Пособие от 16.01.2016
Автор: Жилевский Д.

Создание и деятельность хозяйственных обществ с одним участником


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ С ОДНИМ УЧАСТНИКОМ

Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ» предусматривает с 26 января 2016 г. возможность создания хозяйственных обществ с одним участником не только государством, но и другими субъектами права.

Стоит отметить, что в правовой системе Республики Беларусь хозяйственные общества с одним участником существовали и ранее. Данный факт основан на норме части третьей ст.3 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII), которая указывает, что особенности правового положения и создания хозяйственных обществ, 100 % долей в уставных фондах (акций) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, определяются законодательными актами.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2018 г. следует руководствоваться частью третьей ст.3 Закона № 2020-XII в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2017 № 52-З: «Особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ в банковской, страховой, биржевой и иных сферах деятельности, а также акционерных инвестиционных фондов определяются иными законодательными актами».

С 28 апреля 2021 г. в Закон № 2020-XII внесены изменения Законом от 05.01.2021 № 95-З. Комментарии см. здесь.

 

Помимо этого, согласно части четвертой ст.3 Закона № 2020-XII особенности создания открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственного имущества определяются законодательством о приватизации.

Так, например, на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» осуществлялось преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, в которых 100 % акций принадлежало государству, то есть всего лишь одному участнику. Однако данное исключение касалось только государства.

В нижеприведенной таблице отражены новеллы относительно создания и деятельности хозяйственных обществ с одним участником (за исключением хозяйственных обществ, в которых единственным участником является государство).

 

Норма Закона № 2020-XII Содержание Комментарий
Часть вторая ст.3 Закона № 2020-XII Положения Закона № 2020-XII, регламентирующие правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ, распространяются на хозяйственные общества, состоящие из одного участника, если иное не предусмотрено Законом № 2020-XII и иными законодательными актами По общему правилу нормы, регламентирующие правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ с одним участником, аналогичны правовым нормам, действующим в отношении хозяйственных обществ с двумя и более участниками. Иное напрямую указано в Законе № 2020-XII, а также может быть указано в иных законодательных актах.
Полагаем, что более удачной формулировкой данной нормы Закона № 2020-XII была бы следующая: «Положения Закона № 2020-XII, регламентирующие правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ, распространяются на хозяйственные общества, состоящие из одного участника, если иное не предусмотрено Законом № 2020-XII и иными законодательными актам, а также не вытекает из существа применяемых правоотношений».
Например, Закон № 2020-XII ничего не говорит о возможности применения в деятельности хозяйственного общества с одним участником акционерного соглашения или договора об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью (ст.901, 1111 Закона № 2020-XII). Хотя вполне логично, что в указанных институтах речь идет именно о договоре как о соглашении двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п.1 ст.390 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)), и, соответственно, при наличии одного участника в хозяйственном обществе такие институты невозможно применить. Учитывая сказанное, дополнение рассматриваемой нормы вышеуказанным замечанием было бы целесообразным
Часть третья ст.10 Закона № 2020-XII Хозяйственное общество может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного участника, в том числе при создании в результате реорганизации юридического лица Этой нормой дан так называемый старт созданию в правовой системе Республики Беларусь хозяйственных обществ с одним участником - любым желающим, а не только государством. При этом речь в ней идет не только о создании такого хозяйственного общества с «нуля», но и о создании его в результате реорганизации уже существующего юридического лица
Часть третья ст.11 Закона № 2020-XII В случае учреждения хозяйственного общества одним лицом решение (решения) по вопросам, связанным с его учреждением, принимается (принимаются) этим лицом единолично и оформляется (оформляются) письменно. Решение (решения) единственного учредителя, связанное (связанные) с учреждением хозяйственного общества, должно (должны) определять размер уставного фонда хозяйственного общества и порядок его формирования, юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которые будут осуществлять оценку стоимости неденежного вклада в уставный фонд или проводить экспертизу достоверности оценки стоимости неденежного вклада в случае, если согласно решению об учреждении хозяйственного общества его уставный фонд должен быть сформирован до его государственной регистрации, а также содержать решения по вопросам, указанным в части первой ст.12 и части первой ст.68 Закона № 2020-XII Рассматриваемой нормой регулируются особенности создания хозяйственного общества с одним участником путем его учреждения. В этом случае все решения, а это, как правило, не только решение об учреждении самого хозяйственного общества, принимаются единственным учредителем самостоятельно и в обязательном порядке должны быть оформлены письменно (такой документ может быть назван письменным решением учредителя).
В любом случае в таком решении должны быть указаны следующие сведения:
- о размере уставного фонда хозяйственного общества;
- о порядке формирования уставного фонда;
- о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, которые будут осуществлять оценку стоимости неденежного вклада в уставный фонд или проводить экспертизу достоверности оценки стоимости неденежного вклада, если уставный фонд формируется до государственной регистрации хозяйственного общества;
- об утверждении оценки стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества в случае, если уставный фонд формируется до государственной регистрации хозяйственного общества;
- об утверждении устава;
- об образовании органов хозяйственного общества и назначении их членов;
- об утверждении решения о выпуске акций (в случае создания акционерного общества).
Стоит отметить, что решение единственного учредителя о создании хозяйственного общества также может содержать и иные сведения, что основано на норме абзаца 5 части первой ст.12 Закона № 2020-XII
Часть четвертая ст.11 Закона № 2020-XII В случае учреждения хозяйственного общества одним лицом ответственность по обязательствам, возникшим до государственной регистрации хозяйственного общества и связанным с его учреждением, несет это лицо. При этом хозяйственное общество может принять на себя ответственность по обязательствам учредителя, связанным с учреждением этого общества Содержание данной нормы по смыслу аналогично нормам, изложенным в первом и втором предложениях части четвертой ст.11 Закона № 2020-XII, и, по сути, отражает специфику создания хозяйственного общества с одним участником и возложения ответственности по обязательствам, возникшим до государственной регистрации такого хозяйственного общества на единственного учредителя.
Стоит отметить, что рассматриваемая норма позволяет принять указанную ответственность в последующем самим хозяйственным обществом. Вместе с тем она не указывает, кто должен принимать решение по этому поводу, в отличие от норм, изложенных в первом и втором предложениях части четвертой ст.11 Закона № 2020-XII, где указано, что этот вопрос решается общим собранием участников хозяйственного общества. Логично предположить, что данный вопрос должен решаться по аналогии, то есть такое решение принимает в последующем единственный участник хозяйственного общества.
Соответственно, полагаем, что более удачной формулировкой четвертого предложения части четвертой ст.11 Закона № 2020-XII была бы следующая: «При этом хозяйственное общество может принять на себя ответственность по обязательствам учредителя, связанным с учреждением этого общества, в случае последующего принятия решения об этом единственным участником хозяйственного общества»
Часть седьмая ст.12 Закона № 2020-XII В случае учреждения хозяйственного общества одним лицом учредительное собрание не проводится Само понятие «собрание» подразумевает совместное присутствие нескольких лиц. Соответственно, Законом № 2020-XII и сделано указание на отсутствие необходимости в проведении учредительного собрания при создании хозяйственного общества единственным учредителем
Часть шестая ст.13 Закона № 2020-XII Хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного участника Установлен запрет на создание цепочки хозяйственных обществ с одним участником. Необходимо отметить, что для унитарных предприятий, также имеющих единственного учредителя, допускается создание дочернего предприятия, где единственным учредителем будет выступать само унитарное предприятие (п.3 ст.114 ГК).
Также отметим, что, устанавливая указанный запрет, Закон № 2020-XII не установил механизма ответственности за его нарушение. Можно предположить, что гипотетически государственная регистрация хозяйственного общества, единственным участником которого будет являться хозяйственное общество с одним участником, может быть признана недействительной на основании п.26 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1.
Однако если вышеуказанное предположение теоретически можно осуществить, то непонятно, что делать в ситуации, когда первоначально хозяйственное общество имеет в качестве участника другое хозяйственное общество, состоящее, скажем, из двух участников, а в дальнейшем в результате выхода из состава одного из участников получается, что формально нарушаются нормы части шестой ст.13 Закона № 2020-XII. В этом случае механизм применения ответственности неясен
Части третья и четвертая ст.19 Закона № 2020-XII В случае выделения из хозяйственного общества нового хозяйственного общества, единственным участником которого является реорганизованное хозяйственное общество, утверждение устава этого общества, образование его органов, избрание их членов осуществляются общим собранием участников реорганизованного хозяйственного общества. Первоначальное отчуждение доли (части доли) в уставном фонде (акций) возникшего в результате выделения хозяйственного общества, единственным участником которого является реорганизованное хозяйственное общество, осуществляется по решению общего собрания участников реорганизованного хозяйственного общества в порядке и на условиях, определенных этим общим собранием.
Реорганизация хозяйственного общества, состоящего из одного участника, в форме выделения, в результате которой возникает иное хозяйственное общество, единственным участником которого будет являться реорганизуемое хозяйственное общество, не допускается
Часть четвертая ст.19 Закона № 2020-XII, по сути, является логическим продолжением нормы части шестой ст.13 Закона № 2020-XII, которая запрещает хозяйственному обществу иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного участника, в том числе если такая ситуация возникнет в результате реорганизации хозяйственного общества, состоящего из одного участника, в форме выделения.
Частью третьей ст.19 Закона № 2020-XII урегулированы особенности реорганизации хозяйственного общества в форме выделения с созданием нового хозяйственного общества, единственным участником которого является реорганизованное хозяйственное общество.
Законодательно закреплена возможность выступать хозяйственному обществу в качестве участника другого хозяйственного общества по результатам проведения реорганизации в форме выделения (здесь указанные нормы следует учитывать в совокупности с нормами части второй ст.19 Закона № 2020-XII). Следует отметить, что ранее вопрос о возможности участия самого хозяйственного общества, из которого осуществлялось выделение нового хозяйственного общества, являлся дискуссионным.
Данный подход законодателя не лишен изъяна, так как в таком случае практически будут отсутствовать отличия между реорганизацией в форме выделения и созданием нового хозяйственного общества по решению хозяйственного общества.
Законодателем однозначно решен вопрос о первоначальном отчуждении доли (части доли) в уставном фонде (акций) возникшего в результате выделения хозяйственного общества, единственным участником которого является реорганизованное хозяйственное общество. Решение такого вопроса будет являться исключительной компетенцией общего собрания участников реорганизуемого хозяйственного общества
Часть первая ст.20 Закона № 2020-XII Хозяйственное общество одной формы или одного вида может преобразовываться в хозяйственное общество другой формы или другого вида либо в хозяйственное товарищество, производственный кооператив или унитарное предприятие в порядке, установленном Законом № 2020-XII и иными законодательными актами, за исключением хозяйственного общества, состоящего из одного участника, которое может быть преобразовано в хозяйственное общество другой формы или другого вида либо в унитарное предприятие Установлена специфика преобразования хозяйственного общества с одним участником, что продиктовано правовой природой иных коммерческих организаций.
Допускается преобразование такого хозяйственного общества только в:
- хозяйственное общество другой формы;
- хозяйственное общество другого вида;
- унитарное предприятие.
При этом преобразование такого хозяйственного общества в хозяйственное товарищество или производственный кооператив не допускается, что вполне логично, так как в последних количество участников составляет минимум два и три соответственно (п.1 ст.63, п.3 ст.108 ГК)
Часть четвертая ст.24 Закона № 2020-XII При принятии решения о ликвидации юридического лица, являющегося единственным участником хозяйственного общества, должно быть принято решение о ликвидации этого общества Существование данной нормы обусловлено необходимостью не допустить существования хозяйственных обществ без участника, что в принципе противоречит правовой природе самих хозяйственных обществ.
Однако, на взгляд автора, законодателю, возможно, не следовало бы так радикально подходить к решению данного вопроса. На практике может возникнуть ситуация, когда по ряду причин существование хозяйственного общества, являющегося единственным участником другого хозяйственного общества, нецелесообразно, но существование другого хозяйственного общества, наоборот, является целесообразным.
Полагаем, что следовало бы данный вопрос рассматривать сквозь призму распределения оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества среди участников (в данном случае речь идет об оставшейся доли в размере 100 % в уставном фонде хозяйственного общества) и допустить все-таки возможность продолжения осуществления хозяйственной деятельности таким обществом со сменой участника в лице одного из бывших участников первоначального хозяйственного общества
Часть вторая ст.33 Закона № 2020-XII Высшим органом управления хозяйственного общества является общее собрание участников хозяйственного общества. В хозяйственном обществе, состоящем из одного участника, общее собрание участников хозяйственного общества не созывается и не проводится. Полномочия общего собрания участников хозяйственного общества осуществляет этот участник Аналогично норме части седьмой ст.12 Закона № 2020-XII практическая необходимость в проведении каких-либо собраний в хозяйственном обществе с единственным участником отсутствует. В данном случае все решения, входящие в компетенцию общего собрания участников, уполномочен принимать единственный участник этого общества.
Таким образом, можно сказать, что как таковой высший орган управления в хозяйственном обществе с одним участником отсутствует. Его функции как раз и выполняет участник
Часть пятая ст.33 Закона № 2020-XII Совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный и контрольный органы подотчетны общему собранию участников хозяйственного общества, а в хозяйственном обществе, состоящем из одного участника, - этому участнику Учитывая отсутствие в хозяйственном обществе с одним участником такого органа управления, как общее собрание его участников, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный и контрольный органы хозяйственного общества подотчетны этому единственному участнику
Часть восьмая ст.36 Закона № 2020-XII Положения ст.36 Закона № 2020-XII, определяющие порядок и сроки созыва и проведения общего собрания участников хозяйственного общества, не применяются к хозяйственному обществу, состоящему из одного участника, за исключением срока, установленного частью четвертой ст.36 Закона № 2020-XII для проведения годового общего собрания участников хозяйственного общества, в течение которого этим участником должны быть приняты решения по вопросам, предусмотренным частями третьей и четвертой ст.36 Закона № 2020-XII Как указывалось выше, ввиду отсутствия в хозяйственном обществе с одним участником такого органа управления, как общее собрание его участников, нет необходимости применения норм, касающихся порядка созыва и проведения такого собрания, к правоотношениям, вытекающим из принятия решений единственным участником хозяйственного общества.
Вместе с тем единственный участник хозяйственного общества обязан принимать решения по утверждению годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов) и распределению прибыли и убытков этого общества, избранию членов совета директоров (наблюдательного совета), если его образование предусмотрено уставом хозяйственного общества, и ревизионной комиссии (ревизора) в срок не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года.
Стоит отметить, что Закон № 2020-XII не содержит механизма ответственности за нарушение вышеуказанной обязанности единственным участником хозяйственного общества. Помимо этого отсутствует и механизм понуждения такого участника к принятию соответствующих решений
Часть десятая ст.45 Закона № 2020-XII В хозяйственном обществе, состоящем из одного участника, решениями общего собрания являются письменные решения этого участника. В случае если единственным участником хозяйственного общества является другое хозяйственное общество, в уставе последнего должен быть определен орган, уполномоченный на принятие решений по вопросам, отнесенным уставом первого хозяйственного общества к компетенции общего собрания его участников В хозяйственном обществе, состоящем из двух и более участников, решения общего собрания участников оформляются в виде соответствующего протокола (ст.47 Закона № 2020-XII).
В случае наличия единственного участника в хозяйственном обществе при решении вопросов, входящих в его компетенцию, вместо протокола оформляются письменные решения этого участника.
Дополнительных требований к содержанию таких письменных решений, помимо их формы, Закон № 2020-XII не содержит.
Обращаем внимание, что именно устав хозяйственного общества, которое является единственным участником другого хозяйственного общества, а не устав последнего должен содержать указание на орган, уполномоченный на принятие решений по вопросам, отнесенным уставом последнего к компетенции общего собрания его участников. Хотя автор полагает, что с практической точки зрения целесообразнее было бы закрепить такое указание именно в уставе хозяйственного общества, в котором другое хозяйственное общество является единственным участником, так как при учреждении хозяйственного общества с единственным участником понадобится внесение дополнений в устав хозяйственного общества - учредителя
Часть одиннадцатая ст.57 Закона № 2020-XII Положения ст.57 Закона № 2020-XII не применяются к хозяйственному обществу, состоящему из одного участника, который одновременно осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа этого общества В ситуации, когда единоличный исполнительный орган и единственный участник хозяйственного общества совпадают в одном лице, нет оснований для применения механизма защиты прав и законных интересов такого участника посредством применения порядка принятия решений, описываемых в ст.57 Закона № 2020-XII, так как нарушить его права, когда он самостоятельно принимает решения о сделках, указанных в ст.57 Закона № 2020-XII, в принципе не представляется возможным
Часть двенадцатая ст.58 Закона № 2020-XII Положения ст.58 Закона № 2020-XII не применяются к хозяйственному обществу, состоящему из одного участника, который одновременно осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа Применение института крупных сделок, как и в случае с заинтересованностью аффилированных лиц, при совпадении единоличного исполнительного органа и единственного участника хозяйственного общества не имеет правового смысла
Абзацы 2, 8, 12 части первой ст.63 Закона № 2020-XII Документами хозяйственного общества являются:
- протокол учредительного собрания (письменные решения учредителя хозяйственного общества, учреждаемого одним лицом, по вопросам, указанным в части первой ст.12 и части первой ст.68 Закона № 2020-XII);
- протоколы общих собраний участников хозяйственного общества (в хозяйственном обществе, состоящем из одного участника, - письменные решения этого участника), протоколы счетной комиссии и протоколы заседаний иных органов хозяйственного общества;
- уставы хозяйственных обществ, единственным участником которых является данное хозяйственное общество
Перечень документов хозяйственного общества расширен за счет документов, имеющих место при создании и деятельности хозяйственного общества с единственным участником
Абзац 6 части восьмой ст.77 Закона № 2020-XII Акционерное общество не вправе принимать решение о приобретении акций и приобретать акции, если акционер, представивший предложение о продаже акций этого акционерного общества, является его единственным участником Фактически установлен запрет на совершение сделок по отчуждению и приобретению акций между единственным акционером акционерного общества и самим акционерным обществом. Стоит отметить, что здесь речь идет только об акциях собственного выпуска акционерного общества
Часть девятая ст.78 Закона № 2020-XII Не вправе требовать выкуп принадлежащих им акций акционеры акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственного имущества или путем преобразования арендных предприятий, коллективных (народных) предприятий, государственных предприятий, государственных унитарных предприятий, более 50 % акций которых принадлежит государству, в случае их реорганизации в форме присоединения к ним одного или нескольких юридических лиц, а также акционер, являющийся единственным участником этого акционерного общества Данный правовой запрет аналогичен по смыслу нормам абзаца 6 части восьмой ст.77 Закона № 2020-XII
Абзац 2 ст.87 Закона № 2020-XII К документам акционерного общества кроме документов, указанных в части первой ст.63 Закона № 2020-XII, относится договор о создании акционерного общества (письменные решения единственного учредителя акционерного общества) Перечень документов акционерного общества расширен за счет документов, имеющих место при создании и деятельности акционерного общества с единственным участником
Часть третья ст.88 Закона № 2020-XII Акционерное общество, состоящее из одного акционера, должно раскрывать информацию об этом для всеобщего сведения посредством ее опубликования в печатных средствах массовой информации, определенных уставом акционерного общества, и (или) размещения на сайте этого общества в глобальной компьютерной сети Интернет Указанная новелла имеет неоднозначный характер и в настоящее время не согласуется с иными законодательными актами. С одной стороны, реестр акционеров, содержащий сведения об акционерах акционерного общества, даже если в нем и указан единственный акционер, не является общедоступным документом, что основано на нормах подп.1.4 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» (далее - Указ № 277). Соответственно, учитывая большую юридическую силу Указа № 277 по отношению к Закону № 2020-XII, норма части третьей ст.88 Закона № 2020-XII не подлежит применению до момента, пока в Указ № 277 не будут внесены соответствующие изменения и дополнения.

От редакции «Бизнес-Инфо»

Пункт 1 Указа № 277 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 18.07.2016 № 272 изложен в новой редакции, порядок вступления в силу которого определен п.5 Указа № 272.


С другой стороны, смысл существования нормы части третьей ст.88 Закона № 2020-XII вполне понятен, так как она взаимоувязана с нормой части шестой ст.13 Закона № 2020-XII, согласно которой хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного участника.
То есть смысл информирования иных участников правоотношений о том, что акционерное общество имеет всего лишь одного акционера, - это недопущение нарушения нормы части шестой ст.13 Закона № 2020-XII в результате совершения сделок по приобретению долей (акций) в другом хозяйственном обществе
Часть первая ст.97 Закона № 2020-XII Отчуждение единственным участником общества с ограниченной ответственностью принадлежащей ему доли в уставном фонде общества самому обществу не допускается Правовой запрет аналогичен по смыслу нормам абзаца 6 части восьмой ст.77, части девятой ст.78 Закона № 2020-XII
Часть первая ст.103 Закона № 2020-XII Выход участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в таком обществе не остается ни одного участника, в том числе выход единственного участника общества с ограниченной ответственностью из этого общества, не допускается Указанный запрет направлен на исключение ситуации, когда в хозяйственном обществе не останется ни одного участника. Однако в точки зрения практики, интересной представляется ситуация, когда все участники хозяйственного общества одновременно подадут заявления о выходе из состава участников общества с ограниченной ответственностью. Буквально трактуя указанную норму, можно сказать, что одновременная подача участниками заявлений о выходе не должна влечь никаких правовых последствий. В случае если такие заявления будут поданы в разные промежутки времени, последний из участников, кто подаст заявление, не сможет ни фактически, ни юридически выйти из состава участников общества с ограниченной ответственностью

 

16.01.2016

 

Дмитрий Жилевский, юрист, специалист рынка ценных бумаг