Пособие от 24.09.2015
Автор: Сукристик Т.

Снос непригодных к эксплуатации строений производится на основании проекта производства работ


 

Материал помещен в архив

 

СНОС НЕПРИГОДНЫХ К ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОЕНИЙ ПРОИЗВОДИТСЯ НА ОСНОВАНИИ ПРОЕКТА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

Ситуация

По результатам конкурсных торгов организация приобрела право долгосрочной аренды земельного участка, на котором числится строение, непригодное к эксплуатации. Одним их условий торгов по данному объекту был в числе прочего снос данного объекта недвижимости.

Необходимо ли разрабатывать проектно-сметную документацию для проведения работ по его сносу?

 

Необходимо.

Снос строений относится к внутриплощадочным работам

Основные требования к организации строительного производства при строительстве новых, а также реконструкции и ремонте действующих объектов (предприятий, зданий, сооружений и их комплексов) всех отраслей экономики, обязательные для соблюдения всеми участниками строительства объекта, изложены в техническом кодексе установившейся практики ТКП 45-1.03-161-2009 «Организация строительного производства» (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2009 № 396; далее - ТКП 45-1.03-161-2009).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 марта 2021 г. ТКП 45-1.03-161-2009 отменен постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 09.03.2021 № 18.

С 29 марта 2021 г. действуют СН 1.03.04-2020 «Организация строительного производства», утвержденные постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.11.2020 № 73.

 

Обратите внимание!

По отдельным видам специального строительства в дополнение к требованиям ТКП 45-1.03-161-2009 следует учитывать требования ведомственных (отраслевых) технических нормативных правовых актов (далее - ТНПА), отражающих специфику этих видов строительства, согласованных с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и утвержденных в установленном порядке. Перечень ведомственных (отраслевых) ТНПА приводится:

• заказчиком на стадии разработки задания на проектирование;

• проектной организацией - в проекте организации строительства.

 

Расчистка территории, снос строений относятся к освобождению строительной площадки для производства строительно-монтажных работ и входят в категорию «Внутриплощадочные работы» (п.4.3 ТКП 45-1.03-161-2009).

На снос строений необходимо разработать проект производства работ

До начала выполнения работ по полной или частичной разборке строений должен быть разработан проект производства работ, включающий технологические схемы разборки (демонтажа, сноса) строений с указанием последовательности и безопасных методов производства работ (п.5.9 ТКП 45-1.03-161-2009).

Разработанная проектная документация подлежит государственной экспертизе в порядке, установленном Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 января 2017 г. следует руководствоваться Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791.

 

Заказчиком и подрядчиком совместно с генеральной проектной организацией должны быть в том числе определены последовательность разборки или демонтажа конструкций, места вывоза строительных отходов, мусора и др. (п.6.5 ТКП 45-1.03-161-2009).

При разработке проектной документации на строительство, в том числе на реставрационные работы, капитальный и текущий ремонт, снос зданий и сооружений, монтаж и демонтаж зданий и конструкций, а также на сооружение сборных элементов на строительной площадке должен предусматриваться комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий в себя:

• определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, степень опасности и т. д.) показателей образующихся отходов и возможности их использования в качестве вторичного сырья;

• определение мест временного хранения отходов на строительной площадке;

• проектные решения по перевозке отходов в санкционированные места хранения отходов, санкционированные места захоронения отходов либо на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов;

• иные мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об обращении с отходами, в том числе ТНПА (ст.22 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2015 г. часть вторая ст.22 Закона № 271-З изложена в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 288-З: «при разработке проектной документации на строительство должен предусматриваться комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий в себя».

 

В случаях, установленных законодательством, до выдачи органами государственной экспертизы заключений проектная документация подлежит:

• государственной экологической экспертизе (ст.5 Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 № 54-З «О государственной экологической экспертизе», Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.05.2010 № 755).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 января 2017 г. действует новый Закон Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической оценке и оценке воздействия на окружающую среду».

С 22 января 2017 г. следует руководствоваться Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, в том числе требованиях к составу документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, заключению государственной экологической экспертизы, порядку его утверждения и (или) отмены, особых условиях реализации проектных решений, а также требованиях к специалистам, осуществляющим проведение государственной экологической экспертизы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2017 № 47;

 

• государственной экспертизе условий труда (Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.09.2005 № 121).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 августа 2020 г. следует руководствоваться Положением о порядке проведения государственных экспертиз условий труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2020 № 449. Комментарий см. здесь;

 

• согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.

Положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации является основанием для ее утверждения. Срок действия заключения государственной экспертизы по проектной документации ограничивается проектной продолжительностью строительства (сноса) объекта, увеличенной на 1 год (пп.3 и 5 ст.32 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»; далее - Закон № 300-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 июля 2016 г. ст.32 Закона № 300-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З. Комментарий см. здесь.

На производство работ по сносу строений необходимо получить разрешение

Разрешение на производство строительных работ выдается на бесплатной основе соответствующими органами государственного строительного надзора. Для получения данного разрешения в орган государственного строительного надзора - инспекцию Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь требуется представить необходимые документы (п.1 ст.23 Закона № 300-З).

Срок действия разрешения на производство строительно-монтажных работ ограничивается проектной продолжительностью строительства объекта и может быть продлен на основании заявления, поданного заказчиком, застройщиком в орган государственного строительного надзора, выдавший такое разрешение, с обоснованием необходимости его продления (п.3 ст.23 Закона № 300-З).

Порядок выдачи заказчикам, застройщикам разрешения на производство строительно-монтажных работ на объектах строительства, реконструкции, реставрации, благоустройства, капитального ремонта регламентирован Инструкцией о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 № 11.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 мая 2018 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 утверждено Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ. Положение определяет порядок направления в органы государственного строительного надзора уведомлений о производстве строительно-монтажных работ на объектах строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор, и порядок действий органов государственного строительного надзора при получении уведомлений.

 

Следовательно, действующим законодательством определено, что до начала выполнения работ по полной или частичной разборке строений в обязательном порядке должен быть разработан проект производства работ.

 

24.09.2015

 

Татьяна Сукристик, аудитор