


Материал помещен в архив
СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА: ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ДЕКЛАРАНТ
Специальная таможенная процедура
Таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза (далее - ТС) или за ее пределами (ст.4 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС)).
Действующим ТК ТС предусмотрено 17 таможенных процедур.
Одна из этих таможенных процедур именуется специальной таможенной процедурой, так как определяет для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения не всеми, а отдельными категориями товаров на таможенной территории ТС или за ее пределами. Это новая таможенная процедура для Республики Беларусь.
В соответствии с п.3 ст.202 ТК ТС специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства - члена ТС в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии таможенного союза. Таким решением является решение КТС от 20.05.2010 № 329 «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру» (далее - Решение № 329). Оно вступило в силу с 6 июля 2010 г. - даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, утвержденного решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 17.
К Решению № 329 прилагается перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условия помещения товаров под такую таможенную процедуру (далее - Перечень).
Все таможенные процедуры, в т.ч. и специальная таможенная процедура, требуют обязательного соблюдения условий помещения под них товаров. Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру в силу ст.205 ТК ТС возлагается на декларанта. Кроме того, за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры предусмотрена ответственность декларанта в соответствии с законодательством государств - членов ТС.
В отношении специальной таможенной процедуры распространяется общее правило: неисполнение участником внешнеэкономической деятельности норм таможенного законодательства ТС становится основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в выпуске товаров.
Условия помещения товаров под специальную таможенную процедуру | |
| |
Категории товаров |
Условия помещения товаров под специальную таможенную процедуру |
1. Товары, вывозимые с таможенной территории ТС и предназначенные для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств - членов ТС за пределами таможенной территории ТС |
Представление в таможенный орган письменного подтверждения уполномоченного государственного органа о том, что товары предназначаются для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств - членов ТС за пределами таможенной территории ТС с приложением перечня товаров, содержащего наименование и количество таких товаров |
2. Вооружение, военная техника, боеприпасы и иные материальные средства, перемещаемые через таможенную границу ТС между воинскими частями (учреждениями, формированиями) государств - членов ТС, дислоцированными на территории ТС и за пределами этой территории, перемещаемые с целью поддержания их боевой готовности, создания благоприятных условий для выполнения ими поставленных задач |
Представление в таможенный орган воинского пропуска либо иного заменяющего его официального документа, выданного в соответствии с законодательством государств - членов ТС |
3. Товары, перемещаемые через таможенную границу ТС и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в т.ч. товары, предназначенные для бесплатной раздачи государственными органами, их структурными подразделениями или организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством государств - членов ТС, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований. Исключение составляют: - запрещенные к ввозу на таможенную территорию ТС, а также к вывозу с таможенной территории ТС; - алкогольная продукция (кроме спирта этилового), пиво, табачная продукция, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также изделия из них |
Представление в таможенный орган письменного подтверждения государственного органа государств - членов ТС, уполномоченного в сфере чрезвычайных ситуаций, о том, что перемещаемые товары предназначены для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, а также необходимы для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований, с приложением перечня товаров, содержащего наименование и количество таких товаров |
4. Товары, перемещаемые через таможенную границу ТС и предназначенные для проведения лицами государств - членов ТС научно-исследовательских работ в Арктике и Антарктике в интересах государств - членов ТС на некоммерческой основе, а также для обеспечения деятельности таких научно-исследовательских экспедиций государств - членов ТС |
Представление в таможенный орган письменного подтверждения государственного органа государств - членов ТС, уполномоченного в сфере проведения соответствующих исследований, о том, что товары предназначаются для проведения научно-исследовательских работ в интересах государств - членов ТС на некоммерческой основе, а также для обеспечения деятельности научно-исследовательских экспедиций государств - членов ТС |
5. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), вывозимые за пределы таможенной территории ТС с целью ремонта и (или) технического обслуживания и ввозимые обратно после такого ремонта и (или) технического обслуживания (примечание 1) |
Возможность идентификации товаров, помещаемых под эту таможенную процедуру, при последующем завершении специальной таможенной процедуры по способу (способам) идентификации, согласованному с таможенным органом при помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) |
6. Дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств и государств - членов ТС, перемещаемые через таможенную границу ТС |
Представление в таможенный орган курьерского листа либо иного заменяющего его официального документа с указанием его статуса и числа мест, составляющих дипломатическую почту и консульскую вализу. При этом представление таможенной декларации и иных документов не требуется. Наличие на местах, составляющих дипломатическую почту, внешних видимых знаков, указывающих на соответствующий характер перемещаемых товаров |
7. Товары, перемещаемые через таможенную границу ТС и предназначенные для целей допинг-контроля: - оборудование для целей допинг-контроля, представляющее собой средства, предназначенные для транспортировки образцов биологических жидкостей: состоящие из 1 или 2 герметично укупоренных пробками флаконов объемом 20 мл каждый с находящимися в них пробирками объемом 3 или 5 мл каждая. Флаконы с нанесенными на них лазером кодовыми номерами промаркированы оранжевым (проба А), или синим (проба Б), либо черным цветом без буквенного значения и помещены в пластиковые герметично закрытые пеналы, упакованные в пенопластовый или картонный контейнер (размер - 170x140x80 мм). Контейнеры с флаконами помещены в сумку-холодильник, представляющую собой матерчатый или пластиковый бокс с герметично закрывающейся крышкой на защелках объемом до 20 л, - для транспортировки крови; состоящие из 1 или 2 герметично укупоренных пробками флаконов объемом 110 мл каждый с нанесенными на них лазером кодовыми номерами и промаркированными оранжевым (проба А) или синим (проба Б) цветом и помещенными в пенопластовый или картонный контейнер (размер - 170x140х80 мм), - для транспортировки мочи; - пробы, предназначенные для дальнейшего диагностического исследования в аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством лаборатории, на предмет наличия запрещенных для использования в спорте субстанций, представляющие собой образцы биологических жидкостей, содержащихся в оборудовании (образцы биологической жидкости представляют собой кровь и (или) мочу, отобранные из организма спортсмена и (или) из организма животного в рамках проведения допинг-контроля) |
Представление в таможенный орган документа, удостоверяющего личность, удостоверения инспектора допинг-контроля и письма уполномоченной антидопинговой организации государства - члена ТС, подтверждающего полномочия лица на взятие проб из организма спортсмена и (или) из организма животного, а также на вывоз с территории государства - члена ТС (на русском и английском языках) |
8. Иностранные товары, перемещаемые через таможенную границу ТС и предназначенные для организации и проведения ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.Сочи (примечание 2) |
Декларантом указанных товаров должны выступать лица, перечень которых установлен в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Уплата таможенных платежей и сборов за совершение таможенных операций
Следует отметить, что в отношении категорий товаров, к которым может быть установлена специальная таможенная процедура, как правило, не применяются меры нетарифного регулирования и не уплачиваются соответствующие пошлины и налоги. Исключение составляют иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), вывозимые за пределы таможенной территории ТС с целью капитального ремонта и (или) модернизации и ввозимые обратно после такого капитального ремонта и (или) модернизации, которые помещаются под специальную таможенную процедуру с уплатой таможенных пошлин и налогов от стоимости капитального ремонта и (или) модернизации.
На основании п.4 ст.80 ТК ТС при установлении специальной таможенной процедуры обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается в соответствии с законодательством государств - членов ТС.
Однако непосредственно законодательством Республики Беларусь вопросы возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при установлении специальной таможенной процедуры не определены.
Что же касается сборов за совершение таможенных операций (ранее - сборы за таможенное оформление), то Указом Президента РБ от 18.07.2011 № 319 внесены изменения и дополнения в Указ Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах», регламентирующий уплату таможенных сборов. Так, согласно нормам названого Указа № 319 сборы при совершении таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру, не взимаются.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Согласно п.7 Указа № 319 подп.2.8 и 2.9 п.2 (с 29 декабря 2011 г.), подп.3.6 п.3 и подп.5.2 п.5 (с 6 января 2012 г.) утратили силу. |
В то же время в Российской Федерации вопросам специальной таможенной процедуры посвящена глава 41 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Согласно данному Федеральному закону специальная таможенная процедура - процедура, при которой отдельные категории товаров по перечню, установленному Комиссией таможенного союза, ввозятся в Российскую Федерацию или вывозятся из Российской Федерации с полным освобождением таких товаров от таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования. Требования и условия помещения товаров под специальную таможенную процедуру, а также ограничения на пользование и распоряжение товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, определяются Правительством РФ, если иное не установлено таможенным законодательством ТС. Возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, а также освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов при помещении товаров под специальную таможенную процедуру не производятся, за исключением случая, если избранная специальная таможенная процедура изменена на таможенную процедуру экспорта.
Справочно
В Республике Казахстан и Российской Федерации специальная таможенная процедура применяется при таможенном оформлении гуманитарных и военных грузов, товаров, вывозимых и ввозимых в адрес дипломатических представительств и консульских учреждений, и других категорий товаров. В Республике Беларусь данная таможенная процедура пока носит декларативный характер.
Примечание 1. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), вывозимые за пределы таможенной территории ТС с целью модернизации, не подлежат помещению под специальную таможенную процедуру, если в результате такой модернизации происходит изменение классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ТС (далее - ТН ВЭД ТС).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 августа 2012 г. действуют единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза, утвержденные решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54. |
Примечание 2. Не допускается помещение под специальную таможенную процедуру следующих товаров (п.8 Перечня):
- запрещенных к ввозу на таможенную территорию ТС;
- ввоз которых на таможенную территорию ТС ограничен в соответствии с Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденным решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19, за исключением товаров, включенных в следующие разделы данного перечня:
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 сентября 2012 г. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 утвержден новый Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами. |
2.14. «Лекарственные средства и фармацевтические субстанции, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе»;
2.16. «Радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные или входящие в состав иных товаров, ограниченных к ввозу на территорию таможенного союза»;
2.19. «Шифровальные (криптографические) средства, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза и вывоз с территории таможенного союза ограничен»;
2.22. «Служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, ограниченные для ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза»;
- подакцизных товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением моторных транспортных средств товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС.
30.11.2011 г.
Лариса Островерхова, заместитель начальника Минской центральной таможни, специалист таможенного дела