


Материал помещен в архив
СПОСОБЫ НЕДЕНЕЖНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРАМ ЛИЗИНГА
С момента принятия Указа Президента РБ от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 465) на практике возникали вопросы, связанные с его несоответствием с другими актами внешнеторгового и валютного законодательства. С целью разрешения этих вопросов было принято постановление Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 11.02.2010 № 190/2 «О внесении изменения и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 548/8», внесшее изменения и изложившее в новой редакции название постановления Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» (далее - Постановление).
Согласно пп.9, 10 ст.1 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» передача резидентом имущества в лизинг нерезиденту рассматривается как экспорт, а получение резидентом имущества в лизинг от нерезидента - как импopт, причем в настоящее время эти операции рассматриваются как текущие валютные операции. Однако в соответствии с подп.1.2.1 п.1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178) Указ № 178 не распространяется на внешнеторговые операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, предусматривающими передачу имущества в аренду (лизинг) независимо от того, является лизингодателем или лизингополучателем резидент либо нерезидент, а также от места нахождения имущества, передаваемого в лизинг. Это означает, что лизинговая деятельность не подпадает под требования законодательства о регистрации сделки, под ограничения по неденежной форме расчетов по срокам завершения внешнеторговой операции и т.д.
Чтобы ликвидировать данный пробел и был принят Указ № 465, который установил:
- обязанность резидента возвратить предмет лизинга по окончании срока действия договора;
- обязанность резидента обеспечить поступление каждого лизингового платежа;
- предельные сроки исполнения нерезидентом данных обязанностей - 90 дней;
- административную ответственность за их превышение.
При этом Указом № 465 предусмотрена возможность неденежной формы прекращения обязательств нерезидента перед резидентом способами, определенными Советом Министров РБ совместно с Нацбанком РБ. Данные способы определяет п.1 1 Постановления, согласно которому обязательства по уплате платежей при выкупе предмета лизинга по отдельному внешнеторговому договору в установленные в подп.1.3 п.1 Указа № 465 сроки могут быть прекращены в неденежной форме путем:
1) полного или частичного зачета встречных однородных требований по уплате платежей при выкупе предмета лизинга по отдельному внешнеторговому договору и оплате товара (работы, услуги) по иному внешнеторговому договору при их исполнении;
2) полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между лизингополучателем - нерезидентом Республики Беларусь и иным нерезидентом Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга;
3) прекращения обязательств новацией;
4) предоставления взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Со 2 января 2013 г. подп.1.3 п.1 Указа № 465 изложен в новой редакции Указом Президента РБ от 29.11.2012 № 535. С 27 сентября 2017 г. п.1 постановления № 548/8 после абзаца 3 дополнен абзацем 4 постановлением Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 22.09.2017 № 711/10. |
Другими словами, по сравнению с прочими внешнеторговыми операциями по договорам лизинга не допускается применение таких неденежных форм прекращения обязательств, как:
- проведение безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (примечание);
- обмен на эквивалентные по стоимости количество товаров, объемы охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором мены.
Между тем буквальное прочтение подп.1.3 п.1 Указа № 465 позволяет сделать вывод о том, что в нем отдельно рассматриваются 2 различные ситуации:
1) ситуация, которая описана в части первой подп.1.3 п.1 Указа № 465 и согласно которой по окончании срока договора международного лизинга лизингодатель обеспечивает возврат предмета лизинга либо прекращение в денежной или неденежной форме обязательств, возникающих в связи с передачей предмета лизинга лизингополучателю - нерезиденту Республики Беларусь;
2) ситуация, которая упоминается в части четвертой подп.1.3 п.1 Указа № 465 и согласно которой, если в договоре международного лизинга предусмотрено право выкупа предмета лизинга, сделка по выкупу предмета лизинга оформляется отдельным внешнеторговым договором. Лизингодатель обязан обеспечить прекращение обязательств по указанному договору как в денежной, так и в неденежной форме не позднее 90 календарных дней с даты заключения указанного внешнеторгового договора.
Факт того, что имеются в виду 2 различные ситуации, подтверждается не только систематическим толкованием подп.1.3 п.1 Указа № 465, но и логикой дифференциации правового регулирования в этом случае: если в части первой подп.1.3 п.1 Указа № 465 речь идет о неденежной форме прекращения обязательства по договору лизинга (не регулируемого Указом № 178), то в части четвертой подп.1.3 п.1 Указа № 465 - по внешнеторговому договору, который заключается, если в договоре лизинга изначально было оговорено право выкупа и который подпадает под действие Указа № 465.
Рассмотрим подробнее первую ситуацию. Она может иметь место в случаях, когда лизинг изначально планировался как оперативный и по истечении срока действия договора предмет лизинга должен был быть возвращен резиденту. Однако по каким-либо причинам (одна из сторон заявляет о взаимозачете либо стороны заключают соглашение об отступном или новации долга, по которому вместо возврата предмета лизинга нерезидент погашает свое обязательство в денежной либо неденежной форме) этого не происходит.
Далее обратимся к п.1 1 Постановления, в котором перечислены способы прекращения обязательств в неденежной форме по уплате платежей при выкупе предмета лизинга по отдельному внешнеторговому договору. Очевидно, что эта формулировка не соответствует ситуации с прекращением оперативного лизинга, о которой идет речь в части первой подп.1.3 п.1 Указа № 465, поскольку в последнем случае нет отдельного внешнеторгового договора. Следовательно, правомерен вопрос: какие неденежные формы прекращения обязательств могут быть применены в данном случае?
Например, если придерживаться дословного толкования, то указанные автором 2 ситуации простого и сложного взаимозачета не могут быть применены, так как лизинг не подпадает под действие Указа № 178. Не может применяться и бартер, поскольку отсутствует двусторонний договор мены. Таким образом, лишь отступное и новация как возможные неденежные формы прекращения обязательства нерезидента не вызывают сомнения в данном случае. Разница между ними в том, что при новации замене подлежит предмет и способ исполнения (ст.384 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)), тогда как в случае отступного - и любые другие элементы исполнения, включая появление нового должника. Кроме того, предоставление отступного прекращает обязательственную связь между сторонами (ст.380 ГК), тогда как новация заменяет одно обязательство другим.
Также следует отметить, что может существовать и другой способ толкования данных норм, который исходит из определения внешнеторгового договора, содержащегося в подп.1.1 п.1 Указа № 178: внешнеторговый договор - это договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг. Логика здесь может быть следующая: за исключением денег, ценных бумаг и недвижимого имущества любые товары могут быть объектом внешнеторгового договора, следовательно, распространяется на такой договор Указ № 465 или нет, в данном случае значения не имеет. Поэтому любое дополнительное соглашение к договору лизинга можно рассматривать как внешнеторговый договор. Следовательно, 4 неденежные формы прекращения обязательств, перечисленные в п.1 1 Постановления, могут быть применены в первой ситуации.
Обратимся ко второй ситуации, изложенной в части четвертой подп.1.3 п.1 Указа № 465, которая предполагает 2 последовательных действия:
1) поскольку договор финансового лизинга изначально предусматривает условие о праве выкупа, для реализации данного условия заключается отдельный внешнеторговый договор, на который в полном объеме распространяет свое действие Указ № 178;
2) обязательства нерезидента по такому договору прекращаются в денежной или неденежной форме не позднее 90 календарных дней с даты заключения такого внешнеторгового договора.
В данном случае обязательства нерезидента могут быть прекращены любым из 4 указанных в п.1 1 Постановления способов. При этом согласно части пятой подп.1.3 п.1 Указа № 465 оформление выкупа предмета лизинга отдельным внешнеторговым договором не производится, если международный лизинг заканчивается передачей предмета лизинга в собственность лизингополучателю - нерезиденту Республики Беларусь в рамках договора международного лизинга в связи с тем, что стоимость предмета лизинга полностью возмещена суммой лизинговых платежей.
Наблюдения, основанные на личном опыте автора, позволяют сделать следующий вывод: чем короче и лаконичнее текст нормативного правового акта, тем больше вариантов толкования и всевозможных подтекстов, которые зачастую разработчики и не имели в виду, может возникнуть при буквальном его прочтении. Поэтому способом, позволяющим выбрать из этих вариантов оптимальный, является максимальное следование оригинальному тексту и учет всех потенциальных правовых рисков.
Примечание. Клиринг применяется только в крайне специфических сферах деятельности, таких как авиаперевозки под эгидой Международной авиатранспортной ассоциации (International Air Transport Association, IATA).
31.05.2010 г.
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук