Пособие от 22.11.2019
Автор: Лимож Н.

Создание производств по сортировке и использованию ТКО и полигонов для их захоронения


СОДЕРЖАНИЕ

 

Разработка Концепции

Требования ЕС к полигонам захоронения отходов

Мероприятия в сфере обращения с отходами

 

Материал помещен в архив

 

СОЗДАНИЕ ПРОИЗВОДСТВ ПО СОРТИРОВКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТКО И ПОЛИГОНОВ ДЛЯ ИХ ЗАХОРОНЕНИЯ

В целях повышения уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов и использования твердых коммунальных отходов, сокращения объемов их захоронения и предотвращения вредного воздействия захоронения ТКО на окружающую среду постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2019 № 715 утверждена Концепция создания производств по сортировке и использованию твердых коммунальных отходов и полигонов для их захоронения (далее - Концепция).

Разработка Концепции

Концепция предусматривает переход от районной системы управления ТКО на региональный уровень и модернизацию системы обращения с ТКО на основе создания крупных межрайонных объектов по сортировке и использованию ТКО, а также захоронению неиспользуемых остатков.

Определенные в Концепции принципы и подходы к размещению объектов по сортировке и использованию ТКО, полигонов для захоронения ТКО и иной необходимой инфраструктуры, закрытию и рекультивации выводимых из эксплуатации полигонов и мини-полигонов являются основанием для включения указанных объектов в среднесрочные государственные, отраслевые и территориальные программы, организации работы по привлечению инвестиций, займов международных финансовых организаций, а также средств международной технической помощи.

При разработке Концепции учитывались правовое регулирование и правоприменительная практика в Беларуси и за рубежом. Так, основным законодательным актом, регулирующим правовые основы обращения с отходами, является Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон), которым установлены требования к:

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. в Закон внесены изменения и дополнения Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З;

 

• обращению с коммунальными отходами на территориях населенных пунктов (ст.19);

• обращению с отходами при разработке градостроительных проектов общего и детального планирования (ст.23);

• сбору отходов и их разделению по видам (ст.24);

• хранению и захоронению отходов (ст.25);

• использованию отходов в качестве вторичного сырья (ст.28);

• размещению, проектированию, строительству, эксплуатации и закрытию объектов захоронения отходов (ст.30-32).

Анализ правоприменительной практики показывает, что в части обращения с коммунальными отходами является затруднительным выполнение требования Закона о запрете на захоронение ВМР в связи с отсутствием достаточных мощностей для сортировки смешанных ТКО, содержащих в своем составе ВМР.

Проектирование, строительство и эксплуатация полигонов для захоронения ТКО осуществляются в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, основным из которых является ТКП 17.11-02-2009 «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Обращение с коммунальными отходами. Объекты захоронения твердых коммунальных отходов. Правила проектирования и эксплуатации» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 25.04.2009 № 20/5-Т (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/228135/325662)).

Проведенный анализ действующих технических стандартов проектирования и эксплуатации полигонов свидетельствует о том, что они значительно ниже по сравнению с применяемыми в странах ЕС в отношении нижней и верхней изоляции полигона, защиты грунтовых вод, обращения со «свалочным» газом, не предусматривают наличия на полигонах очистных сооружений фильтрата, а также сооружений для защиты окружающей среды от воздействия ТКО для мини-полигонов.

Наиболее разработанное законодательство в сфере обращения с отходами и длительный опыт его применения сформированы в Европейском союзе.

Европейские законодательные и нормативные требования к полигонам для захоронения отходов, включая входящие в состав ТКО, изложены в Директиве 1999/31/ЕС «По полигонам захоронения отходов» от 26.04.1999 (Directive 1999/31/EC on the landfill of waste) (далее - Директива).

Принятое в ЕС регулирование захоронения ТКО было использовано при разработке Концепции.

Требования ЕС к полигонам захоронения отходов

Общей целью Директивы было предъявление строгих эксплуатационных и технических требований к отходам и полигонам захоронения для того, чтобы минимизировать отрицательные воздействия на окружающую среду, в особенности на поверхностные и подземные воды, почву и воздух, в том числе на глобальном уровне, включая парниковый эффект, а также любой риск причинения вреда человеческому здоровью в результате действий по захоронению отходов.

В Директиве установлены функциональные и технические требования к отходам и местам их захоронения: определение типов отходов, которые могут быть захоронены на полигоне, процедуры получения разрешения на захоронение отходов, содержание документов на получение разрешения, условия предоставления разрешения, процедуры принятия отходов на полигоны для захоронения.

Директива также устанавливает классификацию полигонов, процедуры разработки и принятия национальной стратегии для уменьшения отходов, создание системы ценообразования с целью учета всех затрат в размерах платы за захоронение отходов, разработки процедур мониторинга и контроля официально созданных полигонов, закрытия полигонов, осуществление технической оценки полигонов и разработки планов приведения их в соответствие с требованиями Директивы и т. п.

Современные полигоны для захоронения отходов предполагают сложную инженерию, предельно уменьшающую опасность проникновения вредных веществ в окружающую среду. Деятельность по эксплуатации полигонов подлежит лицензированию (как правило, оно осуществляется национальными агентствами по охране окружающей среды). Кроме того, предусматривается общественный контроль за их эксплуатацией.

Реализация принципов законодательства ЕС по захоронению отходов привела к значительным трансформациям в данной сфере.

В практике Европейского союза полигоны для захоронения отходов делятся на три вида: полигоны для инертных отходов, полигоны для неопасных отходов и полигоны для опасных отходов. Специальное выделение полигонов для коммунальных отходов отсутствует. Твердые коммунальные отходы размещаются на полигонах для неопасных отходов. Также полигоны для неопасных отходов принимают:

• все неопасные отходы иного происхождения, которые соответствуют требованиям по приемке к захоронению отходов на полигон;

• опасные стабилизированные отходы (например, превращенные в твердое состояние или стекло), которые приводят к образованию таких же объемов фильтрата, как неопасные отходы, и они отвечают требованиям по приемке отходов к захоронению на полигоне.

Требования к захоронению коммунальных отходов сформировали существующие в настоящее время подходы к сортировке и использованию ТКО в Европейском союзе.

Мероприятия в сфере обращения с отходами

В соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 года стратегическая цель государственной политики в сфере обращения с отходами заключается в том числе в предотвращении их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан и наиболее полном вовлечении отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья.

Достижение данной цели предусматривается за счет:

1) увеличения глубины переработки отходов для получения ВМР, пригодных к использованию в качестве вторичного сырья и для энергетического использования;

2) поэтапного введения запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отдельных видов отходов (отходов упаковки, биоразлагаемых отходов и др.);

3) создания региональных полигонов, ориентированных на обслуживание населения нескольких районов и включающих инфраструктуру для проведения компостирования биоразлагаемых отходов, промышленной сортировки смешанных отходов из состава ТКО;

4) оптимизации сети объектов захоронения ТКО путем постепенного выведения из эксплуатации мини-полигонов и полигонов ТКО, не соответствующих требованиям нормативных технических актов, определяющих правила их проектирования и эксплуатации.

Концепция соответствует указанным целям и задачам и предусматривает создание сети объектов, обеспечивающих экологически безопасное и экономически эффективное обращение с ТКО с учетом использования не менее 50 % объема их образования к 2035 году, как это предусмотрено национальной стратегией.

Создание комплексных объектов по обращению с ТКО осуществляется на основе:

• перехода от районной системы управления ТКО на региональный уровень с созданием крупных межрайонных объектов;

• организационного отделения услуг по обращению с коммунальными отходами от других жилищно-коммунальных услуг с созданием специализированных организаций для данного вида деятельности.

В состав региональных объектов по сортировке и использованию ТКО входят:

1) автоматизированная линия сортировки ТКО для отбора пригодных к использованию ВМР;

2) обработка органической части ТКО с получением компоста для зеленого строительства и рекультивации полигонов или биогаза для производства тепловой и электрической энергии;

3) производство пре-RDF-топлива или RDF-топлива для цементных заводов (ОАО «Красносельскстройматериалы», ОАО «Кричевцементношифер» и ОАО «Белорусский цементный завод») или коммунальных котельных;

4) передвижной комплекс для переработки строительных отходов с получением материалов для дорожных и строительных работ;

5) передвижной комплекс для переработки древесных и крупногабаритных отходов с получением топливной щепы, инертных материалов для укладки изолирующих слоев на полигоне;

6) оборудование для переработки отходов пластмасс и производства продукции для нужд ЖКХ (полимерпесчаные изделия для благоустройства и т. п.) или вторичного полимерного сырья (гранула, флекса, агломерат);

7) оборудование для переработки отходов электрического и электронного оборудования;

8) оборудование для переработки отходов шин с получением резиновой крошки или горючих продуктов пиролиза для использования в котельных.

Включение в комплекс по обращению с ТКО тех или иных компонентов производится на основе изучения морфологического состава и объемов образования отходов и с учетом уже имеющихся объектов по переработке и использованию ТКО с целью избежать дублирования и избытка мощностей.

Размещение региональных объектов по сортировке и использованию ТКО должно увязываться с размещением региональных полигонов для захоронения ТКО.

До 2030 года предусмотрено создание 30 региональных полигонов для захоронения ТКО, 8 станций перегрузки ТКО и в дополнение к имеющимся (строящимся) еще 26 объектов по сортировке и использованию ТКО, а также объекта по энергетическому использованию ТКО в г. Минске мощностью 500 тыс. тонн ТКО в год. По мере ввода их в эксплуатацию 159 действующих полигонов для захоронения ТКО будут закрыты и рекультивированы. Также не позднее 31 декабря 2021 г. будут закрыты и рекультивированы все существующие 835 мини-полигонов для захоронения ТКО в сельской местности.

Результаты произведенных при подготовке Концепции расчетов показали, что совокупные операционные и инвестиционные затраты при создании региональных комплексных объектов по обращению с ТКО на 25-30 % ниже по сравнению с вариантом создания таких объектов в каждом районе и данная тенденция устойчива к увеличению средней заработной платы и цен на автомобильное топливо.

Положения Концепции будут учитываться при подготовке и утверждении среднесрочных государственных, отраслевых и территориальных программ, а также организации работы по привлечению инвестиций, займов международных финансовых организаций и средств международной технической помощи с принятием нормативных правовых актов в соответствии с законодательством.

Таким образом, Концепция предусматривает меры, направленные на создание благоприятных условий для сокращения негативного воздействия ТКО на окружающую среду, за счет максимально возможного их использования в качестве вторичного сырья, минимизации объемов захоронения ТКО и экологически безопасного захоронения коммунальных отходов вследствие полного обновления полигонов для захоронения ТКО с применением наилучших доступных технологий.

Реализация Концепции позволит обеспечить:

• отбор вторичных материальных ресурсов из состава ТКО и недопущение их захоронения за счет сортировки всех коммунальных отходов перед захоронением;

• увеличение использования коммунальных отходов до уровня не ниже 50 % объема их образования к 2035 году за счет создания дополнительных производств по их переработке;

• создание на производствах по сортировке и использованию ТКО до 2,5 тыс. новых рабочих мест.

Снижение объемов захоронения ТКО и создание объектов по захоронению ТКО, отвечающих современным требованиям в области охраны окружающей среды, также позволит снизить риск негативного воздействия отходов на здоровье граждан.

 

22.11.2019

 

Николай Лимож, юрист