Пособие от 23.12.2015
Автор: Вашкевич И.

Сопоставление аттестационных требований, предусмотренных законодательством, и показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора


 

Материал помещен в архив

 

СОПОСТАВЛЕНИЕ АТТЕСТАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, УЧИТЫВАЕМЫХ В ХОДЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО ОТБОРА

Определения заказчика и застройщика в строительной деятельности содержатся в Законе Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З).

Так, заказчиком в строительной деятельности является юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность с привлечением подрядчика в строительной деятельности, с привлечением либо без привлечения инженера (инженерной организации) на основании заключенного договора.

Застройщик в строительной деятельности - юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность самостоятельно с привлечением инженера (инженерной организации), с привлечением либо без привлечения для выполнения отдельных видов работ подрядчика в строительной деятельности на основании заключенного договора (абзацы 11, 12 ст.1 Закона № 300-З).

В ряде случаев наделение лица функциями заказчика производится в соответствии с принятыми в Республике Беларусь законодательными актами.

Так, государственным заказчиком по строительству жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой, являются коммунальные унитарные предприятия по капитальному строительству областных и Минского городского исполнительных комитетов, их дочерние унитарные предприятия, создаваемые в соответствии с законодательством (п.2 Положения о государственном заказчике по строительству жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 224).

Порядок организации и проведения конкурсов по выбору заказчика (застройщика) по строительству многоквартирных жилых домов, за исключением жилых домов повышенной комфортности, в г. Минске и областных центрах установлен одноименным Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.09.2013 № 798.

В случае финансирования строительства полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов заказчик, застройщик определяются актами Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, иных органов государственного управления, а в случаях, установленных законодательными актами, - также решениями государственных организаций.

Указанными актами (решениями) может быть предусмотрена обязанность заказчика осуществлять строительную деятельность без привлечения инженера (инженерной организации).

При этом заказчик, застройщик указываются в решении местного исполнительного и распорядительного органа, выдающего разрешительную документацию (пп.1, 2 ст.55 Закона № 300-З).

 

Обратите внимание!

В указанные нормативные акты не включен до настоящего времени запрет на осуществление видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений без аттестата соответствия, когда его наличие является обязательным, предусмотренный частью второй подп.1.11 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 мая 2017 г. в часть вторую подп.1.11 п.1 Указа № 26 внесено дополнение Указом Президента Республики Беларусь от 07.03.2017 № 69: осуществление видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), в том числе сельскохозяйственными организациями при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения хозяйственным способом, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений без аттестата соответствия, когда его наличие является обязательным, запрещается.

 

Вместе с тем выполнение функций заказчика, застройщика, оказание отдельных видов инженерных услуг в строительстве возможно при наличии аттестата соответствия определенной категории сложности, который может быть выдан на условиях, определенных квалификационными требованиями, предъявляемыми к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестатов соответствия первой-четвертой категорий, классами сложности объектов строительства и (или) отдельными видами архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), работы по обследованию зданий и сооружений, право на строительство и (или) осуществление которых предоставляют указанные аттестаты соответствия (приложение 1 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25, далее - Квалификационные требования).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2018 г. Квалификационные требования изложены в новой редакции постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.03.2018 № 15.

 

Это следует из того, что деятельность:

• по выполнению функций заказчика, застройщика, оказанию отдельных видов инженерных услуг в строительстве и

• выполнению функций заказчика, застройщика, оказанию инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью

включена в перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), для осуществления которых необходимо наличие аттестата соответствия (подп.5.1 и 5.2 п.5 приложения 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 февраля 2018 г. приложение 1 к Положению № 252 изложено в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2018 № 148.

 

Обратите внимание!

Ни наделение полномочиями заказчика в строительной деятельности, ни допуск к проведению процедур закупок в строительстве не учитывают факта наличия или отсутствия (в случаях, прямо предусмотренных законодательством) соответствующего аттестата, относящегося как к сложности объекта, так и к выполнению определенного вида работ.

 

Особый интерес вызывает сопоставление аттестационных требований, предусмотренных законодательством для осуществления строительной деятельности, и положений, учитываемых при проведении квалификационного отбора в соответствии с Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88).

Проанализируем эти сопоставления.

Выполнение инженерных услуг в строительстве

Для выполнения функций заказчика, застройщика, оказания отдельных видов инженерных услуг в строительстве соискателю аттестата первой категории требуется (подп.5.1 п.5 Квалификационных требований): Показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на оказание инженерных услуг, являются (п.22 Положения № 88):
  - наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в установленном порядке;
- наличие у заявителя руководителя организации, имеющего высшее образование и стаж работы в области строительства не менее 8 лет, работающего по основному месту работы; - количество работников инженерной организации, привлекаемых для выполнения предмета заказа, и их профессионально-квалификационный состав (с указанием времени работы инженером или в инженерной организации и их специализации, наличия квалификационного аттестата, выданного в установленном порядке, если такой аттестат требуется в соответствии с законодательством);
- наличие системы менеджмента качества, область действия которой соответствует заявленному виду деятельности в области строительства (его составляющим); - наличие системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 июня 2018 г. согласно пп.20 и 22 Положения № 88 (с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2018 № 448) показателем является наличие системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом соответствия, выданным в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь;

- наличие находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании основных средств, необходимых для выполнения деятельности в области строительства, на право осуществления которой будет выдаваться аттестат соответствия;
- наличие находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении средств измерений и контроля, необходимых для контроля качества заявленного вида деятельности в области строительства (его составляющих);
- наличие материально-технической и информационной базы, лицензионного программного обеспечения;
- наличие опыта выполнения функций заказчика, застройщика, оказания инженерных услуг при осуществлении деятельности в области строительства объектов первого или второго класса сложности; - принадлежность инженера (инженерной организации) к какой-либо национальной или международной профессиональной инженерной ассоциации;
- сведения о наличии уникальных и представительских объектов, по которым оказаны услуги за последние 3 года;
- наличие системы охраны труда, в том числе подтверждение проведения проверки знаний по вопросам охраны труда руководителя, его заместителей и ответственного за охрану труда в порядке, установленном законодательством  
  - специализация инженера (инженерной организации);
- сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде оказания инженерных услуг в строительстве;
- деловая репутация участника (отзывы заказчиков по работам за последние 3 года);
- информация об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, некачественное оказание услуг и др.) за последние 3 года;
- иные показатели, устанавливаемые организатором подрядных торгов с учетом особенностей предмета заказа

Разработка предпроектной (предынвестиционной) документации

Для разработки предпроектной (предынвестиционной) документации соискателю аттестата первой категории требуется (п.2 Квалификационных требований): Показатели, учитываемые в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации
- наличие у заявителя:
руководителя организации, имеющего высшее образование по профилю образования, соответствующему заявленному виду деятельности в области строительства, и стаж работы в области строительства не менее 8 лет, работающего по основному месту работы;
не менее одного главного инженера проекта или одного главного архитектора проекта, имеющих соответствующие квалификационные аттестаты и стаж работы по специализации аттестации не менее 10 лет, работающих по основному месту работы;
- наличие системы менеджмента качества, область действия которой соответствует заявленному виду деятельности в области строительства;
- наличие находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании основных средств, необходимых для выполнения деятельности в области строительства, на право осуществления которой будет выдаваться аттестат соответствия;
- наличие находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении средств измерений и контроля, необходимых для контроля качества заявленного вида деятельности в области строительства (его составляющих);
- наличие опыта разработки предпроектной (предынвестиционной) документации или проектирования объектов строительства первого или второго класса сложности;
- наличие системы охраны труда, в том числе подтверждение проведения проверки знаний по вопросам охраны труда руководителя, его заместителей и ответственного за охрану труда в порядке, установленном законодательством
Не установлены

Выполнение функций генерального проектировщика

Для выполнения функций генерального проектировщика у соискателя аттестата первой категории требуется (п.3 Квалификационных требований): Показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ, являются (п.19 Положения № 88):
  - наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в установленном порядке;
- наличие у заявителя:
руководителя организации, имеющего высшее образование по профилю образования, соответствующему заявленному виду деятельности в области строительства, и стаж работы в области проектирования не менее 8 лет, работающего по основному месту работы;
100 % главных специалистов, имеющих квалификационные аттестаты по виду деятельности в области строительства «разработка разделов проектной документации», работающих по основному месту работы;
не менее четырех главных инженеров проекта или четырех главных архитекторов проекта, имеющих соответствующие квалификационные аттестаты, из которых не менее двух имеют стаж работы по специализации аттестации не менее 10 лет, работающих по основному месту работы;
не менее одного специалиста, осуществляющего разработку проектной документации по каждому из следующих разделов: охрана окружающей среды, инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, организация строительства, работающего по основному месту работы;
- количество сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, и их профессионально-квалификационный состав (с указанием времени работы по специальности и их специализации, наличия квалификационного аттестата, выданного в установленном порядке, если такой аттестат требуется в соответствии с законодательством);
- наличие сертифицированной системы менеджмента качества, область действия которой соответствует заявленному виду деятельности в области строительства; - наличие системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 октября 2017 г. согласно абзацу 9 п.19 Положения № 88 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13.10.2017 № 773) необходимым показателем является наличие системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом соответствия, выданным в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь;

- наличие находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании основных средств, необходимых для выполнения деятельности в области строительства, на право осуществления которой будет выдаваться аттестат соответствия;
- наличие находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении средств измерений и контроля, необходимых для контроля качества заявленного вида деятельности в области строительства (его составляющих);
- наличие у участника материально-технической и информационной базы, лицензионного программного обеспечения;
- наличие специального оборудования (машин и механизмов), обеспечивающего выполнение заказа;
- наличие опыта проектирования объектов строительства первого или второго класса сложности в качестве генерального проектировщика; - наличие реализованных (нереализованных) аналогичных проектов, сопоставимых по виду и объему;
- наличие реализованных проектов по уникальным и представительским объектам за последние 3 года;
наличие у участника опыта работы в стране, где планируется строительство объекта;
- наличие системы охраны труда, в том числе подтверждение проведения проверки знаний по вопросам охраны труда руководителя, его заместителей и ответственного за охрану труда в порядке, установленном законодательством;
- наличие 100 % рабочих мест специалистов, осуществляющих разработку разделов проектной документации, оборудованных программным обеспечением для проектирования. Наличие рабочих мест специалистов, осуществляющих разработку разделов проектной документации, оборудованных программным обеспечением для информационного моделирования объектов строительства;
 
- наличие архива проектной документации - способность участника выполнить весь комплекс предпроектных, проектных и изыскательских работ собственными силами или сведения о видах работ и привлекаемых для их выполнения субподрядчиках (в случае необходимости);
- деловая репутация участника (отзывы заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ, предусмотренных в соответствии с договором, сведения о наличии заключений органов государственной экспертизы или отказах в их выдаче за последние 2 года);
- принадлежность участника к какой-либо ассоциации (объединению проектных и изыскательских организаций);
- сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде осуществления проектной и изыскательской деятельности;
- информация об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, некачественное выполнение работ и другое) за последние 3 года;
- иные показатели, устанавливаемые организатором подрядных торгов с учетом особенностей предмета заказа

Выполнение функций генерального подрядчика

Для выполнения функций генерального подрядчика соискателю аттестата первой категории требуется (п.7 Квалификационных требований): Показателями, учитываемыми в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на строительство объектов, выполнение отдельных видов строительных работ, в том числе монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ, являются (п.20 Положения № 88):
  - наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в установленном порядке;
- наличие у заявителя:
не менее 600 человек;
не менее трех руководителей организации, имеющих высшее образование по профилю образования, соответствующему заявленному виду деятельности в области строительства, и стаж работы в области строительства не менее 5 лет, работающих по основному месту работы;
не менее половины специалистов и руководителей, имеющих стаж работы в области строительства не менее 3 лет, работающих по основному месту работы;
руководителей (главный инженер, прораб, мастер) по каждому из заявленных видов деятельности в области строительства, имеющих квалификационные аттестаты по соответствующей специализации аттестации, работающих по основному месту работы;
- наличие сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, имеющих квалификационный аттестат, выданный в установленном порядке;
- наличие сертифицированной системы менеджмента качества, область действия которой соответствует заявленному виду деятельности в области строительства; - наличие системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000;
- наличие находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании основных средств, учетная стоимость которых составляет не менее 300 000 базовых величин; - производственно-технический потенциал участника (наличие или возможность аренды (с документальным подтверждением) требуемых основных средств, их состояние, использование прогрессивных технологий и др.);
- наличие специального оборудования (машин и механизмов), обеспечивающего выполнение заказа;
- наличие в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия работ;
- наличие находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении средств измерений и контроля, необходимых для контроля качества заявленного вида деятельности в области строительства;  
- наличие опыта строительства объектов первого или второго класса сложности в качестве генерального подрядчика; - наличие у участника опыта в выполнении аналогичных работ, сопоставимых по виду и объему, подтверждаемого в порядке, установленном организатором подрядных торгов;
- наличие системы охраны труда, в том числе подтверждение проведения проверки знаний по вопросам охраны труда руководителя, его заместителей и ответственного за охрану труда в порядке, установленном законодательством;
- наличие свидетельства о технической компетентности системы производственного контроля по каждой из заявленных видов деятельности в области строительства
 
  - деловая репутация участника (отзывы заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ, предусмотренных в соответствии с договором);
- сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде осуществления строительной деятельности;
- информация об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, некачественное выполнение работ и другое) за последние 3 года;
- иные показатели, устанавливаемые организатором подрядных торгов с учетом особенностей предмета заказа

 

Сопоставление аттестационных и квалификационных требований к претендентам позволяет сделать вывод, что квалификационные требования, устанавливаемые организатором торгов, в ряде случаев дублируют аттестационные требования, установленные государственным органом.

При этом в отличие от аттестационных требований, устанавливавших требования к лицу, претендующему на выполнение определенной строительной деятельности, в большинстве случаев постановление Положение № 88 наделяет организатора подрядных торгов дополнительными полномочиями, оценка которых не регламентирована нормами законодательства и целиком отнесена на усмотрение организатора.

В большинстве случаев Положение № 88 наделяет организатора подрядных торгов дополнительными полномочиями, оценка которых не регламентирована нормами законодательства и целиком отнесена на усмотрение организатора.

Результатом такого усмотрения явились отказы претендентам в признании их прошедшими квалификационный отбор по следующим основаниям:

• отсутствие у организации с 40-летним стажем работы на объектах города «опыта работы по строительству инженерных сооружений производственной инфраструктуры коммунального хозяйства»;

• отрицательный отзыв организаторов подрядных торгов по оценке деятельности претендента;

• при стоимости объекта 31 млрд руб. претендент не соответствовал квалификационному требованию, согласно которому объем работ, выполненный им собственными силами, за предыдущий год должен был составлять 700 млрд руб.;

• непредставление справки об отсутствии задолженности в Фонд социальной защиты населения;

• самостоятельная оценка претендента как неплатежеспособного;

• недостаточная обеспеченность механизмами (отсутствие в собственности определенного вида оборудования);

• при проведении подрядных торгов организатор включил в конкурсную документацию условие о наличии опыта работы в конкретном районе областного подчинения.

В перечисленных случаях своеволие организатора подрядных торгов имело вполне определенные последствия:

1) подрядные торги признавались несостоявшимися по причине того, что прошедшей квалификационный отбор признавалась только одна организация;

2) ввиду того что подрядные торги были признаны несостоявшимися, организатор принимал решение о переходе к процедуре переговоров;

3) в связи с тем что соответствующим квалификационным требованиям организатора подрядных торгов был признан только один претендент, приглашение для участия в процедуре переговоров направлялось только этому претенденту. Как следствие, именно с этим претендентом впоследствии заключался договор.

 

23.12.2015

 

Игорь Вашкевич, третейский судья третейского суда при Союзе строителей Республики Беларусь, начальник юридического отдела коммунального унитарного предприятия «Управление дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома»