


Материал помещен в архив
СПИСАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ИНВЕНТАРЯ
![]() |
Ситуация В организации используются электрочайники, микроволновые печи, калькуляторы, телефонные аппараты и т. д. По различным причинам (физический и моральный износ, поломка и т. д.) они выходят из строя и подлежат списанию. Как отражать в бухгалтерском учете списание таких предметов? |
Принятие приобретенных активов к бухгалтерскому учету
В качестве основных средств организациями принимаются к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении условий признания, определенных в части первой п.4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее - Инструкция № 26).
В то же время положения Инструкции № 26 не применяются в отношении запасов (абзац 2 п.3 Инструкции № 26).
В качестве запасов к бухгалтерскому учету принимаются активы, учтенные в составе средств в обороте, приобретенные и (или) предназначенные для реализации, или находящиеся в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или находящиеся в виде сырья, материалов и других аналогичных активов, которые будут потребляться в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или используемые для управленческих нужд организации (п.2 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133; далее - Инструкция № 133).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы», утв. постановлением Минфина от 28.12.2022 № 64. Комментарий см. здесь. |
К запасам относятся, в частности:
• инвентарь;
• хозяйственные принадлежности;
• инструменты;
• оснастка и приспособления (абзац 3 части первой п.3 Инструкции № 133).
Инвентарь, хозяйственные принадлежности (далее - предметы), инструменты, оснастка и приспособления могут быть отнесены к основным средствам, если это предусмотрено учетной политикой организации (абзац 7 п.4 Инструкции № 133). При этом критерии отнесения к основным средствам или запасам устанавливаются организацией самостоятельно.
При отнесении активов к основным средствам или запасам следует также руководствоваться нормативными сроками службы основных средств (приложение к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 (далее - Нормативные сроки)).
Согласно Нормативным срокам:
• печи микроволновые относятся к подгруппе 701 «Техника бытовая и принадлежности к ней» группы 7 «Инвентарь и принадлежности» и классифицируется шифром 70100, нормативный срок службы 5 лет;
• электрочайники также можно отнести к бытовой технике - водонагреватели или электронагреватели, которые классифицируются шифром 70103.
Аналогично, руководствуясь Инструкцией № 26 и Инструкцией № 133, Нормативными сроками, следует подходить и к другим активам, принимаемым к бухгалтерскому учету в качестве инвентаря или основных средств.
Для учета инвентаря предназначен субсчет 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты»
Перенос стоимости инвентаря на затраты
По всем предметам, за исключением специальных инструментов и приспособлений, поименованных в абзацах 2-4 п.107 Инструкции № 133, перенос их стоимости на затраты производится в соответствии с учетной политикой организации.
Порядок переноса стоимости предметов на затраты может быть в том числе следующим:
• ежемесячно равными долями исходя из их стоимости и установленных нормативных сроков их использования;
• в размере 50 % стоимости предметов - при передаче их со складов в эксплуатацию и 50 % стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью;
• в размере 100 % - при передаче их со склада в эксплуатацию;
• в размере 100 % (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью.
Конкретный порядок перенесения на затраты необходимо определить учетной политикой организации.
Для учета перенесенной на затраты стоимости предметов можно использовать отдельный субсчет, например 10-9-1 (часть третья п.3 Инструкции № 50).
Это позволит учитывать в бухгалтерском учете предметы, стоимость которых перенесена на затраты полностью при передаче их в эксплуатацию.
Если названный субсчет не используется, то при полном списании стоимости предметов на затраты при их передаче в эксплуатацию материально ответственные лица должны вести учет таких предметов в количественном выражении до полного их износа или выбытия по другим причинам.
При переносе стоимости предметов на затраты в бухгалтерском учете необходимо сделать записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Без использования субсчета 10-9-1 | ||
Включена в затраты стоимость инвентаря в соответствии с учетной политикой организации |
10-9 | |
С использованием субсчета 10-9-1 | ||
Включена в затраты стоимость инвентаря в соответствии с учетной политикой организации |
20, 23, 25, 26, 29, 44 |
10-9-1 |
Списание инвентаря оформляется первичным учетным документом
Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (п.1 ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З; далее - Закон № 57-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. ст.10 Закона № 57-З изложена в новой редакции Законом от 11.10.2022 № 210-З. |
Перечень первичных учетных документов, обязательных к применению всеми субъектами хозяйствования, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться перечнем первичных учетных документов в ред. постановления Совмина от 30.12.2022 № 962. |
Названный перечень акта на списание имущества не содержит, поэтому организация вправе самостоятельно разработать его форму и закрепить ее в учетной политике организации (часть вторая п.4 ст.10 Закона № 57-З).
Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать сведения, поименованные в п.2 ст.10 Закона № 57-З.
Утвержденный руководителем организации или уполномоченным им лицом акт будет основанием для списания имущества с материально ответственного лица.
Решение о списании материалов осуществляется комиссией с участием материально ответственных лиц на основании приказа (распоряжения) руководителя. Списание материалов оформляется актом на списание материалов (п.66 Инструкции № 133).
Списанные материалы, подлежащие сдаче в виде отходов (лома, ветоши и т. п.), приходуются на склад (в кладовую) организации на основании акта на списание материалов и (или) накладной на внутреннее перемещение материалов (п.68 Инструкции № 133).
Списание инвентаря, содержащего драгоценные металлы
В списываемых предметах, учитываемых в составе средств в обороте, могут содержаться драгоценные металлы.
При списании оборудования, приборов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы, следует дополнительно руководствоваться Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34 (далее - Инструкция № 34).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 июля 2025 г. Инструкция № 34 изложена в новой редакции постановлением Минфина от 20.05.2025 № 40. |
Списание оборудования, приборов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, находившихся в эксплуатации, осуществляется в установленном порядке. В актах списания должна указываться масса (содержание) драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в подлежащих списанию оборудовании, приборах и иных изделиях, а также масса (содержание) драгоценных металлов и драгоценных камней в подлежащих оприходованию ломе и отходах, за исключением случая, предусмотренного частью четвертой п.34 Инструкции № 34 (п.69 Инструкции № 34).
Частью четвертой п.34 Инструкции № 34 установлено, что организация на основании решения руководителя вправе определить содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания. При этом в учетных документах учиняется запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания». В таких случаях количество драгметаллов определяется в результате переработки лома.
Акт приемки лома и отходов драгоценных металлов составляется не менее чем в двух экземплярах. В акте помимо прочего указываются данные о количестве и весе лома и отходов, фактически принятых переработчиком.
Второй экземпляр акта переработчиком направляется сдатчику лома и отходов драгоценных металлов (п.30 Инструкции о порядке сдачи и приемки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.05.2004 № 87; далее - Инструкция № 87).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 июля 2025 г. Инструкция № 87 изложена в новой редакции постановлением Минфина от 20.05.2025 № 36. |
При списании оборудования необходимо также воспользоваться перечнем комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно, который ежегодно на основании представленных переработчиками данных утверждает Министерство финансов Республики Беларусь.
В настоящее время действует перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно, установленный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.12.2016 № 115 (далее - Перечень).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 июня 2025 г. действует перечень имущества, извлечение драгоценных металлов из которого экономически нецелесообразно, согласно приложению к постановлению Минфина от 20.05.2025 № 37. |
Учет драгоценных металлов в ломе и отходах изделий, включенных в Перечень, не производится.
Утилизация изделий, включенных в Перечень, осуществляется в соответствии с общими требованиями утилизации материальных ценностей (части третья, четвертая п.721 Инструкции № 34).
Таким образом, если узлы и детали списанных электрочайников, микроволновых печей, калькуляторов и других приборов не включены в Перечень и масса (содержание) драгоценных металлов определяется после их списания на основании акта приемки, составленного переработчиком, то в акте их списания содержание драгоценных металлов можно не указывать.
![]() |
Справочно Дополнительно см.: • акт списания инвентаря в составе оборотных средств, содержащего драгметаллы, когда их содержание определяется организацией при приобретении имущества (пример); • акт списания инвентаря в составе оборотных средств, содержащего драгметаллы, когда их содержание определяется организацией после списания (пример). |
В отдельных случаях при незначительном объеме образования лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, их сдача переработчику производится по мере накопления минимального количества драгоценных металлов, окупающих затраты на опробование и анализ или позволяющих провести опробование и анализ в соответствии с нормативами переработчика (часть вторая п.3 Инструкции № 87).
Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, учитываются в бухгалтерском учете на субсчете 10-12 (абзац 13 части второй, часть пятнадцатая п.16 Инструкции № 50).
Бухгалтерский учет списания инвентаря
Доходы и расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (за исключением продукции, товаров) и денежных средств, включаются в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»
При списании инвентаря в бухгалтерском учете производятся записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражено списание перенесенной на затраты стоимости инвентаря |
10-9-1 |
10-9 |
Приняты к учету драгметаллы |
10-12 |
|
Отражена остаточная стоимость списанного инвентаря |
90-10 |
10-9 |
Восстановлен принятый ранее к вычету НДС методом «красное сторно» (примечание) | ||
Отражена сумма «входного» НДС по списываемому инвентарю, стоимость которого перенесена на затраты не полностью (примечание) |
90-10 |
18 |
Отражен финансовый результат от выбытия инвентаря |
90-11 (99) |
99 (90-11) |
Примечание. Не подлежат вычету суммы НДС по товарам в случае их порчи, утраты (за исключением порчи, утраты товаров в связи с чрезвычайными обстоятельствами: пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие). Указанные положения не применяются в отношении основных средств и нематериальных активов (подп.19.15 п.19 ст.107 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее - НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.24.15 п.24 ст.133 НК в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
При этом:
• под порчей товара понимается ухудшение всех или отдельных качеств (свойств) товара, в результате которого данный товар не может быть использован для целей реализации и (или) в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг);
• под утратой товара понимается событие, в результате которого произошли уничтожение или потеря товара. Не является утратой потеря товаров, понесенная плательщиком в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь.
В письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28.03.2017 № 2-1-10/00584 «О корректировке налоговых вычетов по НДС в случае порчи, утраты товаров» разъяснено, что под использованием для целей реализации и (или) в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) следует понимать возможность либо дальнейшей реализации таких товаров (их части), либо учета стоимости испорченных товаров в составе затрат, учитываемых при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) и определяемых на основании данных бухгалтерского учета.
При невозможности определения размера ранее принятой к вычету суммы НДС налоговые вычеты плательщика подлежат уменьшению на налоговые вычеты, равные 20 % от стоимости испорченных или утраченных товаров (часть третья подп.19.15 п.19 ст.107 НК).
Поэтому если списывается инвентарь, стоимость которого перенесена на затраты не полностью, то НДС не принимается к вычету исходя из стоимости приобретения инвентаря за минусом суммы износа, перенесенной на затраты.
Не принимаемые к вычету суммы НДС списываются в дебет того же счета, что и непосредственно стоимость инвентаря.
05.11.2018
Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»