Расчет от 02.09.2013
Автор: Прохожая В.

Способы формирования тарифов на услуги по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств


 

Материал помещен в архив

 

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО РЕМОНТУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Основной документ, регулирующий вопросы ценообразования в Республике Беларусь, - Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72).

В приложении 1 к Указу № 72 приведен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями).

Услуги по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств в данный перечень не включены. Это значит, что тарифы на ремонт и техническое обслуживание транспортных средств государством не регулируются, а формируются организациями самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.

Каких-либо нормативных документов, устанавливающих порядок формирования тарифов на такие услуги, в настоящее время также нет.

Тарифы должны быть экономически обоснованны

Отсутствие экономических расчетов (калькуляций с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), при реализации товаров (работ, услуг), цены на которые не подлежат государственному регулированию, правонарушением не является (абзац 4 подп.2.3 п.2 Указа № 72).

Однако это не означает, что организации «вслепую» устанавливают цены (тарифы). Цена (тариф) должна покрывать издержки организации по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Поэтому в любом случае организация должна сделать плановый расчет своих затрат (материальных, трудовых и иных) на производство того или иного вида продукции (работы, услуги).

При этом цены (тарифы) на товары (работы, услуги) должны определяться исходя из экономически обоснованных норм и нормативов материальных и трудовых затрат, утвержденных руководителем субъекта предпринимательской деятельности, если законодательством не установлен иной порядок. Такое требование содержится в постановлении Совета Министров РБ от 31.05.1999 № 806 «О совершенствовании организации нормирования затрат на производство и реализацию товаров (продукции, работ, услуг)».

В настоящее время в коммерческих организациях формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора. Дифференциация размера оплаты труда осуществляется в зависимости от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников. Заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается (ст.63 Трудового кодекса РБ (далее - ТК)).

Статьей 66 ТК установлено, что:

• при выполнении работ различной квалификации труд рабочих с повременной оплатой труда, а также служащих оплачивается по работе более высокой квалификации;

• труд рабочих со сдельной оплатой труда оплачивается по расценкам выполняемой работы;

• там, где по характеру производства рабочим со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицированных ниже присвоенных им разрядов, выплачивается межразрядная разница.

Способы определения тарифов

До 12 декабря 2010 г. при формировании тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств организации руководствовались Инструкцией о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 28.01.2008 № 23 (далее - Инструкция № 23). Тем не менее и в настоящее время нормы Инструкции № 23 можно взять за основу при формировании тарифов на указанные услуги, поскольку нормативного правового акта, принятого взамен Инструкции № 23, нет.

Так, плата за услуги станций технического обслуживания может определяться исходя из:

тарифов по каждому наименованию услуг, утвержденных руководителем субъекта предпринимательской деятельности;

стоимости нормо-часов и норм времени, утвержденных руководителем субъекта предпринимательской деятельности.

Плата за услуги единичного характера, на которые отсутствуют утвержденные в установленном порядке тарифы и нормы времени на их выполнение, может определяться исходя из стоимости нормо-часа и расчетных норм времени на выполнение услуг, согласованных с заказчиком.

Работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей требуют разной квалификации работников, следовательно, дифференцированной оплаты труда. Как правило, оплата слесарей-ремонтников устанавливается в процентах от стоимости оказанных ими услуг. Поэтому логично, что стоимость услуг, оказываемых специалистами более высокого разряда, должна и оплачиваться выше.

Стоимость нормо-часа может быть рассчитана как в целом по организации, так и для отдельных категорий работников, в т.ч. по группам работников, тарифицируемых по одному разряду.

Рассмотрим формирование тарифов на оказываемые услуги на примерах (все данные условные).

Примем, что в организации работают следующие работники.

 

Наименование профессий

Кол-во

Разряд

Тариф, тыс.руб.

Месячный фонд оплаты труда, тыс.руб.

Годовой фонд оплаты труда, тыс.руб.

Премия, тыс.руб.

Годовой фонд оплаты труда с премиальными выплатами, тыс.руб.

Слесарь

1

2

3 000

3 000

36 000

10 800

46 800

Слесарь

2

3

4 000

8 000

96 000

28 800

124 800

Слесарь

4

4

6 000

24 000

288 000

86 400

374 400

Электрик

1

4

5 000

5 000

60 000

18 000

78 000

Итого

по 4-му разряду

5

4

-

29 000

348 000

104 400

452 400

Мастер

1

-

7 000

7 000

84 000

25 200

109 200

Бухгалтер

1

-

5 500

5 500

66 000

6 600

72 600

Директор

1

-

7 500

7 500

90 000

40 200

130 200

Итого по аппарату управления

3

-

-

20 000

240 000

72 000

312 000

Заработная плата управленческого персонала на 1 руб. заработной платы рабочих с учетом премии 0,5 руб. (312 000 / (46 800 + 124 800 + 452 400))

 

Накладные расходы в организации, включающие в себя налоги, относимые на себестоимость, амортизацию основных средств, арендную плату, расходы на сертификацию, транспортные расходы и т.п., составляют 85 % от фонда заработной платы рабочих без учета премиальных выплат.

Рассчитаем стоимость нормо-часа в среднем по организации и по группам разрядов.

 

№ п/п

Статьи затрат

По группе рабочих

2-го разряда, тыс.руб.

По группе рабочих

3-го разряда, тыс.руб.

По группе рабочих

4-го разряда, тыс.руб.

В целом по органи-

зации, тыс.руб.

1

Заработная плата рабочих

36 000

96 000

348 000

480 000

2

Премиальные выплаты рабочим

10 800

28 800

104 400

144 000

3

Заработная плата аппарата управления с премиальными выплатами

((стр.1 + стр.2) х 0,5)

23 400

62 400

226 200

312 000

4

Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ

((стр.1 + стр.2 + стр.3) х

x 34 %)

23 868

63 648

230 724

318 240

5

Страховые взносы в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»

((стр.1 + стр.2 + стр.3) х

x 0,6 %)

421,2

1 123,2

4 071,6

5 616,0

6

Накладные расходы

(стр.1 х 85 %)

30 600

81 600

295 800

408 000

7

Итого себестоимость

(сумма строк с 1 по 6)

125 089,2

333 571,2

1 209 195,6

1 667 856,0

8

Прибыль

(при рентабельности 30 %)

37 526,76

100 071,36

362 758,68

500 356,80

9

Итого

162 615,96

433 642,56

1 571 954,28

2 168 212,80

10

Стоимость нормо-часа без налога на добавленную стоимость (стр.9 / фонд рабочего времени по группам разрядов рабочих)

80,984

(162 615,96 /

/ (2008 х 1))

107,979

(433 642,56 /

/ (2008 х 2))

156,569

(1 571 954,28 /

/ (2008 х 5))

134,973

(2 168 212,80 /

/ (2008 х 8))

 

Справочно

Фонд рабочего времени на 2013 г. при 40-часовой рабочей неделе составляет 2008 ч.

 

Стоимость нормо-часа для работников разных разрядов можно регулировать уровнем рентабельности относительно средневзвешенной стоимости нормо-часа, рассчитанной по организации в целом без учета прибыли.

Покажем, как это делается, используя данные предыдущего расчета.

 

№ п/п

Показатели

Уровень рентабельности по разрядам

2-й разряд

3-й разряд

4-й разряд

25 %

30 %

35 %

1

Средневзвешенная стоимость нормо-часа без учета прибыли, тыс.руб.

(1 667 856,0 / (2008 х 8))

103,826

103,826

103,826

2

Сумма прибыли, тыс.руб.

(стр.1 х % рентабельности)

25,957

31,148

36,339

3

Итоговая стоимость нормо-часа, тыс.руб.

(стр.1 + стр.2)

129,783

134,974

140,165

 

Исходя из рассчитанной стоимости нормо-часа по каждому разряду можно устанавливать тарифы на отдельные виды услуг.

 

Пример

Регулировку зазоров клапана выполняет слесарь 4-го разряда. Норма времени да данную операцию составляет в организации 1,1 ч.

Стоимость данной услуги можно определить следующими способами:

1) исходя из стоимости нормо-часа, рассчитанной для рабочих 4-го разряда, с учетом единого норматива рентабельности в размере 30 %.

В этом случае стоимость услуги без НДС составит: 1,1 ч х 156,569 тыс.руб. = 172,226 тыс.руб.;

2) исходя из стоимости нормо-часа по организации в целом, рассчитанной с учетом единого норматива рентабельности в размере 30 %.

Стоимость услуги без НДС составит: 1,1 ч х 134,973 тыс.руб. = 148,470 тыс.руб.;

3) исходя из стоимости нормо-часа в целом по организации, рассчитанной с дифференцированным уровнем рентабельности.

Стоимость услуги без НДС составит: 1,1 ч х 140,165 тыс.руб. = 154,182 тыс.руб.;

4) если устанавливать размер рентабельности по каждой услуге отдельно, то можно использовать стоимость нормо-часа в целом по организации без учета прибыли.

Так, если по услуге «регулировка зазоров клапана» рентабельность установлена в размере 40 %, то стоимость этой услуги рассчитывается следующим образом:

1,1 ч х 103,826 тыс.руб. х 140 % = 159,892 тыс.руб.

Для наглядности сведем полученные данные в таблицу, выполнив в ней расчет тарифов с учетом НДС и округлением до 50 руб. (по правилам округления, изложенным в письме Минторга РБ от 12.10.2011 № 03-21/662к «Об округлении розничных цен»):

 

(тыс.руб.)

Способ расчета тарифа

Тариф без НДС

Сумма НДС по ставке 20 %

Тариф с учетом НДС

Тариф после округле-ния

Исходя из стоимости нормо-часа, рассчитанной для рабочих 4-го разряда

172,226

34,445

206,671

206,650

Исходя из стоимости нормо-часа, рассчитанной по организации в целом с учетом единого норматива рентабельности

148,470

29,694

178,164

178,150

Исходя из стоимости нормо-часа, рассчитанной по организации в целом с дифференцированным уровнем рентабельности

154,182

30,836

185,018

185,000

При установлении тарифа на каждую отдельную услугу

159,892

31,978

191,870

191,850

 

Как видим, колебания тарифа на одну и ту же услугу значительные.

Поскольку формирование тарифов на услуги по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств свободное, то организация в зависимости от конкретных условий работы и конъюнктуры рынка может выбрать для себя любой из рассмотренных способов их формирования.

 

02.09.2013

 

Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»