Пособие от 08.06.2015
Автор: Дубинский Н.

Совершение таможенных операций в отношении отходов


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии СОВЕРШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ОТХОДОВ

В таможенном законодательстве отсутствует определение термина «отходы». В то же время оно содержится в ст.1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»: отходы - это вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства.

Можно ли применять данное определение в таможенном праве?

Можно. Это следует из нормы ст.32 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», которой установлено, что одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму. При необходимости уточнения терминов и их определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их значение.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2019 г. действует новый Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Комментарий см. здесь.

 

Как правило, под таможенные операции подпадают отходы, которые образуются при попадании товаров, находящихся под таможенным контролем, в аварии, при переработке сырья, помещенного под таможенные процедуры переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны и т. д.

Рассмотрим эти операции более подробно.

Особенности ввоза отходов из-за пределов Евразийского экономического союза

В некоторых случаях промышленные предприятия заключают договоры с иностранными фирмами, которыми предусматривается ввоз в страну отходов производства в целях использования их в качестве сырья для собственного производства (например, ввоз отходов, содержащих драгоценные металлы, для получения драгоценных металлов, ввоз отходов молочной промышленности для получения казеина и т. п.).

В этой связи следует учитывать, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений (ст.152 Таможенного кодекса таможенного союза; далее - ТК ТС). При этом товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подп.35) п.1 ст.4 ТК ТС).

Очевидно, что отходы с точки зрения таможенного законодательства рассматриваются как товары.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. 

 

Ситуация 1

Организация намерена ввезти в Республику Беларусь товар «Отходы фотопленки, содержащие галоиды серебра и (или) металлическое серебро», классифицируемый в товарную подсубпозицию 7112 99 000 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД).

Необходимо ли получать разрешение (лицензию) на ввоз данного товара и если необходимо, то какой орган ее выдает?

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин.

 

Организации необходимо для ввоза указанных отходов получить лицензию.

Товар «Отходы фотопленки, содержащие галоиды серебра и (или) металлическое серебро», классифицируемый в товарную подсубпозицию 7112 99 000 0 ТН ВЭД, включен в раздел 2.3 «Опасные отходы» перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение 2 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования»).

Ввоз отходов осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства - члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель (далее - уполномоченный орган). Это следует из п.3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с таможенной территории таможенного союза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции (приложение 2 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» (далее - решение № 134)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 сентября 2016 г. следует руководствоваться Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, согласно приложению № 20 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30.

 

Указанную лицензию выдает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (подп.1.29 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через Государственную границу Республики Беларусь»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 октября 2020 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.10.2020 № 610 подп.1.29 п.1 постановления № 1397 исключен.

 

Обратите внимание!

Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, прибывшие на ее территорию, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории таможенного союза. Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника. Аналогичным образом следует поступать и в случае если при ввозе товаров, ограниченных к ввозу или вывозу, не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений (например, необходимые лицензии) (п.2 ст.152 ТК ТС).

Таможенные операции в отношении товаров, которые попали в аварию

В некоторых случаях отходы образуются в тех случаях, когда товары попадают в аварию или подпадают под воздействие природных и техногенных катаклизмов. Рассмотрим данный вопрос подробнее.

 

Ситуация 2

Организация «А» в мае 2014 г. ввезла из Республики Польша и поместило под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) транспортное средство (самосвал). В процессе эксплуатации товар попал в дорожно-транспортное происшествие и восстановлению не подлежит.

Следует ли организации «А» уплачивать ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость в отношении поврежденного транспортного средства и следует ли данное транспортное средство (образовавшиеся отходы) помещать под какую-либо таможенную процедуру?

 

Если транспортное средство, помещенное под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в результате дорожно-транспортного происшествия оказалось уничтоженным (то есть не подлежит восстановлению), то уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении данного транспортного средства считается погашенной. Однако его необходимо поместить под таможенную процедуру уничтожения.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (ст.283 ТК ТС).

Указанная обязанность прекращается у декларанта:

1) при завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с п.1 ст.281 ТК ТС.

Исключение - случай, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;

2) в случаях, установленных п.2 ст.80 ТК ТС.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения (подп.3) п.2 ст.80 ТК ТС).

 

Справочно

Авария - вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств (непреодолимой силы) (подп.1 п.1 ст.4 ТК ТС).

 

Из п.187 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530, следует, что размер страхового возмещения при причинении вреда транспортному средству определяется в случае гибели (уничтожения) рыночной стоимостью этого транспортного средства на день наступления страхового случая, расходами на его эвакуацию с места дорожно-транспортного происшествия к месту хранения на территории Республики Беларусь (для нерезидентов Республики Беларусь - до границы Республики Беларусь), утилизацию остатков, оформление необходимых документов в связи со страховым случаем и по определению размера вреда. Транспортное средство считается погибшим (уничтоженным), если его ремонт технически невозможен или экономически нецелесообразен. Ремонт считается экономически нецелесообразным, если расчетная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства за вычетом стоимости обновления без учета налога на добавленную стоимость превышает рыночную стоимость транспортного средства на день наступления страхового случая.

Таким образом, если повреждения транспортного средства, попавшего в дорожно-транспортное происшествие, подпадают под требования п.187 указанного Положения и в соответствии с данным документом транспортное средство рассматривается как погибшее (уничтоженное), что зафиксировано в документах компетентных органов (Государственная автомобильная инспекция, страховая организация), обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении данного транспортного средства считается погашенной.

Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС. Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть завершено до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС (ст.281 ТК ТС).

 

Справочно

Уничтожение - это таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Таможенная процедура уничтожения может применяться также в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы (ст.307 ТК ТС).

 

В соответствии со ст.309 ТК ТС отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, при возможности их дальнейшего использования должны быть помещены под соответствующую таможенную процедуру и для целей взимания ввозных таможенных пошлин и налогов рассматриваются как иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза в таком состоянии.

Таким образом, транспортное средство, помещенное под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), которое оказалось уничтоженным в результате дорожно-транспортного происшествия, необходимо поместить под таможенную процедуру уничтожения.

При этом следует обратить внимание на следующий момент. При помещении под таможенную процедуру уничтожения товаров, оказавшихся уничтоженными, безвозвратно утраченными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, декларант должен проинформировать в письменном виде таможенный орган, в регионе деятельности которого произошли указанные события, о месте и дате происшествия, а также об отходах, образовавшихся в результате уничтожения (их наименование, количество, стоимость при возможности дальнейшего коммерческого использования отходов) (п.5 ст.236 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»; далее - Закон).

В силу норм ст.204 и 237 Закона отходы, образовавшиеся в результате помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения, рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, если они передаются организациям, осуществляющим деятельность по сбору (заготовке) и (или) использованию в качестве вторичного сырья, а также по обезвреживанию отходов, их захоронению.

Перечень таких организаций утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь"».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 июля 2019 г. перечень № 509  на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2019 № 406 исключен.

 

После помещения указанного транспортного средства под таможенную процедуру уничтожения оно считается не находящимся под таможенным контролем (ст.96 ТК ТС).

Особенности совершения таможенных операций с отходами, образовавшимися в результате переработки товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны и свободного склада

При осуществлении производственных операций по переработке товаров, которые были помещены таможенными органами под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны и свободного склада, неизбежно образуются отходы производства. Несмотря на то что это различные таможенные процедуры, порядок отнесения отходов, образовавшихся при переработке товаров, помещенных под рассматриваемые таможенные процедуры, к категории «переработанных в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования» идентичен. Данный порядок рассмотрим на примере таможенной процедуры переработки на таможенной территории.

Помещение товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории допускается при условии предоставления документа об условиях переработки товаров на таможенной территории (ст.240 ТК ТС). Документ об условиях переработки товаров на таможенной территории в том числе должен содержать сведения о наименовании, классификации остатков и отходов в соответствии с ТН ВЭД, их количестве и стоимости (ст.244 ТК ТС).

Порядок выдачи указанного документа регламентирует Положение о помещении товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.10.2011 № 1373 (далее - Положение № 1373).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 июля 2019 г. Положение № 1373 изложено в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2019 № 406. Следует руководствоваться приложениями 1 и 2 к новой редакции Положения № 1373 и п.41 новой редакции данного Положения.

 

Так, для получения документов об условиях переработки товаров лица, заинтересованные в переработке товаров, должны представить в таможню (одну из таможен), в регионе деятельности которой предполагается помещение товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и завершение этой таможенной процедуры:

• два экземпляра заявления (форма указана в приложении 1 к Положению № 1373);

• два экземпляра условий переработки (форма указана в приложении 2 к Положению № 1373).

К заявлению и условиям переработки также необходимо приложить документы, подтверждающие сведения, указанные в п.36 Положения № 1373, а также иные документы, необходимые для получения документов об условиях переработки товаров:

• копии документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки, либо копии иных документов, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки, в соответствии с которыми планируется осуществление операций по переработке;

• копии документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об экспортном контроле, в отношении продукции военного назначения, товаров, контролируемых в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, которые предполагается представлять к помещению под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, или в отношении специфических товаров, которые предполагается представлять к помещению под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории;

• копия лицензии, выдаваемой Государственным военно-промышленным комитетом Республики Беларусь;

• копия пропуска, выдаваемого Министерством обороны Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь, Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь по решению Межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю при Совете Безопасности Республики Беларусь;

• копии документов, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь;

• копии документов, составленных лицом, заинтересованным в переработке товаров, и (или) контрагентом по сделке (например, рекламационные, дефектные или тому подобные акты, экспертные, технические или тому подобные заключения), обосновывающие необходимость замены иностранных товаров эквивалентными товарами в соответствии со ст.248 ТК ТС или замены продуктов переработки иностранными товарами в соответствии со ст.259 ТК ТС (в случае возникновения необходимости замены товаров);

• копии документов, подтверждающих соблюдение критериев замены, установленных в п.2 ст.248 и п.1 ст.259 ТК ТС соответственно (в случае возникновения необходимости замены товаров), в том числе составленные лицами, указанными в предыдущем абзаце;

• документы об условиях переработки товаров (в случае необходимости внесения в такие документы изменений и (или) дополнений);

• таможенная декларация о помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории или под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (в случае если ранее в качестве документа об условиях переработки товаров на таможенной территории или документа об условиях переработки товаров вне таможенной территории использовалась таможенная декларация);

• копия таможенной декларации (таможенных деклараций) о помещении товаров, предполагаемых к помещению под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в случае, если такой выпуск был осуществлен с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;

• технико-экономическое обоснование целесообразности переработки товаров вне таможенной территории (для таможенной процедуры переработки вне таможенной территории);

• копия договора, заключенного с территориальным подразделением Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов, о сдаче лома и отходов черных и цветных металлов (в случае их образования в результате операций по переработке товаров в таможенных процедурах переработки для внутреннего потребления или переработки на таможенной территории и оставления в Республике Беларусь);

• извлечения (выписки) из научно-технической (проектной, конструкторской, технологической, научной, патентной или иной) документации, содержащей сведения о соответствии используемого технологического процесса переработки товаров и (или) норм выхода продуктов переработки техническим нормативным правовым актам, а в случае указания в условиях переработки сведений о нормах расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки также извлечения (выписки) из научно-технической (проектной, конструкторской, технологической, научной, патентной или иной) документации, содержащей сведения о соответствии норм расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки техническим нормативным правовым актам (представляются для медицинской техники и изделий медицинского назначения);

• копии перечня ввозимых (вывозимых) продуктов переработки и перечня ввозимых (вывозимых) на переработку ценностей или перечня ввозимых (вывозимых) продуктов переработки природных алмазов и перечня ввозимых (вывозимых) на переработку природных алмазов, а также копия письма с подтверждением, что лицо, заинтересованное в переработке товаров, использует драгоценные металлы и драгоценные камни в своей производственной деятельности, оформляемых в соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Решением № 134, подписанные руководителем республиканского унитарного предприятия «Межотраслевая хозрасчетная лаборатория по нормированию и экономии драгоценных металлов и драгоценных камней» (представляются для драгоценных металлов и драгоценных камней);

• подтверждение соответствия сведений о нормах выхода продуктов переработки синтетических алмазов техническим нормативным правовым актам (техническим регламентам, стандартам, техническим условиям и другим) и (или) фактическому процессу переработки данных алмазов, выданное уполномоченной организацией - ОАО «Гомельское ПО "Кристалл"» - управляющая компания холдинга «КРИСТАЛЛ-ХОЛДИНГ» (представляется для синтетических алмазов);

• извлечения (выписки) из технологического процесса переработки товаров с указанием норм выхода продуктов переработки, а в случае указания в условиях переработки сведений о нормах расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки также извлечения (выписки) из технологического процесса переработки товаров с указанием норм расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки, наименования и количества остатков, отходов и производственных потерь (представляются в отношении товаров, отнесенных к компетенции Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром»).

 

Справочно

Указанные заявление и условия переработки, а также некоторые из вышеперечисленных документов необходимо представить также в электронном виде в формате PDF.

 

Таможня рассматривает заявление, условия переработки, прилагаемые к заявлению документы и выдает документы (отказывает в выдаче документов) об условиях переработки товаров в течение 7 рабочих дней со дня их принятия, а в случае необходимости направления условий переработки для согласования в уполномоченный орган - в течение 5 рабочих дней после получения согласованных уполномоченным органом условий переработки.

Отходы, образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров на таможенной территории, подлежат помещению под иную таможенную процедуру, за исключением случая, когда указанные отходы переработаны в состояние, не пригодное для их дальнейшего коммерческого использования (ст.246 ТК ТС). Для таможенных целей указанные отходы рассматриваются как товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза в этом состоянии. Особенности определения таможенной стоимости отходов устанавливаются решением Комиссии таможенного союза от 18.11.2010 № 512 «О Положении об особенностях определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров». При этом производственные потери, образующиеся и (или) безвозвратно теряющиеся в результате совершения операций по переработке, не подлежат помещению под иную таможенную процедуру.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 июня 2018 г. вместо решения № 512 следует руководствоваться новым решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 № 82 «Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости отходов».

 

Отходы, образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, если они передаются организациям, осуществляющим в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, деятельность по сбору (заготовке) и (или) использованию в качестве вторичного сырья, а также по обезвреживанию отходов, их захоронению (ст.204 Закона). Как уже отмечалось ранее, перечень таких организаций утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 № 509. Срок передачи этих отходов указывается в заявлении декларанта таможенной процедуры переработки на таможенной территории, поданном в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся такие отходы, с указанием в нем наименования организации, для передачи которой предназначены отходы.

В случае если отходы не переданы - они не рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, следовательно, подлежат помещению под иную таможенную процедуру до истечения срока действия таможенной процедуры переработки товаров на таможенной территории.

 

Справочно

Действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории завершается до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки, иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, остатков и отходов, образовавшихся в результате переработки, под таможенную процедуру реэкспорта.
Действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории может быть завершено до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки, иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, остатков и отходов, образовавшихся в результате переработки, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры транзита (ст.249 ТК ТС).

Положения национального таможенного законодательства в отношении отходов

Некоторые вопросы, касающиеся отходов, регламентируются национальным законодательством.

В силу п.10 ст.148 Закона на территории складов временного хранения не должны складироваться отходы любого вида и бытовой мусор.

 

Ситуация 3

Организация осуществляла временное хранение бытового мусора на территории таможенного склада (на территории таможенного склада находился контейнер для хранения коммунальных отходов). Данный факт был установлен. Предусмотрена ли какая-либо ответственность за подобное хранение?

 

Ответственность предусмотрена ст.14.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Нарушение требований законодательства к местам хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин (ст.14.15 КоАП).

В силу п.11 ст.198 Закона на территории складов временного хранения не должны складироваться отходы любого вида и бытовой мусор.

Согласно Толковому словарю русского языка (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова) слово «складировать» означает поместить на склад, в хранилище.

В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» места временного хранения отходов - это специальное оборудование (контейнеры, урны и т. п.), площадки и иные места, предназначенные для временного хранения отходов.

Таким образом, контейнер для хранения коммунальных отходов - место временного хранения отходов. Следовательно, нахождение данного контейнера с коммунальными отходами на таможенном складе есть не что иное, как складирование отходов на таможенном складе, за которое предусмотрена административная ответственность по ст.14.15 КоАП.

 

В заключение отметим, что отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в Республике Беларусь, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в Республике Беларусь и пригодные только для переработки в сырье, считаются товарами, полностью полученными в Республике Беларусь (ст.86 Закона). При этом данная норма касается случаев экспорта отходов в иные страны.

 

08.06.2015

 

Николай Дубинский, кандидат технических наук, доцент учреждения образования «Витебский государственный технологический университет»