


Материал помещен в архив
СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРИЕМЕ, РЕГИСТРАЦИИ, РАССМОТРЕНИИ И УЧЕТЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ИНФОРМАЦИИ О ПРОИСШЕСТВИЯХ
Одной из приоритетных задач органов дознания, в том числе органов внутренних дел, является обеспечение законности при приеме, регистрации, рассмотрении и учете заявлений и сообщений о преступлениях. Эффективность принимаемых мер по обеспечению в ходе уголовного процесса прав и законных интересов граждан, а также юридических лиц, пострадавших от преступных деяний, служит гарантией быстрого и обоснованного привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений.
В случае нарушения органами внутренних дел законодательства о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, в том числе укрытия их от регистрации и учета, порождается безнаказанность лиц, совершивших преступные деяния, что приводит к рецидиву преступных проявлений. Только при строгом соблюдении законодательства о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях могут быть обеспечены права физических и юридических лиц, а также достоверность данных о состоянии преступности и эффективности работы правоохранительных органов.
![]() |
Справочно В правоохранительные органы ежегодно поступает значительное количество информаций о совершенных на территории нашей страны правонарушениях. Только в 2016 году в органах внутренних дел Республики Беларусь находилось на рассмотрении 243,8 тыс. заявлений и сообщений о преступлениях. При этом органами внутренних дел принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по 53,7 % заявлений и сообщений о преступлениях, прекращена проверка по 3,9 % заявлений о преступлениях частного обвинения. Значительная часть заявлений и сообщений о преступлениях - 108,7 тыс. - органами внутренних дел передана по подследственности в основном в подразделения Следственного комитета Республики Беларусь для правовой оценки содержащихся в них сведений и принятия решения о возбуждении уголовного дела (сведения из банка данных автоматизированной информационной системы «Единая книга» / Информационный центр Министерства внутренних дел Республики Беларусь). |
Наибольшее количество заявлений и сообщений о преступлениях, по которым органами внутренних дел принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, рассмотрено участковыми инспекторами милиции и сотрудниками уголовного розыска.
Правовое регулирование
Нормативную правовую базу, регламентирующую вопросы приема, регистрации, рассмотрения и учета заявлений и сообщений о преступлениях, составляют:
• главы 20 «Поводы и основания к возбуждению уголовного дела» и 21 «Порядок возбуждения уголовного дела» Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК);
• Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»;
• Закон Республики Беларусь от 09.01.2006 № 94-З «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений»;
• Положение о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2006 № 909.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 июля 2022 г. следует руководствоваться Положением № 909 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 11.07.2022 № 456; |
• Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел Республики Беларусь с подразделениями Следственного комитета Республики Беларусь при организации дежурств следователей Следственного комитета в составе следственной оперативной группы, формируемой органами внутренних дел, регистрации заявлений и сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Следственного комитета Республики Беларусь от 22.06.2012 № 182/190;
• Инструкция о порядке рассмотрения информации, заявлений (сообщений) о смерти (гибели) граждан, выезда на места происшествий по указанным фактам и направления трупов на исследование, утвержденная постановлением Следственного комитета Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 25.09.2013 № 210/436/99;
• Инструкция о порядке взаимодействия органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь и подразделений Следственного комитета Республики Беларусь при рассмотрении заявлений, сообщений о пожарах и иных чрезвычайных ситуациях, утвержденная постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Следственного комитета Республики Беларусь от 02.11.2012 № 57/391/291;
• Инструкция о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10.03.2010 № 55.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 мая 2019 г. действует Инструкция о порядке приема, регистрации и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 08.01.2019 № 5. |
Порядок действий по заявлениям и сообщениям о преступлениях
Заявление или сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении должно быть принято, зарегистрировано и рассмотрено по существу органом уголовного преследования (органом дознания, следователем, прокурором). О регистрации принятого заявления или сообщения о преступлении заявителю выдается документ, в котором указывается должностное лицо, принявшее заявление или сообщение, а также о времени их регистрации.
В случае необоснованного отказа в приеме данного заявления или сообщения заявитель вправе обратиться с жалобой к прокурору.
Возбуждению уголовного дела могут предшествовать: получение объяснений, образцов для сравнительного исследования, истребование дополнительных документов, назначение проверки финансово-хозяйственной деятельности, осмотр места происшествия, трупа, местности, предметов, документов, освидетельствование, экспертизы, задержание и личный обыск при задержании, а также может быть проведено извлечение трупа из места захоронения (эксгумация).
Статья 173 УПК устанавливает сроки по принятию должностным лицом решений по заявлению или сообщению (не позднее 3 суток, а при необходимости проверки достаточности наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела - не позднее 10 суток). Законодательство также детально регулирует случаи и порядок продления сроков для принятия решений.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 июня 2021 г. следует руководствоваться ст.173 УПК в ред. Закона от 26.05.2021 № 112-З. |
Органом дознания, начальником следственного подразделения, следователем или прокурором по поступившему заявлению или сообщению о преступлении либо при непосредственном обнаружении признаков преступления принимается соответствующее решение:
• о возбуждении уголовного дела;
• об отказе в возбуждении уголовного дела;
• о передаче заявления, сообщения по подследственности;
• о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения.
![]() |
Справочно Письменное заявление гражданина, подаваемое в орган внутренних дел о совершенном (готовящемся) преступлении, см. здесь. |
Типичные нарушения при приеме, регистрации, рассмотрении и учете заявлений и сообщений о преступлениях и информации о происшествиях
Практика показывает, что сотрудники органов внутренних дел при приеме, регистрации, рассмотрении и учете заявлений и сообщений о преступлениях и информации о происшествиях допускают следующие нарушения:
1) заявления и сообщения о преступлениях в органе внутренних дел не регистрируются;
2) заявления и сообщения о преступлениях регистрируются, однако их содержание в проверочных материалах умышленно искажается с целью придания информации характера незначительного правонарушения;
3) проверка информации о преступлениях умышленно проводится неполно, без исследования существенных обстоятельств, в результате выносятся незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
4) проверка по заявлениям и сообщениям о преступлениях формально проведена полно и всестороннее, однако содержащаяся в материалах информация не соответствует действительности вследствие:
- умышленного занижения размера ущерба, причиненного преступлением;
- умышленного искажения обстоятельств преступления и отказа в возбуждении уголовного дела, в частности, по мотивам получения телесных повреждений по собственной неосторожности;
5) материалы проверок необоснованно направляются для присоединения к уголовным делам;
6) по материалам проверок выносятся необоснованные решения - заключения, которые вместе с материалами помещаются в номенклатурное дело.
Наличие в номенклатурном деле материалов постановлений о назначении экспертиз свидетельствует, что первоначальная проверка органом внутренних дел фактически проводилась в рамках уголовно-процессуального законодательства. В этом случае необходимо возобновлять проверку по заявлению (сообщению) о преступлении для принятия решения в соответствии с требованиями УПК.
В ряде случаев выводы должностных лиц органов внутренних дел, содержащиеся в постановлениях об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении проверки, не подтверждаются фактическими материалами проверки либо вовсе противоречат собранным материалам.
При утверждении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении проверки руководители органа внутренних дел при наличии противоречий между содержанием заявления или сообщения о преступлении и последующими объяснениями (заявлениями) не выясняют в личной беседе с заявителем причины возникновения противоречий, не принимают меры к установлению истинной причины обращения с заявлением (сообщением) и не помещают в материалы проверки справку о результатах проведенной беседы.
Имеют место случаи, когда сотрудники органов внутренних дел при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела ссылаются на пункты части первой ст.29 УПК, которые относятся к нереабилитирующим обстоятельствам, в то время как решения по данным обстоятельствам должны принимать органы предварительного следствия.
Кроме того, нередко должностные лица органов внутренних дел в нарушение требований ст.179 УПК без обращения к прокурору с ходатайством об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела проводят дополнительные проверки, по результатам которых повторно выносят постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, приобщая их к первоначальным либо вновь созданным материалам.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 июня 2021 г. следует руководствоваться ст.179 УПК в ред. Закона № 112-З. |
Ошибки при вынесении решений по делам частного обвинения
Сотрудниками органов внутренних дел допускаются нарушения законности при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, по которым выносились постановления о прекращении проверки по делам частного обвинения.
![]() |
Справочно Прокурорами в 2016 году отменено 107 таких постановлений с одновременным возбуждением уголовного дела и 826 постановлений для проведения дополнительной проверки, по результатам которой впоследствии возбуждено еще 50 уголовных дел (сведения из банка данных АИС «Единая книга» / Информационный центр Министерства внутренних дел Республики Беларусь). |
Встречаются также и другие нарушения уголовно-процессуального законодательства при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях.
Прокурорский надзор
Прокурорский надзор за соблюдением органами внутренних дел законности при приеме, регистрации, рассмотрении и учете заявлений и сообщений о преступлениях осуществляется исходя из стоящих перед прокурорами задач и полномочий, закрепленных в Законе Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь», УПК, а также в приказе Генерального прокурора Республики Беларусь от 03.01.2013 № 1 «Об организации прокурорского надзора за исполнением закона органами уголовного преследования».
Так, прокуроры обязаны проверять законность решений, принимаемых органами уголовного преследования по заявлениям и сообщениям о преступлениях, а также реагировать на нарушения учетно-регистрационной дисциплины. При этом их обязанность заключается не только в проверке исполнения органами внутренних дел порядка приема, регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, но и принятие соответствующих мер по устранению выявленных нарушений.
При выявлении фактов принятия незаконных решений, укрытия информации о преступлениях от регистрации и учета, превышения сроков рассмотрения и других нарушений, принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования, а также перед соответствующими должностными лицами ставятся вопросы о привлечении к ответственности виновных в этих нарушениях лиц.
Предмет прокурорского надзора
Прокурор в ходе проверки в органах внутренних дел законности при приеме, регистрации, рассмотрении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, информации о происшествиях устанавливает:
• правильность, достоверность и своевременность регистрации и учета поступивших заявлений и сообщений о преступлениях;
• полноту и всесторонность исследования обстоятельств, имеющих значение для принятия законного и обоснованного решения, соблюдение сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, информации о происшествиях;
• законность и обоснованность принятого решения;
• состояние ведомственного контроля за соблюдением регистрационно-учетной дисциплины.
Прокурорской проверке предшествует подготовительная работа, состоящая из следующих этапов:
• изучение законодательства и ведомственных нормативных актов по проверяемому вопросу;
• истребование от соответствующих предприятий, организаций и учреждений информации о преступлениях и происшествиях;
• анализ состояния преступности в районе (городе).
Источники информации о нарушениях закона
Информация о преступлениях и происшествиях, которая подлежит проверке, содержится в следующих материалах органов внутренних дел:
• оперативно-дежурная служба (единая книга регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях (далее - Единая книга), тетрадь для записи оперативных дежурных, журнал регистрации применения оружия и специальных средств, запись речевых сообщений по каналам связи);
• подразделения режимно-секретной деятельности (журнал регистрации входящей корреспонденции);
• подразделения по борьбе с экономическими преступлениями (дела оперативного учета);
• подразделения по гражданству и миграции (материалы о выдаче паспортов взамен утерянных);
• подразделения государственной автомобильной инспекции (сведения о дорожно-транспортных происшествиях, повлекших причинение потерпевшим телесных повреждений, утере гражданами водительских удостоверений, технических паспортов, государственных регистрационных знаков);
• подразделения Департамента охраны (данные о нарушении целостности инженерно-технических средств охраняемых объектов).
Сведения о зарегистрированных в Единой книге заявлениях и сообщениях о преступлениях в течение суток помещаются в АИС «Единая книга». Сведения о результатах рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях помещаются в АИС «Единая книга» течение 1 рабочего дня после поступления в информационные подразделения органов внутренних дел (п.44 Инструкции о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10.03.2010 № 55).
Кроме того, информация о преступлениях и происшествиях может находиться в других государственных органах и иных организациях:
• медицинские учреждения (сведения о лицах, получивших телесные повреждения);
• учреждения судебно-медицинской экспертизы (заключения экспертов по обращениям граждан в порядке личной инициативы);
• предприятия, учреждения, организации (данные о фактах преступлений, совершенных на их территории либо на их объектах);
• страховые общества (сведения о страховых выплатах в связи с причинением вреда здоровью, кражами, повреждениями имущества в дорожно-транспортных происшествиях, при пожарах);
• предприятия связи (данные о кражах, утере почтовых отправлений);
• суды (гражданские дела по искам физических лиц о взыскании ущерба в связи с травмами и пропажей вещей, о признании умершими и безвестно отсутствующими);
• средства массовой информации (публикации, выступления, в которых содержатся сведения о совершенных преступлениях);
• граждане (заявления о непринятии мер органами внутренних дел по фактам преступлений).
Алгоритм проведения прокурорской проверки
Проводя проверку в органе внутренних дел, прокурор изучает справки предыдущих прокурорских проверок, заключения по результатам проверок данного подразделения вышестоящими органами, акты сверок регистрационно-учетной дисциплины.
В случае установления фактов сокрытия информации от регистрации прокуроры проводят проверку с истребованием объяснений от потерпевших, а также должностных лиц органов внутренних дел, виновных в нарушении закона.
После проверки достоверности регистрации информации о преступлениях и происшествиях проверяется всесторонность, объективность ее рассмотрения, и законность принятых решений.
На этом этапе сведения из Единой книги сверяются с данными журналов учета материалов об отказе в возбуждении уголовного дела и материалов, по которым вынесены постановления о прекращении проверки по делам частного обвинения.
Изучая материалы, по которым принято процессуальное решение (об отказе в возбуждении уголовного дела либо прекращении проверки по делам частного обвинения), оценивается не только законность и обоснованность вынесенного должностным лицом органа внутренних дел постановления, но также своевременность регистрации заявления и сообщения о преступлении, соблюдения сроков их рассмотрения, выполнения требований части 2 ст.178 УПК о направлении прокурору и заявителю в течение 24 ч. копии постановления, разъяснения заявителю права и порядка обжалования постановления.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 января 2019 г. часть 2 ст.178 УПК изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 131-З. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов направляется заявителю, лицу, в отношении которого принято решение, и прокурору. При этом заявителю, лицу, в отношении которого принято решение, разъясняются право и порядок обжалования постановления, а также право ознакомления с материалами проверки по заявлению или сообщению о преступлении. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственные секреты, заявителю, лицу, в отношении которого принято решение, не направляется. Заявитель, лицо, в отношении которого принято решение, уведомляются о принятом решении, и им разъясняются право и порядок обжалования постановления, а также право ознакомления с материалами проверки по заявлению или сообщению о преступлении. |
Надзор за осуществлением ведомственного контроля
В ходе проверки эффективности ведомственного контроля за соблюдением регистрационно-учетной дисциплины проверяется:
• состояние контроля со стороны начальника органа внутренних дел за соблюдением сотрудниками нормативных правовых актов по приему, регистрации, рассмотрению и учету заявлений и сообщений о преступлениях;
• эффективность проводимых руководством органа внутренних дел служебных проверок по фактам сокрытия от регистрации или учета заявлений и сообщений о преступлениях, фальсификации материалов проверки, иных нарушений регистрационно-учетной дисциплины;
• регулярность прослушивания ответственными дежурными органа внутренних дел записи входящих речевых сообщений с проверкой полноты регистрации информации в Единой книге;
• осуществление руководителями структурных подразделений органа внутренних дел контроля за соблюдением подчиненными сотрудниками регистрационно-учетной дисциплины и законности при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, в том числе своевременностью и обоснованностью принимаемых решений.
В зависимости от результатов проверки и характера выявленных нарушений определяется форма прокурорского реагирования:
• отмена постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел и возбуждение по выявленным преступлениям уголовных дел;
• отмена постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел по материалам, по которым проверки проведены неполно, и направление их для проведения дополнительной проверки;
• внесение начальнику органа внутренних дел представления об устранении выявленных нарушений;
• решение вопроса об ответственности должностных лиц, допустивших нарушения закона.
По итогам проверки соблюдения законности при приеме, регистрации, рассмотрении и учете органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях прокурор определяет мероприятия по контролю за устранением выявленных нарушений законности и срок их проведения. Кроме того, результаты проверки являются предметом обсуждения на межведомственных совещаниях с принятием соответствующих решений.
Типовые ситуации отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела
Характерными являются приведенные ниже ситуации отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
![]() |
Пример Участковым инспектором милиции вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 части 1 ст.29 УПК по заявлению посетителя ночного клуба И. о привлечении к уголовной ответственности охранников клуба, которые избили его, причинив заявителю телесные повреждения. В ходе проверки установлено, что в результате возникшего конфликта охранниками клуба заявителю причинены легкие телесные повреждения, не повлекшие за собой кратковременного расстройства здоровья. Прокуратурой постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено, поскольку должностным лицом органа внутренних дел в ходе рассмотрения заявления не приняты должные меры к полному и всестороннему исследованию всех обстоятельств совершения противоправных действий. В частности, не опрошены все участники конфликта и очевидцы, не осмотрены записи с камер видеонаблюдения. Не выполнены также иные проверочные мероприятия, необходимые для принятия законного процессуального решения. |
![]() |
Пример При рассмотрении сообщения председателя исполкома сельского совета о хищении 23 туй зеленых стоимостью 120 000 руб. (до деноминации) каждая с клумбы в сельском населенном пункте, участковый инспектор милиции вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 части 1 ст.29 УПК в связи с тем, что сумма причиненного ущерба от хищения 12 туй (так указано в постановлении) не превышает 10 базовых величин. В связи с этим прокуратурой вынесено постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с возбуждением уголовного дела по части 1 ст.205 УК. |
![]() |
Пример В ходе проверки сообщения о хищении 838 м провода с территории районных электрических сетей сотрудник уголовного розыска занизил стоимость похищенных материальных ценностей и вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 части 1 ст.29 УПК. |
![]() |
Справочно В 2016 году прокурорами отменено 464 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с одновременным возбуждением уголовного дела. Кроме того, за указанный период отменено 21,1 тыс. постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки, по которым впоследствии возбуждено 2,1 тыс. уголовных дел (сведения из банка данных АИС «Единая книга» / Информационный центр Министерства внутренних дел Республики Беларусь). |
31.05.2017
Николай Лимож, юрист
Михаил Косович, юрист