Пособие от 15.02.2011
Автор: Сафаревич Д.

Создание хозяйственного общества физическими лицами - резидентами Республики Беларусь в Российской Федерации


 

Материал помещен в архив

 

СОЗДАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ - РЕЗИДЕНТАМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Случаи, когда необходимо получение разрешений Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций

При создании хозяйственного общества физическими лицами - резидентами на территории Российской Федерации необходимо учитывать некоторые особенности белорусского законодательства.

Так, Закон РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон о валютном регулировании) к резидентам относит физических лиц - граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в Республике Беларусь (п.7 ст.1).

Пунктом 16 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72, определено, что физические лица - резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:

- на основании разрешений Нацбанка РБ - валютные операции, указанные в ст.10 Закона о валютном регулировании;

- без разрешений Нацбанка РБ - иные валютные операции.

Статьей 10 Закона о валютном регулировании закреплено, что на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами - резидентами (за исключением физических лиц, выступающих при проведении данных операций в качестве индивидуальных предпринимателей) разрешение Нацбанка РБ требуется только в случаях:

- приобретения акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;

- приобретения у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

- приобретения в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;

- размещения денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств;

- предоставления займов на срок, превышающий 180 дней;

- перевода денежных средств по сделкам, предусматривающим доверительное управление валютными ценностями.

Таким образом, для создания хозяйственного общества физическими лицами - резидентами в Российской Федерации требуется разрешение Нацбанка РБ.

При этом ст.10 Закона о валютном регулировании установлено исключение: не требуется получения разрешения Нацбанка РБ на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами - резидентами, непрерывно проживающими (находящимися) за пределами Республики Беларусь более одного года, если проведение таких операций не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь.

Порядок получения разрешений на проведение валютных операций

Порядок получения разрешений Нацбанка РБ на проведение валютных операций определен Инструкцией о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15 (далее - Инструкция № 15).

В соответствии с п.7 Инструкции № 15 выдача разрешений Нацбанка РБ на проведение физическими лицами - резидентами валютных операций, связанных с движением капитала по приобретению акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента, решения о приостановлении, прекращении действия разрешений осуществляется главным управлением валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка РБ (далее - главное управление Нацбанка) за подписью Председателя Правления Нацбанка РБ либо его заместителя, направляющего деятельность главного управления.

Письменный отказ в выдаче разрешений Нацбанка РБ осуществляется главным управлением Нацбанка за подписью Председателя Правления Нацбанка РБ, либо его заместителя, направляющего деятельность главного управления, либо начальника главного управления Нацбанка.

Выдача разрешений Нацбанка РБ на проведение рассматриваемой валютной операции осуществляется путем оформления разрешения по произвольной форме (п.8 Инструкции № 15).

Пункт 31 Инструкции № 15 устанавливает, что физические лица представляют в Нацбанк РБ для рассмотрения вопроса о выдаче разрешений на проведение валютной операции, связанной с движением капитала по приобретению акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента:

1) письменное заявление произвольной формы, заполненное машинописным текстом, с указанием конкретных видов валютных операций, по которым испрашивается получение разрешения, а также содержащее экономическое обоснование необходимости проведения операции.

В заявлении, подписанном физическим лицом, в обязательном порядке также указываются фамилия, имя, отчество, место жительства физического лица, телефон, данные документа, удостоверяющего личность;

2) копия документа, удостоверяющего личность;

3) копия выписки из торгового регистра страны учреждения субъекта валютных операций - нерезидента, в уставный фонд которого осуществляется инвестирование денежных средств, если субъект валютных операций - нерезидент уже зарегистрирован (либо иное эквивалентное доказательство юридического статуса в соответствии с законодательством страны его учреждения). Выписка должна быть датирована не позднее 3 месяцев до подачи заявления о выдаче разрешения.

Копии должны быть удостоверены по установленной форме компетентными органами иностранных государств за пределами Республики Беларусь согласно законодательству иностранных государств (легализованы или проставлен апостиль), если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. Представляемые копии документов должны сопровождаться надлежащим образом освидетельствованным переводом на один из государственных языков Республики Беларусь;

4) копия устава и (или) учредительного договора нерезидента, на основании которых он действует (если нерезидент является вновь создаваемым - проекты учредительных документов нерезидента). Копии должны быть удостоверены по установленной форме компетентными органами иностранных государств за пределами Республики Беларусь согласно законодательству иностранных государств (легализованы или проставлен апостиль), если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. Представляемые копии документов должны сопровождаться надлежащим образом освидетельствованным переводом на один из государственных языков Республики Беларусь;

5) копия документа, являющегося основанием для проведения соответствующей сделки. К документу прилагаются имеющиеся на дату обращения в Нацбанк РБ дополнения и приложения (при их наличии).

Верность копий представляемых в Нацбанк РБ документов должна быть засвидетельствована подписью руководителя субъекта валютных операций и печатью (для физических лиц - его подписью), если иное не установлено Инструкцией № 15. Применение факсимильной подписи не допускается.

Документы и (или) их копии представляются на одном из государственных языков Республики Беларусь.

Основания для отказа в выдаче разрешений на проведение валютных операций

Основаниями для отказа в выдаче (продлении срока действия) разрешения являются:

- представление заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставление заявителем документов, необходимых для получения разрешения;

- представление заявителем недостоверной информации;

- наличие на дату представления документов информации налоговых и других государственных органов о неисполненных обязательствах, возникших в результате нарушения субъектом валютных операций - резидентом законодательства Республики Беларусь в области банковского, налогового, таможенного, валютного регулирования, в т.ч. нарушения условий ранее выданных лицензий, разрешений Нацбанка РБ;

- проведение на дату обращения в Нацбанк РБ валютной операции, с просьбой о выдаче разрешения на осуществление которой обращается заявитель;

- наличие на дату обращения в Нацбанк РБ у субъекта валютных операций - резидента задолженности по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, в т.ч. государственные целевые бюджетные фонды, контроль за уплатой которых в соответствии с законодательством возложен на налоговые органы;

- неустойчивое финансовое положение субъекта валютных операций - резидента согласно представленным финансовым документам;

- обращение за получением разрешения до истечения одного года со дня вынесения решения о прекращении действия разрешения по следующим основаниям: непредставление субъектом валютных операций информации при проведении Нацбанком РБ (главным управлением Нацбанка по области) проверок по вопросу соблюдения условий выданного Нацбанком РБ (главным управлением Нацбанка по области) разрешения; нарушение законодательства в области валютного регулирования; письменного требования государственных органов, уполномоченных осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о приостановлении действия выданного Нацбанком РБ разрешения;

- непрохождение должностными лицами субъекта валютных операций тестирования для работы с иностранной валютой (для случаев, когда требуется прохождение тестирования);

- в иных случаях, установленных Инструкцией № 15.

На проведение валютной операции, связанной с движением капитала по приобретению акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента Нацбанк РБ выдает разрешение до момента проведения резидентом расчетов с нерезидентом по данной валютной операции.

Согласно п.16 Инструкции № 15 выдача разрешения (продление срока действия разрешения), а также письменный отказ в его выдаче с указанием причин осуществляется Нацбанком РБ в течение 15 рабочих дней с даты поступления всех необходимых документов.

В случае если Нацбанком РБ запрашивается дополнительная информация, срок выдачи разрешения либо направления письменного отказа в его выдаче не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления в Нацбанк РБ всей дополнительно запрошенной информации.

Ответственность субъектов хозяйствования за проведение валютных операций без разрешения Национального банка Республики Беларусь

Ответственность за осуществление валютной операции, связанной с движением капитала по приобретению акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента, без разрешения Нацбанка РБ может наступить по ст.11.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушение установленного порядка осуществления валютных операций. Часть вторая данной статьи предусматривает ответственность за осуществление индивидуальным предпринимателем, юридическим или физическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Нацбанка РБ, когда в соответствии с законодательством такое разрешение требуется. Санкция в рамках вышеуказанной статьи - штраф в размере от 10 до 100 базовых величин.

 

 

От редакции: С 28 августа 2013 г. административная ответственность согласно абзацу 2 части 3 ст.11.2 вышеназванного кодекса предусматривает наложение штрафа в размере 5 базовых величин для физических лиц, 10 базовых величин - для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З).

 

После отмены постановления Совета Министров РБ от 29.05.1992 № 324 «Об инвестиционной деятельности белорусских субъектов хозяйствования за границей» и Инструкции о порядке регистрации зарубежных предприятий в Специальном реестре Министерства иностранных дел Республики Беларусь, утвержденной постановлением МИД РБ от 14.10.2005 № 104, регистрация зарубежных предприятий в Министерстве иностранных дел РБ упразднена.

Особенности создания хозяйственных обществ на территории России

При создании хозяйственного общества физическими лицами - резидентами на территории Российской Федерации необходимо учитывать особенности правового статуса отдельных категорий физических лиц.

В соответствии со ст.122 Банковского кодекса РБ (далее - БК) должностным лицам и специалистам банков запрещается одновременно принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской деятельностью и иной оплачиваемой деятельностью (выполнять иную оплачиваемую работу), за исключением осуществления преподавательской, научной и творческой деятельности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (хотя прежняя редакция БК в ст.123 допускала возможность должностным лицам и специалистам банков выступать в качестве учредителей коммерческих организаций).

 

 

От редакции: С 22 января 2013 г. следует руководствоваться ст.122 и 123 БК в редакции Закона РБ от 13.07.2012 № 416-З.

 

В письме Нацбанка РБ от 19.03.2008 № 11-19/141 разъяснен вопрос об участии должностных лиц и специалистов банка в управлении коммерческой организацией.

Частью четвертой ст.122 БК установлен запрет на участие должностных лиц и специалистов банка в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Целью установления такого запрета является исключение возможности возникновения конфликта интересов банка, его должностных лиц и специалистов, участвующих в управлении коммерческой организацией, а также обеспечение защиты банка от злоупотреблений со стороны таких лиц.

Следует отметить, что с аналогичной целью законодательством Республики Беларусь установлен ряд ограничений. К ним относится и предусмотренный Законом РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон о хозяйственных обществах) особый порядок совершения банком, созданным в форме акционерного общества, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность его аффилированных лиц. Аффилированными лицами являются в т.ч. лица, которые способны определять решения или оказывать влияние на их принятие банком. Заинтересованность аффилированных лиц в совершении банком сделки признается в случае наличия у них возможности повлиять на решение, принимаемое контрагентом банка по сделке, в силу обладания 20 % и более долей (акций) в его уставном фонде или занятия должности в органах управления, или других обстоятельств, предусмотренных в части первой ст.57 Закона о хозяйственных обществах.

На защиту интересов банка от личных интересов его инсайдеров, к числу которых относятся в т.ч. лица, способные повлиять на решение о выдаче банком кредита, направлены нормативы ограничения кредитных рисков, установленные в Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.09.2006 № 137.

Таким образом, ввиду наличия у должностных лиц и специалистов, аффилированных лиц и инсайдеров банка возможности оказания влияния на решения, принимаемые банком, и, как следствие, на совершение им сделок в их пользу или тех юридических лиц, в удовлетворении интересов которых такие лица заинтересованы, законодательством вводятся вышеизложенные ограничения, направленные на защиту банка от недобросовестных действий указанных лиц.

С учетом изложенных целей представляется обоснованным в отношении запрета, установленного в части четвертой ст.122 БК, вести речь о такой форме участия должностных лиц и специалистов банка в управлении коммерческой организацией, которая позволяет им определять (отклонять нежелательные) решения, принимаемые этой организацией.

Следует также различать понятия «участие в управлении» и «владение». Владение долями (акциями, паями) организации не всегда означает управление данной организацией. Так, исходя из норм ст.123 БК члены исполнительного органа банка вправе владеть акциями банка. Кроме того, в соответствии с Законом о хозяйственных обществах акционер имеет право, но не обязан участвовать в общем собрании акционеров.

По мнению Нацбанка РБ, под участием должностных лиц и специалистов банка в управлении другой коммерческой организацией следует понимать участие, осуществляемое в силу обладания 20 % и более голосов от их общего количества в высшем органе управления коммерческой организации, или занятия должности в ее иных органах управления, или осуществления доверительного управления всем имуществом организации, или участие, осуществляемое в силу того, что должностное лицо или специалист банка являются собственником имущества организации, созданной в форме унитарного предприятия. Аналогичный подход можно использовать в отношении участия должностных лиц и специалистов банка в управлении этим банком, за исключением ограничения на занятие ими должности в его органах управления, которое объективно не имеет смысла.

Статьей 22 Закона РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» определено, что государственный служащий не вправе:

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

- принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Соответствующие ограничения по занятию предпринимательской деятельностью и участию в управлении коммерческой организацией для государственных должностных лиц установлены ст.17 Закона РБ от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией». При этом под государственными должностными лицами в рамках рассматриваемого Закона понимаются Президент РБ, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания РБ, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах РБ, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам.

 

 

От редакции: С 12 апреля 2012 г. следует руководствоваться ст.17 Закона № 165-З в редакции Закона РБ от 22.12.2011 № 332-З.

 

Как следует из ст.99 Инвестиционного кодекса РБ (далее - Кодекс), юридические и физические лица Республики Беларусь имеют право осуществлять инвестиционную деятельность за пределами Республики Беларусь в любой форме согласно ст.100 Кодекса. Регулирование направления инвестиций на территорию иностранных государств осуществляется в соответствии с Кодексом, иными актами законодательства, законодательством государства, на территории которого осуществляется инвестиционная деятельность, а также международными договорами Республики Беларусь.

 

 

От редакции: С 24 января 2014 г. действует Закон РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях».
С 26 января 2014 г. Кодекс утратил силу на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 63-З «О концессиях».

Формы инвестиционной деятельности

Статья 100 Кодекса устанавливает, что инвестиционная деятельность юридических и физических лиц Республики Беларусь при направлении ими инвестиций на территорию иностранных государств может осуществляться в следующих формах:

- создание юридических лиц, в т.ч. банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с участием инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь, а также филиалов (представительств) банков Республики Беларусь;

- приобретение имущества или имущественных прав, а именно:

недвижимости;

доли в уставном фонде юридических лиц иностранных государств;

ценных бумаг;

- в любых других формах, не противоречащих законодательству иностранных государств и соответствующих международным договорам Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что белорусское законодательство предусматривает возможность осуществления инвестиционной деятельности иностранными инвесторами на территории Республики Беларусь. Так, в соответствии со ст.77 Кодекса иностранные инвесторы вправе осуществлять на территории Республики Беларусь инвестиционную деятельность в любых формах, определенных ст.5 Кодекса. Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в т.ч. международными договорами Республики Беларусь.

Под инвестором в Кодексе понимается лицо (юридические и физические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных ст.5 Кодекса. Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные либо иностранные инвесторы.

Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:

- иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

- международные организации;

- иностранные юридические лица;

- иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

- иностранные граждане;

- физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

В силу ст.5 Кодекса инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:

- создание юридического лица;

- приобретение имущества или имущественных прав, а именно:

доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица;

недвижимости;

ценных бумаг;

прав на объекты интеллектуальной собственности;

концессий;

оборудования;

других основных средств.

Осуществление инвестиционной деятельности на территории России

При создании хозяйственных обществ в Российской Федерации необходимо также учитывать нормы Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства от 09.12.2010 (далее - Соглашение) (договаривающиеся стороны: Республика Беларусь, Российская Федерация и Республика Казахстан). Соглашение ратифицировано Законом РБ от 28.12.2010 № 209-З.

 

 

От редакции: С 1 января 2015 г. Соглашение и Закон № 209-З утратили силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

В соответствии со ст.3 Соглашения каждая сторона предоставляет лицам любой другой стороны в отношении учреждения и (или) деятельности режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при аналогичных обстоятельствах своим собственным лицам на своей территории, с учетом ограничений, предусмотренных индивидуальным национальным перечнем для каждой из сторон в Приложении IV к Соглашению.

Каждая сторона предоставляет при аналогичных обстоятельствах лицам любой другой стороны в отношении учреждения и (или) деятельности на своей территории режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый лицам государств, не являющихся участниками настоящего Соглашения.

Под учреждением в Соглашении понимается:

- создание, учреждение и (или) приобретение юридического лица (участие в капитале созданного или учрежденного юридического лица) любой организационно-правовой формы и формы собственности, предусмотренных в соответствии с нормативными правовыми актами стороны, на территории которой такое юридическое лицо создается или учреждается;

- или приобретение контроля над юридическим лицом стороны, выражающееся в получении возможности непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые таким юридическим лицом, в т.ч. путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), путем участия в совете директоров (наблюдательном совете) и иных органах управления такого юридического лица;

- или открытие филиала;

- или открытие представительства;

- или регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Исходя из ст.4 Соглашения, за исключением ограничений, предусмотренных индивидуальным национальным перечнем для каждой из сторон в Приложении IV к Соглашению, ни одна из сторон не применяет и не вводит в отношении лиц любой другой стороны в связи с учреждением и (или) деятельностью ограничений в отношении:

а) формы учреждения, в т.ч. организационно-правовой формы юридического лица;

б) числа создаваемых, учреждаемых и (или) приобретаемых юридических лиц, филиалов или представительств, регистрируемых индивидуальных предпринимателей;

в) приобретаемых объема доли в капитале юридического лица или степени контроля над юридическим лицом;

г) операций учрежденного, созданного, приобретенного или контролируемого юридического лица, филиала, представительства, зарегистрированного индивидуального предпринимателя в ходе осуществления ими деятельности в форме квоты, теста на экономическую целесообразность или в любой иной количественной форме.

Каждая сторона отменяет действующие и не вводит новые ограничения в отношении переводов и платежей в связи с учреждением и деятельностью, а также с торговлей услугами, в отношении которых сторона взяла на себя обязательства согласно ст.3 и 9 Соглашения соответственно, за исключением случаев, предусмотренных в ст.22 Соглашения (ст.21 Соглашения).

В соответствии со ст.62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 6 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон об инвестициях) устанавливает, что иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Под иностранным инвестором для целей Закона об инвестициях понимаются в т.ч. и иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.

Статьей 5 Закона об инвестициях определены гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Так, иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается Законом об инвестициях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации. Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

На основании ст.20 Закона об инвестициях создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Исходя из ст.6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст.7, 8 и 11 данного Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Статья 11 этого Закона на сегодняшний день устанавливает единственное ограничение: купля-продажа иностранной валюты и чеков (в т.ч. дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.

Создание на территории Российской Федерации хозяйственных обществ

В соответствии со ст.66 части первой Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. В случаях, предусмотренных ГК РФ, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). В соответствии со ст.87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

На основании Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об обществах) общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником. Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно быть более 50 (ст.7 Закона об обществах).

В случае если число участников общества превысит указанный выше предел, то в течение года ООО должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до указанного выше предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

Статьей 14 Закона об обществах установлено, что уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капитала общества должен быть не менее 10 000 руб.

Размер доли участника общества в уставном капитале ООО определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества. Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов ООО, пропорциональной размеру его доли.

Каждый учредитель общества должен оплатить полностью свою долю в уставном капитале общества в течение срока, который определен договором об учреждении общества или в случае учреждения общества одним лицом решением об учреждении общества и не может превышать один год с момента государственной регистрации общества. При этом доля каждого учредителя общества может быть оплачена по цене не ниже ее номинальной стоимости. Не допускается освобождение учредителя общества от обязанности оплатить долю в уставном капитале общества (ст.16 Закона об обществах).

В соответствии со ст.16 Закона об обществах на момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО). В соответствии со ст.95 ГК РФ обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. К обществу с дополнительной ответственностью применяются правила ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью и Закона об обществах постольку, поскольку иное не предусмотрено ст.95 ГК РФ.

Акционерное общество (АО). Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ст.96 ГК РФ). Согласно ст.2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах) акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам акционерного общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.

Создание акционерного общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении акционерного общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения акционерного общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично (ст.9 Закона об акционерных обществах).

Число учредителей открытого акционерного общества не ограничено. Число учредителей закрытого акционерного общества не может превышать 50 (ст.10 Закона об акционерных обществах).

Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного акционерного общества.

Акционерное общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.

Статьей 26 Закона об акционерных обществах закреплено, что минимальный уставный капитал открытого акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации акционерного общества, а закрытого акционерного общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации акционерного общества.

Порядок регистрации хозяйственного общества на территории России

В силу ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4 330 руб. в месяц. Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля по 31 декабря 2000 г. исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы, равной 100 руб.

Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) установлено, что государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст.8).

В соответствии со ст.9 Закона о регистрации в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, предусмотренные Законом о регистрации, непосредственно в регистрирующий орган и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность.

Необходимо отметить, что Правительством РФ утверждено постановление от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в т.ч. при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных в соответствии с Законом о регистрации документов в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, определенных Законом о регистрации.

В соответствии со ст.11 Закона о регистрации моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. При поступлении в регистрирующий орган документов, предусмотренных Законом о регистрации, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан выдать данный документ в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя.

Регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки представления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ.

Документы, представляемые для регистрации

На основании ст.12 Закона о регистрации при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в т.ч. оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст.13 Закона о регистрации).

Отказ в государственной регистрации

Статьей 23 Закона о регистрации предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случаях:

а) непредставления определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном п.2 ст.20 Закона о регистрации (если учредитель - юридическое лицо находится в процессе ликвидации) или п.4 ст.22.1 Закона о регистрации (не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью);

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

з) наличие сведений о невыполнении требований, предусмотренных:

- подпунктом «ж» п.1 ст.14 Закона о регистрации (при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган не представлен документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп.1-8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) и частью четвертой ст.9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее - Закон № 56-ФЗ));

- подпунктом «г» п.1 ст.21 Закона о регистрации (для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган не представлен документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп.1-8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Закона № 27-ФЗ и в соответствии с частью четвертой ст.9 Закона № 56-ФЗ);

- подпунктом «в» п.1 ст.22.3 Закона о регистрации (при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении этой деятельности данным лицом не представлен документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп.1-8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Закона № 27-ФЗ и частью четвертой ст.9 Закона № 56-ФЗ).

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, указанные выше. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного для государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Порядок формирования уставного фонда

При формировании уставного фонда (в случае формирования уставного фонда исключительно денежными средствами) создаваемого хозяйственного общества необходимо обратить внимание на следующие вопросы.

1. Каким образом будет формироваться уставный фонд (вывоз наличной иностранной валюты или белорусских рублей за границу либо в результате банковского перевода)?

2. Какой валютой будет валюта расчетов?

Формирование уставного фонда создаваемого нерезидента может осуществляться, в частности, путем вывоза наличной иностранной валюты или белорусских рублей за пределы Республики Беларусь и внесения наличных денежных средств на территории Российской Федерации непосредственно в уставный фонд создаваемого хозяйственного общества либо путем безналичного перечисления в виде банковского перевода. И в том и в другом случае на основании п.2 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72), имеет место валютная операция, осуществляемая за пределами Республики Беларусь.

Согласно п.28 Правил № 72 использование белорусских рублей при проведении всех валютных операций разрешается за пределами Республики Беларусь в отношениях между физическим лицом - резидентом и физическим лицом - нерезидентом, между субъектом валютных операций и физическим лицом.

Как следует из п.30 Правил № 72, использование иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте за пределами Республики Беларусь в отношениях между физическими лицами - резидентами, между физическим лицом - резидентом и физическим лицом - нерезидентом, между физическими лицами - резидентами и субъектами валютных операций, между физическими лицами - нерезидентами и субъектами валютных операций - резидентами разрешается при проведении всех валютных операций.

Таким образом, белорусское валютное законодательство допускает формирование создаваемого уставного фонда нерезидента физическими лицами - резидентами как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте.

Порядок вывоза иностранной валюты и белорусских рублей для внесения в уставный фонд

В письме Нацбанка РБ от 21.07.2010 № 31-14/213 «О порядке перемещения физическими лицами денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза» отмечается, что в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 29.11.2009 с 6 июля 2010 г. в Республике Беларусь применяются нормы международного Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза от 05.07.2010 (далее - Договор). С учетом вышеизложенного, а также исходя из норм ст.3 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» Инструкция о порядке ввоза, вывоза и пересылки иностранной валюты, белорусских рублей, платежных документов в иностранной валюте, документарных ценных бумаг в белорусских рублях и иностранной валюте физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь, утвержденная постановлением Нацбанка РБ и ГТК РБ от 30.04.2004 № 73/38, не применяется.

При этом нормы Договора не распространяют свое действие на правоотношения, возникающие при пересылке физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в международных почтовых отправлениях, а также на порядок перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза юридическими лицами. Порядок пересылки в международных почтовых отправлениях наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, а также перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза юридическими лицами определен отдельными международными договорами, принятыми в рамках присоединения Республики Беларусь к таможенному союзу.

В соответствии со ст.3 Договора ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке:

при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 000 долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Единовременный ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 000 долл. США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.

Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Согласно ст.4 Договора вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков с таможенной территории таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке:

при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 000 долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Единовременный вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.

Вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Порядок ввоза в Россию иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации

Согласно ст.15 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.

При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Валютный контроль

При осуществлении банковского перевода через белорусские банки физические лица - резиденты должны быть готовы к тому, что они столкнутся с осуществлением банками функций агентов валютного контроля. Так, в соответствии с подп.7.7 п.7 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46 (далее - Инструкция № 46), при проведении валютной операции, связанной с проведением платежей физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (кроме частных переводов), представляются:

договор либо иной документ, подтверждающий совершение гражданско-правовой сделки (в т.ч. информация на бумажном носителе из сети Интернет) и содержащий сведения о наименовании бенефициара, его банковских реквизитах, стоимости подлежащих оплате товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг, назначении платежа. При этом в платежной инструкции в поле «Назначение платежа» физическое лицо должно указать, что перевод не связан с предпринимательской деятельностью;

документ, удостоверяющий личность физического лица (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца).

На основании п.8 Инструкции № 46 при проведении указанных выше валютных операций физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при необходимости представляется в банк разрешение Национального банка РБ на проведение валютных операций, связанных с движением капитала.

Обращаем внимание, что в соответствии с подп.28.2 п.28 Инструкции № 46 банк отказывает клиенту в проведении валютной операции в случае непредставления клиентом в банк документов, необходимых банку для осуществления функций агента валютного контроля, либо несоответствия представленных документов (платежных инструкций) требованиям пп.25 и 27 Инструкции № 46 (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств в безналичном порядке).

   

15.02.2011 г.

 

Денис Сафаревич, юрист

 

От редакции: В постановление Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля» на основании постановлений Правления Нацбанка РБ от 31.10.2011 № 474 (с 16 ноября 2011 г.) и от 11.12.2014 № 769 (с 4 января 2015 г.) внесены изменения и дополнения.

С 24 октября 2013 г. в Закон РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 51-З внесены изменения и дополнения.