


Материал помещен в архив
СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ (НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ) ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА
В уставе хозяйственного общества может быть избрана трехзвенная структура управления, когда между общим собранием и исполнительным органом находится совет директоров (далее - совет директоров, СД) (наблюдательный совет (далее - наблюдательный совет, НС)) в качестве постоянно действующего органа. В этом и состоит основное их назначение: не оставлять на период между общими собраниями исполнительный орган общества без должного контроля и помощи акционеров (участников). Совет директоров (наблюдательный совет) считают волеобразующим и волеизъявляющим органом одновременно, который осуществляет как общее, так и текущее руководство деятельностью хозяйственного общества. По этой причине его можно назвать еще органом промежуточной компетенции.
Потребность в таком дополнительном контроле и помощи возникает в случаях невозможности эффективного участия учредителей в процессе управления обществом, прежде всего в крупных обществах.
![]() |
Обратите внимание! Де-факто СД и НС образуются главным образом в акционерных обществах (далее - акционерное общество, АО), хотя де-юре трехзвенная структура управления может быть избрана и в обществе с ограниченной ответственностью, и обществе с дополнительной ответственностью. |
Двойное название этого органа свидетельствует о желании законодателя предоставить максимальную диспозитивность по данному вопросу.
![]() |
Справочно Совет директоров - термин, больше характерный для США и других англосаксонских стран, НС - для Германии и других европейских стран. Но дело не ограничивается различиями в терминологии, речь идет о двух разных моделях управления: 1) в американской создается унитарный СД, куда входят как независимые, так и исполнительные директора, причем распределения функций между ними не производится; 2) в германской создается НС, полностью состоящий из независимых директоров, плюс исполнительный совет, то есть существует четкая граница между управлением и надзором. В свою очередь, есть четыре категории членов СД: 1) являющиеся одновременно и членами коллегиального исполнительного органа (исполнительные директора); 2) занимающие в обществе иные должности, связанные с имущественными интересами (акционеры); 3) не занимающие в обществе должностей, но связанные имущественными интересами (акционеры); 4) независимые директора, не связанные с обществом какими-либо отношениями. В качестве мировой тенденции отмечается, что не менее половины членов СД должны быть независимыми (примечание 1). Плюрализм, связанный с выбором названия, иногда трактуют расширительно, называя данный орган правлением и т.п. Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон) никак не регулирует этот вопрос. Отсутствие юридической экспертизы учредительных документов при государственной регистрации большинства юридических лиц дает возможность учредителям выбирать любые названия. Там же, где контроль (и не только на стадии государственной регистрации, но и на стадии деятельности) присутствует, в частности, в банках, возможность выбора, даже по сравнению с Законом, ограничивается. Например, Инструкция об организации корпоративного управления банком, небанковской кредитно-финансовой организацией, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.10.2012 № 557 (далее - Инструкция № 557), регламентирует деятельность только СД, но не НС или тому подобного органа. |
Образование и компетенция совета директоров (наблюдательного совета)
Совет директоров (наблюдательный совет) образуется в хозяйственном обществе, если это предусмотрено уставом (ст.51 Закона).
В практике известны случаи, когда устав содержит применительно к данному органу формулировку «может образовываться». Такая отложенная формулировка позволяет общему собранию в случае необходимости принять соответствующее решение без внесения изменений в устав. По мнению автора, легитимность подобной двухступенчатой процедуры не должна подвергаться сомнению.
![]() |
Обратите внимание! В АО с числом акционеров более 50 СД (НС) должен быть создан обязательно (часть первая ст.84 Закона). |
К членам СД (НС) предъявляются следующие требования:
1) ими могут быть только физические лица;
2) член СД (НС) может быть или не быть участником этого общества;
3) исполнительные директора (то есть члены коллегиального исполнительного органа) не могут составлять более 1/4 от общего числа его членов. Однако согласно части третьей ст.54 Закона лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа либо возглавляющее коллегиальный исполнительный орган, не вправе входить в состав СД (НС). Оно лишь может присутствовать на заседаниях СД (НС) и вносить предложения по рассматриваемым вопросам без права голоса при принятии решений по этим вопросам;
4) лица, избранные в состав СД (НС), могут переизбираться неограниченное число раз;
5) полномочия члена (членов) СД (НС) могут быть прекращены досрочно по решению общего собрания участников. Причем в случае избрания членов СД (НС) кумулятивным голосованием решение о досрочном прекращении их полномочий может быть принято только в отношении всех членов этого совета.
В случае выбытия члена (членов) СД (НС) из его состава по причине подачи им заявления о своем выходе, смерти, объявления его умершим, признания недееспособным или безвестно отсутствующим данный орган продолжает осуществлять свои полномочия до избрания нового состава СД (НС). Исключение составляет случай, когда (1) осталось менее половины членов, а также (2) когда требуется единогласное принятие решения всеми членами СД (НС).
Члены СД (НС) для организации своей деятельности избирают председателя, который в том числе созывает и проводит заседания СД (НС). Председатель может быть в любой момент переизбран большинством голосов от общего количества членов этого совета, если большее число голосов не предусмотрено уставом.
Председатель либо иной уполномоченный член СД (НС) в случае образования в хозяйственном обществе в соответствии с уставом коллегиального исполнительного органа вправе присутствовать на его заседаниях и вносить предложения по рассматриваемым вопросам без права голоса при принятии решений по этим вопросам.
Общая для всех видов хозяйственных обществ компетенция СД (НС) Законом определена крайне расплывчато - «общее руководство деятельностью хозяйственного общества» (часть первая ст.50). Детализировать ее может устав и решения общего собрания, за исключением тех вопросов, которые относятся к исключительной компетенции последнего. В то же время Закон устанавливает перечень вопросов, которые могут быть переданы СД (НС) общим собранием (часть первая ст.35):
• определение основных направлений деятельности хозяйственного общества;
• решение об участии в объединениях юридических лиц, объединениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - индивидуальный предприниматель, ИП), создаваемых в формах, предусмотренных законодательными актами;
• решение о создании и ликвидации представительств и филиалов хозяйственного общества;
• решение о создании других юридических лиц, а также об участии в них;
• решение о создании, реорганизации и ликвидации хозяйственным обществом унитарных предприятий;
• определение условий оплаты труда членов исполнительных органов хозяйственного общества или размера оплаты услуг управляющей организации (управляющего);
• утверждение оценки стоимости неденежных вкладов в уставный фонд хозяйственного общества на основании заключения об оценке и (или) экспертизы достоверности оценки стоимости неденежного вклада;
• решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательными актами.
В принципе, такой подход не случаен и объясняется принципом остаточной компетенции, которого придерживается Закон: сначала определяется исключительная компетенция общего собрания (ст.34), затем те вопросы, которые могут быть переданы СД (НС), а затем те, которые могут быть переданы исполнительному органу (часть третья ст.35 Закона).
![]() |
Обратите внимание! В указанных рамках компетенцию СД (НС) должен определять устав. Одновременно СД (НС) запрещено передавать исполнительному органу свои вопросы (часть вторая ст.50 Закона). |
Для АО, в которых создается данный орган промежуточной компетенции, эта схема несколько изменяется, поскольку ст.85 Закона определяет вопросы исключительной компетенции СД (НС). В отношении таких АО можно говорить о прямой компетенции СД или НС.
Помимо Закона и устава, деятельность СД (НС) может регламентироваться локальными нормативными правовыми актами (далее - локальный нормативный правовой акт, ЛНПА):
• положение о совете директоров (наблюдательном совете);
• регламент работы совета директоров (наблюдательного совета) и т.п.
Указанными документами, в частности, могут определяться требования к квалификационным, профессиональным и иным качествам кандидатов в члены СД (НС), а также порядок принятия решений СД (НС). Их принятие требует квалифицированного большинства в 3/4 голосов, что должно обеспечить должный контроль за объемом передаваемых полномочий (часть вторая ст.45 Закона).
Взаимоотношения между СД (НС) и другими органами управления не исключают перекрестной компетенции или иных коллизий. Среди специалистов высказываются диаметрально противоположные мнения насчет того, как поступать, если вышестоящий орган (общее собрание по отношению к СД (НС) или СД (НС) по отношению к исполнительному органу) вторгается в компетенцию нижестоящего. По мнению автора, нужно придерживаться следующего правила: все, что прямо не определено в Законе, может быть решено в уставе или ином ЛНПА.
![]() |
Обратите внимание! Изъятие вопроса из компетенции нижестоящего в пользу вышестоящего органа может производиться только на основании устава (другого ЛНПА). При абсолютном «правовом вакууме» возникает патовая ситуация, для решения которой, как правило, требуется отдельное решение общего собрания. |
Порядок проведения заседаний и принятия решений СД (НС) Законом детально не регламентирован, упоминаются лишь вопросы, требующие квалифицированного большинства (часть седьмая ст.33, часть девятая ст.53 Закона).
Членам СД (НС), если это предусмотрено уставом и (или) установлено его общим собранием, в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы в установленных размерах. По мнению автора, данные выплаты не являются заработной платой, так как согласно ст.6 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) отношения по поводу осуществления обязанностей членов наблюдательных и иных советов (правлений), а также органов контроля организаций, если эта деятельность не выходит за рамки исполнения соответствующих поручений, не подпадают под действие трудового законодательства.
Особенности создания и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) в акционерном обществе
Все сказанное выше относится к хозяйственным обществам всех видов. Закон также определяет особенности создания (ст.84) и компетенции (ст.85) СД (НС) в акционерных обществах.
![]() |
Обратите внимание! Общее правило таково: при числе акционеров 50 и более создание СД (НС) обязательно. В остальных случаях устав должен содержать указание об органе управления или лице (работнике), к компетенции которых относится решение вопросов о подготовке, созыве и проведении общего собрания акционеров. |
Более того, если число акционеров превышает 1 000, количественный состав данного органа промежуточной компетенции не может быть менее 7 членов, а 10 000 - не менее 9. Причем избрание членов СД (НС) должно осуществляться кумулятивным голосованием. В уставе может быть (но необязательно) определено количество независимых директоров в составе СД (НС).
Если в АО создается СД (НС), то к его исключительной компетенции относятся вопросы, указанные в таблице.
Исключительная компетенция совета директоров (наблюдательного совета) в акционерном обществе | |
Исключительная компетенция СД (НС) в АО | Комментарий |
Утверждение годового финансово-хозяйственного плана АО, если разработка такого плана предусмотрена уставом, и контроль за его выполнением |
- |
Созыв годового общего собрания акционеров и решение вопросов, связанных с его подготовкой и проведением | Подготовка и проведение общего собрания (ст.38-47 Закона) |
Принятие решения о выпуске АО эмиссионных ценных бумаг, за исключением принятия решения о выпуске акций | Статья 13 и другие статьи Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг»; Инструкция о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2009 № 146 |
Утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, за исключением утверждения решения о выпуске акций | |
Принятие решения о приобретении акционерным обществом ценных бумаг этого АО, за исключением принятия решения о приобретении акций | Речь идет, по сути, о досрочном погашении собственных облигаций |
Утверждение стоимости имущества АО в случае совершения крупной сделки и сделки, в совершении которой имеется заинтересованность аффилированных лиц, эмиссии (выдачи) ценных бумаг, а также в иных установленных законодательством или уставом акционерного общества случаях необходимости определения стоимости имущества акционерного общества, для совершения сделки с которым требуется решение общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) | При совершении крупной сделки стоимость имущества оценивается на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении такой сделки, либо по результатам независимой оценки (части первая и вторая ст.58 Закона) |
Определение рекомендуемого размера вознаграждений и компенсаций расходов членам ревизионной комиссии (ревизору) акционерного общества за исполнение ими своих функциональных обязанностей | Статья 59 Закона. В частности, не могут быть членом ревизионной комиссии (ревизором) хозяйственного общества член СД (НС) или коллегиального исполнительного органа либо физическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа этого общества |
Определение рекомендуемого размера дивидендов и срока их выплаты | Статья 72 Закона |
Использование резервных и других фондов акционерного общества | Статья 30 Закона; Инструкция по бухгалтерскому учету «Резервы, условные обязательства и условные активы», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28.12.2005 № 168 |
Решение о крупных сделках и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц, если решение этого вопроса отнесено уставом к компетенции СД (НС) | Общие правила (ст.57-58 Закона): 1) в отношении сделок с аффилированными лицами решение принимает общее собрание, но устав может передать этот вопрос на решение СД (НС), если стоимость сделки не более 2 % балансовой стоимости активов хозяйственного общества, причем в голосовании могут участвовать только независимые директора; 2) принятие решения в отношении крупных сделок общее собрание может передать СД (НС), который может принять решение только единогласно (примечание 2) |
Утверждение аудиторской организации (аудитора - ИП) и условий договора с аудиторской организацией (ИП) | Статья 61 Закона |
Утверждение депозитария и условий договора с депозитарием акционерного общества | Смотри часть седьмую ст.71 Закона |
Утверждение условий договоров с управляющей организацией (управляющим) и оценщиком | Согласно п.3 ст.103 Гражданского кодекса Республики Беларусь по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа АО могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Об управляющей компании холдинга упоминается в Указе № 660 |
Утверждение в случаях, предусмотренных Законом, локальных нормативных правовых актов акционерного общества | Совет директоров (наблюдательный совет) вправе принимать ЛНПА по вопросам определения требований к квалификационным, профессиональным и иным качествам кандидатов в члены исполнительного органа хозяйственного общества, а также порядка принятия решений этим органом в части, не урегулированной уставом, и др. (ст.54, 85 Закона) |
Решение иных вопросов, предусмотренных Законом и уставом АО |
- |
Особенности создания и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) в банках
Поскольку банки могут создаваться исключительно в организационно-правовой форме АО (ст.71 Банковского кодекса Республики Беларусь; далее - БК), все сказанное выше в полной мере относится и к ним. Но имеются еще и отраслевые особенности, установленные прежде всего БК, в частности:
• ст.34 - право Национального банка Республики Беларусь (далее - Нацбанк) устанавливать квалификационные требования к членам СД (НС) коммерческих банков;
• ст.35 - определение «существенного влияния» для целей консолидированного надзора;
• ст.94-95 - лицензионные требования к банкам;
• ст.1181 - информирование Нацбанка в течение 5 дней о назначении, переводе, увольнении члена СД (НС);
• ст.1341 - мера воздействия в виде отстранения члена СД (НС) от должности, повторном экзамене и т.п.
Кроме того, имеется отдельная ст.1091 «Требования к организации корпоративного управления банком, управления рисками и внутреннего контроля» БК, согласно которой СД (НС) банка обеспечивает организацию корпоративного управления банком, системы управления рисками и системы внутреннего контроля, исключение конфликта интересов в деятельности банка и условий его возникновения.
Член СД (НС), за исключением представителя государства в органах управления банка, а также руководитель и главный бухгалтер банка, их заместители, член коллегиального исполнительного органа банка, а также кандидаты на указанные должности должны соответствовать предъявляемым к ним квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации. Оценка соответствия таким требованиям производится специальной квалификационной комиссией Нацбанка.
Подотчетными СД (НС) в банке должны быть:
1) служба внутреннего аудита, что означает:
- утверждение СД (НС) положения о службе внутреннего аудита, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;
- утверждение СД (НС) сметы расходов службы внутреннего аудита и определение условий оплаты труда ее руководителя и специалистов;
- назначение руководителя службы внутреннего аудита и освобождение его от должности с согласия СД (НС);
- утверждение СД (НС) плана работы службы внутреннего аудита;
- регулярное рассмотрение и утверждение СД (НС) отчетов службы внутреннего аудита;
2) должностные лица, ответственные за управление рисками в банке и за внутренний контроль в банке, что означает:
- назначение и освобождение таких лиц от должности с согласия СД (НС);
- определение СД (НС) условий оплаты труда таких лиц;
- регулярное рассмотрение СД (НС) отчетов таких лиц.
В целях общего руководства и обеспечение деятельности системы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита банка, а также выбора и организации взаимодействия с аудиторскими организациями ИП в банке создается аудиторский комитет, который возглавляет независимый директор.
Более детально эти вопросы регламентирует Инструкция № 557. В соответствии с ней СД осуществляет общее руководство банком, в частности:
• контролирует работу исполнительного органа банка, в том числе путем регулярного рассмотрения его отчетов о реализации целей и стратегии развития банка, решений совета директоров;
• определяет корпоративные ценности и правила, в том числе принципы профессиональной этики;
• отвечает за соблюдение банком в целом и контролирует соблюдение исполнительным органом банка законодательства, устава, локальных нормативных правовых актов банка;
• определяет кадровую политику, включая политику в области кадровых назначений и преемственности, и политику мотивации труда, в том числе оплаты труда и выплаты вознаграждений, соответствующие целям и стратегии развития банка, его финансовому состоянию и риск-профилю;
• определяет политику банка в отношении конфликта интересов, принимает меры по обеспечению прозрачности корпоративного управления банком.
При этом численный и персональный состав СД должен соответствовать масштабам и характеру деятельности банка, целям и стратегии его развития, формироваться таким образом, чтобы обеспечивать:
1) возможность проведения заседаний совета директоров преимущественно в очной форме при наличии кворума;
2) формирование и надлежащую работу комитетов, создаваемых советом директоров.
Согласно п.11 Инструкции № 557 члены СД обязаны:
• обладать знаниями о структуре корпоративного управления банком, функциях СД, организационной структуре банка и рисках, в том числе связанных с корпоративным управлением;
• формировать собственное компетентное, обоснованное мнение по рассматриваемым вопросам независимо от точки зрения других членов СД, исполнительного органа или работников банка;
• при принятии решений руководствоваться принципами осторожности и лояльности, в соответствии с которыми член СД должен выполнять возложенные на него обязанности обоснованно, добросовестно и разумно, в интересах банка и всех его акционеров, не используя свои полномочия в личных целях или интересах отдельного лица (группы лиц);
• воздерживаться от действий, которые могут привести к возникновению конфликта интересов, а также незамедлительно сообщать совету директоров о возникновении конфликта интересов и принимать меры по его устранению;
• участвовать в заседаниях СД без права передачи соответствующих полномочий третьим лицам;
• своевременно раскрывать информацию о фактах, которые могут повлиять на возможность участия в работе СД (болезнь, отпуск, командировка), а также принятия решения в соответствии с принципами осторожности и лояльности;
• соблюдать конфиденциальность информации, содержащей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, ставшую ему известной в связи с участием в работе СД банка.
В составе СД должно быть не менее двух независимых директоров. При избрании членов СД в решении общего собрания акционеров банка указываются лица, являющиеся независимыми директорами. Независимый директор не может входить в состав коллегиального исполнительного органа и (или) являться руководителем банка. Основная функция независимого директора - участие в работе СД банка при принятии решений по вопросам выработки стратегии развития банка, оценки соответствия деятельности исполнительных органов избранной стратегии, определения политики в области управления конфликтом интересов и урегулирования конфликта интересов с участием акционеров, защиты интересов миноритарных акционеров банка, а также иным вопросам, затрагивающим интересы акционеров банка.
Порядок работы совета директоров (наблюдательного совета)
Режим работы СД (НС) - дискретный, то есть не ежедневно, но и не раз в год, как общее собрание. Очередность заседаний определяется по мере накопления вопросов или по заранее спланированному графику.
Кворум на заседаниях - 50 % членов, но уставом может быть определено квалифицированное большинство. То же самое касается и порядка принятия решений. Обычно один член СД (НС) - это один голос, причем в случае равенства голос председателя решающий. Часто во избежание подобных ситуаций число членов органа промежуточной компетенции определяют как нечетное, что, однако, имеет смысл лишь при запрете воздерживаться от голосования и 100-процентном кворуме.
![]() |
Обратите внимание! В отличие от общего собрания выдача доверенности или иная передача права голоса членом СД (НС) иному лицу, в том числе его же члену, не допускается, причем императивной нормой. Но уставом может быть предусмотрено голосование методом опроса. |
В случае если количество членов СД (НС) оказалось менее половины от количества избранных, СД (НС) обязан в 15-дневный срок принять решение о проведении внеочередного общего собрания. Оставшиеся члены СД (НС) вправе принимать решение только о созыве этого внеочередного общего собрания.
Решения СД (НС) оформляются протоколом, который подписывает председатель.
В некоторых случаях решения СД (НС) могут нуждаться в дополнительном согласовании или утверждении. Речь идет не только об общем собрании. Например, Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530, предусматривает такое право для временной администрации (п.79). В других случаях представители государства просто входят в состав СД (НС) наравне с представителями иных акционеров. Государственный орган, осуществляющий владельческий надзор, вправе в любое время заменить своего представителя (ст.26 Закона Республики Беларусь от 19.01.1993 № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества»).
Ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета)
Причина, по которой ответственность членов СД (НС) выделена в отдельный вопрос, - в их своеобразном статусе.
![]() |
Обратите внимание! Поскольку деятельность членов СД (НС) не регулируется ТК, они не могут быть привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности. |
Достаточно проблематично отнести членов СД (НС) к должностным лицам в целях применения к ним административной и уголовной ответственности: ключевой признак в определении последних - выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (ст.1.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, часть 4 ст.4 Уголовного кодекса Республики Беларусь), что идеально подходит для членов коллегиального либо единоличного исполнительного органа общества, но далеко не всегда для членов СД (НС). Кроме того, СД (НС) - это коллегиальный орган, привлечение, в частности, к уголовной ответственности его членов вступает в противоречие с принципом личной виновной ответственности.
С целью избежать безнаказанности членов органа промежуточной компетенции хозяйственного общества часть седьмая ст.33 Закона устанавливает, что члены органов хозяйственного общества в соответствии с их компетенцией несут ответственность перед хозяйственным обществом за убытки, причиненные этому обществу их виновными действиями (бездействием), в порядке, установленном уставом хозяйственного общества и законодательством.
При этом не несут ответственности члены органов хозяйственного общества, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение этому обществу убытков, или не принимавшие участия в таком голосовании. В случае если ответственность несут несколько членов органов хозяйственного общества, их ответственность перед хозяйственным обществом является солидарной. В случае отказа членов органов хозяйственного общества в добровольном возмещении убытков они могут быть взысканы в интересах общества в судебном порядке по иску самого хозяйственного общества, членов СД (НС), уполномоченных его решением, принятым большинством не менее 2/3 голосов, а также участников хозяйственного общества, уполномоченных решением общего собрания, принятым большинством не менее 3/4 голосов.
В отношении членов СД (НС) действуют также некоторые превентивные меры, в частности:
1) они, равно как и члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа АО, рассматриваются в качестве аффилированных лиц (ст.56 Закона);
2) члены совета директоров (наблюдательного совета) обязаны в письменной форме сообщать совету директоров (наблюдательному совету) обо всех своих сделках с ценными бумагами общества, а также о сделках с ценными бумагами этого общества их супруга (супруги), родителей, совершеннолетних детей и их супругов, усыновителей, совершеннолетних усыновленных (удочеренных) и их супругов, деда, бабки, совершеннолетних внуков и их супругов, родных братьев и сестер и родителей супруга (супруги) в порядке, предусмотренном уставом общества (часть пятая ст.84 Закона);
3) члены СД (НС) банка рассматриваются в качестве инсайдеров для расчета норматива ограничения концентрации риска (ст.115 БК) и иных целей.
Нарушение указанных требований применительно, в частности, к аффилированным лицам может повлечь гражданско-правовую ответственность члена СД (НС) в форме:
1) признания недействительной оспоримой сделки, в совершении которой имеется заинтересованность аффилированного лица, совершенной с нарушением требований ст.57 Закона. В роли истца могут выступать участники хозяйственного общества, само хозяйственное общество, а также члены СД (НС);
2) возмещения убытков, причиненных хозяйственному обществу в результате осуществления сделки, в совершении которой имеется заинтересованность его аффилированного лица. При этом, если аффилированное лицо, заинтересованное в сделке, получило вследствие совершения этой сделки доходы, хозяйственное общество вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы. В случае отказа аффилированного лица в добровольном возмещении убытков они могут быть взысканы в интересах общества в судебном порядке по иску самого хозяйственного общества, членов СД (НС), уполномоченных его решением, принятым большинством не менее 2/3 голосов, а также участников хозяйственного общества, уполномоченных решением общего собрания, принятым большинством не менее 3/4 голосов.
Примечание 1. Кашанина Т.В. Корпоративное право. М., 2010. С.467-468, 471.
Примечание 2. Также см. п.15 Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» (далее - Указ № 660).
30.03.2015
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 января 2016 г. в Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» на основании Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З внесены изменения и дополнения. |