Пособие от 16.02.2016
Автор: Самосейко В.

Смена руководителя коммерческой организации в свете изменений законодательства о хозяйственных обществах


СОДЕРЖАНИЕ

 

Правовое регулирование трудовых отношений с руководителем организации

Функционирование общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью с одним участником - директором

Расширены полномочия исполнительного органа хозяйственного общества ((генерального) директора)

Проведение годового собрания участников в 2016 году с учетом новых правил (актуально при принятии решения о смене руководителя на данном собрании)

 

Материал помещен в архив

 

СМЕНА РУКОВОДИТЕЛЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ

Правовое регулирование трудовых отношений с руководителем организации

Общие вопросы:

• Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК);

• Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК) (глава 18, ст.27, 36, п.1 ст.47, пп.11, 12 ст.47, часть пятая ст.48, часть первая ст.348, п.2 ст.403 и др.).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. в ТК внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь;

 

Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»;

Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;

Положение о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2015 № 68;

Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон о хозобществах);

Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»;

Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»;

Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1;

• Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1;

• Типовые правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 05.04.2000 № 46;

Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40;

постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 09.07.2015 № 29 «Об утверждении примерных форм Корпоративного кодекса и Положений о комитетах при совете директоров (наблюдательном совете) открытого акционерного общества» (далее - постановление Госкомимущества № 29);

с руководителями государственных организаций:

Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.1994 № 82 «О заключении контрактов с руководителями государственных предприятий, объединений, организаций и учреждений»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 № 604 «О заключении контрактов с руководителями государственных организаций» (далее - постановление № 604);

постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.06.2007 № 87 «Об утверждении примерной формы контракта с руководителем государственной организации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. следует применять примерную форму контракта с руководителем государственной организации, установленную постановлением № 604 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2019 № 882);

 

при экономической несостоятельности (банкротстве):

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»;

постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.06.2015 № 7 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)»;

охрана труда:

Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»;

Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июня 2020 г. Инструкция № 175 изложена в новой редакции постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 54. Комментарий см. здесь;

 

• ГОСТ 12.0.004-90* «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (утвержден постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 05.11.1990 № 2797);

воинский учет:

Закон Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе»;

Инструкция о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утвержденная постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 31.05.2011 № 21.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2020 г. действует постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета».

Функционирование общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью с одним участником - директором

На сегодня главное нововведение относительно руководителя организации хозяйственного общества - это возможность функционирования общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью с одним участником, который может быть одновременно (генеральным) директором данного общества.

Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ» (далее - Закон № 308-З), который вступил в силу с 26 января 2016 г., допускается возможность создания и функционирования хозяйственного общества, состоящего из одного участника (часть вторая ст.3, часть третья ст.10 Закона о хозобществах, часть вторая п.1 ст.63, п.2 ст.87 ГК). То есть наравне с (частными) унитарными предприятиями в хозяйственных обществах возникает возможность осуществления функций руководителя (единоличного исполнительного органа) единственным участником (учредителем) хозяйственного общества - физическим лицом.

С одной стороны, эта ситуация похожая на осуществление физическим лицом - собственником имущества унитарного предприятия функций руководителя данного предприятия (согласно п.4 ст.113 ГК), но с другой стороны, с точки зрения трудового законодательства (и не только), не одинаковая (см. сравнение в таблице).

 


п/п
Унитарное предприятие, имущество которого принадлежит физическому лицу Хозяйственное общество, учрежденное одним учредителем или состоящее из одного участника
Варианты осуществления функций руководителя
1
Функции руководителя выполняет непосредственно собственник имущества - физическое лицо (часть первая п.4 ст.113 ГК) Такой вариант специально не предусмотрен законодательством
2
Руководителем назначается физическое лицо (с заключением с ним трудового договора) (часть первая п.4 ст.113 ГК) Директором или генеральным директором избирается (назначается) физическое лицо с заключением трудового договора (контракта) (абзац 3 части третьей ст.33, части первая и пятая ст.54 Закона о хозобществах)
3
Полномочия руководителя унитарного предприятия передаются по (гражданско-правовому) договору другой коммерческой организации (управляющей организации) либо индивидуальному предпринимателю (управляющему) (часть вторая п.4 ст.113 ГК) Полномочия исполнительного органа хозяйственного общества передаются по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) (часть девятая ст.53 Закона о хозобществах)
Вывод: при непосредственном осуществлении полномочий руководителя (организации) для унитарного предприятия и для хозяйственного общества предусматриваются разные варианты: соответственно первый и второй
Особенности оформления трудовых отношений с собственником имущества и единственным участником (учредителем) хозяйственного общества
1
На руководителя унитарного предприятия в такой ситуации не распространяются нормы главы 18 ТК (часть вторая ст.252 ТК) Нормы главы 18 ТК применяются, так как нет исключений, предусмотренных частью второй ст.252 ТК
2
В связи с отсутствием в законодательстве четкой регламентации вопроса о применении трудового законодательства в данном случае на практике есть три подхода:
1) трудовые отношения с оформлением трудового договора (не подпадают под действие ст.6 ТК (то есть не перечислено в качестве отношения, которое не подпадает под действие ТК);
2) трудовые отношения без оформления трудового договора (см. например, решение хозяйственного суда города Минска от 28.12.2010 (дело № 1078-24/2010М), постановление Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.04.2011 (дело № 1078-24/2010/47А/260К);
3) отсутствие трудовых отношений (то есть наличие гражданско-правовых отношений также без заключения договора) (вывод делается на основании термина «непосредственное» осуществление функций руководителя)
Трудовые отношения с заключением трудового договора (ст.253 и 254 ТК, абзац 3 части третьей ст.33, части первая и пятая ст.54 Закона о хозобществах)
3
Подлежат социальному страхованию как работающие граждане (физические лица, являющиеся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняющие функции его руководителя)
Вывод: с точки зрения трудового законодательства осуществление единственным участником (учредителем) хозяйственного общества полномочий (генерального) директора в отличие от аналогичной ситуации в унитарном предприятии не создает неоднозначности, при этом применяются все нормы ТК (в том числе главы 18 ТК)

 

Главный вывод о необходимости в такой ситуации заключать трудовой договор следующий: согласно части второй ст.252 ТК положения главы 18 «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» ТК распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм, кроме случая, когда руководитель организации является единственным собственником имущества организации или индивидуальным предпринимателем. То есть ТК не содержит ограничений в отношении единственного участника (учредителя) хозяйственного общества - физического лица, которое решило осуществлять функции руководителя (единоличного исполнительного органа) данного хозяйственного общества, по применению в отношении него норм главы 18 ТК. Следовательно, согласно ст.253 и 254 ТК с ним заключается трудовой договор, в том числе контракт (исходя из части четвертой ст.17 ТК).

Расширены полномочия исполнительного органа хозяйственного общества ((генерального) директора)

В частности, вопрос о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи уставом хозяйственного общества может быть передан на решение его исполнительного органа с возложением на него обязанности ежеквартально отчитываться о предоставлении такой помощи перед советом директоров (наблюдательным советом) этого общества или общим собранием участников хозяйственного общества в случае, если в хозяйственном обществе не предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) (часть четвертая ст.35 Закона о хозобществах).

Проведение годового собрания участников в 2016 году с учетом новых правил (актуально при принятии решения о смене руководителя на данном собрании)

Проведение годового общего собрания участников во многих хозяйственных обществах в 2016 году будет иметь нюансы в связи со вступлением в силу с 26 января 2016 г. Закона № 308-З, поскольку подготовка к его проведению производилась согласно Закону о хозобществах до начала действия Закона № 308-З, а проведение в большинстве случаев - после указанной даты (то есть в редакции Закона № 308-З).

Предусмотрена необходимость представления к годовому общему собранию отчета о деятельности общества, подготавливаемого его исполнительным органом (ст.39 Закона о хозобществах). Определен перечень сведений, который должен включаться в эту информацию, и срок, в который указанная информация должна поступить для ознакомления лицам, имеющим право на участие в общем собрании участников хозяйственного общества (не менее чем за 20 дней до проведения годового общего собрания участников).

 

Обратите внимание!

В отношении руководителей открытых акционерных обществ может быть актуальным постановление Госкомимущества № 29, которым в частности утверждена примерная форма Корпоративного кодекса открытого акционерного общества (далее - Корпоративный кодекс). В данной примерной форме предлагается закрепить за наблюдательным советом дополнительные полномочия, наделив его правом:

• устанавливать требования к квалификационным, профессиональным и иным качествам кандидатов на должности в исполнительном органе акционерного общества;

• предлагать кандидатуры независимых директоров, а также кандидатуры на занятие должностей в исполнительном органе акционерного общества;

• согласовывать кандидатуры на занятие должности главного бухгалтера акционерного общества (при этом в документе содержится открытый перечень возможных должностей, кандидаты на которые должны согласовываться наблюдательным советом, что представляется вполне логичным, поскольку от организационной структуры акционерного общества и даже вида деятельности будет зависеть важность для общества той или иной должности);

• устанавливать систему мотивации, оценки деятельности и поощрения директора (генерального директора), членов дирекции (правления).

В подп.5.3 п.5 Корпоративного кодекса указано, что исполнительный орган при возникновении рисков и угроз для интересов общества обязан незамедлительно информировать о возникших рисках и угрозах председателя совета директоров (наблюдательного совета). С целью выявления рисков и угроз для общества в структуре общества создается структурное подразделение по выявлению рисков в деятельности общества, подчиненное директору (генеральному директору). Основной задачей этого структурного подразделения является выявление рисков действия неблагоприятных факторов либо наступления неблагоприятных последствий от осуществления тех или иных действий по управлению обществом, в том числе оценка рисков при заключении обществом сделок на сумму, определенную общим собранием, а также всех внешнеэкономических сделок общества. В случае наличия рисков данная служба обязана незамедлительно информировать о них директора (генерального директора), который принимает решение в пределах своей компетенции либо информирует председателя совета директоров (наблюдательного совета) о необходимости рассмотрения этого вопроса на очередном заседании совета директоров (наблюдательного совета).

 

_______________________

* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.

Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.

 

16.02.2016

 

Владимир Самосейко, юрист

 

По этой теме также см.:

Алгоритм смены руководителя коммерческой организации по инициативе нанимателя.