


Материал помещен в архив
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ ОБ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ДОГОВОРАХ.
Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8
Проблемы, возникшие в практике правоприменения при реализации инвестиционных проектов на основании инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, обусловили необходимость критической оценки норм законодательства об инвестиционных договорах, в частности норм Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее - Декрет № 10).
В ходе обсуждения путей решения проблем с заинтересованными государственными органами и организациями, представителями инвесторов и общественности были выработаны направления совершенствования правовых норм об инвестиционных договорах и в результате принят Декрет Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь» (вступает в силу с 15 мая 2016 г. (далее - Декрет № 8)), которым в новой редакции изложен Декрет № 10.
Предложенные законодателем в Декрете № 8 нормы можно условно разделить на:
1) нормы об инвестиционном договоре, порядке его заключения, изменения, прекращения, в том числе расторжения, а также о содержании инвестиционного договора;
2) нормы о льготах и преференциях, порядке их предоставления и возврата при определенных условиях, в том числе при прекращении инвестиционного договора по основаниям иным, чем исполнение инвестором или созданной им организацией своих обязательств по инвестиционному договору.
Рассмотрим особенности применения норм Декрета № 10 в редакции Декрета № 8.
Нормы об инвестиционном договоре, порядке его заключения, содержание инвестиционного договора, порядок изменения, прекращения, расторжения
Возможность заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь
Особенностью норм Декрета № 10 в редакции Декрета № 8 можно назвать сужение сферы заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь. Так, инвестиционный договор между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь (далее - инвестиционный договор) может заключаться только в целях реализации на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций (подп.1.1 п.1 Декрета № 10 в редакции Декрета № 8).
Такие приоритетные виды деятельности (сектора экономики) для осуществления инвестиций установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2014 № 197 «О приоритетных видах деятельности (секторах экономики)» (далее - постановление № 197). Таким образом, государство четко обозначило те приоритетные виды деятельности (секторы экономики), где возможно создание дополнительных условий для осуществления инвестиций.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 мая 2016 г. следует руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.05.2016 № 372 «О приоритетных видах деятельности (секторах экономики) для осуществления инвестиций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2014 г. № 197». |
Сохранена, как и ранее, двухуровневая система инвестиционных договоров, а также процедура обязательной юридической экспертизы инвестиционного договора. Не изменился перечень органов государственного управления и иных субъектов, на основании решения которых может быть заключен инвестиционный договор.
В отличие от ранее действовавших правил нормы Декрета № 10 в редакции Декрета № 8 уточнили требования к организации, реализующей инвестиционный проект. Так, под организацией, реализующей инвестиционный проект, понимается организация, созданная инвестором (инвесторами), либо организация, в отношении которой инвестор (инвесторы) имеет возможность определять принимаемые ею решения по основаниям, установленным законодательством (далее - организация, организация, созданная инвестором). Тем самым в качестве дополнительного критерия для такой организации предусмотрена возможность инвестора определять принимаемые этой организацией решения, например, на основании владения определенным количеством долей (акций), договора и иных.
Обязательные условия инвестиционного договора
В качестве обязательных условий инвестиционного договора должны быть согласованы следующие позиции:
1) объект, объем, источники, сроки и условия осуществления инвестиций;
2) сроки каждого из этапов реализации (при их наличии) инвестиционного проекта, если данные этапы выделены в проекте;
3) срок окончания реализации инвестиционного проекта, а также срок действия инвестиционного договора;
4) права и обязанности сторон инвестиционного договора (организации);
5) ответственность сторон инвестиционного договора (организации) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение его условий;
6) право Республики Беларусь на односторонний отказ от исполнения своих обязательств по инвестиционному договору при неисполнении либо ненадлежащем исполнении инвестором (инвесторами) и (или) организацией своих обязательств;
7) требования о конфиденциальности информации;
8) порядок и орган рассмотрения споров между сторонами инвестиционного договора, связанных с исполнением условий инвестиционного договора (подп.2.1 п.2 Декрета № 10 в редакции Декрета № 8).
Декрет № 10 в редакции Декрета № 8 легализовал обязанность инвестора (инвесторов) или организации, реализующей инвестиционный проект, возместить государству сумму полученных льгот и (или) преференций, если инвестиционный договор прекращен по основаниям иным, чем исполнение инвестором (инвесторами) и (или) организацией своих обязательств по инвестиционному договору. Возмещение производится в пользу Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. При этом сумма, подлежащая возмещению, определяется как сумма неуплаченных или не полностью уплаченных налогов, сборов, пошлин, иных обязательных платежей в республиканский и (или) местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов. В эту сумму также включается неуплаченная (не полностью уплаченная) сумма платы за право заключения договора аренды земельного участка и арендной платы за земельный участок.
Следует отметить несколько, по мнению авторов, не совсем удачную формулировку «основаниям иным, чем исполнение инвестором (инвесторами) и (или) организацией своих обязательств по инвестиционному договору». Буквально толкуя данную фразу, можно сделать вывод о том, что инвестор или организация в любом случае должны возместить государству суммы полученных льгот и преференций, даже если, например, имело место прекращение инвестиционного договора в результате его расторжения по причине, не связанной с виновными действиями (бездействием) со стороны инвестора, например, при наличии форс-мажорных обстоятельств или ненадлежащего исполнения второй стороной. Уточнение данной позиции можно отыскать в подп.6.1 п.6 Декрета № 10 в редакции Декрета № 8, согласно которому не могут быть предъявлены соответствующие требования инвестору и (или) организации о возмещении суммы льгот и (или) преференций при одновременном наличии двух обстоятельств:
1) если они нарушили сроки и иные условия реализации инвестиционного проекта в связи с незаконными действиями или бездействием должностных лиц государственного органа или исполкома, заключивших от имени Республики Беларусь инвестиционный договор, и (или) иного государственного органа (организации);
2) отсутствует вина инвестора (инвесторов) и (или) организации.
Таким образом, в данном случае, полагаем, речь должна идти о ситуации, когда имеет место неисполнение или ненадлежащее исполнение инвестиционного договора инвестором, то есть имеют место его виновные действия или бездействие, следствием которых стало прекращение договорных отношений с Республикой Беларусь ввиду расторжения договора или одностороннего отказа от его исполнения.
К числу обязательных условий договора отнесена обязанность инвестора (организации) письменно уведомить сторону, с которой заключен договор, то есть государственный орган или соответствующий исполком о планируемых:
1) реорганизации (независимо от формы реорганизации). Если планируется преобразование государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество, то уведомления не требуется;
2) изменении собственника имущества, за исключением изменения собственника имущества инвестора или организации вследствие смерти физического лица. В данном случае речь идет об унитарных предприятиях, которые являются инвесторами либо организацией, реализующей инвестиционный проект;
3) изменении состава участников, за исключением изменения состава участников вследствие смерти физического лица. Имеется в виду ситуация, связанная с отчуждением доли (акций), пая, совершение с ними иных сделок, направленных на смену состава участников, то есть выбытие прежних и (или) добавление новых участников.
Уведомление должно быть направлено в письменной форме не менее чем за 2 месяца до даты их осуществления. Декрет № 10 в редакции Декрета № 8 регламентирует только форму и срок направления такого уведомления, но не конкретизирует его содержание. Но в любом случае в уведомлении должна быть указана информация о новых собственнике имущества, участнике, о выходящих из состава участниках, сведения об изменении организационно-правовой формы, присоединяемых, выделяемых и иных субъектах, принимающих участие в будущей реорганизации.
В течение этих 2 месяцев, то есть до осуществления реорганизации и (или) изменения собственника имущества, состава участников государственный орган или исполком, заключившие инвестиционный договор, могут возразить по данным обстоятельствам. При этом в Декрете № 10 в редакции Декрета № 8 не закреплены критерии, основания, которые принимаются во внимание при принятии государственным органом или исполкомом решения о возражении против реорганизации и (или) изменении собственника имущества, состава участников. Если возражения все же имеются, то государственный орган или исполком, заключившие инвестиционный договор, должны уведомить об этом инвестора (инвесторов) или организацию. Наличие такого рода возражений не препятствует смене собственника имущества, изменению состава участников или реорганизации. Вместе с тем их осуществление при наличии возражений со стороны государственного органа или исполкома могут быть основанием для отказа Республики Беларусь в лице государственного органа или исполкома, заключивших инвестиционный договор, от исполнения своих обязательств по инвестиционному договору в одностороннем порядке. Из содержания абзаца 7 подп.2.1 п.2 Декрета № 10 в редакции Декрета № 8 не следует однозначный вывод, что государственный орган или исполком, заключившие инвестиционный договор, обязаны заявить об одностороннем отказе от исполнения обязательств по инвестиционному договору. По мнению авторов, это право данных субъектов, хотя и ставит под сомнение отсутствие коррупционных рисков.
Аналогичные последствия в виде одностороннего отказа Республики Беларусь от исполнения своих обязательств по инвестиционному договору может повлечь и ненаправление инвестором или организацией данного уведомления. Просрочка в направлении уведомления, полагаем, не должна быть основанием для одностороннего отказа.
Напомним, что аналогичный порядок уведомления (неуведомления) государства как стороны концессионного соглашения и правовые последствия реорганизации концессионера и (или) изменения собственника его имущества либо изменения состава его участников более чем наполовину предусмотрен в Законе Республики Беларусь от 12.07.2013 № 63-З «О концессиях» (ст.34).
Что касается такого обязательного условия, как ответственность сторон инвестиционного договора (организации) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение его условий, то в инвестиционном договоре должны быть предусмотрены:
1) ответственность инвестора (инвесторов) и (или) организации за нарушение сроков реализации инвестиционного проекта и (или) этапов его реализации, если таковые выделены в инвестиционном проекте;
2) возмещение инвестору (инвесторам) убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственного органа или исполкома, заключивших от имени Республики Беларусь инвестиционный договор, и (или) иного государственного органа (организации).
Формы ответственности, как правило, это неустойка, то есть штраф и (или) пеня, согласовываются сторонами при заключении инвестиционного договора. Каких-либо ограничений неустойки, например по верхнему или нижнему ее пределу, Декрет № 10 в редакции Декрета № 8 не закрепляет.
Заключение, изменение и прекращение действия, в том числе расторжение инвестиционного договора
Как и ранее, в Декрете № 10 в редакции Декрета № 8 сохранено требование о необходимости представления бизнес-плана инвестиционного проекта и проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта при заключении инвестиционного договора второго уровня, то есть при предоставлении льгот и (или) преференций, не установленных действующим законодательством.
Еще раз обратим внимание, что Декретом № 10 в редакции Декрета № 8 введено правило о заключении инвестиционного договора только для осуществления инвестиций в приоритетных видах деятельности (секторах экономики).
Предоставление земельного участка без проведения соответствующего аукциона возможно только из перечня участков для реализации инвестиционных проектов. При этом земельные участки могут быть предоставлены на вещных правах в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, то есть помимо классической аренды земельный участок под реализацию инвестиционного проекта по инвестиционному договору может быть предоставлен в том числе в частную собственность или на ином правовом титуле согласно нормам Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее - Указ № 667) и Кодекса Республики Беларусь о земле.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. Указ № 667 утратил силу Указом от 30.12.2022 № 466. С 29 января 2023 г. действует постановление Совмина от 13.01.2023 № 32 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З "Об изменении кодексов"». |
Если на земельный участок претендуют хотя бы два инвестора, то в данном случае необходимо проведение конкурса по выбору инвестора (инвесторов), по результатам которого заключается инвестиционный договор.
Сохранена возможность заключения инвестиционного договора на иностранном языке, если сторона договора - иностранный инвестор (инвесторы). Приоритет в толковании будет отдаваться тексту на русском или белорусском языке.
Изменять и (или) дополнять инвестиционный договор можно путем заключения дополнительного соглашения к инвестиционному договору в порядке, определенном для его заключения. Если при этом в результате изменений и (или) дополнений планируется предоставить инвестору (инвесторам) и (или) организации льготы и (или) преференции, не установленные Декретом № 10 в редакции Декрета № 8, иными актами законодательства, то требуется:
1) представление бизнес-плана инвестиционного проекта;
2) проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта;
3) проведение Министерством юстиции Республики Беларусь обязательной юридической экспертизы проекта дополнительного соглашения о внесении изменений и (или) дополнений в инвестиционный договор.
Внесение указанных изменений и (или) дополнений осуществляется на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Для прекращения инвестиционного договора требуется принятие решения Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь или государственным органом, исполкомом, принявшими решение о заключении инвестиционного договора.
Нормы о льготах и преференциях, порядке предоставления и прекращения права на них при определенных условиях, в том числе при прекращении инвестиционного договора по основаниям иным, чем исполнение инвестором или созданной им организацией своих обязательств по инвестиционному договору
Декрет № 10 устанавливает льготы и преференции, которые инвестор или созданная им организация могут применять в силу заключения инвестиционного договора автоматически без каких-либо специальных оснований. Такой же подход сохранен в Декрете № 10 в редакции Декрета № 8. При этом не имеет значения, кому предоставляются льготы и преференции - инвестору или созданной им организации.
При решении вопроса о применении льгот и преференций, установленных Декретом № 10 в редакции Декрета № 8, необходимо учитывать возможность реализации инвестиционного проекта по тем приоритетным видам деятельности (секторам экономики) для осуществления инвестиций, которые на сегодняшний день определены постановлением № 197.
Пунктом 3 Декрета № 10 в редакции Декрета № 8 определены права инвестора или созданной им организации, а также освобождения от тех или иных общеустановленных публичных обязательств. При этом период действия таких прав и освобождений или льгот и преференций - это период действия инвестиционного договора (но отдельными нормами Декрета № 10 в редакции Декрета № 8 могут устанавливаться иные сроки действия). В этой связи и имеет принципиальное значение момент прекращения права на льготы и преференции.
Права инвестора и созданной им организации и освобождения от общеустановленных публичных обязательств | |
В отношении земельных участков при условии их включения в перечень участков для реализации инвестиционных проектов. Комментарий. Данные перечни формируются районными (городскими) исполнительными комитетами в порядке, установленном областными и Минским городским исполнительными комитетами, и в обязательном порядке размещаются на информационных стендах и официальных сайтах местных исполнительных комитетов в сети Интернет (при наличии таких сайтов), а также могут распространяться иными доступными способами, в том числе через средства массовой информации. Установлено также, что для строительства объектов, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами, предоставляются только те земельные участки, которые включены в перечни участков для реализации инвестиционных проектов, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. При этом заключение инвестиционных договоров с Республикой Беларусь инвесторами и (или) организациями, в установленном порядке созданными в Республике Беларусь этими инвесторами либо с их участием, предусматривающих предоставление земельных участков для строительства объектов, допускается только по истечении 30 дней со дня включения соответствующего участка в перечень участков для реализации инвестиционных проектов (часть пятая п.41 Указа № 667). Помимо приведенных норм действующего законодательства, нормами Декрета № 10 в редакции Декрета № 8 установлено, что информация, содержащаяся в перечнях участков для реализации инвестиционных проектов, должна постоянно поддерживаться местными исполнительными комитетами в актуальном состоянии, быть полной, достоверной, открытой, доступной и включать цели возможного использования этих участков, их ориентировочные площади, а также содержать сведения о государственном органе или исполкоме, в которые необходимо обращаться для заключения инвестиционного договора. Кроме того, перечень участков для реализации инвестиционных проектов может содержать сведения об объекте инвестиций, в том числе объектах недвижимости, подлежащих сносу, обеспеченности участков инфраструктурой, о минимальном объеме инвестиций, возможных льготах и (или) преференциях инвестору (инвесторам) и (или) организации, сроках реализации инвестиционного проекта (абзац 2 части первой подп.3.1 п.3 Декрета № 10 в редакции Декрета № 8) |
1. Отсутствие необходимости проведения аукциона: - на право заключения договора аренды земельного участка (при передаче в аренду), и соответственно освобождение от платы за право заключения такого договора (абзац 2 части первой подп.3.2 п.3 Декрета № 10 в редакции Декрета № 8); - с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений); - по продаже земельных участков в частную собственность. Правило: оформление необходимых документов по отводу земельного участка осуществляется одновременно с выполнением работ по строительству при наличии акта выбора места размещения земельного участка (если при изъятии и предоставлении земельного участка в соответствии с законодательством проводится предварительное согласование места его размещения) и утвержденной в установленном порядке проектной документации на объект строительства (на отдельные очереди строительства). 2. Освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка (абзац 4 части первой подп.3.2 п.3 Декрета № 10 в редакции Декрета № 8). Комментарий. Общеустановленный порядок изложен в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667». От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 января 2023 г. в постановление № 462 внесены изменения постановлением № 32 |
При строительстве объектов, предусмотренных инвестиционным договором | 1. На занимаемых земельных участках осуществляется снятие плодородного слоя почвы с его использованием на условиях, определенных в акте выбора места размещения земельного участка. 2. Объекты растительного мира могут удаляться без осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира. Комментарий. Получаемая при этом древесина реализуется в порядке, установленном законодательством, в частности на основании Указа Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства». 3. Определение без проведения процедур, установленных законодательством, подрядчика или разработчика проектной документации, поставщиков товаров, исполнителей услуг для строительства, в том числе реконструкции, объектов, предусмотренных инвестиционным договором. Комментарий. Не применяются все предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» виды процедур закупок: подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры, а также иные, предусмотренные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов». В свою очередь, Декрет № 10 содержит освобождение только от проведения подрядных торгов. Приведенное в абзаце 5 части первой подп.3.1 п.3 Декрета № 10 в редакции Декрета № 8 право не распространяется на осуществление государственных закупок товаров (работ, услуг). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь.С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением Совмина от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь». С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках. 4. Право на вычет в полном объеме сумм налога на добавленную стоимость, признаваемых налоговыми вычетами (кроме сумм, не подлежащих вычету), предъявляемых при приобретении на территории Республики Беларусь (уплаченных при ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором, независимо от сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Право осуществляется не позднее отчетного периода по налогу на добавленную стоимость, на который приходится дата окончания реализации инвестиционного проекта, предусмотренная инвестиционным договором. Комментарий. Основание для вычета: представление инвестором и созданной им организацией в налоговые органы по месту постановки на учет перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором, с указанием их наименования, количества, стоимости, соответствующих сумм налога на добавленную стоимость, реквизитов первичных учетных документов; перечень, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должен быть согласован государственным органом или исполкомом, заключившими от имени Республики Беларусь инвестиционный договор. Суммы налоговых вычетов определяются методом раздельного учета налоговых вычетов в зависимости от направлений использования приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав. К товарам относятся в том числе объекты, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт которых предусмотрены инвестиционным договором и начаты в соответствии с актом установления даты начала строительства объекта, а также объекты недвижимого имущества (не завершенные строительством незаконсервированные объекты), снесенные (разобранные) в целях реализации инвестиционного проекта |
Ввоз на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему для исключительного использования на территории Республики Беларусь в целях реализации инвестиционного проекта | Освобождение от ввозных таможенных пошлин (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и НДС, взимаемых таможенными органами. Основание для освобождения: представление в таможенный орган заключения, выданного государственным органом или исполкомом, заключившими от имени Республики Беларусь инвестиционный договор, подтверждающего назначение ввозимого (ввезенного) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему для исключительного использования на территории Республики Беларусь в целях реализации инвестиционного проекта, а для целей освобождения от ввозных таможенных пошлин также выполнение условий, установленных международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Ограничения по пользованию и (или) распоряжению действуют до окончания срока реализации инвестиционного проекта, но не более 5 лет со дня помещения такого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему под соответствующую таможенную процедуру. Последствия на случай нецелевого использования технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему: ввозные таможенные пошлины и НДС уплачиваются (взыскиваются) в соответствии с законодательством |
Налоговые льготы в отношении земельных участков и недвижимого имущества | 1. Освобождение от уплаты земельного налога за земельные участки, находящиеся в государственной или частной собственности, и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Условия действия льготы: в отношении земельных участков (за исключением земельных участков (частей земельного участка), занятых объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаваемых таковыми для целей взимания соответственно земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, а также самовольно занятых), предоставленных для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором (для обслуживания этих объектов после окончания их строительства, если ранее такие участки были предоставлены для целей указанного строительства), с 1-го числа месяца, в котором вступил в силу инвестиционный договор, по 31 декабря года, следующего за годом, в котором принят в эксплуатацию последний из объектов, предусмотренных инвестиционным договором. Правовые последствия на случай прекращения инвестиционного договора в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением инвестором своих обязательств по договору: инвестор и организация утрачивают право на эту льготу с даты такого прекращения. 2. Освобождение от НДС и налога на прибыль, обязанность по уплате которых возникает в связи с безвозмездной передачей (получением) капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, объектов незавершенного капитального строительства и иных основных средств, передаваемых (переданных) в целях реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление инвестора или созданной им организации |
Примечание. Государственный орган, исполком, заключившие от имени Республики Беларусь инвестиционный договор, информируют налоговые органы по месту постановки на учет инвестора или созданной им организации, а также Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (в случае, если выдавалось заключение, подтверждающее назначение ввозимого (ввезенного) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему для исключительного использования на территории Республики Беларусь в целях реализации инвестиционного проекта) об окончании реализации инвестиционного проекта и (или) о дате прекращения инвестиционного договора в срок не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении инвестиционного договора |
Декретом № 10 в редакции Декрета № 8 предусмотрены права для инвестора или созданной им организации, подрядчика и (или) разработчика проектной документации.
Права инвестора или созданной им организации, подрядчика и (или) разработчика проектной документации | |
Параллельное проектирование | Выделение в строительном проекте этапов работ с выполнением работ по строительству объекта на текущем этапе одновременно с выполнением проектных работ на последующие этапы при наличии утвержденного в установленном порядке архитектурного проекта (подп.4.2 п.4 Декрета № 10 в редакции Декрета № 8) |
Государственная пошлина за выдачу (продление срока действия) разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специальные разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, государственная пошлина за выдачу (продление срока действия) разрешений на временное проживание в Республике Беларусь | 1. Освобождение от уплаты. 2. Специальные сроки: срок принятия решения о выдаче (продлении срока действия) или отказе в выдаче (продлении срока действия) специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь - не более 7 календарных дней, срок предоставления заключения о возможности (невозможности) привлечения иностранного гражданина, лица без гражданства - не более 2 рабочих дней (подп.4.1 п.4 Декрета № 10 в редакции Декрета № 8) |
Декретом № 10 в редакции Декрета № 8 определены момент возникновения права на применение льгот и преференций и момент их прекращения (п.5).
Возникновение права на применение льгот и преференций | Прекращение права на применение льгот и преференций |
Дата вступления в силу инвестиционного договора или дополнительного соглашения к нему, если более поздний срок начала действия таких льгот и (или) преференций не предусмотрен законодательством, которым они установлены, либо инвестиционным договором или дополнительным соглашением к нему | Дата прекращения инвестиционного договора, если более ранний срок прекращения действия таких льгот и преференций не предусмотрен законодательством, которым они установлены, либо инвестиционным договором или дополнительным соглашением к нему. Но при этом установление в инвестиционном договоре более позднего срока прекращения действия таких льгот и (или) преференций допускается в случаях, предусмотренных законодательством |
При этом льготы и (или) преференции по налогам, сборам (пошлинам) и иным обязательным платежам в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов применяются, а также прекращают применяться с даты, определенной с учетом требований законодательства, в соответствии с которым взимаются эти налоги, сборы (пошлины) и платежи, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь |
Правовые последствия при прекращении инвестиционного договора по основаниям иным, чем исполнение инвестором или созданной им организацией своих обязательств по инвестиционному договору
1. Инвестор или созданная им организация обязаны:
- возместить Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам суммы льгот и (или) преференций (порядок и сроки определяются Советом Министров Республики Беларусь);
- уплатить неустойку (штраф, пеню), предусмотренную инвестиционным договором.
Инвестор или созданная им организация с учетом степени готовности объекта, предусмотренного инвестиционным договором, объема вложенных инвестиций и выполнения иных условий инвестиционного договора могут быть полностью или частично освобождены от:
- возмещения суммы льгот и (или) преференций по решению Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
- уплаты неустойки (штрафа, пени) по решению государственного органа или исполкома, заключивших от имени Республики Беларусь инвестиционный договор, или по решению Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, если решение о заключении инвестиционного договора было принято Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Инвестору или созданной им организации может быть предоставлена рассрочка (отсрочка) возмещения суммы льгот и (или) преференций и (или) уплаты неустойки (штрафа, пени), а если после заключения инвестиционного договора на основании решения государственного органа или исполкома инвестору (инвесторам) и (или) организации предоставлялись дополнительные льготы и (или) преференции по решению Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, решение о предоставлении рассрочки (отсрочки) возмещения сумм этих льгот и (или) преференций принимается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (п.7 Декрета № 10 в редакции Декрета № 8).
Обязанность по возмещению льгот и преференций и уплате неустойки отсутствует, если нарушение сроков и иных условий реализации инвестиционного проекта связано с незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственного органа или исполкома, заключивших от имени Республики Беларусь инвестиционный договор, и (или) иного государственного органа (организации) при отсутствии вины инвестора или созданной им организации.
2. Инвестор или созданная им организация в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, помещенных под таможенную процедуру:
- выпуска для внутреннего потребления, - уплачивают ввозные таможенные пошлины и НДС (при условии, что в отношении такого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему не прошло более 5 лет со дня помещения их под соответствующую таможенную процедуру) в день, следующий за днем прекращения инвестиционного договора, в порядке, установленном законодательством;
- временного ввоза (допуска), - право на освобождение утрачивают со дня, следующего за днем прекращения инвестиционного договора. Владение, пользование в дальнейшем таким технологическим оборудованием, комплектующими и запасными частями к нему без уплаты ввозных таможенных пошлин, НДС, взимаемых таможенными органами, рассматриваются в качестве действий в нарушение установленных ограничений по пользованию и (или) распоряжению технологическим оборудованием, комплектующими и запасными частями к нему (подп.6.1 п.6 Декрета № 10 в редакции Декрета № 8).
3. Инвестор или созданная им организация при окончания срока действия договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором, вправе обратиться с заявлением в местный исполнительный комитет, которым может быть принято решение о предоставлении земельного участка в аренду без проведения аукциона с внесением платы за право заключения договора аренды земельного участка и, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, без предоставления рассрочки ее внесения для завершения строительства объекта с учетом степени его строительной готовности и оценки финансовых возможностей инвестора или созданной им организации.
В случае прекращения инвестиционного договора в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением инвестором (инвесторами) и (или) организацией своих обязательств по этому договору и изъятия у инвестора и (или) организации в порядке, установленном законодательством, земельного участка, предоставленного для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором, на котором расположены не завершенные строительством незаконсервированные объекты (окончания срока действия договора аренды такого земельного участка), при отсутствии у инвестора (инвесторов), с которым прекращен инвестиционный договор, и (или) организации финансовых возможностей завершить строительство объекта по решению местного исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков осуществляется продажа не завершенного строительством незаконсервированного объекта с публичных торгов в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, одновременно с продажей в частную собственность земельного участка, необходимого для завершения строительства и обслуживания этого объекта, или продажей права заключения договора аренды такого земельного участка, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
![]() |
Обратите внимание! Неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств является основанием для изъятия у инвестора и (или) организации в порядке, установленном законодательством, земельного участка, предоставленного без проведения аукциона для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором (подп.6.2 п.6 Декрета № 10 в редакции Декрета № 8). |
Для публичных торгов также урегулированы случаи последствий при признании их нерезультативными либо несостоявшимися: начальная цена продажи на торгах не завершенного строительством незаконсервированного объекта может быть понижена (иное может быть установлено Президентом Республики Беларусь):
• на 20 % после первых нерезультативных либо несостоявшихся торгов, а также отказа единственного участника от приобретения предмета торгов по начальной цене, увеличенной на 5 %;
• до 50 % включительно после нерезультативных либо несостоявшихся торгов, а также отказа единственного участника от приобретения предмета торгов по начальной цене, увеличенной на 5 %;
• до 80 % включительно после нерезультативных либо несостоявшихся торгов, а также отказа единственного участника от приобретения предмета торгов по начальной цене, увеличенной на 5 %.
Если проведенные торги нерезультативны или не состоялись и если единственный участник отказался от приобретения предмета торгов по начальной цене, увеличенной на 5 %, указанный объект может быть выставлен на аукцион с начальной ценой, равной одной базовой величине.
![]() |
Справочно Нерезультативные торги - торги, по итогам которых имущество не было продано в порядке, установленном законодательством, кому-либо из участников торгов. Несостоявшиеся торги - торги, которые не состоялись в связи с отсутствием участников торгов либо наличием только одного участника. |
При продаже не завершенного строительством незаконсервированного объекта местный исполнительный комитет возмещает инвестору (инвесторам), с которым прекращен инвестиционный договор, и (или) организации сумму документально подтвержденных затрат на строительство не завершенного строительством незаконсервированного объекта, но не более суммы, полученной от продажи этого объекта, за вычетом расходов на проведение публичных торгов, в том числе оценки не завершенных строительством незаконсервированных объектов.
В случае если не завершенный строительством незаконсервированный объект не был продан по результатам аукциона с начальной ценой, равной одной базовой величине, данный объект переходит в собственность соответствующей административно-территориальной единицы.
Таким образом, нормы Декрета № 10 в редакции Декрета № 8 в определенной степени могут разрешить спорные вопросы, связанные с правовыми последствиями прекращения инвестиционного договора, порядком завершения строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, возврата предоставленных инвесторам и созданным ими организациям льгот и преференций, уплаты штрафных санкций при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств инвесторами или созданными им организациями.
В свою очередь, сужение сферы заключения инвестиционных договоров до тех приоритетных видов деятельности (секторов экономики) для осуществления инвестиций, которые определяются Правительством Республики Беларусь, позволит обеспечить по сути целевое предоставление льгот и преференций инвесторам или созданным ими организациям.
11.02.2016
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент