Пособие от 30.11.2009
Автор: Кожич Л.

Создание коммерческой организации с иностранными инвестициями в Республике Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

СОЗДАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В соответствии с законодательством Республики Беларусь одним из способов ведения предпринимательской деятельности нерезидентов на территории государства является регистрация коммерческой организации. В данном материале рассмотрены практические вопросы, связанные с открытием в РБ коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Настоящий материал касается вопросов учреждения иностранными инвесторами на территории РБ коммерческих организаций в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО, LLC), закрытого акционерного общества (ЗАО, SA), частного унитарного предприятия (частного предприятия, Private Enterprise), поскольку указанные организационно-правовые формы коммерческих организаций являются наиболее распространенными и удобными для ведения бизнеса иностранным инвестором на территории РБ.

В данном материале не рассматриваются вопросы приобретения иностранными инвесторами долей (акций) в уже действующих коммерческих организациях на территории РБ, а также вопросы приобретения действующими коммерческими организациями статуса компании с иностранными инвестициями.

Инвестиционная деятельность иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы открытия и деятельности коммерческой организации с иностранными инвестициями, являются Инвестиционный кодекс РБ (далее - Кодекс) и Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение).

 

 

От редакции: С 26 января 2014 г. Кодекс утратил силу на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 63-З. В соответствии со ст.15 Закона РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», принятого взамен Кодекса, создание, регистрация и формирование уставного фонда коммерческой организации с участием иностранного инвестора осуществляются в таком же порядке, как и с участием национального инвестора.

 

Прежде всего необходимо определить, кто относится к иностранным инвесторам и что признается иностранными инвестициями согласно законодательству РБ, а также как иностранные инвесторы могут стать участником коммерческой организации на территории РБ.

Исходя из части первой ст.5 Кодекса создание юридического лица является одной из форм осуществления инвестиционной деятельности на территории РБ.

Иностранными инвесторами в силу части второй ст.3 Кодекса признаются:

- иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

- международные организации;

- иностранные юридические лица;

- иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

- иностранные граждане;

- физические лица (граждане РБ и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами РБ.

Под инвестициями согласно ст.1 Кодекса понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Таким образом, иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиционную деятельность как в форме учреждения новых коммерческих организаций на территории Республики Беларусь, так и в форме приобретения долей в уставном фонде (акций) в действующих (зарегистрированных) коммерческих организациях.

Виды коммерческих организаций с иностранными инвестициями

Как следует из части второй ст.77 Кодекса, иностранные инвесторы вправе создавать на территории РБ юридические лица с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах. Исходя из этого все коммерческие организации с участием иностранного инвестора можно классифицировать по двум критериям:

1) в зависимости от организационно-правовой формы коммерческой организации;

2) в зависимости от объема иностранных инвестиций - размера вклада иностранного инвестора в уставный фонд коммерческой организации.

Коммерческие организации с участием иностранного инвестора делятся в зависимости от их организационно-правовой формы на:

1) ООО;

2) общество с дополнительной ответственностью (ОДО);

3) ЗАО;

4) открытое акционерное общество (ОАО);

5) хозяйственное товарищество (полное и коммандитное);

6) частное унитарное предприятие (частное предприятие);

7) коммерческие организации иных организационно-правовых форм в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В зависимости от объема иностранных инвестиций коммерческие организации делятся на:

1) коммерческие организации с иностранными инвестициями:

1.1) коммерческие совместные организации:

- совместное общество с ограниченной ответственностью (СООО);

- совместное закрытое акционерное общество (СЗАО) и т.п.;

1.2) коммерческие иностранные организации:

- иностранное общество с ограниченной ответственностью (ИООО);

- иностранное закрытое акционерное общество (ИЗАО);

- иностранное частное унитарное предприятие по оказанию услуг (иностранное частное предприятие) и т.п.;

2) коммерческие организации с участием иностранного инвестора (инвесторов).

В первом случае коммерческая организация имеет «специальный» статус компании «с иностранными инвестициями» (СООО, ИЗАО и т.п.), во втором - учреждается в одной из перечисленных организационно-правовых форм (ООО, ЗАО и т.п.) без такого статуса.

Далее рассмотрим отличия, а также особенности регистрации и деятельности коммерческих организаций, учреждаемых иностранным инвестором в каждом из указанных случаев.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями

Не все коммерческие организации с участием иностранного инвестора являются коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Статус компании «с иностранными инвестициями» присваивается компаниям по инициативе иностранного инвестора в случае соблюдения им требований, установленных законодательством РБ (в первую очередь - Кодексом) для такого вида компаний.

Частью третьей ст.77 Кодекса установлено, что коммерческой организацией с иностранными инвестициями признается юридическое лицо, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долл. США, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками.

В целях определения особенностей государственной регистрации все коммерческие организации с иностранными инвестициями подразделяются на коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.

Согласно части третьей ст.80 Кодекса коммерческой совместной организацией является юридическое лицо, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц РБ (например, СООО «Б», учредителями которого выступают акционерное общество (АО) «R» (иностранное юридическое лицо) с вкладом в уставный фонд в размере 20 000 долл. США и гражданин РБ с вкладом в уставный фонд в размере 5 000 долл. США).

В силу части четвертой ст.80 Кодекса коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо РБ, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 % (например, иностранное частное унитарное предприятие по оказанию услуг, учредителем которого выступает гражданин Украины с вкладом в уставный фонд в размере 20 000 долл. США).

Таким образом, законодательством установлен минимальный вклад иностранного инвестора в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Однако согласно п.2 Положения независимо от организационно-правовой формы и статуса компании законодательством РБ могут устанавливаться дополнительные требования к размеру и порядку формирования уставного фонда компании в зависимости от вида ее деятельности. Так, в соответствии с пп.15, 16 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530, размер уставного фонда страховщика должен составлять: 1 млн. евро - для страховщика, осуществляющего виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни; 2 млн. евро - для страховщика, осуществляющего виды страхования, относящиеся к страхованию жизни; 5 млн. евро - для страховщика, осуществляющего исключительно перестраховочную деятельность. При этом уставный фонд страховщика должен быть сформирован его учредителями к дате государственной регистрации полностью.

Исходя из части четвертой п.7 Положения требования к определению размера и срокам формирования уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями устанавливаются Кодексом. Из данной нормы следует, что минимальные размеры уставных фондов АО установлены Положением только в отношении компаний, не имеющих статуса компании с иностранными инвестициями.

Наибольший размер уставного фонда коммерческой организации законодательством не регулируется, однако учредителям следует иметь в виду, что в силу приложений 2 и 3 к Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 367, формирование уставного фонда на сумму, превышающую 2 000 базовых величин (70 000 000 бел.руб., примерно 25 000 долл. США), если хотя бы одним из учредителей является физическое лицо, либо 20 000 базовых величин (700 000 000 бел.руб., примерно 250 000 долл. США), если все учредители являются юридическими лицами, является финансовой операцией, подлежащей особому контролю, и сведения о ней будут представлены в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля РБ.

Из части первой ст.88 Кодекса следует, что размер уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями указывается в ее учредительных документах и должен быть выражен в долларах США, а в случае создания коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме АО или с использованием имущества РБ - также и в официальной денежной единице РБ.

Согласно частям первой и второй ст.87 Кодекса объявленный в учредительных документах уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями (за исключением коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме ОАО) должен быть сформирован не менее чем на 50 % в течение первого года со дня государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50 % своей доли и в полном объеме - до истечения 2 лет со дня регистрации. Объявленный в учредительных документах уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме ОАО должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации такой организации.

В соответствии с частью второй ст.88 Кодекса учредители коммерческой организации с иностранными инвестициями имеют право вносить вклады в уставный фонд этой организации в денежной и (или) неденежной форме.

В случае формирования уставного фонда за счет денежных средств они зачисляются на текущий (расчетный) счет зарегистрированной коммерческой организации. Вклады учредителей могут поступать как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. Для пересчета уставного фонда и вкладов в него используется официальный курс белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте на день подписания договора о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) утверждения устава. В случае, когда учредитель (участник) коммерческой организации с иностранными инвестициями вносит вклад в уставный фонд этой организации в официальной денежной единице РБ либо в иностранной валюте, он обязан учитывать соответственно разницу между официальными курсами белорусского рубля к доллару США либо разницу между кросс-курсами соответствующей иностранной валюты к доллару США, рассчитанными на основании официального курса Нацбанка РБ на день подписания договора о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) утверждения ее устава и на день фактического внесения вклада. Возникающая в результате указанного пересчета суммовая разница зачисляется в резервный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Согласно ст.88 Кодекса неденежный вклад иностранного инвестора должен быть ввезен из иностранного государства либо приобретен в РБ за иностранную валюту или официальную денежную единицу РБ, если они получены в виде причитающейся инвестору прибыли от деятельности созданной с его участием коммерческой организации с иностранными инвестициями, от иной разрешенной деятельности либо путем обмена иностранной валюты в банках РБ. Неденежные вклады учредителей (участников) коммерческой организации с иностранными инвестициями подлежат экспертизе достоверности оценки неденежных вкладов. Оценка проводится в денежных единицах, в которых объявлен уставный фонд. По результатам экспертизы составляется акт о достоверности оценки неденежных вкладов. Неденежный вклад считается внесенным в уставный фонд в сумме, подтвержденной названным актом.

В случае ввоза неденежного вклада иностранного инвестора из иностранного государства экспертиза достоверности его оценки производится после его таможенного оформления в соответствии с п.5 Положения о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, утвержденного постановлением Кабинета Министров РБ от 12.02.1996 № 92.

На коммерческие организации с иностранными инвестициями в форме ООО, ОДО, АО будут распространяться ограничения, установленные ст.29 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон), согласно которым уставный фонд хозяйственного общества (ООО, ОДО, АО) не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав.

Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Законодательство РБ не содержит ограничений по сроку деятельности коммерческих организаций, зарегистрированных на ее территории, однако учредители сами могут указать в своих учредительных документах срок, на который создается организация.

Как следует из части четвертой ст.87 Кодекса, коммерческая организация с иностранными инвестициями (за исключением коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме ОАО) представляет в зарегистрировавший ее орган документальное подтверждение факта формирования уставного фонда в установленных размерах не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего периода.

Документальным подтверждением факта формирования уставного фонда является аудиторское заключение. Правительство РБ или уполномоченный им республиканский орган государственного управления вправе увеличить установленный срок формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Коммерческой организации с иностранными инвестициями, представившей документальное подтверждение факта формирования уставного фонда, регистрирующий орган выдает свидетельство о формировании уставного фонда в течение не более 10 дней со дня получения указанного документального подтверждения.

Особенностями компаний с иностранными инвестициями по сравнению с компаниями, не имеющими такого статуса, помимо требований к размеру вклада иностранного инвестора и порядку формирования уставного фонда являются также:

- обязанность ежегодно проводить обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- отсутствие необходимости получить лицензию на деятельность, связанную с привлечением в РБ иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан РБ, в случае избрания на должность руководителя учредителя - иностранного гражданина;

- отсутствие такого основания для ликвидации, как решение регистрирующего органа, т.е. ликвидация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется в судебном порядке либо по решению учредителей;

- особенности отражения в бухгалтерском учете вкладов учредителей в уставный фонд.

Коммерческие организации с участием иностранного инвестора

Коммерческой организацией с участием иностранного инвестора (инвесторов) является юридическое лицо, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц РБ либо уставный фонд которого сформирован полностью за счет вклада иностранного инвестора (иностранных инвесторов). Указанные компании полностью приравниваются к коммерческим организациям, в составе учредителей которых состоят только национальные инвесторы.

Размер уставного фонда коммерческой организации с участием иностранного инвестора законодательством не урегулирован. Исключением из данного правила являются АО. Так, согласно п.7 Положения минимальный размер уставного фонда АО устанавливается в сумме, эквивалентной:

100 базовым величинам, - для ЗАО (3 500 000 бел.руб., примерно 1 250 долл. США);

400 базовым величинам, - для ОАО (14 000 000 бел.руб., примерно 5 000 долл. США).

Размер уставного фонда АО может изменяться в зависимости от размера базовой величины, которая устанавливается Советом Министров РБ.

В отличие от коммерческой организации с иностранными инвестициями уставный фонд коммерческой организации с участием иностранного инвестора должен быть выражен в белорусских рублях и сформирован в полном объеме до представления документов для государственной регистрации организации.

Уставный фонд коммерческой организации с участием иностранного инвестора может быть сформирован за счет денежных средств и (или) неденежных вкладов.

В случае формирования уставного фонда за счет денежных средств учредители коммерческой организации обязаны открыть на имя одного из них временный счет для формирования ее уставного фонда и внести свои вклады. Счет открывается на имя одного из учредителей, поскольку до государственной регистрации коммерческой организации ее не существует как самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений. Данный счет имеет строго целевое назначение: деньги с временного счета либо перечисляются на текущий (расчетный) счет зарегистрированной коммерческой организации, либо возвращаются учредителям, например, в случае, когда ими было принято решение об отказе от представления документов в регистрирующий орган и государственной регистрации компании.

В случае внесения в качестве вклада в уставный фонд имущества учредители обязаны до государственной регистрации коммерческой организации произвести его оценку и обратиться в организацию (к индивидуальному предпринимателю), имеющую специальное разрешение (лицензию) на проведение данного вида работ за получением заключения экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд коммерческой организации.

Согласно ст.29 Закона уставный фонд хозяйственного общества (ООО, ОДО, АО) не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав. При этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества, не может быть более 50 % предусмотренного законодательством минимального размера уставного фонда для соответствующих формы и вида хозяйственного общества. Поскольку минимальный размер уставного фонда установлен законодательством только в отношении АО, то объем имущественных прав в уставном фонде может составлять: не более 1 750 000 бел.руб. (примерно 625 долл. США) для ЗАО и не более 7 000 000 бел.руб. (примерно 2 500 долл. США) для ОАО. Учредители других хозяйственных обществ могут вносить в качестве вклада в уставный фонд имущественные права любой стоимости с условием, что они не будут составлять 100 % уставного фонда.

Порядок государственной регистрации коммерческой организации

Порядок государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями и компаний, не имеющих такого статуса, практически идентичен. Отличия обусловлены, во-первых, сроками формирования уставного фонда, во-вторых, регистрирующим органом, в который документы представляются для государственной регистрации, а в-третьих, требованиями к документам, исходящим из-за рубежа.

Пунктом 12 Положения предусмотрено, что до государственной регистрации учредители обязаны совершить следующие действия.

1. Выбрать организационно-правовую форму коммерческой организации и согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой организации, т.е. получить в регистрирующем органе справку о согласовании наименования учреждаемой коммерческой организации. На практике наиболее распространенной является ООО.

2. Определить предполагаемое место размещения коммерческой организации, т.е. найти юридический адрес учреждаемой коммерческой организации (изолированное нежилое помещение).

3. Принять решение о создании коммерческой организации.

4. Сформировать уставный фонд, т.е. открыть временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации - при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости неденежного вклада - при внесении в уставный фонд неденежного вклада. Учредители коммерческой организации с иностранными инвестициями (за исключением ОАО) вносят свои вклады после ее государственной регистрации в сроки, установленные законодательством, на текущий (расчетный) счет коммерческой организации.

Иностранная компания - учредитель коммерческой организации (без статуса компании с иностранными инвестициями) на территории РБ сталкивается с некоторыми затруднениями при открытии временного счета. Это связано с тем, что согласно части первой п.2.2 ст.66 Налогового кодекса РБ для открытия счета иностранной компании в одном из банков РБ она должна стать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения банка до открытия счета, а после регистрации коммерческой организации - сняться с учета. Данная процедура требует материальных и временных затрат. Так, документы учредителя - иностранной компании (доверенность, выписка из торгового регистра страны места нахождения) должны быть переведены на белорусский или русский язык, верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариально либо дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями РБ. По времени постановка на учет в инспекции Министерства по налогам и сборам составляет 3 рабочих дня с момента предоставления всех документов, предусмотренных законодательством. Снятие с учета является более длительной процедурой.

5. Уплатить государственную пошлину за государственную регистрацию учреждаемой коммерческой организации, размер которой является единым для всех компаний независимо от статуса и составляет согласно Закону РБ от 10.01.1992 № 1394-XII «О государственной пошлине» 5 базовых величин (175 000 бел.руб., около 62,5 долл. США). Государственная пошлина за государственную регистрацию второй и каждой последующей коммерческой организации, создаваемой одними и теми же учредителями, кроме коммерческих организаций, создаваемых для осуществления производственной деятельности, уплачивается в размере указанной ставки, увеличенной на 20 %.

6. Совершить иные действия в соответствии с действующим законодательством РБ. Перечень иных действий, которые должны совершить учредители коммерческих организаций, является открытым, поскольку в силу п.2 Положения государственная регистрация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, государственных объединений, ОАО, созданных в процессе приватизации государственной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном Положением, с учетом особенностей, установленных законодательством для соответствующих субъектов хозяйствования. Кроме того, законодательными актами могут быть установлены особенности государственной регистрации иных субъектов хозяйствования с учетом осуществляемых ими видов деятельности.

Учредители коммерческой организации обязаны оформить следующие документы для представления в регистрирующий орган (п.13 Положения):

- заявление о государственной регистрации по установленной форме;

- устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в 2 экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронную копию (в формате .doc или .rtf);

- легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями.

По общему правилу, документы, исходящие из-за границы, должны быть легализованы. Однако в ряде случаев иностранные документы принимаются без легализации. Например, документы, выдаваемые в государствах - участниках Гаагской Конвенции 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, которые требуют лишь проставления апостиля, удостоверяющего подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Если же документ исходит из страны, с которой у Республики Беларусь подписан договор о правовой помощи (например, страны СНГ, Польша, Латвия, Литовская Республика и др.), то для таких документов обычно достаточно наличия официальной (гербовой) печати соответствующего государственного органа. К примеру, для доверенности документа, происходящего из Российской Федерации, недостаточно проставления печати организации, необходимо удостоверение соответствующей печати в нотариальном порядке с проставлением гербовой печати нотариуса. Если документы (или их часть, включая печать) выполнены на иностранном языке, то они подлежат официальному переводу на белорусский или русский язык на территории Республики Беларусь. Такой перевод осуществляет известный нотариусу переводчик, подпись которого удостоверяется нотариально;

- копию документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

- оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Истребование иных документов для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в т.ч. коммерческих организаций с иностранными инвестициями, запрещается.

После подготовки документов учредители лично либо через своих представителей представляют их для государственной регистрации в соответствующий регистрирующий орган. Учредители предъявляют в регистрирующем органе документ, удостоверяющий личность, представители учредителей - паспорт и доверенность, оформленную надлежащим образом и подтверждающую их полномочия.

Согласно п.9 Положения облисполкомами и Минским горисполкомом осуществляется государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями. В случае обращения за государственной регистрацией коммерческой организации без статуса компании с иностранными инвестициями облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

Исходя из п.2.1 Декрета Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» и п.24 Положения регистрирующий орган осуществляет государственную регистрацию в день подачи документов, необходимых для ее проведения, и в течение 5 рабочих дней выдает документы, подтверждающие постановку коммерческой организации на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии (БРУСП) «Белгосстрах».

После государственной регистрации коммерческой организации необходимо совершить следующие действия.

1. Заказать в граверной мастерской печать коммерческой организации.

2. Оформить необходимые документы на руководителя, лицо, которое будет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, работников коммерческой организации (завести личное дело, оформить трудовые книжки, приказы, трудовые контракты (договоры), составить штатное расписание). Особенности оформления руководителя коммерческой организации зависят от конкретной ситуации. Так, в хозяйственных обществах (ООО, ОДО, АО) допустимо заключение договора с управляющей компанией (управляющим). В случае оформления на должность директора иностранного гражданина, не имеющего постоянного вида на жительство в РБ, коммерческой организации следует получить лицензию на деятельность, связанную с привлечением в РБ иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан РБ за границей и разрешение на трудоустройство иностранного гражданина в РБ. Исключение составляют граждане Российской Федерации. Кроме того, от получения такой лицензии освобождаются компании, имеющие статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Бухгалтерский учет в организации может вести директор частного унитарного предприятия, бухгалтер независимо от того, будет ли данное место работы для него основным либо он будет оформлен по совместительству, или коммерческая организация (индивидуальный предприниматель) в рамках гражданско-правового договора на оказание услуг.

3. Представить в налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, в БРУСП «Белгосстрах» документы и сведения о руководителе коммерческой организации, а также лице, которое будет осуществлять ведение бухгалтерского учета и составлять бухгалтерскую отчетность, о сроках выплаты заработной платы и об основном виде деятельности.

4. Коммерческие организации, претендующие на применение упрощенной системы налогообложения со дня их государственной регистрации, в течение 10 рабочих дней со дня получения свидетельства о государственной регистрации подают в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, содержащее сведения о списочной численности работников организации и о выбранной налоговой базе.

5. В течение месяца со дня государственной регистрации оформить книгу учета проверок (ревизий).

6. Оформить книгу замечаний и (или) предложений.

7. Открыть счета в банке и уведомить об этом инспекцию Министерства по налогам и сборам РБ.

Объем пострегистрационных процедур зависит от конкретной ситуации. Например, в случае регистрации коммерческой организации в форме АО дополнительно необходимо обратиться за государственной регистрацией акций в течение 2 месяцев с даты государственной регистрации АО.

Срок регистрации в РБ коммерческой организации с иностранными инвестициями или с участием иностранного инвестора составляет от 3 рабочих дней (именно такой срок нужен, чтобы произвести все действия, необходимые и достаточные для того, чтобы организация могла функционировать). Регистрация с прохождением всех необходимых процедур (в т.ч. и пострегистрационных) занимает 1,5-2 недели.

Расходы, связанные с регистрацией коммерческой организации на территории РБ с участием иностранного инвестора, состоят из:

- оплаты услуг юридической фирмы (некоторые нерезиденты пытаются сэкономить на этой статье расходов и сделать все самостоятельно, но очень часто такой подход приводит к затягиванию сроков открытия компании в Беларуси, ошибкам и нарушениям законодательства и, как результат, к более серьезным материальным затратам в итоге);

- оплаты услуг переводчика (за исключением документов на русском языке, происходящих из Российской Федерации) - сумма зависит от языка перевода и количества печатных знаков;

- оплаты услуг нотариуса за удостоверение подписи переводчика на документах (за исключением документов на русском языке, происходящих из Российской Федерации);

- комиссии банка за открытие временного счета (в случае открытия данного счета и при условии, что банком предусмотрено взимание комиссии за открытие временного счета);

- государственной пошлины за регистрацию коммерческой организации на территории РБ;

- оплаты услуг граверной мастерской за изготовление печати коммерческой организации;

- комиссии банка за открытие счетов зарегистрированной коммерческой организации (если банком предусмотрено взимание данной комиссии).

Окончательный выбор, выступить ли учредителем компании со статусом компании с иностранными инвестициями либо без него, остается за иностранным инвестором. Такой статус на сегодняшний день дает нерезиденту в большей степени субъективные преимущества, так как белорусские контрагенты более серьезно и уважительно относятся к СООО или ИООО, чем к обычному ООО с участием нерезидента. Реальных же льгот и привилегий статус компании с иностранными инвестициями в настоящее время не дает.

 

30.11.2009 г.

 

Лариса Кожич, начальник отдела регистрации общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

 

От редакции: С 1 января 2010 г. Закон РБ от 10.01.1992 № 1394-XII «О государственной пошлине» на основании Закона РБ от 29.12.2009 № 72-З утратил силу.

С 1 января 2011 г. в Общую часть Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З на основании Закона РБ от 15.10.2010 № 174-З внесены изменения и дополнения.

С 18 февраля 2011 г. постановление Кабинета Министров РБ от 12.02.1996 № 92 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица» на основании постановления  Совета  Министров РБ от 10.02.2011 № 173 утратило силу.

В Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании декретов Президента РБ от 27.06.2011 № 5 (с 1 сентября 2011 г.) и от 24.01.2013 № 2 (с 1 мая 2013 г.) внесены изменения и дополнения.