


Материал помещен в архив
СОСТАВЛЯЕМ УЧЕТНУЮ ПОЛИТИКУ В ЧАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Наличие учетной политики способствует единообразию в подходах при формировании цен (тарифов)
Учетная политика в части ценообразования - это совокупность способов и методов формирования цен (тарифов), применяемых субъектом предпринимательской деятельности (далее - организация) на протяжении определенного периода времени (как правило, финансового года).
Составление учетной политики призвано обеспечить единообразие:
• в методах расчета и распределения затрат, включения их в себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);
• формах документов (калькуляций, экономических обоснований, прейскурантов, реестров цен и т.д.), применяемых при расчете цен (тарифов);
• правилах формирования отпускных цен (тарифов) (в т.ч. в величинах применяемых рентабельности, оптовых и торговых надбавок, наценок (в общественном питании));
• порядке применения скидок.
Соблюдение единообразия особенно актуально на крупных предприятиях с большим штатом специалистов экономической службы, принимающих участие в расчете показателей, влияющих на уровень формируемых цен (тарифов).
Кроме того, закрепление в учетной политике определенных методов расчета затрат нередко служит для контролирующих органов необходимым условием признания правильности формирования:
• себестоимости выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);
• суммы расходов, связанных с реализацией товаров.
Также следует отметить, что применяемые в целях ценообразования методы расчета и распределения затрат между выпускаемыми видами продукции должны соответствовать методам расчета и распределения затрат, применяемым в целях бухгалтерского учета и налогообложения.
Учетная политика составляется в произвольной форме
В настоящее время законодательством не определена примерная форма учетной политики, в т.ч. в части ценообразования. Поэтому каждая организация самостоятельно определяет круг вопросов, отражаемых в учетной политике, и форму изложения соответствующей информации в данном документе. При этом следует учитывать ограничения, установленные нормативными правовыми актами, регулирующими сферу ценообразования, особенности выпускаемой и реализуемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), ввозимых и (или) реализуемых товаров, конъюнктуру рынка.
Какие специалисты могут составлять учетную политику в части ценообразования?
Формирование учетной политики в части ценообразования может входить в компетенцию:
• экономиста (главного экономиста) организации;
• главного бухгалтера (при отсутствии в организации экономической службы);
• сметчика (касается организаций, оказывающих строительные и ремонтно-строительные услуги).
Учетная политика может быть разработана сторонней организацией (в объеме и на условиях, оговоренных в заключенном с ней гражданско-правовом договоре).
Учетная политика в части ценообразования утверждается приказом (решением, распоряжением) руководителя организации и может включать в себя:
• описание избранных методов расчета и распределения затрат, способов формирования цен (тарифов);
• перечень применяемых организацией типовых и иных форм, установленных законодательством, и (или) перечень и внешний вид самостоятельно разработанных и утвержденных форм учетных документов (при отсутствии аналогичных форм (типовых форм), установленных законодательством, или недостатке содержащейся в них информации);
• особенности применения надбавок (наценок) и скидок на реализуемую продукцию (товары).
Внесение изменений в учетную политику
Изменения в учетной политике в части ценообразования рекомендуется вводить в действие с начала отчетного года или (в исключительных случаях) в середине года (например, в случае изменения законодательства, регулирующего порядок формирования цен (тарифов), существенных изменений в технологии производства и (или) ассортименте выпускаемой продукции (ввозимых товаров)). Изменения в учетной политике должны быть обоснованы и оформлены приказом (решением, распоряжением) руководителя организации.
Изменения в учетной политике также могут иметь место в случаях:
• реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования);
• изменения направлений деятельности организации;
• изменения применяемой ею налоговой системы (так как налоги, включаемые в себестоимость или исчисляемые из выручки от реализации, участвуют в формировании отпускных цен (тарифов)).
Важнейшие документы, положения которых следует учитывать при составлении учетной политики
При составлении учетной политики в части ценообразования прежде всего необходимо руководствоваться положениями Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании».
Организации, осуществляющие выпуск и реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг), реализацию товаров, цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров РБ, иными государственными органами (организациями), при формировании учетной политики должны учитывать нормы Указа Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» и Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111 (далее - Инструкция № 111).
Организации, деятельность которых относится к определенной отрасли, при составлении учетной политики должны принимать в расчет указания отраслевых методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров (работ, услуг) (при наличии таковых).
Кроме того, всем организациям, применяющим общий порядок налогообложения, рекомендуется учитывать положения ст.130 и 131 Налогового кодекса РБ, чтобы формирование затратной части отпускной цены (тарифа) на продукцию (работы, услуги) осуществлялось, по возможности, в соответствии с составом затрат, учитываемых при налогообложении. Это уменьшит количество корректировок при расчете налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль.
Основные вопросы, которые рекомендуется отразить в учетной политике в части ценообразования
Рассмотрим круг наиболее важных вопросов, которые рекомендуется осветить в учетной политике организации.
Состав затрат, порядок их определения и распределения
Плановые затраты (себестоимость) определяются производителем самостоятельно исходя из принятой учетной политики и отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров (работ, услуг), на основе раздельного учета затрат по каждому виду товаров (работ, услуг). При отсутствии раздельного учета затрат по видам товаров (работ, услуг) затраты распределяются в соответствии с учетной политикой (часть вторая п.4 Инструкции № 111).
Затраты рассчитываются по нормам (нормативам), утверждаемым производителем самостоятельно, если иное не установлено законодательством (часть третья п.4 Инструкции № 111).
Таким образом, в учетной политике необходимо закрепить порядок (алгоритм) расчета определенных видов затрат, исходя из утвержденных по ним нормам (нормативам), и способы распределения непрямых (косвенных, накладных, общепроизводственных, общехозяйственных) затрат между:
1) осуществляемыми организацией видами деятельности;
2) отдельными группами товаров (работ, услуг) в пределах одного вида деятельности;
3) отдельными видами товаров (работ, услуг) в пределах определенной группы.
Распределение затрат осуществляется пропорционально избранному и закрепленному в учетной политике показателю (выручке, стоимости основных материалов, основной заработной плате основных производственных рабочих, сумме прямых затрат, объему выпуска продукции, маржинальному доходу и др.). При этом распределение затрат между осуществляемыми видами деятельности, между отдельными группами товаров (работ, услуг) и между отдельными видами товаров (работ, услуг) может осуществляться пропорционально различным показателям (критериям).
Например, общехозяйственные затраты (примечание) между осуществляемыми видами деятельности в большинстве случаев распределяются пропорционально размеру выручки по каждому виду деятельности или маржинальному доходу. Распределение общехозяйственных и (или) общепроизводственных затрат между отдельными группами товаров (работ, услуг) организация вправе осуществлять пропорционально выручке, или сумме прямых затрат, или основной заработной плате основных производственных рабочих, или стоимости основных материалов по каждой группе товаров (работ, услуг), или маржинальному доходу. Распределение общепроизводственных затрат между отдельными видами товаров (работ, услуг) чаще осуществляется пропорционально объему выпуска продукции, или стоимости основных материалов, или основной заработной плате основных производственных рабочих, или сумме прямых затрат.
Тот или иной показатель (критерий) организация выбирает самостоятельно, руководствуясь соображениями наибольшей адекватности распределения непрямых затрат. Адекватным считается такое распределение затрат, которое не приводит к существенному занижению прибыли (или получению убытков) по одним видам деятельности (группам и видам товаров) и завышению прибыли по другим видам деятельности (группам и видам товаров).
В отношении различных статей непрямых затрат организация вправе применять различные способы (критерии) их распределения с закреплением этих способов в учетной политике. При этом желательно, чтобы способы распределения непрямых затрат, применяемые в целях ценообразования, соответствовали способам распределения этих затрат, применяемым в целях бухгалтерского учета и налогообложения.
Форма плановой калькуляции и других документов, оформляемых при расчете цен (тарифов)
В Инструкции № 111 отсутствует указание о применении определенных форм документов при составлении плановых калькуляций и иных расчетов по ценам. Нет таких указаний и в других актах действующего законодательства.
В таких условиях организация вправе самостоятельно разработать формы применяемых ею калькуляций, расчетов, реестров цен, прейскурантов и тому подобных документов.
![]() |
Справочно За основу таких документов могут быть взяты формы, приведенные: • в приложениях 2-5 к утратившей силу Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183; • отраслевых методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров (работ, услуг); • письмах профильных министерств и ведомств. Организациям-монополистам при составлении документов по ценам целесообразно воспользоваться формами, приведенными в приложениях 1-3 к Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 28.06.2007 № 121. |
Способ включения в себестоимость продукции (работ, услуг) используемых материальных ресурсов
Способы включения в себестоимость продукции (работ, услуг) сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, иных материальных ресурсов зависят от применяемых организацией в целях бухгалтерского учета методов оценки при отпуске запасов в производство и ином их выбытии.
Предусмотрено применение следующих способов оценки запасов:
• по себестоимости каждой единицы производственных запасов;
• средней себестоимости запасов одного наименования;
• себестоимости первых по времени приобретения запасов одного наименования (способ ФИФО).
Один из перечисленных выше способов по группе (виду) запасов применяется в течение отчетного года и закрепляется в учетной политике организации (п.14 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133).
Франкировка при формировании цен на продукцию (товары)
В учетной политике можно отразить принятый в организации порядок формирования цен на реализуемую продукцию (товары): с учетом расходов по ее доставке покупателю (условия франко-отправления) или без учета этих расходов (условия франко-назначения).
Если организация практикует применение обоих вариантов франкировки, в учетной политике могут быть сформулированы условия, при которых цены формируются по тому или иному варианту.
Следует напомнить, что в случае приобретения товаров у производителей (импортеров) по отпускным ценам, сформированным без учета расходов по доставке этих товаров, субъекты предпринимательской деятельности могут суммировать к отпускным ценам фактически понесенные расходы по доставке (часть вторая п.11 Инструкции № 111).
В ситуации, когда товар, цена на который сформирована с учетом расходов по его доставке, отгружается самовывозом, покупатель вправе рассчитывать на возмещение своих расходов по транспортировке этого товара на условиях, зафиксированных в договоре на его приобретение.
Определение уровня рентабельности
В учетной политике в части ценообразования рекомендуется указывать уровень рентабельности, применяемый организацией при формировании отпускных цен (тарифов), или порядок его установления (например, в зависимости от сезонного спроса на товар, категории покупателей, которым реализуется выпускаемая продукция (работы, услуги), сортности (качества) товара и других обстоятельств). Указание такой информации будет способствовать единообразию в формировании организацией отпускных цен (тарифов) на протяжении всего финансового года (в т.ч. при смене работников, отвечающих за этот участок работы), а также различными филиалами (подразделениями) организации (при их наличии).
Если же законодательством в отношении выпускаемой организацией продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) установлены предельные уровни рентабельности, то в учетной политике рекомендуется обозначить нормативный документ, определяющий такое ограничение, величину установленного им предельного уровня рентабельности и уровень рентабельности, фактически применяемый организацией при формировании цен (тарифов) на соответствующие виды продукции (работ, услуг). Стоит отметить, что указание этой информации в учетной политике не является обязательным, но будет способствовать соблюдению норм законодательства специалистами экономических служб организации и, кроме того, своевременному отслеживанию изменений в обозначенных нормативных документах.
Применение оптовых и (или) торговых надбавок, а также наценок в общепите
Если организация осуществляет торговую деятельность (в т.ч. импортируемыми ею товарами), то в учетной политике рекомендуется указать размеры применяемых ею оптовых и (или) торговых надбавок в отношении реализуемого ассортимента товаров. Такое указание особенно полезно для организаций, имеющих разветвленную сеть филиалов, так как это обеспечит единообразие в порядке применения надбавок при установлении отпускных (розничных) цен всеми торговыми объектами, причем в различных регионах Республики Беларусь.
В случае если законодательством установлены предельные размеры оптовых и (или) торговых надбавок, рекомендуется указать в учетной политике нормативный правовой акт, определяющий такое ограничение, величину установленной им предельной надбавки и размер надбавки, который организация фактически применяет. Закрепление такой информации будет способствовать недопущению нарушений в сфере ценообразования соответствующими работниками организации и усилению контроля за изменениями в обозначенных нормативных документах.
Изложенное выше в отношении оптовых (торговых) надбавок можно в равной степени отнести к наценкам, в т.ч. к предельным наценкам (в случае установления таковых законодательством), применяемым в организациях общественного питания.
Соблюдение предельных и (или) фиксированных цен
Если законодательством в отношении выпускаемых и (или) реализуемых субъектом хозяйствования товаров (продукции, работ, услуг) установлены предельные (максимальные или минимальные) или фиксированные цены (тарифы), то в учетной политике в части ценообразования также рекомендуется обозначить нормативные правовые акты, определяющие такие цены. Это будет способствовать соблюдению норм законодательства работниками организации, отвечающими за правильное установление цен на реализуемые товары, продукцию (работы, услуги), и своевременному отслеживанию изменений в данных нормах.
Порядок применения скидок (оптовых скидок)
Возможность предоставления производителями (импортерами) скидок покупателям (заказчикам) при реализации товаров (оказании услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государством, предусмотрена частью первой п.10 Инструкции № 111. При этом отмечено, что скидки с отпускных цен (тарифов) предоставляются в соответствии с утвержденным производителем (импортером) порядком применения скидок, который должен содержать размеры скидок и условия, в зависимости от которых они предоставляются. При предоставлении скидок оптовая и (или) торговая надбавки в ходе дальнейшей реализации товаров применяются к отпускной цене, уменьшенной на размер скидки (часть вторая п.10 Инструкции № 111).
Производители (импортеры) при реализации товаров имеют право предоставлять субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим оптовую торговлю, оптовые скидки с отпускных цен в размере, определяемом по соглашению сторон. Дальнейшая реализация товаров, приобретенных на условиях предоставления оптовой скидки, осуществляется организациями оптовой торговли по отпускным ценам, установленным производителем (импортером), без применения оптовой надбавки (часть третья п.10 Инструкции № 111).
Таким образом, в учетной политике в части ценообразования может быть предусмотрено применение разработанной организацией системы скидок. При этом достаточно сделать ссылку на утвержденное приказом (решением, распоряжением) руководителя организации положение о порядке применения скидок.
Разработанный порядок применения скидок обеспечит единые подходы в предоставлении скидок покупателям (заказчикам) в схожих обстоятельствах, в т.ч. различными филиалами (подразделениями) организации. В положении о порядке применения скидок их размер для определенных условий может устанавливаться в виде диапазона или фиксированной величины. Фиксированная величина может быть обозначена в процентах или рублях. Порядок применения скидок может предусматривать суммирование определенных скидок.
Применение скидок не допускается в отношении товаров (работ, услуг), на которые государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), установлены фиксированные цены (тарифы). В отношении товаров (работ, услуг), на которые законодательством установлены предельные минимальные отпускные цены (тарифы), применение скидок не должно приводить к реализации этих товаров (работ, услуг) ниже установленных предельных минимальных отпускных цен (тарифов) (часть четвертая п.10 Инструкции № 111).
Если организация реализует товары (продукцию, работы, услуги), в отношении которых применяется свободное ценообразование, то она также вправе предоставлять скидки (оптовые скидки) с установленных ею отпускных цен (тарифов) в соответствии с самостоятельно разработанным порядком применения скидок.
Порядок округления цен (тарифов)
Учетная политика в части ценообразования может содержать порядок округления цен (тарифов) на реализуемые ею товары, продукцию (работы, услуги).
При безналичной форме расчета цены (тарифы) могут устанавливаться с точностью до 1 руб. При этом с целью упрощения расчетов организациям не запрещается выработка порядка округления цен (тарифов) с точностью до 10, 100, 1 000 руб. в зависимости от абсолютного значения цен (тарифов) на реализуемый товар, продукцию (работы, услуги). Например, на товары ценой свыше 10 000 руб. округление может выполняться с точностью до 10 руб., на товары ценой свыше 100 000 руб. - с точностью до 100 руб., на товары ценой свыше 1 000 000 руб. - с точностью до 1 000 руб. и т.д. При этом округление не должно приводить к превышению установленных законодательством предельных уровней рентабельности, предельных оптовых и торговых надбавок, предельных максимальных цен (тарифов) или к реализации товаров по цене ниже установленной предельной минимальной цены.
В связи с изъятием из обращения с 1 марта 2013 г. банкнот Национального банка РБ номиналом 10 и 20 руб. при разработке порядка округления розничных цен (тарифов) следует учитывать положения письма Минторга РБ от 12.10.2011 № 03-21/662к «Об округлении розничных цен».
Пересмотр установленных цен (тарифов)
В учетной политике в части ценообразования может быть закреплен порядок пересмотра установленных цен (тарифов). Например, обозначена периодичность пересмотра цен (тарифов) по определенным группам товаров, продукции (работ, услуг), определены условия, при которых осуществляется такой пересмотр (изменение технологии производства, налогового законодательства или применяемой налоговой системы), а также критерии, при изменении которых выше заданного порога осуществляется пересмотр цен (тарифов). В качестве таких критериев могут выступать: цены на используемые в производстве сырье и материалы, топливо и энергетические ресурсы; размер арендной платы; рост расходов на оплату труда; изменение курса белорусского рубля по отношению к выбранной иностранной валюте (или корзине валют) и др.
Порядок пересмотра цен (тарифов) целесообразно прописывать лишь по товарам, продукции (работам, услугам), в отношении которых применяется свободное формирование цен (тарифов).
Примечание. Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50, предусмотрено списание затрат, учтенных на счете 26 «Общехозяйственные затраты», сразу в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», т.е. минуя счета учета затрат на производство (20 «Основное производство») и готовой продукции (43 «Готовая продукция»). Тем не менее в целях ценообразования общехозяйственные затраты подлежат распределению между видами выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и включению в состав полной себестоимости.
25.09.2013
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»