежелании поддерживать патент в силе. Неуплата ежегодной пошлины за поддержание патента является абсолютным основанием досрочного прекращения его действия. Однако восстановление действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец возможно только по ходатайству патентообладателя (ст.35 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»), а Закон «О патентах на сорта растений» вообще не допускает возможности восстановления патента. Будет ли этот пробел восполнен судебной практикой, сказать сложно. Да и вариантов решения не так много: формально суд не может изменить императивные нормы, а может лишь обязать нанимателя, своевременно не известившего работника, восстановить утративший силу патент, либо возместить работнику убытки, связанные с прекращением действия патента. Впрочем, есть иные примеры из судебной практики.

 

Пример 2

Решением судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда РБ от 01.10.2002 было восстановлено действие патента на служебное изобретение, прекращенного по заявлению патентообладателя. Авторы служебного изобретения «Устройство для продольного разрезания проката» обратились с требованием восстановить действие патента, прекращенного по заявлению патентообладателя - республиканского унитарного предприятия «Белорусский металлургический завод». В ходе рассмотрения дела суд установил, что патентообладатель в нарушение требований п.11 Положения о служебных объектах не предложил безвозмездную уступку патента авторам, в связи с чем досрочное прекращение действия патента было признано незаконным, действие патента было восстановлено с даты подачи заявления о прекращении его действия, а патентообладателем признан один из авторов изобретения, определенный соглашением всех соавторов.

 

Применительно к утрате правовой охраны объекта права промышленной собственности по вине нанимателя, отказавшегося от поддержания патента в силе и не предложившего работнику безвозмездную уступку патента, работник может ставить вопрос о возмещении ему убытков.

Положение о служебных объектах также предусматривает, что за автором служебного объекта права промышленной собственности сохраняется преимущественное право на приобретение патента на объявленных условиях при уступке его нанимателем (или правопреемником нанимателя) третьим лицам, а также в случае ликвидации юридического лица. При этом должны применяться нормы гражданского законодательства о праве преимущественной покупки (п.12 Положения о служебных объектах). Это означает, что наниматель, являющийся патентообладателем и желающий этот патент продать другому лицу, обязан вначале предложить приобрести этот патент работнику - автору запатентованного объекта. Отсылка к нормам гражданского законодательства заставляет задуматься. Дело в том, что нормы о праве преимущественной покупки предусмотрены в гражданском законодательстве в отношении конкретных правоотношений (приобретение акций (долей) в уставном фонде хозяйственных обществ, приобретение доли в общей собственности), при этом для каждого правоотношения установлены различные сроки, в течение которых может быть реализовано это право. Из этого следует, что отсылка к нормам гражданского законодательства носит в большей степени декларативный характер. Практическая реализация нормы п.12 Положения о служебных объектах будет означать, что патентообладателю, желающему уступить патент, необходимо в письменной форме предложить приобрести патент автору служебного объекта, указав существенные условия предполагаемого договора уступки патента, а также срок для ответа. Отказ работника от приобретения патента, а равно отсутствие ответа в установленный срок дают нанимателю право заключить договор уступки патента с третьим лицом. В случае если нанимателем нарушен данный порядок, работник вправе через суд требовать перевода на себя прав и обязанностей приобретателя по заключенному договору уступки патента.

 

Справочно

Для более детального изучения см. пособие «Порядок действий нанимателя и работника в отношении служебных объектов права промышленной собственности».

Право авторов служебных объектов права промышленной собственности на вознаграждение

Законодательство гарантирует авторам служебных объектов права промышленной собственности право на получение вознаграждения. Так, часть четвертая п.3 ст.6 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» устанавливает, что если наниматель получит патент на служебное изобретение, полезную модель, промышленный образец, либо примет решение о сохранении их в тайне или о передаче права на получение патента другому лицу, либо не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, работник имеет право на вознаграждение. Вознаграждение выплачивается в размере и на условиях, определяемых соглашением между работником и нанимателем. В случае отсутствия соглашения между сторонами о размере и порядке выплаты вознаграждения спор рассматривается в судебном порядке. Порядок и условия выплаты вознаграждения, а также минимальный размер вознаграждения определяются Советом Министров РБ.

Согласно ст.4 Закона «О патентах на сорта растений» автору сорта, не являющемуся патентообладателем, вознаграждение выплачивается патентообладателем на основании договора между ними.

Статья 8 Закона «О правовой охране топологий интегральных микросхем» устанавливает, что порядок выплаты и размер вознаграждения автору служебной топологии устанавливается договором между автором и нанимателем.

В общем виде норма о вознаграждении сформулирована в п.6 Положения о служебных объектах: автор служебного объекта права промышленной собственности, права на который принадлежат нанимателю, имеет право на вознаграждение. Кроме того, данное Положение признает за автором право на вознаграждение и в том случае, если патент на служебный объект не получен по причинам, зависящим от нанимателя.

Положение о служебных объектах также уточняет условия выплаты вознаграждения в случае, если в создание служебного объекта промышленной собственности внесли творческий вклад 2 или более работников: размер вознаграждения для каждого из них определяется в соответствии с их вкладом, указанным в уведомлении о создании служебного объекта (часть 2 п.6).

Особые условия установлены в отношении выплаты вознаграждения за служебный объект промышленной собственности, созданный в органах государственного управления. Так, согласно части 3 п.6 Положения о служебных объектах такая выплата должна осуществляться за счет общей экономии средств, предусмотренных на содержание государственного органа. Тем самым Положение о служебных объектах фактически устанавливает ограничение размера вознаграждения авторам, а в случае отсутствия такой экономии средств - вообще лишает вознаграждения. Однако полагаем, что данная норма требует критической оценки - налицо несоответствие нормы подзаконного акта норме Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», согласно которой размер вознаграждения определяется соглашением сторон (часть четвертая п.3 ст.6). При этом Правительство РБ уполномочено определять только минимальный его размер. Как следствие, данная норма Положения о служебных объектах не подлежит применению как противоречащая норме закона.

Итак, во всех случаях основанием для выплаты вознаграждения является заключаемый между нанимателем и работником договор. Правовая природа данного договора законодателем не определена. Поэтому это может быть как трудовой договор, в который включают условия о вознаграждении, так и специально заключаемый договор, регулирующий только вопросы размера и порядка выплаты вознаграждения. Поскольку законодательство признает за автором право на получение вознаграждения, заключение договора, определяющего размер и порядок его выплаты, является для нанимателя обязательным. Форма договора между нанимателем и работником о создании, охране и использовании служебного объекта права промышленной собственности включена в Сборник образцов документов.

Более подробно вопросы выплаты вознаграждения регулируются Положением о стимулировании. Особенностью данного Положения является то, что его нормы имеют универсальный характер и при отсутствии специальных оговорок применяются в отношении всех рассматриваемых нами объектов права промышленной собственности.

Положение о стимулировании предусматривает выплату 3 видов вознаграждения:

• за создание объектов права промышленной собственности;

• за использование объектов права промышленной собственности;

• вознаграждение лицам, содействующим созданию и использованию этих объектов.

Безусловно, основное значение Положения о стимулировании состоит в том, что оно определяет минимальные размеры подлежащего выплате вознаграждения. Минимальный размер вознаграждения составляет:

• за создание объекта права промышленной собственности - 10 базовых величин за 1 объект;

• за использование объекта права промышленной собственности - 10 % от прибыли, приходящейся на объект права промышленной собственности, в т.ч. от прибыли по лицензионным договорам, остающейся после уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей, полученной обладателем исключительных прав на объект права промышленной собственности от его использования, либо в размере 15 базовых величин автору (соавторам) за полный год его использования.

Вознаграждение за использование может быть исчислено и иным способом, при этом размер вознаграждения за использование, определяемый любым возможным способом, не может быть меньше минимального размера, установленного в базовых величинах.

 

Обратите внимание!

Авторам предоставляется возможность выбора: процент от чистой прибыли или ставка в базовых величинах, однако выплата в базовых величинах является гарантированным минимумом вознаграждения только в случаях исчисления вознаграждения иными способами.

 

Положение о стимулировании предлагает в качестве базы для исчисления минимального размера вознаграждения за использование принять чистую прибыль, приходящуюся на объект права промышленной собственности. На практике это означает, что для расчета причитающегося авторам и иным лицам вознаграждения необходимо определить долю, приходящуюся на стоимость объекта права промышленной собственности в себестоимости произведенной продукции, а затем пропорционально этой доле - часть из прибыли, полученной в результате реализации такой продукции. Для решения данной задачи необходимо использовать балансовую стоимость объекта права промышленной собственности как нематериального актива и определенную учетной политикой организации норму амортизации этого нематериального актива.

Вознаграждение и за создание, и за использование выплачивается за 1 объект права промышленной собственности независимо от количества авторов, указанных в патенте (свидетельстве). Распределение вознаграждения между соавторами осуществляется с учетом вклада каждого из них, указанного в поданном нанимателю уведомлении о создании объекта права промышленной собственности.

Следует обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, в отношении вознаграждения за использование объекта права промышленной собственности, который используется в течение неполного года, действует принцип определения размера вознаграждения пропорционально времени использования.

Во-вторых, в отношении выплаты вознаграждения за создание и использование таких объектов права промышленной собственности, как полезные модели и промышленные образцы, размер вознаграждения может быть существенно снижен. Норма части четвертой п.8 Положения о стимулировании предоставляет право лицу, выплачивающему вознаграждение, применять при выплате всех видов вознаграждения авторам этих объектов понижающий коэффициент 0,25 к минимальным размерам вознаграждения, определенным Положением о стимулировании. Такое особое отношение к полезным моделям и промышленным образцам объясняется тем, что при выдаче патентов на эти объекты права промышленной собственности применяется явочная процедура, в рамках которой не проводится патентная экспертиза, удостоверяющая соответствие этих объектов установленным в законе условиям патентоспособности, что, в свою очередь, дает основание ставить под сомнение патентоспособность таких объектов.

Максимальный размер вознаграждения авторам (соавторам) за создание и использование объекта права промышленной собственности, по общему правилу, не ограничивается. В то же время согласно части второй п.10 Положения о стимулировании выплата вознаграждения за создание и использование полезных моделей и промышленных образцов в размере, превышающем установленные этим Положением минимальные размеры, осуществляется с учетом результатов информационного поиска в отношении соответствующего объекта права промышленной собственности, проведенного в установленном порядке, и заключения по результатам такого поиска, а также экономического эффекта от их использования. При этом речь идет о размере вознаграждения без понижающего коэффициента.

Информационный поиск относится к категории патентных исследований, а порядок его проведения установлен государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1180-99* «Патентные исследования. Содержание и порядок проведения». Целью информационного поиска является ответ на вопрос о соответствии полезной модели или промышленного образца установленным законом условиям патентоспособности, в первую очередь требованию мировой новизны.

Порядок определения экономического эффекта от использования объекта промышленной собственности законодательно не регламентирован, поэтому может осуществляться в соответствии с критериями, определенными самой организацией.

Указанные выше нормы в значительной степени усложняют возможность выплаты вознаграждения авторам полезных моделей и промышленных образцов в размере, превышающем минимальный. В результате это может побуждать лиц, обязанных выплачивать вознаграждение, ограничивать его минимальным размером. Если же к данному вопросу подойти формально-юридически, следует обратить внимание на то, что законы в области права промышленной собственности позволяют законодательно устанавливать только минимальный размер вознаграждения, а постановление Правительства РБ, ограничивающее размер вознаграждения, вступает в противоречие с ними и в этой части не подлежит применению.

В-третьих, особые правила установлены в отношении определения размера вознаграждения за использование объектов права промышленной собственности при передаче права использования по лицензионному договору в случае, если обладателями исключительных прав являются государственные юридические лица и хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами. Положение о стимулировании повторяет норму подп.1.7 п.1 Указа Президента РБ от 07.09.2009 № 441 «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности», устанавливая, что в таком случае размер вознаграждения, выплачиваемого авторам, составляет 40 % полученных по лицензионным договорам средств, оставшихся в распоряжении этих юридических лиц после уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей. Данный размер вознаграждения хоть и не называется минимальным, однако это следует из системного анализа норм Положения о стимулировании.

В-четвертых, Положение о стимулировании устанавливает особые правила в случае, если вознаграждение выплачивается руководителям государственных организаций: такая выплата осуществляется по согласованию с государственным органом (организацией), заключившим контракт с данным руководителем (п.14). Кроме того, Положение о стимулировании содержит рекомендацию хозяйственным обществам, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности, являющимся обладателями исключительных прав на объекты промышленной собственности, осуществлять выплату вознаграждения их руководителям за создание, использование, содействие созданию и использованию объектов промышленной собственности по согласованию с органом, заключившим контракт с данным руководителем.

Основанием для выплаты вознаграждения за создание объекта права промышленной собственности является предоставление объекту правовой охраны, которая оформляется выдачей патента или свидетельства о регистрации, если речь идет о топологии интегральной микросхемы. Соответственно документом, подтверждающим факт создания объекта права промышленной собственности, является патент (свидетельство). При этом Положение о стимулировании уточняет, что патент (свидетельство) должен быть выдан государственным учреждением «Национальный центр интеллектуальной собственности», тем самым, ограничивая выплату вознаграждения за создание объекта права промышленной собственности только случаями получения правовой охраны в Республике Беларусь.

Основанием для выплаты вознаграждения за использование является документально подтвержденный факт использования объекта права промышленной собственности. Следует обратить внимание на то, что понятие «использование объекта права промышленной собственности» уточняется для целей Положения о стимулировании: таковым считается введение в гражданский оборот продукта, изготовленного с применением объекта права промышленной собственности, а также передача права на его использование по лицензионному договору. В свою очередь, введением в гражданский оборот продукта, изготовленного с применением объекта права промышленной собственности, признается его продажа, а также введение в эксплуатацию во внутрипроизводственном процессе. Под продуктом для целей Положения о стимулировании понимаются средства производства, предметы потребления, технологии, а также иная продукция. Таким образом, термин «продукт» охватывает как собственно продукцию, произведенную с использованием охраняемых объектов права промышленной собственности, так и защищенные патентами технологии.

В Положении о стимулировании также уточняется, в каких случаях продукт признается изготовленным с применением объекта права промышленной собственности. Эти случаи рассмотрены в подп.2.3 п.2 Положения о стимулировании, который повторяет соответствующие нормы Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», Закона «О патентах на сорта растений», Закона «О правовой охране топологий интегральных микросхем». Так, для изобретений и полезных моделей необходимо использование в продукте каждого признака, включенного в независимый пункт формулы, либо признака, эквивалентного ему; для промышленных образцов необходимо использование в продукте всех существенных признаков запатентованного образца при условии, что произведенный продукт зрительно не отличается от него; для сорта растения необходимо повторение в продукте морфологических, физиологических и других характеристик сорта, содержащихся в его официальном описании.

Документом, подтверждающим факт использования объекта права промышленной собственности, согласно п.6 Положения о стимулировании является акт использования объекта, который составляется на основании сопоставительного анализа соответствующего объекта права промышленной собственности и продукта, изготовленного с его применением. Кто должен составлять указанный акт, Положение о стимулировании не уточняет. Поэтому в данном случае следует руководствоваться п.15 Положения о стимулировании, согласно которому условия и порядок выплаты вознаграждения определяются локальными нормативными актами организации, выплачивающей вознаграждение. Акт об использовании объекта права промышленной собственности включен в Сборник образцов документов.

Положение о стимулировании устанавливает сроки выплаты вознаграждения. Так, согласно п.11 данного Положения вознаграждение за создание объекта права промышленной собственности выплачивается авторам единовременно в 3-месячный срок после выдачи патента (свидетельства).

В отношении сроков выплаты вознаграждения за использование объектов права промышленной собственности Положение о стимулировании устанавливает 3-месячный срок с даты окончания отчетного периода, определенного соглашением сторон. Каким должен быть упомянутый отчетный период, Положение о стимулировании не устанавливает, отдавая этот вопрос на усмотрение сторон соглашения. В то же время в п.7 Положения о стимулировании установлены правила для определения начала срока использования:

• при продаже продукта, изготовленного с применением объекта права промышленной собственности, - дата подписания товарной накладной;

• при использовании во внутрипроизводственном процессе - дата подписания акта о вводе продукта в эксплуатацию;

• при передаче права на использование объекта права промышленной собственности по лицензионному договору - дата регистрации договора НЦИС.

Очень важным является вопрос о том, кто является плательщиком вознаграждения, предусмотренного Положением о стимулировании. Норма п.4 этого Положения говорит о том, что выплата вознаграждения осуществляется обладателем исключительных прав на объект права промышленной собственности. С одной стороны, этот термин является более адекватным, чем применявшийся ранее термин «патентообладатель», поскольку распространяется как на патентуемые объекты (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и сорта растений), так и на охраняемые без выдачи патента (топологии интегральных микросхем). С другой стороны, термин «обладатель исключительного права» может применяться и в отношении лица, заключившего с патентообладателем договор исключительной лицензии. Означает ли это, что лицом, обязанным выплачивать предусмотренное Положением о стимулировании вознаграждение, может быть не только патентообладатель, но и лицензиат? Если речь идет о служебных объектах права промышленной собственности, необходимо принимать во внимание часть пятую п.3 ст.6 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», которая возлагает обязанность по выплате вознаграждения за использование служебного объекта на нанимателя автора, получившего патент. Согласно ст.4 Закона «О патентах на сорта растений» вознаграждение выплачивается патентообладателем. Приведенные нормы являются императивными и не позволяют нанимателю, получившему патент (свидетельство) на созданный его работником объект промышленной собственности, перекладывать обязательства по выплате предусмотренного Положением о стимулировании вознаграждения на третьих лиц. Исключение составляет норма ст.8 Закона «О правовой охране топологий интегральных микросхем», согласно которой порядок выплаты и размер вознаграждения автору за создание и использование топологии устанавливаются договором между автором и нанимателем. Данная норма не ограничивает автора и нанимателя в возможности по договоренности возложить обязанность по выплате вознаграждения и на лицензиата.

Вознаграждение лицам, оказавшим содействие созданию и использованию объектов права промышленной собственности

Данный вопрос имеет косвенное отношение к проблематике служебных объектов права промышленной собственности. Тем не менее, поскольку решение о выплате вознаграждения данной категории лиц, как правило, принимается одновременно с решением о вознаграждении авторам служебных объектов, он заслуживает определенного внимания.

В Положении о стимулировании очень детально определен круг лиц, которые относятся к этой категории. К числу таковых относятся лица, участвующие в осуществлении мер по созданию, правовой охране и использованию объекта права промышленной собственности, в т.ч.:

• в выполнении расчетов при создании объекта;

• проведении экспериментов, позволивших выявить новые технические решения, признанные объектами права промышленной собственности;

• подборе экспериментальных, расчетных, информационных или иных материалов в целях выявления новых технических решений;

• конструкторской или технологической отработке принципиального решения, найденного автором;

• выполнении патентных исследований, обеспечивших качественное составление заявки на получение патента;

• проведении дополнительных патентных исследований и обосновании полезности технических решений;

• разработке технической документации, относящейся к объекту права промышленной собственности;

• лабораторных и производственных исследованиях, изготовлении и испытании опытных и головных образцов;

• организации производства по использованию объекта права промышленной собственности;

• маркетинговых исследованиях;

• заключении лицензионных договоров;

• осуществлении иных мер, не относящихся к принятию управленческих решений должностными лицами организаций.

При этом круг лиц, которые могут быть отнесены к данной категории, является открытым.

Положение о стимулировании не определяет порядок принятия решения о признании конкретного лица оказавшим содействие созданию объекта промышленной собственности или содействующим его использованию, поэтому в данном вопросе основное значение должны иметь локальные нормативные акты организации. В Сборнике образцов документов есть форма договора между нанимателем и работником, содействующим созданию и использованию служебного объекта права промышленной собственности, а также образцы протоколов участия лиц, содействующих, соответственно, созданию и использованию служебного объекта права промышленной собственности.

Между лицами, содействовавшими созданию и использованию объекта права промышленной собственности, вознаграждение распределяется в соответствии с протоколом участия, который, как предполагается, должен определять вклад каждого из этих лиц и его долю в распределяемом вознаграждении.

Рассмотрение споров, связанных со служебными объектами права промышленной собственности

Споры, связанные с отнесением объектов права промышленной собственности к категории служебных, а также споры о размере и порядке выплаты вознаграждения автору разрешаются в судебном порядке.

Особенностью рассмотрения данной категории споров является то, что они в соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РБ отнесены к подсудности Верховного суда РБ и рассматриваются действующей в его составе судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности. Дела рассматриваются коллегией по первой инстанции, а вынесенные решения кассационному обжалованию не подлежат.

 

_______________________

* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.

Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.

 

31.01.2013

 

Сергей Лосев, кандидат юридических наук, доцент