Пособие от 08.05.2014
Автор: Каменков В.

Современное антимонопольное законодательство Беларуси и России (сравнительный анализ)


 

Материал помещен в архив

 

СОВРЕМЕННОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БЕЛАРУСИ И РОССИИ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

В последние несколько лет законодательство Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества (ЕЭС) и входящих в них государств (Беларуси, Казахстана и России) в сфере защиты конкуренции оказалось в числе наиболее активно реформируемых. Можно предположить, что похожую энергичность ожидают и иные сферы экономических отношений договаривающихся государств.

Такое оживление объясняется политической волей и последовательностью в исполнении международных обязательств Беларуси, Казахстана и России в области конкурентной политики. Более глубокой предпосылкой успешных реформ антимонопольного законодательства являются его гармонизация и механизм ее реализации.

Гармонизация антимонопольного законодательства. Рекомендации по приведению национального законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в соответствие с соглашениями о регулировании деятельности субъектов естественных монополий и правилах конкуренции

В ряде международных договоров Таможенного союза в качестве самостоятельной цели означалась гармонизация национального законодательства договаривающихся сторон в исследуемой области отношений.

Так, в Соглашении о единых принципах и правилах конкуренции (заключено в г.Москве 9 декабря 2010 г., ратифицировано Законом Республики Беларусь от 28.12.2010 № 207-З, вступило в силу с 1 января 2012 г. (далее - Соглашение о конкуренции) (п.1 решения Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 № 9)) было установлено, что его целью является формирование сторонами единой конкурентной политики для:

• обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и капитала;

• свободы экономической деятельности;

• эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза;

• гармонизации законодательства сторон в области конкурентной политики;

• недопущения действий, способных оказать негативное влияние на взаимную торговлю сторон (п.1 ст.1).

Проанализировав содержание приведенных правовых норм, можно утверждать, что здесь обозначен комплекс целей, рассчитанных на получение общего результата.

В Соглашении о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий (заключено в г.Москве 9 декабря 2010 г., ратифицировано Законом Республики Беларусь от 28.12.2010 № 206-З (далее - Соглашение о субъектах естественных монополий)) также обозначена комплексная цель: создание правовых основ для формирования и установления единых принципов и общих правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий государств сторон для:

• обеспечения баланса интересов потребителей, субъектов естественных монополий и общества, обеспечивающих доступность услуг, реализуемых субъектами естественных монополий, эффективность функционирования и развития субъектов естественных монополий в государствах сторон;

• гармонизации на их основе национального законодательства сторон в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий (ст.1).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. Соглашение о субъектах естественных монополий, Соглашение о конкуренции и Законы № 206-З и № 207-З утратили силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

Но не только упоминание гармонизации сыграло свою решающую роль, а скорее механизм ее осуществления.

Во-первых, в Соглашении о конкуренции гармонизация законодательства рассматривалась в качестве самостоятельного этапа, но в цепи последовательности других этапов реализации самого Соглашения (ст.28).

Во-вторых, в этом Соглашении был определен компетентный и ответственный орган, в т.ч. за гармонизацию законодательства, - Комиссия Таможенного союза (ст.30).

В-третьих, Комиссии Таможенного союза было предоставлено полномочие своим решением по представлению сторон устанавливать, какие нормативные правовые акты сторон в этой области подлежат изменению или принятию, а также определять последовательность осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательства каждой из сторон в этой сфере (ст.30).

В-четвертых, Комиссии Таможенного союза было предоставлено право своим решением устанавливать срок (не более 18 месяцев с момента вступления в силу Соглашения о конкуренции), в течение которого стороны приводят свое законодательство в соответствие с принципами и правилами конкуренции, установленными разделами II и III Соглашения о конкуренции.

Схожие полномочия у Комиссии Таможенного союза были и в Соглашении о субъектах естественных монополий.

Кроме того, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества были одобрены Рекомендации по приведению национального законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в соответствие с соглашениями о регулировании деятельности субъектов естественных монополий и правилах конкуренции (постановление Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 16.05.2012 № 14-14) (далее - Рекомендации).

В указанных Рекомендациях отмечалось, что «…проведенный сравнительно-правовой анализ национального законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации показал, что терминология, а также основные определения, используемые в Соглашении о единых принципах и правилах конкуренции, а также в Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Законе Республики Казахстан «О конкуренции» и Законе Российской Федерации «О защите конкуренции», практически совпадают».

В отношении же правового регулирования естественных монополий в Рекомендациях отмечено иное. «Существующее регулирование отдельных отраслей естественных монополий достаточно запутано, поскольку нормативно-правовая база, на которую оно опирается, формировалась достаточно стихийно, по мере необходимости. Представляется целесообразным при последующем рассмотрении Комиссией Таможенного союза (Евразийской экономической комиссией) отдельных отраслей естественных монополий рекомендовать разработать единый подход к структурированию отраслевого законодательства.

В таблицах приведены только законодательные акты, в то же время правоотношения в отраслях регулируются во многом подзаконными актами правительств, министерств и ведомств. Существующий подход правового регулирования не способствует транспарентности законодательства и затрудняет доступ к правилам регулирования услуг естественных монополий хозяйствующих субъектов других государств - членов ЕЭП».

В Рекомендациях содержались и конкретные предложения по совершенствованию гармонизации национального законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В частности, в национальном законодательстве каждого из государств должны быть введены либо изменены правовые нормы о защите конкуренции:

• о (об) принципе равенства в применении норм конкурентного законодательства;

• административной ответственности за недобросовестную конкуренцию (ст.11.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП Республики Беларусь), ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации)) - предлагалось санкции за административные правонарушения, предусмотренные указанными статьями, привести в соответствие со ст.14 Соглашения о конкуренции;

• наличии в институционной структуре Евразийского экономического союза следующих наднациональных органов - Евразийской экономической комиссии, Высшего Евразийского экономического совета, Суда Евразийского экономического сообщества (Евразийского экономического союза);

• единой системе начисления штрафов в твердой сумме либо в процентном соотношении за нарушения законодательства в области конкуренции в национальных кодексах об административных правонарушениях;

• возможности обмена информацией уполномоченными органами в соответствии со ст.24 Соглашения о конкуренции;

• ответственности и об освобождении от ответственности за нарушение правил конкуренции в соответствии со ст.14 Соглашения о конкуренции;

• введении государственного ценового регулирования и оспаривания действий сторон по введению государственного ценового регулирования, о взаимодействии сторон и Комиссии Таможенного союза в этой сфере правоотношений в соответствии со ст.17 Соглашения о конкуренции;

• праве Комиссии Таможенного союза принимать решение по факту введения государственного ценового регулирования и определения порядка подачи и рассмотрения обращений сторон по фактам введения государственного ценового регулирования и оспаривании решений в соответствии со ст.17 и 18 Соглашения о конкуренции.

Также в национальном законодательстве каждого из государств предлагалось ввести либо изменить нормы о правовом регулировании отношений в сферах естественных монополий:

статью 3 Закона Республики Беларусь от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях», ст.4 Закона Республики Казахстан от 09.07.1998 № 272-1 «О естественных монополиях и регулируемых рынках» и ст.4 Федерального Закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» предлагалось разделить на две части, указав в первых частях статей сферы, регулируемые национальным законодательством с учетом положений Соглашения о субъектах естественных монополий, а во второй части - сферы, регулируемые только национальным законодательством;

• о гармонизации сфер естественных монополий, указанных в приложениях 1 и 2 к Соглашению о субъектах естественных монополий, путем их сокращения и с возможным определением переходного периода в секторальных (отраслевых) соглашениях в соответствии с п.5 ст.3 указанного Соглашения;

• о разделении компетенции сторон и Комиссии Таможенного союза в случае расширения сферы естественных монополий в соответствии с п.6 ст.3 Соглашения о субъектах естественных монополий;

• о принципах, которыми должны руководствоваться стороны при регулировании и (или) контроле за деятельностью субъектов естественных монополий во всех сферах в соответствии со ст.4 Соглашения о субъектах естественных монополий. Особенно следует выделить принцип соблюдения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий государств сторон, обеспечивающего доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие субъектов естественных монополий;

• о гармонизации в соответствии со ст.5 Соглашения о субъектах естественных монополий видов (форм, способов, методов, инструментов) регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

• о правилах регулирования, обеспечивающих доступ к услугам субъектов естественных монополий в соответствии со ст.6 Соглашения о субъектах естественных монополий.

Столь подробное освещение пути от рекомендаций к ожидаемому результату в деле совершенствования и гармонизации законодательства разных государств заслуживает внимания с позиции возможных аналогий и в иных сферах.

Реализация рекомендаций о принципе равенства в применении норм конкурентного законодательства

В Беларуси:

• в новом Законе Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», вступающем в силу с 1 июля 2014 г., установлено, что государственная политика в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции основывается в т.ч. на принципе применения антимонопольного законодательства к хозяйствующим субъектам в равной мере и на равных условиях независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и места регистрации юридических лиц, гражданства, места жительства, имущественного и должностного положения физических лиц и иных обстоятельств (принцип равенства в применении норм антимонопольного законодательства) (ст.3).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 августа 2018 г. Закон № 94-З изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 98-З. В ст.5 новой редакции Закона № 94-З приведены основные принципы государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции;

 

• в КоАП Республики Беларусь принцип равенства закреплен в качестве принципа административной ответственности (ст.4.2);

статья 3 Закона Республики Беларусь от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях» не изменена.

В России:

• о принципе равенства в применении норм конкурентного законодательства в Рекомендациях указывался Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в который необходимо внести изменения. В данном Законе (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 22 июня 2014 г.) прямая норма об указанном принципе отсутствует (если использовать собирательный метод, возможно обнаружить этот принцип);

• в КоАП Российской Федерации принцип равенства перед законом закреплен в качестве принципа административной ответственности;

• статья 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» не предусматривает сферы, регулируемые национальным законодательством с учетом положений Соглашения о субъектах естественных монополий.

В Беларуси и России:

• санкции за административные правонарушения, предусмотренные ст.11.25 КоАП Республики Беларусь, ст.14.9 КоАП Российской Федерации, остаются в настоящее время без изменения;

• норм о наличии в институционной структуре Евразийского экономического союза следующих наднациональных органов - Евразийской экономической комиссии, Высшего Евразийского экономического совета, Суда Евразийского экономического сообщества (Евразийского экономического союза) пока не имеется;

• норм о возможности обмена информацией уполномоченными органами в соответствии со ст.24 Соглашения о конкуренции пока нет;

• нормы о государственном регулировании, а не о государственном ценовом регулировании имеются в законах о защите конкуренции;

Анализ действующего национального законодательства каждого из означенных государств показывает, что работа по гармонизации антимонопольного законодательства и законодательства по защите конкуренции еще предстоит.

 

08.05.2014

 

Виктор Каменков, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, председатель общественной организации «Белорусский республиканский союз юристов»