


Материал помещен в архив
СОБЛЮДЕНИЕ БАНКАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА
В 2009 г. Национальный банк РБ (далее - Нацбанк РБ) в рамках комплексных и тематических проверок продолжил осуществление контроля за соблюдением банками законодательства в сфере предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности (далее - ПОД/ФТ).
Для осуществления координирующих и организационных функций работы банков в сфере ПОД/ФТ п.4 постановления Правления Нацбанка РБ от 05.11.2008 № 162 «Об организации работы банковской системы в сфере предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» банкам предложено рассмотреть вопрос о создании специальных подразделений финансового мониторинга.
Однако в отдельных банках отсутствует специальное подразделение, в компетенцию которого входило бы осуществление всего комплекса мер по ПОД/ФТ, что создает определенные трудности в организации работы. Направления деятельности по ПОД/ФТ могут быть распределены между различными подразделениями банка. Например, в одном из банков:
- за разработку правил внутреннего контроля и внесение в них изменений ответственным назначен начальник управления безопасности;
- координацию работы по организации исполнения требований законодательства в области ПОД/ФТ осуществляют начальник управления контроля банковских рисков и начальник управления безопасности;
- организацию работы по исполнению требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и методологической помощи подразделениям центрального аппарата и филиалам отвечают руководители департаментов и самостоятельных управлений по направлениям деятельности.
С целью своевременного устранения и недопущения в дальнейшей работе банков типичных ошибок и нарушений, рассмотрим их подробно, а также обратим внимание на иные недостатки и отдельные упущения в организации деятельности банков по ПОД/ФТ.
Правила
Согласно абзацу 7 части первой ст.5 Закона РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» (далее - Закон) банк обязан разрабатывать и выполнять локальный нормативный правовой акт - правила внутреннего контроля (далее - Правила).
Правила в проверенных банках в основном соответствуют требованиям Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 (далее - Инструкция № 34).
В этом локальным документе по результатам проверок рекомендовано устранить следующие недостатки:
1) предусмотреть проведение идентификации физических лиц, совершающих финансовые операции без открытия счета, в соответствии с подп.1.2 п.1 Указа Президента РБ от 04.11.2008 № 601 «Об отдельных вопросах осуществления банками финансовых операций»;
2) установить процедуру проверки клиентов на предмет их отнесения к лицам, участвующим в террористической деятельности, либо к лицам, находящимся под контролем лиц, занимающихся террористической деятельностью;
3) для единообразного практического применения определить более четко следующие процедуры:
какими подразделениями (работниками) банка и в каких случаях присваивается работе с клиентом степень риска;
в электронном виде или на бумажном носителе заполняются анкеты клиентов, сообщения о финансовых операциях, вызывающих подозрения;
по какой форме (приложения к Правилам или форме специального формуляра) составляются сообщения о финансовых операциях, вызывающих подозрения;
4) при отнесении финансовой операции, вызывающей подозрения, к финансовой операции, подлежащей особому контролю, руководствоваться основаниями, предусмотренными п.33 Инструкции № 34;
5) предусмотреть дальнейшие действия банка в отношении клиента в случае выявления подозрительной финансовой операции, в т.ч. пересмотр степени риска работы с клиентом, а также отражение этих сведений в разделе «Служебная информация» анкеты клиента;
6) определить лиц, ответственных за проведение инструктажа с работниками банка;
7) исключить необходимость истребования из органов внутренних дел справку об отсутствии правонарушений у работников банка, назначаемых ответственными должностными лицами по ПОД/ФТ, если сведения по ним отсутствуют в едином государственном банке данных о правонарушениях физических лиц. Доступ к этим данным предоставлен банкам через расчетный центр Нацбанка РБ согласно постановлению МВД РБ и Нацбанка РБ от 16.05.2007 № 124/105 «Об информационном взаимодействии между Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями»;
8) уточнить формулировку стран, в отношении которых установлен запрет на открытие корреспондентских счетов в банках и в отношении которых имеется информация о возможных фактах нелегального производства наркотических веществ на их территории, поскольку под это определение попадают практически все страны мира, в частности Россия.
Анкетирование клиентов
В результате выборочной проверки анкет клиентов банков выявлены следующие нарушения Правил, которыми установлены требования к заполнению этих анкет.
В анкетах отдельных организаций не заполнен раздел «Служебная информация» и не присвоена степень риска; дано неверное обоснование высокой степени риска. Например, указано: «руководитель имеет долю в уставном фонде более 25 процентов». Согласно подп.24.7 Инструкции № 34, Правилам в банке этот критерий применяется, когда руководитель имеет долю более 25 % в уставном фонде другой организации;
по клиентам, работе с которыми присвоена высокая степень риска, заполнены анкеты стандартной формы. Согласно Правилам по клиентам, работа с которыми оценивается банком высокой степенью риска, должны быть заполнены анкеты расширенной формы;
неверно указан размер зарегистрированного уставного фонда общества с ограниченной ответственностью (ООО);
неправильно заполнено поле «Вид экономической деятельности»: указан несуществующий код 51709 по ОКЭД;
не указаны дата регистрации унитарного предприятия, регистрационный орган, идентификационные данные руководителя, главного бухгалтера;
отсутствуют графы для заполнения сведений и, соответственно, сами сведения о конечных бенефициарных собственниках учредителя ООО.
В анкетах отдельных индивидуальных предпринимателей и физических лиц не заполнен раздел «Служебная информация» и не присвоена степень риска, отсутствует обоснование высокой степени риска (в случае ее присвоения), не указан вид договорных отношений с банком (тип счета), не указаны место работы, занимаемая должность.
Анкеты банков-корреспондентов рекомендовано привести в соответствие с требованиями, определенными приложением 1 к Инструкции № 34, независимо от способа установления корреспондентских отношений (открытие счета «Лоро» или «Ностро»).
Финансовые операции, вызывающие подозрения
Согласно Правилам при выявлении финансовых операций, соответствующих признакам подозрительности, указанным в приложении 1 к Правилам, ответственным исполнителем должны составляться сообщения по форме согласно приложению 5 к Правилам. Однако в программном комплексе банка формировались избыточные сообщения по всем финансовым операциям, достигающим установленных Законом пороговых величин (2 000 базовых величин для физических лиц и 20 000 базовых величин для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (примечание) и не соответствующим признакам подозрительности, определенных банком.
В нарушение Правил в банке отсутствуют сообщения по следующим финансовым операциям, соответствующим признаку 39 (предоставление или получение клиентом займа участнику финансовой операции на условиях, предусматривающих соответственно получение или уплату процентов в размере, существенно отличающемся от обычной рыночной практики) приложения 1 к Правилам:
Пример
Частное унитарное предприятие (ЧУП) «А» в адрес ООО «М» с 1 декабря 2008 г по 28 февраля 2009 г. перечислило 15 платежей по договорам беспроцентных займов на общую сумму 820 млн.руб. В адрес этого же ООО «М» ООО «С» 24 декабря 2008 г. перечислен платеж в размере 199 млн.руб. по договору беспроцентного займа. Согласно выпискам по текущим (расчетным) счетам на счет ООО «М» от ЧУП «А» и ООО «С» кроме этих беспроцентных займов перечислялись арендная плата за офис и платежи за коммунальные услуги.
Отсутствуют сообщения по следующим финансовым операциям, соответствующим признаку 44 (международные переводы денежных средств на сумму более 1 000 базовых величин в рамках внешнеторговых договоров на счет контрагента-нерезидента, открытый в стране, отличной от страны его регистрации) приложения 1 к Правилам:
Пример
Частное торговое унитарное предприятие (ЧТУП) «Б» 1 июля 2008 г. заключило внешнеторговый договор с ООО «К» (Кыргызская Республика), счет которого открыт в банке Российской Федерации, и осуществило платежи по этому договору:
8 июля 2008 г. - 37 050 долл. США;
23 сентября 2008 г. - 50 000 долл. США;
22 декабря 2008 г. - 22 000 долл. США;
21 января 2009 г. - 80 030 долл. США;
24 февраля 2009 г. - 59 058 долл. США.
В банке открыты счета юридическим лицам - резидентам, которые заключают импортные внешнеторговые договоры с российскими компаниями, далее в соответствии с договорами уступки требования проводятся платежи на счета резидентов Латвии. При этом обращают на себя внимание следующие факты:
договоры уступки требования заключаются в тот же день либо в течение небольшого периода времени после заключения внешнеторгового договора;
одно и то же физическое лицо является директором российской компании и представителем латвийской фирмы, на счета которой осуществляются платежи по договорам уступки требования;
в соответствии с условиями внешнеторговых договоров товар не поступает на территорию Республики Беларусь, местом поставки и реализации товара является Российская Федерация;
платежи осуществляются со счетов резидентов в качестве авансовых платежей за товар, а со дня вступления в силу постановления Правления Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» (с 17 ноября 2008 г.) - за поставленный, полученный товар;
суммы всех заключаемых договоров примерно одинаковы (например, 674, 676, 681 млн.бел.руб.), платежи осуществляются систематически;
органом финансового мониторинга выносились постановления о приостановлении финансовых операций по счетам клиентов банка.
Так, за период с 1 октября 2008 г. по 31 января 2009 г. со счетов 6 проверенных клиентов банка на счета резидентов Латвии проведено платежей в белорусских рублях, российских рублях и долларах США на общую сумму, составляющую в эквиваленте 15 млрд.бел.руб. Платежи осуществлялись в оплату за холодильное оборудование, электротовары, компьютерные комплектующие, источники бесперебойного питания, автоматические выключатели, ножницы кабельные, утеплитель и др.
За указанный период на счета этих же клиентов зачислены белорусские рубли в эквивалентном объеме от резидентов с разнообразным назначением платежей: за металл, металлопрокат, трубы, стройматериалы, утеплитель, пеноплекс, светозвукотехническое оборудование, пакеты, запчасти, стройматериалы, электронные комплектующие, пневмооборудование, ткань, велотренажеры, компьютеры, музыкальное оборудование.
Кроме того, в анкетах всех перечисленных клиентов в графах, характеризующих деятельность клиента, значится слово «нет». Например, в заполненной 31 июля 2008 г. анкете ЧТУП не указаны номера контактных телефонов, электронный и почтовый адреса, в анкете существующего с 2006 г. ООО отсутствуют сведения о постоянных контрагентах.
Данным клиентам присвоена низкая степень риска работы с ними. В нарушение Правил внутреннего контроля банк не пересматривал степень риска работы с этими клиентами по мере изменения указанных в анкетах сведений или характера проводимых ими финансовых операций. Так, в заполненной 23 мая 2008 г. анкете ЧТУП предполагаемые обороты по счету в месяц указаны - 5 млн.бел.руб., 2 000 долл. США, 2 000 евро; а реальный оборот, например, за сентябрь 2008 г. составил около 1,5 млрд.бел.руб.
Проводимые операции соответствуют следующим критериям подозрительных финансовых операций, утвержденных Правилами в банке:
критерий 11 - необоснованное дробление сумм аналогичных финансовых операций (одного вида), совершаемых клиентом; неоднократное в течение небольшого периода проведение клиентом аналогичных финансовых операций (одного вида), каждая из которых не превышает 20 000 базовых величин - для организаций и индивидуальных предпринимателей, но в сумме превышает указанные значения (при условии, что деятельность клиента не связана с обслуживанием населения, сбором обязательных или добровольных платежей);
критерий 29 - наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой клиентом, или от обычной рыночной практики;
критерий 31 - внесение клиентом в ранее согласованную схему проведения финансовой операции непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, касающихся направления движения денежных средств или иного имущества.
Проверяющими сделан обоснованный вывод, что банк не выполнял Правил, а именно не выявлял и не относил финансовые операции, вызывающие подозрения, к подозрительным финансовым операциям, подлежащим особому контролю, что повлекло за собой нарушение абзаца 3 части первой ст.5 Закона в части не представления банком специальных формулярах по этим финансовым операциям в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля РБ.
Сроки представления специальных формуляров
Абзацем 3 части первой ст.5 Закона предусмотрено, что лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его 1-й экземпляр в орган финансового мониторинга не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления операции.
В нарушение данной нормы банк:
позже установленного срока направил в орган финансового мониторинга специальные формуляры по финансовым операциям, связанным с достижением суммы договоров, приложений к ним и платежей пороговой величины. Данные финансовые операции, подлежащие особому контролю, были выявлены банком самостоятельно, о чем составлены соответствующие справки самопроверок;
излишне направил специальные формуляры по финансовым операциям покупки организацией государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и государственных долгосрочных облигаций с переменным процентным (купонным) доходом (ГДО). Финансовые операции, отраженные в этих специальных формулярах, не подлежали особому контролю в соответствии с абзацем 11 ст.9 Закона как операции, осуществляемые с государственными ценными бумагами.
Примеры нарушений порядка заполнения специальных формуляров
Пунктом 6 Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 367 (далее - Инструкция № 367), установлено, что количество листов специального формуляра определяется видом финансовой операции и количеством ее участников. Сведения о каждом участнике и его счетах представляются на отдельных листах.
В нарушение указанной нормы банк при заполнении специального формуляра от 03.10.2007 по внесению дополнительного взноса во вклад доверенным лицом на счет физического лица не заполнил отдельный лист на физическое лицо; при заполнении специального формуляра от 17.03.2008 по перечислению физическим лицом К. денежных средств на счет физического лица Б. за проданную им долю квартиры согласно договору от 12.03.2008 не заполнил отдельного листа на гражданина Б.
В ряде случаев при заполнении специальных формуляров по сделкам, совершаемым с участием самого банка, неверно заполняется поле 3.4 «Количество участников», что не соответствует п.32 Инструкции № 367 (указано в специальном формуляре - 1, следовало указать - 2).
В нарушение п.35 Инструкции № 367 в поле 3.7 «Сумма цифрами в валюте»:
специального формуляра от 05.09.2007 неверно указана сумма 47 300,05 долл. США. Финансовые операции, отраженные в этом формуляре, проводились на сумму 20 000 долл. США и 20 000 евро;
специального формуляра от 14.07.2008 по финансовой операции снятия наличных денежных средств физическим лицом со своего текущего (расчетного) счета неправильно указана сумма - 204 000 долл. США, фактически финансовая операция была совершена на сумму 104 000 долл. США. В ходе проверки в орган финансового мониторинга направлен заменяющий специальный формуляр.
Примечанием к п.36 Инструкции № 367 определено, что если в поле 3.2 «Вид операции» указывается значение «2010», то в полях 3.8 «Код валюты» и 3.7 «Сумма цифрами в валюте» указываются код и сумма иностранной валюты, в поле 3.13 «Дополнительная информация» - сведения о сумме белорусских рублей и курсе обмена валют. Однако банком в поле 3.13 специальных формуляров по валютно-обменным операциям не указана сумма белорусских рублей и курс обмена валют.
С июля 2007 г. по февраль 2008 г. при заполнении специальных формуляров по операциям конверсии с банками-нерезидентами, осуществляемым по счетам «Ностро», в поле 3.2 «Вид операции» банк указывал значение 2013 «Конверсия банком безналичной иностранной валюты клиента в безналичную иностранную валюту» из раздела 2000 «Финансовые операции по банковским счетам и вкладам (депозитам) клиентов», в полях 3.7 «Сумма цифрами в валюте» и 3.8 «Код валюты» - соответственно сумму и код проданной иностранной валюты по сделкам, что противоречит примечанию к п.36 Инструкции № 367. Согласно этому примечанию, если в поле 3.2 указывается значение 2013, в полях сведений о финансовой операции 3.8 и 3.7 указываются код и сумма иностранной валюты, купленной банком, в поле 3.13 «Дополнительная информация» - сведения о сумме проданной банком иностранной валюты и курсе обмена валют.
Исходя из сути счетов «Ностро» (счет белорусского банка в иностранном банке, т.е. свой счет, а не счет клиента) в дальнейшем по таким операциям банком было принято решение заполнять специальные формуляры по проданной валюте с указанием вида операции 3099 «Иные финансовые операции по международным расчетам и денежным переводам, не названные в кодах 3001-3011».
В нарушение п.37 Инструкции № 367 банком при заполнении специального формуляра в поле 3.9 «Основание совершения» допущено неверное указание основания для осуществления финансовой операции, а именно не указан номер и дата кредитного договора, номер и дата договора продажи квартиры. Кроме того, в поле 3.13 «Дополнительная информация» этого специального формуляра дана неверная ссылка на кредитный договор.
При представлении заменяющих специальных формуляров в нарушение п.41 Инструкции № 367 в поле 3.13 «Дополнительная информация» не указывалась причина замены ранее представленного специального формуляра; существенная информация для понимания сути финансовой операции, ранее отраженная в замененном специальном формуляре.
Пунктом 71 Инструкции № 367 предусмотрено, что в поле 8.1.1 «№ счета» указывается номер первого счета участника финансовой операции, с использованием которого совершена финансовая операция, сведения о котором указаны в полях 7.1-7.9.8 специального формуляра.
В нарушение данной нормы банк при заполнении специального формуляра по финансовой операции перечисления денежных средств гражданина Т. физическому лицу Д. на листе 02, заполненного на Т., в поле 8.1.1 «№ счета» указал текущий (расчетный) счет, который принадлежит Д.
По результатам проведенных проверок банкам направлены предписания об устранении выявленных нарушений, а именно: предложено внести рекомендуемые изменения в Правила (после вступления в силу постановления Правления Нацбанка РБ от 26.06.2009 № 86 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденную постановлением правления Нацбанка Республики Беларусь» (на данный момент находится на юридической экспертизе в Минюсте)), а также рассмотреть вопрос о создании специального подразделения финансового мониторинга для осуществления координирующих и организационных функций работы банка в сфере ПОД/ФТ.
Примечание. С 17 ноября 2008 г. Указом Президента РБ от 04.11.2008 № 601 «Об отдельных вопросах осуществления банками финансовых операций» для банков отменен контроль пороговых финансовых операций.
15.07.2009 г.
Анжелика Хаданович, главный экономист Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь
От редакции:С 23 сентября 2010 г. п.1 Указа Президента РБ от 04.11.2008 № 601 «Об отдельных вопросах осуществления банками финансовых операций» на основании Указа Президента РБ от 27.09.2010 № 496 утратил силу.
С 13 ноября 2010 г. в постановление Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 367 «Об утверждении формы специального формуляра регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю, и Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю» на основании постановления Совета Министров РБ от 21.09.2010 № 1361 внесены изменения и дополнения.
В постановление Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 «Об утверждении Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности» на основании постановлений Правления Нацбанка РБ от 26.06.2009 № 86 и от 31.08.2010 № 375 внесены изменения и дополнения.
В Закон РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» на основании законов РБ от 15.07.2009 № 43-З (с 24 июля 2009 г.) и от 14.06.2010 № 132-З (с 23 сентября 2010 г.) внесены изменения и дополнения.