


Материал помещен в архив
СОЗДАНИЕ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
Для организации работы по охране окружающей среды и осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов юридическое лицо и индивидуальный предприниматель (в случае если он не обладает знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования), хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду, создают службу охраны окружающей среды, вводят в штат должность специалиста по охране окружающей среды или возлагают соответствующие обязанности на работника, обладающего знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования (ст.951 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 сентября 2019 г. в ст.951 Закона внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.06.2019 № 201-З: слова «производственного контроля» заменить словами «производственных наблюдений». |
Юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную и иную деятельность, относящуюся к экологически опасной, создает службу охраны окружающей среды (далее - СООС). Структура СООС и ее численность устанавливаются юридическим лицом в зависимости от численности работников и видов деятельности. При этом бюджетные организации и иные организации, получающие субсидии из бюджета, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, относящуюся к экологически опасной, создают СООС в пределах установленной численности работников. То есть юридические лица самостоятельно определяют численность СООС, которая будет справляться с поставленными перед ней задачами. Служба охраны окружающей среды, специалист по охране окружающей среды, иной работник, на которого возложены обязанности по охране окружающей среды и осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, подчиняются непосредственно руководителю юридического лица.
Типовое положение о службе охраны окружающей среды утверждено постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 05.05.2016 № 15 (далее - Типовое положение).
Служба охраны окружающей среды осуществляет свою деятельность во взаимодействии:
• со структурными подразделениями юридического лица;
• с государственными органами, осуществляющими контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, другими организациями (п.5 Типового положения).
Основные задачи и исполнители службы охраны окружающей среды
Основные задачи СООС:
• организация работы по охране окружающей среды в организации;
• осуществление производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов в соответствии с инструкцией, разработанной и утвержденной в порядке, установленном Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 ноября 2019 г. внесены изменения в Инструкцию № 52 постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 24.10.2019 № 36, в частности, изменилось название: «Об осуществлении производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов». |
На должности руководителя и специалистов СООС назначаются лица в соответствии с квалификационными требованиями, предусмотренными законодательством о труде. В состав службы, например, может входить инженер по охране окружающей среды (эколог) (раздел II «Специалисты» выпуска 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159.
Должностные обязанности эколога включают:
• осуществление контроля за соблюдением в подразделениях организации действующего природоохранного законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды, способствование снижению вредного влияния производственных факторов на жизнь и здоровье работников;
• разработку проектов перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, контроль их выполнения;
• участие в проведении государственной экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники;
• участие в проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды, уменьшению выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов;
• осуществление контроля за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, анализ их работы, контроль за соблюдением экологических стандартов и нормативов, за состоянием окружающей среды в районе расположения организации;
• участие в составлении технологических регламентов, графиков аналитического контроля, паспортов и другой технической документации;
• участие в проверке соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования;
• составление установленной отчетности о выполнении мероприятий по охране окружающей среды, принятие участия в работе комиссий по проведению экологической экспертизы деятельности организации.
Эколог должен знать:
• экологическое законодательство;
• нормативные и методические материалы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
• системы экологических стандартов и нормативов;
• производственную и организационную структуру организации и перспективы ее развития;
• технологические процессы и режимы производства продукции;
• порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов;
• методы экологического мониторинга;
• средства контроля соответствия технического состояния оборудования организации требованиям охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
• передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
• порядок учета и составления отчетности в области охраны окружающей среды;
• основы экономики, организации производства, труда и управления;
• средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
• основы трудового законодательства;
• правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Инженер по охране окружающей среды (эколог) I квалификационной категории должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) II квалификационной категории не менее 3 лет. Инженер по охране окружающей среды (эколог) II квалификационной категории должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) не менее 3 лет. Инженер по охране окружающей среды (эколог) должен иметь высшее профессиональное образование.
На основе Типового положения юридические лица разрабатывают положения о службе охраны окружающей среды с учетом специфики и характера деятельности организации.
Права и обязанности службы охраны окружающей среды
В соответствии с возложенными на нее задачами СООС:
• осуществляет производственный контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, включая организацию мест отбора проб и проведения измерений в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды;
• принимает участие в координации деятельности структурных подразделений по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;
• участвует в работе юридического лица по просвещению в области охраны окружающей среды, в том числе информированию граждан о законодательстве Республики Беларусь об охране окружающей среды;
• осуществляет консультирование, подготовку ответов на запросы организаций, рассмотрение в установленном законодательством порядке писем, обращений граждан по вопросам охраны окружающей среды;
• организует обучение, участвует в аттестации работников, деятельность которых связана с воздействием на окружающую среду;
• вносит предложения либо участвует в подготовке предложений по вопросам:
- совершенствования системы охраны окружающей среды и природопользования в организации, по разработке мероприятий, локальных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;
- внедрения экологически безопасных технологий, технологических процессов, модернизации производственного оборудования;
• оказывает организационную и методическую помощь структурным подразделениям по вопросам охраны окружающей среды, в том числе обеспечивает их необходимыми правовыми актами в области охраны окружающей среды, в том числе локальными нормативными правовыми актами, а также наглядными пособиями в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;
• осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством (п.10 Типового положения).
Служба охраны окружающей среды вправе вносить предложения руководителю юридического лица о поощрении и материальном стимулировании работников за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.
Работники СООС имеют право:
• запрашивать и получать в соответствии с законодательством необходимую информацию по вопросам охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, брать письменные объяснения от работников, допустивших нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов;
• указывать работникам юридического лица на необходимость устранения нарушений требований в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;
• вносить предложения руководителю юридического лица о привлечении лиц к ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, о приостановлении (запрете) деятельности цехов (производственных участков), оборудования, производства, эксплуатации транспортных средств в случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу причинения вреда окружающей среде.
Руководитель юридического лица обеспечивает условия, необходимые для выполнения работниками СООС своих должностных обязанностей и реализации полномочий, предусмотренных Типовым положением, иными актами законодательства.
Качество и своевременность выполнения возложенных на службу охраны окружающей среды задач и функций обеспечивает ее руководитель (пп.13, 14 Типового положения).
27.09.2016
Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»