Пособие от 27.11.2013
Автор: Навойчик Ю.

Соблюдаем обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов. Административные правонарушения, выявленные в ходе проверок


СОДЕРЖАНИЕ

 

Виды отходов

Требования по обращению с отходами

Сбор отходов, их разделение

Хранение и захоронение отходов

Особенности обращения с отходами при осуществлении строительной деятельности

Примеры административных правонарушений, выявленных в ходе проверок

 

Материал помещен в архив

 

СОБЛЮДАЕМ ОБЯЗАННОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СБОРА, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ И (ИЛИ) ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТХОДОВ. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ХОДЕ ПРОВЕРОК

Основная цель ст.15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях - обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение их негативного воздействия на окружающую среду. Сфера ее действия охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий (объектов).

Объект правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества (бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества).

Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут выражаться в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями. Бездействие - невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами). Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.

Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

Виды отходов

Отходы - вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства.

Отходы потребления - отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов.

Отходы производства - отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых.

Отходы, в т.ч. коммунальные, разделяются по видам в зависимости от:

• происхождения - на отходы производства и отходы потребления;

• агрегатного состояния - на твердые и жидкие отходы;

• степени опасности - на опасные и неопасные отходы;

• возможности их использования - на вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства и потребления.

Опасные отходы классифицируются по классам опасности:

• 1-й класс опасности - чрезвычайно опасные;

• 2-й класс опасности - высокоопасные;

• 3-й класс опасности - умеренно опасные;

• 4-й класс опасности - малоопасные.

Требования по обращению с отходами

Законом РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З) определены требования по обращению с отходами, согласно которым юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:

• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами (далее - ТНПА);

• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;

• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;

• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;

• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном актами законодательства об обращении с отходами;

• представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами;

• предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;

• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;

• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;

• выполнять иные требования, нормы и правила, установленные актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. ТНПА (п.1 ст.17 Закона № 271-З).

 

Справочно

Физические лица, осуществляющие обращение с отходами и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны обеспечивать сбор отходов и разделение их по видам, если для этого юридическими лицами, обслуживающими жилые дома, созданы необходимые условия.

 

Производители отходов производства обязаны обеспечивать:

• разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, а также их соблюдение;

• установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь (п.3 ст.17 Закона № 271-З).

 

Справочно

Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержден постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85 (далее - классификатор отходов).

 

Юридические лица, обслуживающие жилые дома, обязаны:

• создавать условия производителям отходов потребления для выполнения ими требований, установленных актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. ТНПА;

• обеспечивать удаление отходов потребления или заключать договоры на оказание услуг по удалению отходов потребления с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, оказывающими такие услуги (п.5 ст.17 Закона № 271-З).

 

Обратите внимание!

Собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица обязаны создавать места временного хранения отходов, а также создавать иные условия производителям отходов для выполнения ими требований, установленных актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. ТНПА.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, обязаны:

• осуществлять учет отходов, поступающих на хранение, захоронение и обезвреживание;

• осуществлять хранение, захоронение и обезвреживание отходов в соответствии с требованиями законодательства об обращении с отходами, в т.ч. ТНПА;

• содержать в технически исправном состоянии оборудование и сооружения, предотвращающие загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения;

• проводить локальный мониторинг окружающей среды в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды (п.6 ст.17 Закона № 271-З).

Требования к обращению с отходами производства устанавливаются актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. ТНПА, а также инструкциями по обращению с отходами производства, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства, по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (далее - Минприроды РБ) (п.1 ст.18 Закона № 271-З).

Коммунальные отходы, образующиеся на территориях населенных пунктов, подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с коммунальными отходами, разрабатываемыми и утверждаемыми местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Минприроды РБ, уполномоченными государственными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.

 

Справочно

Титульный лист схемы обращения с коммунальными отходами, образующимися на территориях населенных пунктов, составляется по форме, приведенной в приложении к Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами на территориях населенных пунктов в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Минжилкомхоза РБ от 17.04.2009 № 19.

 

Отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с такими отходами, разрабатываемыми с учетом требований актов законодательства об обращении с отходами, в т.ч. ТНПА.

Сбор отходов, их разделение

Сбор отходов и их разделение по видам ведут производители отходов либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами.

Если производитель отходов не выполнил требование по разделению отходов по видам, то их разделение по видам обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы. Смешивание отходов разных видов в соответствии с ТНПА допускается при захоронении и (или) обезвреживании отходов.

Хранение и захоронение отходов

Хранение и захоронение отходов допускаются только в санкционированных местах хранения отходов и санкционированных местах захоронения отходов.

Санкционированные места хранения отходов производства и санкционированные места захоронения отходов производства, лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства и иные условия по обращению с отходами производства устанавливаются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых Минприроды РБ или его территориальными органами.

 

Обратите внимание!

Захоронение вторичных материальных ресурсов запрещается.

 

При временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, санкционированные места хранения отходов производства указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество их накопления. Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества их накопления при временном хранении не допускаются.

Санкционированные места хранения отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, при временном хранении на объектах по использованию отходов и (или) объектах обезвреживания отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания на таких объектах.

Разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексные природоохранные разрешения получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами.

Порядок получения разрешения на захоронение отходов производства определен Положением о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104.

Особенности обращения с отходами при осуществлении строительной деятельности

Обращение с отходами при осуществлении строительной деятельности производится с выполнением требований, установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды и актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. ТНПА в области обращения с отходами.

При разработке проектной документации на строительство, в т.ч. на реставрационные работы, капитальный и текущий ремонт, снос зданий и сооружений, монтаж и демонтаж зданий и конструкций, а также на сооружение сборных элементов на строительной площадке должен предусматриваться комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий в себя:

• определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, степень опасности и т.д.) показателей образующихся отходов и возможности их использования в качестве вторичного сырья;

• определение мест временного хранения отходов на строительной площадке;

• проектные решения по перевозке отходов в санкционированные места хранения отходов, санкционированные места захоронения отходов либо на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов;

• иные мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об обращении с отходами, в т.ч. ТНПА (п.2 ст.22 Закона № 271-З).

Разработка схем комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, проектов благоустройства населенных пунктов или их частей осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды и актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. ТНПА в области обращения с отходами.

В схемах комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц, генеральных планах городов и иных населенных пунктов, проектах благоустройства населенных пунктов или их частей должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий:

• определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, степень опасности и т.д.) показателей образующихся отходов;

• определение мест временного хранения отходов, размещения объектов хранения и захоронения отходов, их мощностей и сроков эксплуатации;

• иные мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об обращении с отходами, в т.ч. ТНПА (п.2 ст.23 Закона № 271-З).

Примеры административных правонарушений, выявленных в ходе проверок

Пример 1

Проверкой соблюдения законодательства по обращению с отходами при сборе (заготовке) вторичного сырья было установлено, что на унитарном предприятии (УП) «К» (далее - УП «К», предприятие) была разработана и утверждена только 1 июня 2011 г. инструкция по обращению с отходами производства, а также нормативы образования отходов производства, согласно которым в результате деятельности предприятия образуется всего 3 вида отходов: отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), уличный и дворовой смет (код 9120500), отходы сухой уборки гаражей, автостоянок, мест парковки транспорта (код 3142413), а также 2 вида отходов, образующихся у арендаторов при аренде помещений: отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций (код 9120800), отходы (смет) от уборки территорий и помещений оптово-розничной торговли промышленными товарами (код 9121000). Предприятием в городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды было получено разрешение на хранение и захоронение 5 видов отходов производства на городском полигоне твердых бытовых (коммунальных) отходов (ТБО).

 

В то же время разработанная инструкция от 01.06.2011 не была введена в действие, с ней не были ознакомлены должностные лица предприятия, в данной инструкции не были отражены все виды отходов, которые образуются или могут образовываться в результате деятельности УП «К», а именно отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 1870601), люминесцентные трубки отработанные (код 3532604), свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом (код 3532201) и др.

Кроме того, проверкой было установлено, что в нарушение подп.1.2, 1.6 и 1.7 п.1 ст.17 Закона № 271-З, пп.6, 8, 13 и 15 Правил ведения учета отходов, утвержденных постановлением Минприроды РБ от 26.11.2001 № 27 (далее - Правила № 27), на предприятии в проверяемом периоде и на момент проверки (11 ноября 2011 г.) не были назначены должностные лица, ответственные за обращение с отходами, в книге учета отходов формы ПОД-9, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33 (далее - постановление № 33; книга по форме ПОД-9), не велся первичный учет следующих отходов в местах их образования: отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, уличного и дворового смета, отходов сухой уборки гаражей, автостоянок, мест парковки транспорта, соответственно не велся единый учет вышеуказанных отходов в книге общего учета отходов формы ПОД-10, утвержденной постановлением № 33 (далее - книга по форме ПОД-10); не представлялись в органы статистики первичные статистические данные по форме 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 августа 2014 г. постановление № 33 на основании постановления Минприроды РБ от 20.06.2014 № 27 утратило силу. С 1 июня 2014 г. введен в действие технический кодекс установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденный постановлением Минприроды РБ от 03.03.2014 № 2-Т.

С 31 июля 2014 г. Правила № 27 на основании постановления Минприроды РБ от 09.07.2014 № 32 утратили силу. С 28 августа 2014 г. взамен их действует постановление Минприроды РБ от 20.06.2014 № 27.

 

На городской полигон ТБО в 2010 г. УП «К» было вывезено и захоронено 4 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, уличного и дворового смета, отходов сухой уборки гаражей, автостоянок, мест парковки транспорта, отходов за 9 месяцев 2011 г. - 3 т.

Следует отметить, что на предприятии в проверяемом периоде не был организован сбор и учет отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности (код 1870601).

Проверяющим были представлены книга формы ПОД-9 и книга формы ПОД-10 (заведены в январе 2010 г.), в которых были отражены сведения об образовании в октябре 2010 г. отработанных люминесцентных трубок (код 3532604) в количестве 0,003 т. В данных книгах отсутствовали подписи лиц, ответственных за их ведение. При осмотре места хранения отработанных люминесцентных трубок установлено, что в помещении кладовой (вместе с другими материальными ценностями) в картонной коробке находилось 25 ртутьсодержащих отработанных трубок, часть из них не была упакована в футляры из гофрокартона.

Таким образом, УП «К» не были соблюдены правила ведения учета всех видов отходов производства, не были приняты все меры по соблюдению законодательства и недопущению установленного правонарушения.

 

Пример 2

Выборочной проверкой соблюдения требований законодательства по обращению с отходами в УП «М» (далее - УП «М», предприятие) было установлено следующее.

На предприятии была разработана и утверждена директором инструкция по обращению с отходами производства УП «М» (далее - Инструкция по отходам УП «М»).

 

Согласно п.33 ст.1 Закона № 271-З, пп.2, 5 Правил № 27 учет отходов представляет собой систему непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними.

Система ведения учета отходов включает в себя:

• первичный учет отходов в местах их образования;

• единый учет отходов в организации;

• инвентаризацию отходов.

Образование отходов должно отражаться в книге первичного учета отходов (п.13 Правил № 27).

В соответствии с подп.9.11 п.9 Инструкции по отходам УП «М» на каждом месте образования отходов ответственное лицо обязано вести первичный учет отходов. Единый учет отходов в организации отражается в общей книге учета отходов (п.14 Правил № 27).

В соответствии с Инструкцией по отходам УП «М» единый учет отходов отражается в общей книге учета отходов. Контроль за систематическим и достоверным ведением единого учета отходов возлагается на главного бухгалтера предприятия.

Формы книг учета отходов утверждены постановлением № 33.

Согласно п.48 Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды, утвержденной постановлением № 33 (далее - Инструкция № 33), книга по форме ПОД-10 до начала записей нумеруется с указанием количества страниц, прошнуровывается, скрепляется печатью, подписывается руководителем (его заместителем) и хранится в течение 5 лет.

В нарушение п.48 Инструкции № 33 на предприятии по состоянию на 15 февраля 2012 г. книга по форме ПОД-10 была не пронумерована с указанием количества страниц, не прошнурована, не скреплена печатью, не подписана руководителем.

В соответствии с Инструкцией по отходам УП «М» инвентаризация отходов производится не реже 1 раза в год, но не ранее 1 июля отчетного года. Инвентаризация отходов на предприятии включает в себя 3 этапа (подготовительный, инвентаризационное обследование, обобщение сведений об инвентаризации). Для проведения инвентаризации отходов производства приказами директора предприятия была создана комиссия.

Согласно абзацу 8 п.13 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17 (далее - Инструкция № 17), на этапе инвентаризационного обследования производится оформление полученных сведений по формам согласно приложениям 1 и 2 к Инструкции № 17.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 апреля 2018 г. следует применять приложения 1 и 2 к Инструкции № 17 с изменениями, внесенными постановлением Минприроды РБ от 28.02.2018 № 3 (далее - постановление № 3).

 

В нарушение подп.1.6 и 1.11 п.1 ст.17 Закона № 271-З, абзаца 8 п.13 Инструкции № 17 предприятием в 2009-2011 гг. при проведении инвентаризации отходов производства (15 декабря 2009 г., 15 декабря 2010 г. и 20 декабря 2011 г.) не были оформлены сведения по формам согласно приложениям 1 и 2 к Инструкции № 17.

Установлено, что в ходе проведенной в декабре 2011 г. инвентаризации были учтены следующие отходы производства по классификатору отходов, образующиеся на предприятии: люминесцентные трубки отработанные (код 3532604), ртутные лампы отработанные (код 3532603), аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные со слитым электролитом (код 3532202), смесь нефтепродуктов отработанных (код 5412300), смесь гальванических шламов (код 5112300), изношенные шины с металлокордом (код 5750201), обтирочный материал, загрязненный маслами (код 5820601), шлак от плавки при производстве литьевых изделий из алюминия (код 3120302), абразивный порошок от шлифования черных металлов менее 50 % (код 3144407), отходы упаковочного картона незагрязненные (код 1870605), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности (код 1870601), отходы кожи загрязненной после галтовки (код 1470717), отходы (смет) от уборки территорий (код 9120800), отходы кухонь и предприятий общественного питания (код 9120300), отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), отходы жизнедеятельности населения (код 9120100), стружка стали углеродистых марок незагрязненная (код 3511021), лом стальной несортированный (код 3511022), металлические отходы производства холодной вырубки (код 3510804), лом латуни несортированный (код 3531203), лом алюминия несортированный (код 3530405).

В нарушение подп.1.6 и 1.11 п.1 ст.17 Закона № 271-З, пп.5, 6, 13, 16 Правил № 27, п.41 Инструкции № 33 предприятием в проверяемом периоде и на момент проверки (15 декабря 2012 г.) по отходам (смет) от уборки территорий (код 9120800), отходам жизнедеятельности населения (код 9120100), образующимся в общежитии, административно-бытовом корпусе, доме культуры, первичный учет отходов велся по не установленной законодательством форме.

В нарушение подп.1.6 и 1.11 п.1 ст.17 Закона № 271-З, пп.5, 14-16 Правил № 27, пп.46 и 47 Инструкции № 33 на предприятии по состоянию на 15 февраля 2012 г. не велся единый учет по отходам (смет) от уборки территорий (код 9120800), отходам жизнедеятельности населения (код 9120100), отходам кухонь и предприятий общественного питания (код 9120300) (в книге по форме ПОД-10 записей не имелось, в ходе проверки они не представлены; копии листов книги прилагаются к акту).

Таким образом, предприятием было нарушено законодательство по обращению с отходами и не приняты меры по его соблюдению.

 

Пример 3

Выборочной проверкой соблюдения законодательства по обращению с отходами при сборе (заготовке) и переработке вторичного сырья было установлено следующее.

Согласно абзацу 2 п.21 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее - Инструкция № 45, без учета изменений и дополнений), юридические лица и индивидуальные предприниматели в месячный срок разрабатывают новую инструкцию по обращению с отходами и обращаются в соответствующий территориальный орган Минприроды РБ для ее согласования в случаях изменения их места нахождения, изменения места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства.

 

В закрытом акционерном обществе (ЗАО) «И» (далее - общество) действовала инструкция по обращению с отходами производства, согласно которой в результате производственно-хозяйственной деятельности общества образуется 9 видов отходов. В ходе проверки также было установлено, что между обществом (арендатор) и ЗАО «С» (арендодатель) был подписан акт от 10.09.2010, согласно которому помещение, в котором обществом осуществлялась производственная деятельность, было возвращено арендодателю.

В нарушение подп.1.3 и 1.11 п.1 ст.17 Закона № 271-З, абзаца 2 п.21 Инструкции № 45 в обществе на момент проверки (15 декабря 2011 г.) не была разработана новая инструкция по обращению с отходами производства в связи с изменением места нахождения и осуществления производственной деятельности общества.

Согласно абзацам 2, 3 п.5, пп.13-15 Правил № 27 система ведения учета отходов включает в себя ведение первичного учета отходов в местах их образования и ведение единого учета отходов в организации. Образование отходов отражается в книге первичного учета отходов. Единый учет отходов в организации отражается в общей книге учета отходов. Книга общего учета отходов ведется на основании данных книги первичного учета отходов, заполняется ежемесячно и до начала записей нумеруется с указанием в конце количества страниц, прошнуровывается, скрепляется печатью, подписывается руководителем (его заместителем) и хранится в течение 5 лет.

Согласно части первой п.41, пп.46, 47 Инструкции № 33 книга по форме ПОД-9 применяется для ведения учета отходов производства в местах их образования (поступления). Книга по форме ПОД-10 используется для ведения учета образования и поступления отходов в целом от всех источников образования отходов производства в организации и поступления отходов от других организаций. Книга по форме ПОД-10 заполняется ежемесячно.

Установлено, что в ходе производственной деятельности в обществе образуются следующие виды отходов производства по классификатору отходов: стеклобой прочий (код 3140899), лом стальной несортировочный (код 3511008), лом чугунный несортировочный (код 3511108), зола и шлак топочных установок (код 3130200), отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), обтирочный материал (код 5820601), отходы от уборки территорий промышленных предприятий (код 9120800).

В нарушение подп.1.6 п.1 ст.17 Закона № 271-З, абзацев 2, 3 п.5, пп.3, 14, 15 Правил № 27, части первой п.41, пп.46, 47 Инструкции № 33 в обществе в проверяемом периоде и на момент проверки не было обеспечено ведение первичного учета отходов в местах их образования в книге по форме ПОД-9 и единого учета отходов в книге по форме ПОД-10 (книги по форме ПОД-9 и ПОД-10 проверке не представлены).

Согласно п.6 Инструкции № 17 инвентаризация проводится не реже 1 раза в год в сроки, определяемые организацией, но не ранее 1 июля отчетного года.

В нарушение подп.1.6 п.1 ст.17, п.2 ст.35 Закона № 271-З, п.6 Инструкции № 17 в обществе в проверяемом периоде (в 2009-2010 гг.) не проводилась инвентаризация отходов производства (соответствующие приказы, инвентаризационные описи проверке не представлены).

Таким образом, обществом нарушено законодательство об обращении с отходами и не приняты все меры по его соблюдению.

 

Пример 4

Выборочной проверкой соблюдения законодательства по обращению с отходами было установлено следующее.

Инвентаризация отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами, либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не реже 1 раза в год в порядке, установленном Минприроды РБ.

Инвентаризация отходов проводится не реже 1 раза в год с целью определения количественных и качественных показателей отходов (п.9 Правил № 27).

 

В нарушение подп.1.6 и 1.11 п.1 ст.17, п.2 ст.35 Закона № 271-З, п.9 Правил № 27 обществом инвентаризация отходов в 2011 г. не проводилась (подтверждающие документы не представлены).

Районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды обществу был направлен акт-предписание от 11.07.2011 о необходимости проведения инвентаризации отходов производства.

На основании п.1 Инструкции № 33 формы учетной документации в области охраны окружающей среды подлежат применению юридическими лицами, их обособленными структурными подразделениями и индивидуальными предпринимателями (т.е. организации) для последовательного учета используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учета иных видов вредного воздействия на окружающую среду, представления статистических данных и налоговых деклараций (расчетов) по налогу за использование природных ресурсов (экологическому налогу) в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

В соответствии с п.13 Правил № 27 образование отходов отражается в книге первичного учета отходов. В соответствии с п.6 Правил № 27 первичный учет отходов представляет собой учет отходов в местах их образования.

Согласно п.41 Инструкции № 33 книга по форме ПОД-9 применяется для ведения учета отходов производства в местах их образования (поступления).

Единый учет отходов в организации отражается в общей книге учета отходов (п.14 Правил № 27).

В соответствии с п.15 Правил № 27 книга общего учета отходов ведется на основании данных книги первичного учета отходов, заполняется ежемесячно и до начала записей нумеруется с указанием в конце количества страниц, прошнуровывается, скрепляется печатью, подписывается руководителем (его заместителем) и хранится в течение 5 лет.

Согласно п.46 Инструкции № 33 книга по форме ПОД-10 используется для ведения учета образования и поступления отходов в целом от всех источников образования отходов производства в организации и поступления отходов от других организаций.

В соответствии с п.47 Инструкции № 33 книга по форме ПОД-10 заполняется ежемесячно.

В нарушение п.1 ст.35 Закона № 271-З, пп.6, 13-15 Правил № 27, пп.1, 41, 46 и 47 Инструкции № 33 в обществе на момент проверки не было обеспечено ведение первичного учета отходов (изношенных шин, лома свинца и отработанного масла) в книге по форме ПОД-9, а также единого учета отходов шин, образующихся в целом по обществу, в книге по форме ПОД-10 (в ходе проверки представлена книга учета отходов, которая велась помесячно в произвольной форме).

Таким образом, обществом не было обеспечено ведение учета отходов (изношенных шин, лома свинца и отработанного масла) в порядке, установленном актами законодательства об обращении с отходами, т.е. обществом не были приняты все меры по соблюдению законодательства об обращении с отходами.

 

Пример 5

Проверкой соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок обращения с отходами, было установлено, что в соответствии с подп.1.6 п.1 ст.17 Закона № 271-З в обществе с ограниченной ответственностью (ООО) «Т» велся учет отходов в книге первичного учета отходов с последующим заполнением книги общего учета отходов, а также ежегодно проводилась их инвентаризация.

 

Установлено, что в книге первичного учета отходов имелись записи об образовании отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), за 2011 г. в количестве 42 кг за каждый месяц, в то же время в книге общего учета отходов имелись записи за эти же месяцы об образовании отходов в количестве 34 кг за каждый месяц, что нарушает требования п.15 Правил № 27, в соответствии с которым книга общего учета отходов ведется на основании данных книги первичного учета отходов.

Кроме того, в нарушение требований п.3 Инструкции о порядке оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 09.12.2008 № 112, при транспортировке отходов тканей при раскрое (код 5810919) по товарно-транспортной накладной от 03.11.2011 в количестве 40 кг и от 29.11.2011 в количестве 160 кг ООО «Т» не был выписан сопроводительный паспорт перевозки отходов производства.

Указанные нарушения были допущены по вине ООО «Т», которое не обеспечило соблюдения требований законодательства Республики Беларусь по обращению с отходами производства.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 апреля 2018 г. следует руководствоваться п.3 Инструкции № 112 в редакции постановления № 3.

 

Пример 6

Книга первичного учета отходов и книга общего учета отходов должны содержать следующую информацию:

• норматив образования отходов;

• наименование и код отходов в соответствии с классификатором отходов;

• класс опасности отходов;

• наименование технологического процесса, в результате которого образуется данный вид отходов (абзацы 2-5 п.16 Правил № 27).

Согласно части первой п.41 Инструкции № 33 книга по форме ПОД-9 применяется для ведения учета отходов производства в местах их образования (поступления).

Наименование и код отходов приводятся в соответствии с классификатором отходов (п.44 Инструкции № 33).

 

Согласно книге по форме ПОД-9 графы 3 «Образовалось», 4 «Поступило от других подразделений», 7 «Передано» заполняются в тоннах, предусмотрена графа 8 «Цель передачи (использование, хранение, обезвреживание, захоронение)».

Выборочной проверкой было установлено, что в нарушение подп.1.6 п.1 ст.17 Закона № 271-З, абзацев 2-5 п.16 Правил № 27, п.44 Инструкции № 33 в период с 3 января 2011 г. по 3 февраля 2012 г. в книгах первичного учета отходов ПОД-9 открытого акционерного общества (ОАО) «М» не была отражена информация о нормативе образования отходов; наименовании и коде отходов в соответствии с классификатором отходов; классе опасности отходов; наименовании технологического процесса, в результате которого образуется данный вид отходов.

В нарушение ведения книги по форме ПОД-9 в период с 3 января 2011 г. по 3 февраля 2012 г. во всех книгах ПОД-9 отсутствовала графа 8 «Цель передачи (использование, хранение, обезвреживание, захоронение)», во всех книгах ПОД-9 наименование граф 4-6, 9 не соответствовало их наименованиям согласно установленной форме книги по форме ПОД-9.

В форме книги по форме ПОД-9 графа 4 имеет наименование «Поступило от других субъектов хозяйствования, количество, тонн», графа 5 - «Наименование субъекта хозяйствования», графа 6 и графа 9 - «Номер, дата сопроводительного паспорта отходов производства». А в книгах по форме ПОД-9 общества указанные графы именовались: графа 4 - «Поступило от других подразделений, тонн», графа 5 - «Наименование подразделения», графы 6 и 9 - «Номер сопроводительного документа».

Следует отметить, что согласно инструкции по обращению с отходами производства для ОАО «М» учет отходов должен был вестись в книгах по форме ПОД-9 и по форме ПОД-10, утвержденных постановлением № 33.

Кроме того, в нарушение ведения книги по форме ПОД-9 в период с 3 января 2011 г. по 3 февраля 2012 г. в данных книгах графы 3 «Образовалось», 4 «Поступило от других подразделений», 8 «Передано» были заполнены не в тоннах, а в килограммах и метрах кубических.

Так, в книгу по форме ПОД-9 авторынка ОАО «М» с 3 января 2011 г. по 3 февраля 2012 г. были внесены записи об образовании отхода «макулатура», наименование которого не соответствует классификатору отходов (указан код отхода - 1872000, наименование которого согласно классификатору отходов «прочие отходы бумаги и картона, не вошедшие в группу VII «В», не отражена информация о нормативе образования данного отхода, классе его опасности, наименовании технологического процесса, в результате которого он образуется). Сведения об образовании и передаче макулатуры в графах 3 и 7 были отражены не в тоннах, а в килограммах, отсутствовала графа 8 «Цель передачи (использование, хранение, обезвреживание, захоронение)».

В книгу по форме ПОД-9 авторынка ОАО «М» с 3 января 2011 г. по 28 февраля 2012 г. были также внесены записи об образовании отхода «стеклобой», наименование которого не соответствует классификатору отходов (указан код отхода - 3140899, наименование которого согласно классификатору отходов «стеклобой прочий», не отражена информация о нормативе образования данного отхода, классе его опасности, наименовании технологического процесса, в результате которого он образуется). Сведения об образовании и передаче стеклобоя в графах 3 и 7 были отражены не в тоннах, а в килограммах, отсутствовала графа 8 «Цель передачи (использование, хранение, обезвреживание, захоронение)».

В книгу по форме ПОД-9 авторынка ОАО «М» с 3 января 2011 г. по 3 февраля 2012 г. были внесены записи об образовании отхода «пэт-бутылки», код отхода по классификатору отходов - 5711400, без отражения информации о нормативе образования данного отхода, классе его опасности, наименовании технологического процесса, в результате которого он образуется. Сведения об образовании и передаче отхода «пэт-бутылки» в графах 3, 4 и 7 были отражены не в тоннах, а в килограммах, отсутствовала графа 8 «Цель передачи (использование, хранение, обезвреживание, захоронение)».

В книгу по форме ПОД-9 цеха металлоизделий ОАО «М» 31 октября 2011 г. была внесена запись «отходы меди» об образовании отхода, наименование которого не соответствует классификатору отходов (указан код отхода - 3531099, наименование которого согласно классификатору отходов «лом и отходы медных сплавов прочие», не отражена информация о нормативе образования данного отхода, наименовании технологического процесса, в результате которого он образуется). В книге отсутствовала графа 8 «Цель передачи (использование, хранение, обезвреживание, захоронение)».

В книгу по форме ПОД-9 цеха металлоизделий ОАО «М» с 3 января 2011 г. по 3 февраля 2012 г. были внесены записи об образовании отхода «металлоотходы прочие», код отхода по классификатору отходов - 3510810, без отражения информации о нормативе образования данного отхода, наименовании технологического процесса, в результате которого он образуется; 3 февраля 2012 г. была внесена запись об образовании отхода «абразивные круги отработанные», код 3144406, без отражения информации о нормативе образования данного отхода, наименовании технологического процесса, в результате которого он образуется. В книге отсутствовала графа 8 «Цель передачи (использование, хранение, обезвреживание, захоронение)».

В книгу по форме ПОД-9 центрального склада ОАО «М» 28 июля 2011 г. и 27 февраля 2012 г. были внесены записи об образовании отхода «лом и отходы свинца», наименование которого не соответствует классификатору отходов (указан код отхода - 3534001, наименование которого согласно классификатору отходов «свинцовые пластины отработанные от разборки аккумуляторов», не отражена информация о нормативе образования данного отхода, наименовании технологического процесса, в результате которого он образуется). Не был указан класс опасности данного отхода (согласно классификатору отходов - 3-й класс опасности), вместо этого в строке «степень опасности или класс опасности отхода» была учинена запись о том, что класс опасности не установлен. В книге отсутствовала графа 8 «Цель передачи (использование, хранение, обезвреживание, захоронение)».

В книгу по форме ПОД-9 центрального склада ОАО «М» 27 марта 2011 г. была внесена запись об образовании отхода «прочие резиносодержащие отходы», код отхода 5750910, без отражения информации о нормативе образования данного отхода, наименовании технологического процесса, в результате которого он образуется; 29 февраля 2012 г. была внесена запись об образовании отхода «абразивные круги отработанные», код по классификатору отходов - 3144406, без отражения информации о нормативе образования данного отхода, наименовании технологического процесса, в результате которого он образуется. В книге отсутствовала графа 8 «Цель передачи (использование, хранение, обезвреживание, захоронение)».

В книгу по форме ПОД-9 центрального склада ОАО «М» с 4 января по 30 декабря 2011 г. были внесены записи об образовании отхода «металлоотходы прочие», код отхода по классификатору отходов - 3510810, без отражения информации о нормативе образования данного отхода, наименовании технологического процесса, в результате которого он образуется; 31 января 2012 г. была внесена запись об образовании отхода «абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов», код 3144406, без отражения информации о наименовании технологического процесса, в результате которого он образуется. В книге отсутствовала графа 8 «Цель передачи (использование, хранение, обезвреживание, захоронение)».

Книга общего учета отходов ведется на основании данных книги первичного учета отходов, заполняется ежемесячно и до начала записей нумеруется с указанием в конце количества страниц, прошнуровывается, скрепляется печатью, подписывается руководителем (его заместителем) и хранится в течение 5 лет (п.15 Правил № 27).

Согласно порядку ведения книги по форме ПОД-10 графы 6 «Образовалось», 7 «Поступило от других субъектов хозяйствования», 8 «Передано для использования, обезвреживания, хранения, захоронения», 11 «Хранится в местах временного хранения отходов» заполняются в тоннах, а также предусмотрено заполнение графы 10 «Номер, дата сопроводительного паспорта отходов производства».

Согласно инструкции по обращению с отходами производства для ОАО «М» книга по форме ПОД-10 заполняется до 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

В нарушение п.15 Правил № 27, подп.1.3 и 1.6 п.1 ст.17 Закона № 271-З, инструкции по обращению с отходами производства для ОАО «М» по состоянию на 16 марта 2012 г. в книгу по форме ПОД-10 не были внесены сведения об образовании отходов производства за февраль 2012 г., отраженные в книге по форме ПОД-9.

В нарушение п.15 Правил № 27, подп.1.3 и 1.6 п.1 ст.17 Закона № 271-З сведения об образовании отдельных отходов производства, отраженные в период с 1 апреля 2011 г. по 1 января 2012 г., не соответствовали сведениям об их образовании, отраженным в книге по форме ПОД-9.

Кроме того, в нарушение утвержденной формы книги по форме ПОД-10 с 1 февраля 2011 г. по 1 февраля 2012 г. образование отдельных отходов отражалось не в тоннах, а в килограммах и метрах кубических, с 1 февраля 2011 г. по 1 февраля 2012 г. не заполнялась графа 10 «Номер, дата сопроводительного паспорта отходов производства». Так, например, в графе 6 образование макулатуры, пэт-бутылок, полиэтилена, лома и отходов алюминия было отражено в килограммах, а образование древесных отходов - в метрах кубических.

С 1 февраля 2011 г. по 1 февраля 2012 г. в книге общего учета отходов была отражена передача отходов производства на захоронение (УП «А»), на использование (ОАО «А», УП «Б») без указания в графе 10 книги по форме ПОД-10 номера и даты сопроводительного паспорта перевозки отходов производства.

 

Пример 7

Юридические лица и индивидуальные предприниматели в месячный срок разрабатывают новую инструкцию по обращению с отходами и обращаются в соответствующий территориальный орган Минприроды РБ для ее согласования в случаях:

• изменения допустимого количества накопления отходов производства, необходимого для перевозки, периодичности вывоза отходов производства;

• изменения условий и мест хранения отходов производства;

• строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства юридического лица и индивидуального предпринимателя, повлекшего изменение перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменение порядка обращения с ними;

• изменения перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение (абзацы 4-7 п.21 Инструкции № 45).

 

Согласно пп.19, 20 Инструкции № 45 места временного хранения отходов и объекты хранения отходов описываются и показываются в виде приложения «Карта-схема хранения отходов производства» к инструкции по обращению с отходами производства; в приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» к инструкции по обращению с отходами производства указывается допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (одна транспортная единица), и обоснование этого количества.

Хранение и захоронение отходов допускаются только в санкционированных местах хранения отходов и санкционированных местах захоронения отходов. Санкционированные места хранения отходов производства и санкционированные места захоронения отходов производства определяются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства, выдаваемых Минприроды РБ или его территориальными органами, а при временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество накопления отходов производства. Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества накопления отходов производства при временном хранении не допускаются.

Согласно приложению «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» к инструкции по обращению с отходами производства для ОАО «Б» было установлено следующее максимальное количество отходов по классификатору отходов, накапливаемых для хранения:

• отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код отхода 1870601) - 0,072 т;

• отходы упаковочного картона незагрязненные (код 1870605) - 0,36 т;

• полиэтилен, вышедшие из употребления пленочные изделия (код 5712110) - 0,096 т;

• свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом (код 3532201) - 0,140 т;

• синтетические и минеральные масла отработанные (код 5410201) - 0,180 т;

• стеклобой при затаривании ликеро-водочных изделий (код 3140834) - 0,156 т.

Однако с апреля 2011 г. по январь 2012 г. в ОАО «Б» согласно книгам по форме ПОД-9 и ПОД-10 временно хранились отдельные иные отходы производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, не указанные в инструкции по обращению с отходами производства.

Кроме того, в нарушение части первой п.2 ст.25 Закона № 271-З обществом с апреля 2011 г. по январь 2012 г. было допущено превышение допустимого количества отходов производства при временном хранении.

Как указано выше, согласно приложению «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» к инструкции по обращению с отходами производства для ОАО «Б» было установлено максимальное количество накапливаемых для хранения синтетических и минеральных масел отработанных (код 5410201) - 0,180 т.

Фактически согласно данным книг по форме ПОД-10 и ПОД-9 (производственно-техническая служба) по состоянию на 1 апреля, 1 мая, 1 июня 2011 г. хранился отход «масло отработанное» (код 5410201) в количестве 0,253 т, что на 0,073 т превышало допустимое; на 1 июля 2011 г. - 0,451 т, что на 0,271 т превышало допустимое количество; на период с 1 августа по 1 декабря 2011 г. - 0,496 т, что на 0,316 т превышало допустимое количество; на 1 января 2012 г. - 0,616 т, что на 0,436 т превышало допустимое количество; на 1 марта 2012 г. - 0,696 т, что на 0,516 т превышало допустимое количество для временного хранения.

 

27.11.2013

 

Юрий Навойчик, юрист

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Закон РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» на основании законов РБ от 15.07.2015 № 288-З (с 23 октября 2015 г.) и от 13.07.2016 № 397-З (с 17 августа 2016 г.) внесены изменения и дополнения.