


Материал помещен в архив
СПИСАНИЕ СРЕДСТВ СО СЧЕТОВ НА ОСНОВАНИИ ПЛАТЕЖНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
При осуществлении безналичных расчетов нередко используются платежные требования. Указанный платежный документ представляется клиентом в обслуживающий банк (банк-получатель) и передается указанным банком в банк, обслуживающий того субъекта, который должен произвести платеж (банк-плательщик). При этом порядок исполнения такого документа существенно различается в зависимости от того, осуществляется бесспорное списание средств или производится перечисление на основании акцепта плательщика.
Расчеты платежными требованиями с акцептом
Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара (взыскателя) к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк (ст.252 Банковского кодекса Республики Беларусь, далее - БК).
Бенефициар - это клиент, в пользу которого осуществляется банковский перевод (в т.ч. дебетовый перевод). Соответственно, плательщик - это клиент, за счет денежных средств которого осуществляется банковский перевод.
Платежные требования представляются бенефициаром на инкассо в банк-получатель на бумажном носителе в одном экземпляре вместе с реестром платежных требований или в виде электронных платежных требований.
Платежное требование с акцептом плательщика применяется при осуществлении внутренних банковских переводов денежных средств за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги и в иных случаях, предусмотренных договором между бенефициаром и плательщиком (п.42 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66 (далее - Инструкция № 66)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. особенности осуществления расчетов посредством платежного требования с акцептом плательщика приводятся в главе 6 Инструкции № 66 в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 02.12.2019 № 476. |
Услуга по приему платежного требования является платной. Однако порядок оплаты зависит от действующей в банке системы взимания платы за услуги. Так, оплата может взиматься за каждое платежное требование. В этом случае клиент одновременно с платежным требованием (реестром платежных требований) должен представить платежное поручение на оплату услуг (если договором не предусмотрено, что плату за услуги банк самостоятельно списывает своим платежным ордером). Услуги банка в соответствии с его тарифной политикой могут оплачиваться и после их оказания, например не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Довольно часто банки предлагают клиентам «пакеты» услуг. В таких случаях оплата производится не за каждое платежное требование или отдельную услугу, а разово за весь комплекс («пакет») услуг.
При приеме платежного требования ответственный исполнитель должен проверить:
1) его подлинность;
2) оформление и заполнение обязательных реквизитов.
Бланки расчетных документов должны быть изготовлены типографским способом или с использованием программно-технических средств. Расчетные документы должны быть оформлены на белорусском или русском языке, если иное не установлено Инструкцией № 66.
На первых экземплярах оформленных на бумажном носителе платежных требований, реестров платежных требований, заявлений на акцепт платежных требований проставляются:
• оттиск печати, подписи (подпись), инициалы, фамилии (фамилия), должностных(ого) лиц(а) юридического лица, уполномоченных(ого) распоряжаться денежными средствами на счете;
• оттиск печати (при наличии), подписи, инициалы, фамилии индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката или лиц, уполномоченных ими распоряжаться денежными средствами на счете.
В тех случаях, когда платежное требование сформировано в виде электронного документа, оно подписывается электронными цифровыми подписями (подписью) должностных лиц клиента.
Банк-получатель не принимает платежные требования на инкассо в случаях:
• нарушения требований к их оформлению и порядку заполнения обязательных реквизитов, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок осуществления безналичных расчетов;
• наличия исправлений и подчисток;
• затруднения при чтении реквизитов;
• несоответствия подписей плательщика, бенефициара и оттиска печати на расчетном или ином документе заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати, отсутствия подписей либо печати (при ее наличии в заявленных в банк образцах подписей и оттиска печати);
• непрохождения в банке электронным документом или электронным сообщением процедур безопасности;
• поступления расчетного или иного документа позднее 10 календарных дней со дня, следующего за днем их составления (п.45 Инструкции № 66).
Бенефициару в подтверждение приема платежных требований на инкассо в тот же банковский день выдается реестр платежных требований, или направляется электронное сообщение с указанием номера, даты и суммы платежного требования, номеров счетов и наименований плательщика и бенефициара, даты и времени его приема на инкассо, а также другой необходимой информации.
Банк-отправитель получает электронное платежное требование от банка-получателя.
Исполняться платежное требование при акцептной форме расчетов может только на основании заявления на акцепт, полученного от плательщика.
Указанное заявление должно быть предварительно (т.е. до поступления в банк-отправитель платежного требования) представлено в банк на бумажном носителе в двух экземплярах, если иное не установлено договором между банком и клиентом, или в виде электронного документа.
Форму заявления на акцепт банки разрабатывают самостоятельно. Вместе с тем в любом банке указанное заявление должно содержать по меньшей мере следующую информацию:
• наименование плательщика и номер счета, с которого будет производиться оплата платежных требований;
• наименования бенефициаров;
• номера и даты заключенных договоров, по которым предполагается оплата платежных требований в день их поступления.
При приеме заявления на акцепт ответственный исполнитель банка-отправителя на всех экземплярах должен проставить соответствующие отметки. Плательщику возвращается второй экземпляр заявления на акцепт, если иное не предусмотрено договором между плательщиком и банком-отправителем. Принятие заявления на акцепт в виде электронного документа подтверждается банком-отправителем в порядке, предусмотренном договором между банком и плательщиком.
Указанное заявление может быть изменено клиентом, но только посредством представления нового заявления.
Банк-отправитель должен проверить:
1) подлинность поступившего от банка-получателя электронного платежного требования;
2) наличие в нем обязательных реквизитов и соответствие данным, приведенным плательщиком в заявлении на акцепт.
Банк-отправитель не принимает к исполнению электронные платежные требования в следующих случаях:
• не подтверждена подлинность электронного платежного требования;
• клиентом не представлено заявление на акцепт;
• информация, представленная в электронном платежном требовании, не соответствует данным, указанным в заявлении на акцепт;
• в банке-отправителе имеется определение экономического суда области (г.Минска) о возбуждении в отношении плательщика производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или информация о том, что плательщик находится в стадии ликвидации (прекращения деятельности);
• нарушения требований к их оформлению и порядку заполнения обязательных реквизитов, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок осуществления безналичных расчетов;
• наличия исправлений и подчисток;
• затруднения при чтении реквизитов;
• несоответствия подписей плательщика и оттиска печати на расчетном или ином документе заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати, отсутствия подписей либо печати (при ее наличии в заявленных в банк образцах подписей и оттиска печати);
• непрохождения в банке электронным документом или электронным сообщением процедур безопасности;
• поступления платежного требования по истечении 10 календарных дней со дня, следующего за днем их составления;
• несоответствия номера счета наименованию плательщика, неправильного указания наименования плательщика и (или) номера счета плательщика;
• отсутствия у плательщика правовых оснований для осуществления перевода денежных средств;
• непредставления в случаях, установленных законодательными актами или нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь, плательщиком соответствующих документов либо несоответствия данных платежных инструкций данным представленных документов.
Субъекты, наделенные правом бесспорного списания средств со счетов
При обращении взыскания на денежные средства плательщика, находящиеся на счетах в банке и небанковской кредитно-финансовой организации, списание этих средств со счетов производится в бесспорном порядке платежными требованиями, оформленными на основании исполнительных надписей нотариусов или иных исполнительных документов, решения (распоряжения) уполномоченного государственного органа или уполномоченной организации (должностного лица) в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь (ст.207 БК).
Применительно к безналичным расчетам к исполнительным документам относятся:
• исполнительные надписи нотариусов;
• иные исполнительные документы, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством (см. таблицу ниже);
• решения (распоряжения) уполномоченных государственных органов (должностных лиц) или дубликаты вышеуказанных документов;
• решения банков, уполномоченных производить списание денежных средств в бесспорном порядке;
• копии постановлений о наложении административного взыскания.
Взыскание может производиться различными государственными органами (должностными лицами) на основании соответствующих документов:
1) Министр Республики Беларусь - взыскание осуществляется на основании решения (приказа, распоряжения).
В соответствии с возложенными на министерство задачами Министр направляет банкам требования о бесспорном списании со счетов подчиненных организаций средств, выделенных им государственными органами в порядке оказания временной финансовой помощи и не возвращенных в установленный срок. Данное право предоставлено министрам подп.8.18 п.8 Положения о Министре Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21.11.2001 № 692.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 июля 2019 г. подп.8.18 п.8 Положения № 692 утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 10.07.2019 № 265; |
2) налоговые органы (инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь), таможенные органы (таможни) осуществляют взыскание средств (суммы налога, сбора (пошлины), пени) на основании решения руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа. Соответствующие требования определены ст.56 Налогового кодекса Республики Беларусь, п.5 ст.119 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Следует руководствоваться ст.62 новой редакции данного Кодекса; |
3) Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее - КГК) и его территориальные органы - списание средств осуществляется на основании решения КГК или его территориальных органов. Согласно ст.14 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» КГК и комитеты государственного контроля областей при выполнении возложенных на них задач в пределах своей компетенции правомочны выносить государственным органам, иным организациям (их работникам) и другим гражданам обязательные для исполнения в установленный КГК, комитетами государственного контроля областей срок решения (предписания, постановления): о возмещении (взыскании) в республиканский и (или) местный бюджеты, государственные внебюджетные и инновационные фонды в бесспорном порядке средств, незаконно полученных либо использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением законодательства;
4) Министерство финансов Республики Беларусь (далее - Минфин), его территориальные органы, местные финансовые органы - основанием для списания является приказ (решение, предписание) Минфина, его территориальных органов, местных финансовых органов о принудительном взыскании денежных средств.
Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы в установленном порядке имеют право взыскивать в бесспорном порядке:
• суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
• суммы процентов (плату) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной и возмездной основе, срок уплаты которых истек;
• пеню за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе;
• пеню с банков за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств;
• бюджетные средства, выделенные сверх утвержденных бюджетных ассигнований, а также бюджетные ссуды, бюджетные займы, предоставленные с нарушением установленного порядка;
• бюджетные средства, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства;
• с юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей пеню за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предварительно оплаченных за счет средств бюджета;
• за пользование денежными средствами, перечисленными во исполнение бюджетных обязательств, вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате проценты, начисляемые в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания денежных средств.
При осуществлении надзора и контроля за страховой деятельностью Минфин вправе в определенном им порядке применять меры принуждения за нарушение законодательства о страховании, в т.ч. взыскивать в бесспорном порядке денежные средства, находящиеся на счетах страховых организаций в банках, вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате в случаях невыполнения страховой организацией требования (предписания) Минфина об устранении нарушений законодательства о страховании.
Средства инновационных фондов, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства органами и организациями, которые формируют такие фонды, а также организациями - получателями средств данных фондов, взыскиваются в бесспорном порядке в доход соответствующего бюджета по решению (предписанию) Минфина, его территориальных и местных финансовых органов, органов КГК.
Вышеуказанные права Минфина и его территориальных органов закреплены в ст.104 БК, п.69 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение № 530), подп.2.5 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 07.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов», а также рядом иных нормативных правовых актов;
5) органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляют списание средств на основании постановления уполномоченного должностного лица органа Фонда о бесспорном взыскании недоимки, начисленных пеней (п.14 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40). Фонд и его территориальные органы имеют право: выдавать обязательные для банков постановления о бесспорном взыскании недоимки и пеней со счетов плательщиков взносов и их дебиторов, принимать решения о приостановлении (отмене приостановления) операций плательщиков взносов по текущим (расчетным) банковским счетам, получать от банков информацию об остатках и движении средств на текущих (расчетных) банковских счетах плательщиков в случаях, установленных законодательными актами;
6) Департамент по материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь - списание осуществляется на основании решения о взыскании штрафов, пеней за нарушение обязательств по поставке материальных ценностей в государственный и (или) мобилизационный материальные резервы и операциям с ними в бесспорном порядке (ст.18 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 314-З «О государственном и мобилизационном материальных резервах»: штрафы и пени за нарушения обязательств по поставке материальных ценностей в государственный и (или) мобилизационный материальные резервы и операциям с ними взыскиваются исходя из стоимости материальных ценностей на дату их уплаты и списываются по решению названного Департамента в бесспорном порядке со счетов организации, допустившей нарушения);
7) Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» осуществляет списание средств на основании своего распоряжения либо уполномоченного им должностного лица обособленного подразделения БРУСП «Белгосстрах». В соответствии с п.343 Положения № 530 при обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний суммы страховых выплат, излишне перечисленные на счет в банке застрахованного или лица, имевшего право на их получение в случае смерти застрахованного, после наступления обстоятельств, влекущих прекращение данных выплат, взыскиваются в бесспорном порядке;
8) открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» - основанием для списания средств является совместное решение Премьер-министра Республики Беларусь и Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, принятого в отношении конкретного должника и его дебиторов (в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2011 № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь». Банк развития Республики Беларусь вправе взыскивать в бесспорном порядке со счетов должников, их дебиторов задолженность по кредитам, выданным за счет средств бюджета, привлеченных в депозиты, подлежащих возврату в бюджет (включая кредиты, по которым право требования перешло от банков к Банку развития при приобретении их активов), возникшую при нарушении сроков погашения (возврата) кредитов, уплаты процентов за пользование этими кредитами);
9) банки второго уровня - списание осуществляется на основании решения банка. Платежи, произведенные из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь, взыскиваются банком в бесспорном порядке со счетов кредитополучателей (за исключением корреспондентских счетов, а также счетов по учету бюджетных средств государственного казначейства) с взиманием процентов с уплаченной Минфином суммы:
- в белорусских рублях - в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, установленной на день начисления процентов;
- в иностранной валюте - в размере средней сложившейся в банках Республики Беларусь ставки по срочным вкладам в иностранной валюте, но не менее размера, определенного законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
При неисполнении субъектом малого предпринимательства, являющимся кредитополучателем, обязательств по возврату льготного кредита, в т.ч. микрокредита, банк по истечении 5 банковских дней со дня наступления срока платежа по льготному кредиту, в т.ч. микрокредиту, направляет в Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей документы (далее - фонд), необходимые для исполнения гарантии фонда, и копии документов, подтверждающих предъявление требования к кредитополучателю. При этом платежи в соответствии с гарантией фонда взыскиваются банком в бесспорном порядке со счетов фонда. Данное право закреплено за банками п.12 Положения о порядке предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30.06.2008 № 359, а также п.35 Положения об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 № 255;
10) иные субъекты осуществляют списание на основании исполнительных документов. В таком порядке производится списание любого вида задолженности, указанного в исполнительном документе.
Исполнительными документами, подлежащими исполнению судебными исполнителями в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ХПК), являются:
• судебные приказы хозяйственных судов, выдаваемые на основании судебных постановлений хозяйственных судов, решений международных арбитражных (третейских) судов, третейских судов, иных постоянных арбитражных органов, находящихся на территории Республики Беларусь, решений иностранных судов, иностранных арбитражных решений;
• определения хозяйственного суда о судебном приказе;
• постановления судебных исполнителей в случаях, определенных ХПК;
• постановления суда, органа, ведущего административный процесс, в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;
• исполнительные документы иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь;
• иные акты, если в силу законодательных актов они являются исполнительными документами и подлежат исполнению в порядке, установленном ХПК (ст.329).
Исполнительными документами согласно ст.462 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК) являются, в частности:
• исполнительные листы, выдаваемые на основании решений, приговоров, определений и постановлений судов (судей), мировых соглашений, соглашений о детях, утвержденных судом, решений третейских судов Республики Беларусь, обязательных решений трудовых арбитражей, решений иностранных судов, в т.ч. арбитражных (третейских), если стороной по делу является гражданин, не являющийся предпринимателем, осуществляющим деятельность без образования юридического лица, решений брачных договоров, соглашений о содержании своих несовершеннолетних и (или) нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей и других актов, если это предусмотрено законодательством;
• определения судей о судебном приказе;
• определения судов об обеспечении иска;
• исполнительные надписи нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь;
• постановления судебных исполнителей в случаях, установленных ГПК и иными актами законодательства;
• постановления комиссий по делам несовершеннолетних о денежных взысканиях;
• постановления государственных органов и должностных лиц в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;
• другие акты, если в силу закона они являются исполнительными документами и подлежат исполнению.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 мая 2017 г. в ХПК и ГПК были внесены значительные изменения на основании Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве». Порядок исполнения всех видов исполнительных документов, относящихся к компетенции судебного исполнителя, регулируется названным Законом. |
Перечень документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2006 № 1737.
Особенности осуществления бесспорного списания
Для взыскания денежных средств в бесспорном порядке взыскатель представляет в обслуживающий его банк на инкассо платежное требование, оформленное в трех экземплярах, вместе с исполнительным документом и двумя экземплярами реестра платежных требований.
В случаях, установленных законодательством, и в порядке, определенном в договоре между банком и клиентом, платежные требования, оформленные на бесспорное списание денежных средств, вместе с исполнительными документами могут представляться в банк на инкассо в виде электронных платежных требований и электронных исполнительных документов.
В случаях когда судебное решение вынесено в пользу нерезидента, не имеющего счетов в банке-резиденте, оформление и предъявление в банк-резидент платежного требования в пользу данного нерезидента производятся лицом, им уполномоченным. Уполномоченным лицом является резидент или нерезидент, имеющий счет в банке-резиденте. В платежном требовании уполномоченное лицо указывает в поле «Бенефициар» реквизиты нерезидента, в пользу которого вынесено судебное решение, и номер его счета, в полях «Банк-получатель», «Корреспондент банка-получателя» - реквизиты банка, обслуживающего указанного нерезидента, и корреспондента данного банка. В полях «М.П.» и «Подписи бенефициара» проставляются оттиск печати (при наличии), подпись, инициалы, фамилия уполномоченного лица. К платежному требованию уполномоченное лицо должно приложить оригинал или копию документа, подтверждающего его полномочия, на русском или белорусском языке.
При приеме на инкассо платежных требований помимо проверки правильности их оформления и заполнения обязательных реквизитов банк, обслуживающий взыскателя, дополнительно проверяет:
• наличие исполнительного документа;
• возможность его приема по сроку давности;
• соответствие суммы платежного требования сумме, подлежащей взысканию по исполнительному документу.
Банк, обслуживающий взыскателя, не принимает на инкассо платежные требования в случаях их ненадлежащего оформления (по тем же основаниям, как и иные платежные требования (см. выше)), а также если:
• отсутствует исполнительный документ;
• истек срок давности для предъявления исполнительного документа к исполнению;
• сумма, указанная в платежном требовании, больше суммы, указанной в исполнительном документе, или сумма электронного платежного требования не соответствует сумме электронного исполнительного документа;
• данные, указанные в исполнительном документе, не соответствуют данным, указанным в платежном требовании.
При поступлении платежных требований банк-отправитель должен проверить:
• правильность их оформления;
• заполнение обязательных реквизитов;
• подлинность электронных платежных требований и электронных исполнительных документов.
Банк-отправитель не принимает к исполнению платежные требования по общим основаниям (как и иные платежные требования (см. выше)), а также если:
• на платежном требовании на бумажном носителе отсутствуют отметки банка, обслуживающего взыскателя, о принятии на инкассо либо не подтверждена подлинность электронного платежного требования и электронного исполнительного документа;
• отсутствует исполнительный документ;
• истек срок давности для предъявления исполнительного документа к исполнению на момент приема платежного требования на инкассо в банке, обслуживающем взыскателя;
• сумма, указанная в платежном требовании, больше суммы, указанной в исполнительном документе, или сумма электронного платежного требования не соответствует сумме электронного исполнительного документа;
• данные, указанные в исполнительном документе, не соответствуют данным, указанным в платежном требовании;
• в банке-отправителе имеется определение экономического суда области (г.Минска) о возбуждении в отношении плательщика производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или информация о том, что плательщик находится в стадии ликвидации (прекращения деятельности).
Действующим законодательством установлены следующие сроки предъявления исполнительных документов к исполнению:
Наименование исполнительного документа | Срок предъявления исполнительного документа | Нормативный правовой акт |
Приказ экономического суда; определение экономического суда о судебном приказе |
Исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению не позднее 6 месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке либо рассрочке его исполнения, или со дня вступления в законную силу определения хозяйственного суда о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению | Статья 337 ХПК |
Примечание. Срок давности для предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением его взыскателем к исполнению в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию либо возбуждением исполнительного производства, если иное не предусмотрено законодательством. В случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично, исчисление нового срока для предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией или судебным исполнителем взыскателю. После перерыва течение срока давности начинается вновь, при этом истекшее время не засчитывается в новый срок. Исполнительный документ считается предъявленным к исполнению со дня получения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией или судебным исполнителем надлежащим образом оформленных заявления и исполнительного документа (ст.339 ХПК). При пропуске срока для предъявления исполнительного документа к исполнению по причинам, признанным хозяйственным судом уважительными, пропущенный срок может быть им восстановлен (ст.340 ХПК) | ||
Исполнительный лист по делу; определение суда о судебном приказе |
Исполнительный лист по делу, а также определение о судебном приказе могут быть предъявлены к принудительному исполнению в течение 3 лет с момента вступления судебного постановления в законную силу. По решениям о взыскании периодических платежей вышеуказанные сроки действуют для каждого платежа в отдельности и течение их начинается со дня наступления срока каждого платежа. Сроки предъявления к исполнению других исполнительных документов определяются соответствующим законодательством |
Статья 468 ГПК |
Примечание. Срок давности прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению, если законодательством не установлено иное. Если одной или обеими сторонами по делу являются граждане, срок давности прерывается также частичным исполнением решения. После перерыва течение срока давности начинается вновь, причем истекшее перед этим время не засчитывается в новый срок. В случае возвращения исполнительного документа, по которому не было произведено взыскание полностью или частично, исчисление нового срока для предъявления документа к исполнению начинается со дня его возвращения взыскателю (ст.470 ГПК). Взыскателям, пропустившим срок давности для предъявления исполнительных документов к исполнению по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен судом, если иное не установлено законодательными актами (ст.471 ГПК) | ||
Исполнительные надписи нотариальных органов | В случае если взыскателем или должником по исполнительной надписи является гражданин, исполнительная надпись может быть предъявлена к принудительному исполнению в течение 3 лет со дня ее совершения. По всем остальным требованиям исполнительная надпись может быть предъявлена к исполнению в течение 6 месяцев, если законодательством Республики Беларусь не установлены иные сроки | Статья 96 Закона Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности». От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2016 г. Закон № 305-З на основании Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 № 355-З изложен в новой редакции. В связи с этим норма ст.96 прежней редакции соответствует норме ст.107 новой редакции данного Закона № 305-З |
Банк-отправитель не позднее следующего банковского дня возвращает не принятые к исполнению платежные требования на бумажном носителе вместе с исполнительным документом в банк, обслуживающий взыскателя, для последующей выдачи их взыскателю.
![]() |
Обратите внимание! Банк не рассматривает возражений плательщиков по списанию с их счетов денежных средств в бесспорном порядке (ст.207 БК). |
26.11.2014
Роман Томкович, кандидат юридических наук, директор юридического департамента открытого акционерного общества «Белинвестбанк»