


Материал помещен в архив
СНИЖАЕТСЯ НОРМА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ ВЫРУЧКИ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ДО 20 %.
Комментарий к постановлению Правления Национального Банка Республики Беларусь от 01.08.2016 № 424
С 1 сентября 2016 г. норма обязательной продажи части валютной выручки снижается с 30 до 20 %. Право принимать соответствующие решения предоставлено Нацбанку Указом Президента Республики Беларусь от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования». Предыдущая норма 30 % установлена Инструкцией о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 13.09.2006 № 129, и комментируемым постановлением в нее вносятся изменения относительно размера обязательной продажи иностранной валюты. За период действия названной Инструкции она повышалась на непродолжительный период времени до 40 % и даже 50 %.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 октября 2018 г. постановление № 129 на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.09.2018 № 433 «О некоторых вопросах валютного регулирования, связанных с отменой обязательной продажи иностранной валюты» утратило силу. С 9 июля 2021 г. действуют новая редакция Закон от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», постановление Правления Нацбанка от 31.05.2021 № 147 «О проведении валютных операций» и другие НПА в этой сфере. Комментарий см. здесь. |
Теоретически при стабильной ситуации на валютном рынке, достаточных резервах и жесткой денежно-кредитной политике обязательная продажа может быть отменена полностью (в белорусской истории такой недолгий период был в середине 1990-х годов). Тем более, что такая цель озвучена (наряду с упразднением других мер в области валютного регулирования) в тезисах к последнему Всебелорусскому народному собранию.
В течение января-июля 2016 г. объемы сделок с иностранной валютой показали превышение продажи над покупкой: при этом если белорусские организации купили 8 894,01 млн долл. США, а продали 8 891,36 (то есть куплено на 2,65 млн больше, чем продано), то за счет нерезидентов (продано на 261,53 млн больше) и особенно физических лиц (886,64 млн) чистое предложение значительно превзошло спрос.
В России и Казахстане обязательная продажа отменена уже давно (в России - с 2004 года). Но Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 не устанавливает жестких обязательств в этой связи (далее - Договор). Протокол о мерах, направленных на проведение согласованной валютной политики (приложение 15 к Договору), и ст.64 Договора регламентируют меры по проведению согласованной валютной политики. Ключевым является понятие «валютные ограничения» - установленные международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, или валютным законодательством государств-членов ограничения на валютные операции, выраженные в их прямом запрете, лимитировании объемов, количества и сроков проведения, валюты платежа, в установлении требований по получению специальных разрешений (лицензий) на их проведение, резервированию части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции, а также ограничения, связанные с открытием и ведением счетов на территориях государств-членов, и требования об обязательной продаже иностранной валюты.
В отношении валютных ограничений государства-члены «обеспечивают постепенное устранение препятствующих эффективной экономической кооперации валютных ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов резидентами государств-членов в банках, расположенных на территориях государств-членов».
При сближении законодательства государства-члены:
• исходят из принципа сохранения национального суверенитета в отношении выработки подходов к требованию репатриации резидентами государств-членов денежных средств, подлежащих обязательному перечислению на их банковские счета;
• определяют перечень валютных операций, осуществляемых между резидентами государств-членов, в отношении которых не применяются валютные ограничения;
• обеспечивают гармонизацию требований по репатриации резидентами государств-членов денежных средств, подлежащих обязательному зачислению на их банковские счета, и др.
При этом каждое из государств-членов в исключительных случаях (если ситуация не может быть разрешена другими мерами экономической политики) вправе вводить валютные ограничения на срок не более 1 года. К исключительным случаям относятся:
а) возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер либерализации может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации в государстве-члене;
б) негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение золотовалютных резервов государства-члена ниже допустимого уровня;
в) возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер либерализации может нанести ущерб интересам безопасности государства-члена и препятствовать поддержанию общественного порядка;
г) резкие колебания курса национальной валюты государства-члена.
И все же ключевой в сфере валютного регулирования является норма п.4 ст.64 Договора, которая гласит, что «согласованные подходы государств-членов к регулированию валютных правоотношений и принятию мер либерализации определяются международным договором в рамках Союза». Проект предложенного соглашения ЕАЭС не был одобрен.
Беларусь является стороной Соглашения об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ, подписанного в г. Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г. В соответствии с оговоркой Республики Беларусь, сделанной при его подписании, для нашей страны оно в полном объеме вступит в силу с 1 января 2017 г. Однако при этом:
• обязательная продажа части валютной выручки не названа в указанном Соглашении в качестве разновидности валютных ограничений, которые стороны обязуются постепенно ликвидировать;
• все перечисленные выше меры валютного регулирования обязательства по их либерализации касаются только операций в рамках СНГ (государств-участников), но не третьих стран.
22.08.2016
Сергей Овсейко, кандидат экономических наук, кандидат юридических наук