Пособие от 31.05.2010
Автор: Глинская Я.

Способы и методы проведения проверок


 

Материал помещен в архив

 

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

С 1 января 2010 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510). Указ № 510 кодифицировал нормативные правовые акты в сфере регулирования контрольной деятельности, проводимой всеми контролирующими органами. Вместе с тем с изданием Указа № 510 не закончился процесс формирования нормативной правовой базы осуществления контроля. Напротив, в развитие Указа № 510 уже принято около 15 актов законодательства, регулирующих отдельные вопросы осуществления контрольной деятельности, 13 из них устанавливают способы и методы проведения проверок:

- постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 11.12.2009 № 144 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510»;

- постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 22.12.2009 № 155 «О методах и способах проведения проверок органами государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь»;

- постановление Минобразования РБ от 29.12.2009 № 75 «О некоторых вопросах осуществления контроля за обеспечением качества образования»;

- постановление Минсвязи РБ от 30.12.2009 № 70 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510»;

- постановление Госкомитета по науке и технологиям РБ от 31.12.2009 № 32 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510»;

- постановление МЧС РБ от 31.12.2009 № 75 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510»;

- постановление МНС РБ от 31.12.2009 № 88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами» (далее - постановление МНС № 88);

- постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 31.12.2009 № 161 «Об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении»;

- постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 31.12.2009 № 162 «Об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости населения»;

- постановление Минэкономики РБ от 31.12.2009 № 204 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510»;

- Инструкция о методах и способах осуществления проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утвержденная приказом Комитета госконтроля РБ от 04.01.2010 № 1 (далее - Инструкция);

- постановление Минюста РБ от 29.01.2010 № 5 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510»;

- постановление Управления делами Президента РБ от 11.02.2010 № 2 «О методах и способах проведения проверок Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь».

В соответствии с п.36 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее - Положение Указа № 510), проведение проверок контролирующими (надзорными) органами осуществляется с применением в пределах их компетенции методов и способов, установленных законодательством.

Указанные ведомственные нормативные правовые акты устанавливают способы и методы проведения проверок принявшими их органами. Какие-либо иные способы и методы, не установленные в данных ведомственных нормативных правовых актах, не могут быть использованы проверяющими при проведении проверок.

Далее более подробно рассмотрим способы и методы, применяемые проводящими проверку должностными лицами органов Комитета государственного контроля РБ и налоговых органов.

Способы и методы проведения проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь

Основные требования к выбору и применению методов и способов осуществления проверок определены в Инструкции.

Прежде всего Инструкция разделяет виды контроля в зависимости от времени совершения контрольных (проверочных) мероприятий:

- предварительный контроль - форма контроля, предшествующая совершению финансово-хозяйственных и иных операций, деяний или процессов, наступлению явлений (событий), относящихся к деятельности проверяемого субъекта, в т.ч. к действиям (бездействию) его должностных лиц и иных работников;

- текущий контроль осуществляется в процессе совершения таких операций, деяний, явлений, событий, процессов;

- последующий контроль осуществляется после совершения финансово-хозяйственных и иных операций, процессов, действий (бездействия), наступления явлений или событий и направлен на выявление и устранение допущенных нарушений.

Инструкцией выделено 2 метода проверки:

- метод документальной проверки, который заключается в проверке финансово-хозяйственных и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, в т.ч. в оценке действий (бездействия) его должностных лиц и иных работников, по данным первичной документации, записей в учете и отчетности и др.;

- метод фактической проверки, который направлен на установление действительного, реального состояния какого-либо материального объекта, операции, деяния, процесса, явления или события путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и иных приемов, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках этого объекта, операции, деяния, процесса, явления, события и (или) их состоянии.

При этом установлено, что методы и способы проведения проверки могут применяться в рамках использования одного из вышеназванных видов методов либо одновременно двух этих видов методов в совокупности.

Инструкция также определяет 2 способа (метода) изучения финансово-хозяйственных и иных операций (включая действия (бездействие) его должностных лиц и иных работников, в т.ч. изучение всех документов бухгалтерского учета и других документов, относящихся к соответствующим операциям, иным сферам деятельности проверяемого субъекта):

- способ (метод) сплошной проверки, который предполагает анализ всех подлежащих проверке финансово-хозяйственных и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, включая действия (бездействие) его должностных лиц и иных работников, в т.ч. изучение всех документов бухгалтерского учета и других документов, относящихся к соответствующим операциям, иным сферам деятельности проверяемого субъекта;

- способ (метод) выборочной проверки, который предполагает анализ части финансово-хозяйственных и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, действий (бездействие) его должностных лиц и иных работников, в т.ч. документов бухгалтерского учета и других документов, относящихся к соответствующим операциям, иным сферам деятельности проверяемого субъекта.

Если выборочной проверкой устанавливаются нарушения законодательства, то проверяющему предоставлено право принять решение о проведении проверки сплошным способом (методом). В любом случае сплошной способ (метод) проверки может быть применен только в рамках вопросов, подлежащих проверке, и в пределах проверяемого периода, указанных в предписании на проведение проверки.

Помимо этого, Инструкцией предусмотрен еще ряд способов (методов), которые могут быть использованы в ходе проведения проверки:

1) проведение встречных проверок. Согласно п.5 Указа № 510 встречные проверки относятся к внеплановым проверкам. Целью проведения встречной проверки является установление (подтверждение) достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям;

2) использование чека-листа. Под контрольным списком вопросов (чек-лист) понимается исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом. Формы контрольного списка вопросов (чека-листа), перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) такой список вопросов (чек-лист), утверждаются Советом Министров РБ и размещаются на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в сети Интернет. В настоящее время формы чеков-листов находятся на стадии разработки.

Как форма отражения информации в процессе проведения проверки может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист). Контрольный список вопросов (чек-лист) или его часть заполняется проверяющим (руководителем проверки) по вопросам, подлежащим проверке, и является неотъемлемой частью акта (справки) проверки. При наличии утвержденной Советом Министров РБ для соответствующего контрольного (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) формы контрольного списка вопросов (чека-листа) он является обязательным для применения при проведении плановой проверки, а также может применяться при проведении внеплановой проверки. Однако использование данного документа при планировании и проведении проверок не является обязательным для органов Комитета государственного контроля РБ;

3) изучение (проверка) информации и документов (их копий). Изучению могут быть подвергнуты информация и документы как на бумажных, так и на электронных носителях, касающиеся деятельности проверяемого субъекта, как имеющиеся непосредственно у субъекта, так и полученные от иных организаций, физических лиц, государственных органов, в т.ч. по запросам из компетентных органов иностранных государств;

4) расчетный метод. Исходя из положений п.17 Указа № 510 расчетный метод используется при отсутствии у проверяемого субъекта документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, в целях определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и основан на применении сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности;

5) контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг. Под контрольной закупкой товарно-материальных ценностей, контрольным оформлением заказов на выполнение работ, оказание услуг понимается способ контроля, выраженный в искусственном создании контролирующими (надзорными) органами ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации (п.2 Положения Указа № 510). Порядок проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг регламентирован постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 554;

6) контрольный обмер. Под контрольным обмером выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в т.ч. реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства) понимается способ контроля путем инструментального обмера (с помощью инструментов, приборов, оборудования) и (или) сопоставления выполненных объемов работ и израсходованных на их выполнение денежных, материальных и других средств с объемами (сумма, размер), предусмотренными (отраженными) в проектно-сметной документации, договорах строительного подряда, документах бухгалтерского учета и других документах, служащих основанием для получения денежных средств, а также требованиям актов законодательства, в т.ч. технических нормативных правовых актов (п.2 Положения Указа № 510);

7) проведение исследований (испытаний), направленных на выяснение вопросов, относящихся к проверке, в т.ч. испытания продукции, направление на техническое освидетельствование кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;

8) привлечение экспертов и назначение экспертизы;

9) привлечение специалистов. Под экспертами и специалистами понимаются не заинтересованные в результатах проверки физические лица, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, иной сфере деятельности, которые привлекаются контролирующими (надзорными) органами для производства экспертизы, участия и (или) оказания содействия в проведении контрольных мероприятий (п.2 Положения Указа № 510);

10) использование технических средств. При проведении проверок контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе использовать технические средства, в т.ч. аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений (п.4 Положения Указа № 510);

11) снятие остатков товара;

12) проверка фактического наличия ценностей в кассах и кассовых помещениях, складах, архивах, иных местах хранения ценностей;

13) проверка полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении, транспортировке и реализации товаров и материальных ценностей;

14) пересчет, взвешивание и обмер сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий;

15) изучение используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций;

16) отбор проб и образцов продукции и направление их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов. Отбор проб и образцов продукции и направление их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) производится для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов. Согласно п.4 Положения Указа № 510 порядок отбора проб и образцов продукции должен быть установлен Советом Министров РБ и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации РБ. В настоящее время такой порядок не установлен;

17) осмотр и (или) обследование территорий и помещений проверяемого субъекта, транспортных средств и иных объектов, в т.ч. обследование производства. Осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений проверяемого субъекта либо иных объектов осуществляется для определения соответствия фактических данных об объектах документальным данным, представленным проверяемым субъектом (имеющимся у него) (п.38 Положения Указа № 510);

18) назначение инвентаризации. Единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств установлен в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180;

19) контрольный запуск в производство сырья и материалов, контрольный анализ сырья, материалов и готовой продукции для установления действительных расходов сырья и материалов, соответствия продукции государственным стандартам, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установления норм их расходов, сопоставления фактических и заправочных данных;

20) проверка действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;

21) истребование письменных и устных объяснений от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, проведение опросов, получение разъяснений от должностных, материально ответственных лиц и иных работников проверяемого субъекта, других лиц и организаций;

22) контрольная проверка правильности отпуска товаров и блюд покупателям (потребителям);

23) иные методы и способы, а также другие действия по проверке деятельности проверяемого субъекта в пределах определенных законодательными актами компетенции и полномочий органов Комитета государственного контроля РБ и их работников.

Таким образом, указанный перечень не является закрытым и подразумевает возможность использования иных методов и способов при проведении проверок органами Комитета государственного контроля РБ.

Под методами и способами осуществления проверок в данном случае понимаются контрольные (проверочные) действия, мероприятия и приемы, выполняемые (применяемые) проверяющими или по поручению (указанию, требованию) должностных лиц органов Комитета государственного контроля РБ иными лицами в ходе проверки в целях изучения вопросов, подлежащих проверке.

Комитет государственного контроля РБ и его территориальные органы вправе привлекать к участию в проверках представителей правоохранительных, контролирующих органов, других государственных органов, иных организаций. Вместе с тем Департамент финансовых расследований и территориальные органы финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ вправе привлекать к участию в проверках только должностных лиц иных правоохранительных и контролирующих органов. Порядок привлечения органами Комитета государственного контроля РБ к участию в проверках представителей правоохранительных, контролирующих органов, других государственных органов, иных организаций утвержден приказом Комитета госконтроля РБ от 22.02.2010 № 15. Представители (должностные лица) организаций включаются в предписание органов Комитета государственного контроля РБ на проведение проверки.

Способы и методы проведения проверок налоговыми органами

Способы и методы, применяемые при проведении проверок налоговыми органами, определены постановлением МНС № 88.

Постановлением МНС № 88 предусмотрено, что должностные лица налоговых органов могут использовать методы документальной и фактической, сплошной и (или) выборочной проверки. Такое изложение нормы позволяет сделать вывод, что указанные методы проведения проверки могут применяться в рамках использования одного из них либо одновременно нескольких в совокупности.

Методом документальной проверки осуществляются: изучение действующей у проверяемого субъекта системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа; исследование документов в целях установления соблюдения требований законодательства по совершенным хозяйственным и финансовым операциям; анализ первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, принадлежности и соответствия установленным требованиям; сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.); соотнесение записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого субъекта и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц; сличение имеющихся у проверяемого субъекта выписок банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей; оценка соответствия заключенных сделок требованиям законодательства РБ по форме, содержанию и исполнению.

Методом сплошной проверки производится анализ всех взаимосвязанных финансово-хозяйственных операций и документов, которыми оформлялись эти операции.

Методом выборочной проверки осуществляется анализ части документов. При использовании метода выборочной проверки используется экономический анализ показателей, характеризующих различные стороны хозяйственной деятельности проверяемого субъекта, с целью выявления несоответствий и отклонений взаимосвязанных показателей с последующим выявлением причин их образования. При этом отдельные записи бухгалтерского (налогового) учета сверяются с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, производится проверка соблюдения субъектом правил учета хозяйственных операций.

Способами осуществления налоговыми органами проверок являются:

- проведение встречных проверок;

- осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений и иных объектов плательщика (иного обязанного лица);

- проведение личного досмотра;

- контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в т.ч. реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);

- назначение инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица);

- контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг);

- иные определенные законодательными актами способы.

Таким образом, способы проведения проверок налоговыми органами соответствуют способам (методам), применяемым органами Комитета государственного контроля РБ. Их содержание соответствует содержанию одноименных способов, применяемых органами Комитета государственного контроля РБ.

При проведении фактической проверки применяются необходимые способы проверки с учетом состояния бухгалтерского и (или) налогового учета и вопросов, возникающих при анализе документов проверяемого субъекта.

Понятие метода фактической проверки в постановлении МНС № 88 не раскрыто. Вместе с тем исходя из возможности применения при фактической проверке указанных способов проверки, а также из общего смысла слова при использовании терминологии Инструкции можно предположить, что в данном случае под методом фактической проверки также следует понимать установление действительного, реального состояния какого-либо материального объекта, операции, деяния, процесса, явления или события путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и иных приемов, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках этого объекта, операции, деяния, процесса, явления, события и (или) их состоянии.

Использование методов и способов проведения проверки

Согласно п.36 Положения Указа № 510 проверяющему предоставлено право самостоятельного определения методов и способов проведения проверки. При этом методы и способы проверки могут применяться как в рамках одного из них, предусмотренного законодательством, так и в совокупности нескольких методов и способов.

По общему правилу в акте проверки должно быть указано, какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены (п.60 Положения Указа № 510).

 

31.05.2010 г.

 

Яна Глинская, экономист

 

От редакции: С 12 августа 2010 г. в приказ Комитета госконтроля РБ от 22.02.2010 № 15 «Об утверждении Порядка привлечения органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь к участию в проверках представителей правоохранительных, контролирующих органов, других государственных органов, иных организаций» на основании приказа Комитета госконтроля РБ от 05.08.2010 № 74 внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» в связи со вступлением в силу Закона РБ от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.) и на основании Указа Президента РБ от 26.07.2012 № 332 внесены изменения и дополнения.

С 19 августа 2011 г. в Положение о порядке проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 554, на основании постановления Совета Министров РБ от 06.07.2011 № 912 внесены изменения.

С 4 октября 2012 г. в Инструкцию о методах и способах осуществления проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утвержденную приказом КГК РБ от 04.01.2010 № 1, на основании приказа КГК РБ от 28.09.2012 № 54 внесены изменения и дополнения.

С 20 октября 2012 г. постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 22.12.2009 № 155 «О методах и способах проведения проверок органами государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 28.09.2012 № 103 утратило силу.

С 7 января 2013 г. п.1 постановления Госкомитета по науке и технологиям РБ от 31.12.2009 № 32 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» на основании постановления Госкомитета по науке и технологиям РБ от 29.11.2012 № 10 изложен в новой редакции.