


Материал помещен в архив
СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЪЕКТА СТРОИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Обязанности по обеспечению строительства материалами, в т.ч. деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик (п.1 ст.700 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).
Таким образом, ст.700 ГК устанавливает определенное разграничение по источнику получения материалов для строительства объекта: они предоставляются либо заказчиком, либо подрядчиком. Кроме того, типична ситуация, когда часть строительных материалов предоставляется заказчиком, а другая часть обеспечивается подрядными организациями.
Характерно, что законодатель употребил слово «обеспечиваться», не конкретизируя, каким именно способом заказчик (подрядчик) получает в свое распоряжение строительные материалы.
Вместе с тем базовое условие для строительства объекта - это подтверждение законности приобретения права собственности на строительные материалы, поскольку в случае выявления при контрольном обмере работ, на которые затрачены материалы, не числящиеся в бухгалтерском учете, стоимость таких работ рассматривается как завышенная.
Кроме того, требования к выпускаемым в обращение строительным материалам и изделиям (независимо от страны происхождения) в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно их назначения и безопасности, устанавливаются техническим регламентом Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY).
В Правилах заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила № 1450), установлено, что обязанности по обеспечению материальными ресурсами несет подрядчик, если договором не предусмотрено, что обеспечение строительства объекта в целом или в определенной части осуществляет заказчик (часть первая п.39).
Материальные ресурсы, обеспечение которыми возложено на заказчика, в установленном договором порядке передаются подрядчику или по его поручению субподрядчику комплектно в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов, в согласованные сторонами сроки.
Действующее законодательство позволяет относить материалы, переданные для производства строительных работ, к материалам заказчика только в определенных и весьма ограниченных случаях.
В целях формирования стоимости объекта материалами заказчика признаются материалы:
• предусмотренные в перечнях к сметным нормам на производство строительных работ на объекте или в ведомости объемов работ и расхода ресурсов;
• приобретенные заказчиком;
• переданные подрядчику для выполнения строительных работ на объекте без перехода прав собственности (часть первая п.18 Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10) (далее - Инструкция № 10).
![]() |
Обратите внимание! Материалами заказчика в настоящее время не могут признаваться материалы, приобретенные инвестором либо приобретенные согласно поручению заказчика инженерной организацией, приобретенные генеральным подрядчиком и переданные субподрядным организациям для производства работ. |
Передача материалов иными лицами подрядчику, помимо собственно Заказчика, является реализацией и может осуществляться исключительно в рамках процедур закупок, осуществляемых подрядчиком в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) и Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
![]() |
Обратите внимание! Материал заказчика, полученный генеральным подрядчиком и переданный субподрядной организации для выполнения строительных работ на объекте заказчика, также считается материалом заказчика. |
В отношении бухгалтерского учета п.21 Инструкции № 10 определено, что передача материалов заказчика подрядной организации для выполнения строительных работ не является реализацией и отражается по дебету счета 07 «Оборудование к установке и строительные материалы» (субсчет «Строительные материалы, переданные для производства работ») и кредиту счета 07 «Оборудование к установке и строительные материалы» (субсчет 07-3 «Строительные материалы»).
Материалы заказчика учитываются подрядной организацией на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».
В части оформления договорных обязательств по передаче подрядчику материалов заказчика следует руководствоваться частью второй п.39 Правил № 1450, согласно которой материальные ресурсы, обеспечение которыми возложено на заказчика, в установленном договором порядке передаются подрядчику или по его поручению субподрядчику комплектно в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов, в согласованные сторонами сроки.
Таким образом, основание для передачи материалов от заказчика подрядчику - сам договор подряда. При этом в договоре (например, в форме приложения к нему) указывается, какой именно материал и в какие сроки передается подрядчику.
Непосредственно передача материалов заказчика осуществляется в соответствии с п.22 Инструкции № 10. Согласно данному пункту передача материалов заказчика подрядной организации для выполнения строительных работ оформляется товарно-транспортной накладной ТТН-1 или товарной накладной ТН-2, формы которых утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192, как и Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» (далее - Инструкция № 192).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 сентября 2016 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 установлены новые формы товарно-транспортной накладной ТТН-1 и товарной накладной ТН-2, а также утверждена Инструкция о порядке их заполнения. |
При оформлении этих документов учитываются следующие особенности:
• при передаче материалов заказчика для выполнения работ на объекте, работы по строительству которого облагаются налогом на добавленную стоимость, указываются наименование, количество, цена и стоимость материала. Ставка и сумма налога на добавленную стоимость не указываются;
• при передаче материалов заказчика для выполнения работ на объекте, работы по строительству которого не облагаются налогом на добавленную стоимость или облагаются налогом на добавленную стоимость частично, указываются наименование, количество, цена, стоимость материала и ставка налога на добавленную стоимость, по которой заказчиком был уплачен налог при приобретении этих материалов.
Стоимость передаваемых материалов заказчика определяется по стоимости, числящейся в бухгалтерском учете заказчика, с учетом способов оценки материалов при выбытии.
По каждому факту передачи материалов заказчика (за исключением передачи материалов от заказчика генеральному подрядчику) передающая организация обязана письменно уведомить получающую организацию об основаниях и цели передачи, а также подтвердить принадлежность передаваемых материалов к материалам заказчика.
Следует отметить, что приобретение заказчиком материалов для объекта строительства по договорам поставки, то ли для последующей передачи подрядчику, то ли для выполнения работ собственными силами, должно производиться в строгом соответствии с действующим законодательством.
![]() |
Обратите внимание! В случае если строительство объектов производится застройщиком или заказчиком собственными силами (находящимися в его составе строительными подразделениями) без заключения договора строительного подряда, то привлечение подрядных организаций для выполнения проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ, а также размещение заказов на оказание услуг, закупку товаров осуществляются с учетом требований, предусмотренных Положением № 88 (п.4 Положения № 88). |
Обеспечение подрядчиком объекта строительства материалами
В общем случае удовлетворить потребности объекта в строительных материалах можно путем:
• приобретения их у третьих лиц;
• изготовления на вспомогательных (подсобных) производствах подрядчика;
• использования ранее приобретенных материалов, представляющих собой складские запасы (к примеру, приобретенных ранее для осуществления иной хозяйственной деятельности);
• получения спонсорской помощи, займа и использования иных законных способов.
Проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в т.ч. их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе (подп.1.4 п.1 Указа № 591).
Из буквального толкования данного положения в первую очередь следует, что проведение торгов является обязательным при заключении договоров, т.е. при соглашении двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п.1 ст.390 ГК).
В ГК к понятию лица относятся юридические и физические лица. Учитывая, что филиалы, представительства, структурные подразделения не обладают статусом юридического лица, на взаимоотношения между ними внутри субъекта хозяйствования не распространяется действие Указа № 591.
Таким образом, обеспечение объекта строительными материалами может осуществляться как посредством проведения конкурентных процедур, установленных положениями Указа № 591 (приобретение материалов у третьих лиц согласно договорам поставки), так и без проведения конкурентных процедур, к которым можно отнести изготовление необходимых материалов на вспомогательных (подсобных) производствах и др.
Обеспечение объекта строительства материалами согласно требованиям Указа № 591
При строительстве объектов с обязательным проведением подрядных торгов обязательным также является проведение подрядных торгов, торгов, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 000 базовых величин и более (абзац 5 части первой подп.1.5 п.1 Указа № 591).
Решение о проведении торгов принимается при наличии результатов исследования конъюнктуры рынка, проведенного на стадии планирования размещения заказа на закупку товаров в целях получения информации о ценах идентичных товаров или при их отсутствии однородных товаров, на основании данных, установленных в проектной, в т.ч. сметной, документации, техническом задании. Исследование конъюнктуры рынка обязательно проводится на товарных рынках Единого экономического пространства (п.48 Положения № 88). Примечательно, что исследование конъюнктуры рынка Положение № 88 выдвигает для торгов, но не для проведения переговоров.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. следует руководствоваться п.48 Положения № 88 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108. |
Поскольку в Указе № 591 понятие вида товара не определяется, а также такая расшифровка отсутствует в общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция», утвержденном постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.06.2007 № 36 (далее - ОКРБ 007-2007), необходимо руководствоваться п.2 Положения № 88, согласно которому однородные товары (работы, услуги) - это товары (работы, услуги), относящиеся к одной подкатегории ОКРБ 007-2007, которая характеризуется шестизначным кодом.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83. |
![]() |
Справочно Письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2014 № 09-08/2371 «О некоторых вопросах закупок на биржевых торгах товаров при строительстве объектов» в качестве примера рекомендует товары, классифицируемые по кодам 27.22.10.100 «Трубы, трубки и пустотелые профили бесшовные из нержавеющей стали»; 27.22.10.200 «Трубы, трубки и пустотелые профили бесшовные круглого сечения, холоднотянутые, холоднокатаные или подвергнутые отделке в холодном состоянии, из стали, кроме нержавеющей» и т.д., включать в подкатегорию 27.22.10 «Трубы большого и малого диаметров; профили» и классифицировать как один вид товара. |
Особенность подп.1.5 п.1 Указа № 591 в том, что он распространяет свое действие как на заказчика, так и на подрядчика, закупающего материалы для строительства на сумму свыше 3 000 базовых величин. Отсутствие требования обязательного проведения процедуры торгов для закупки материалов на сумму свыше 3 000 базовых величин может иметь место только при проведении текущего ремонта.
Договор поставки заключается по результатам проведения торгов (переговоров). В заключаемый договор включаются существенные условия, сформированные по результатам проведения торгов (переговоров).
Обеспечение объекта строительными материалами, изготовленными на вспомогательных (подсобных) производствах
Как нормы Указа № 591, так и Положения № 88 не определяют необходимость проведения процедур закупок у третьих лиц в случаях, когда материалы для производства строительных работ изготавливаются на вспомогательных производственных участках подрядчика.
При перемещении товаров для собственных нужд (внутреннем перемещении) наряду с накладными ТТН-1 и ТН-2 могут использоваться первичные учетные документы, составленные по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, в соответствии с законодательством (часть четвертая п.2 Инструкции № 192).
До 3 июня 2011 г. в строительстве применялась накладная на внутреннее перемещение формы С-13, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11.04.2005 № 13. В настоящее время форма С-13 «Накладная на внутреннее перемещение» приведена в приложении 8 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 25.01.2013 № 3 «О примерных формах учетных документов в строительстве»; этим же постановлением утверждены Методические рекомендации по применению и заполнению примерных форм учетных документов в строительстве.
![]() |
Обратите внимание! Закупка сырья, необходимого для осуществления собственного производства строительных изделий и конструкций, не относится к деятельности по строительству объектов или поставке товаров для строительства. |
В этом случае закупка организацией сырья и материалов для собственного производства регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229).
В соответствии с постановлением № 229 организации имеют возможность осуществления закупок за счет собственных средств: допускается применение конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений, оформления конкурентного листа и других видов конкурентных процедур.
Процедура закупки из одного источника применяется согласно подп.2.2 п.2 постановления № 229, а если стоимость закупки на дату принятия организацией решения о ее проведении составляет менее 1 000 базовых величин по одной сделке, обязательные процедуры, предусмотренные постановлением № 229, не применяются (п.9 перечня товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется действие постановления Совета Министров Республики Беларусь) (приложение 1 к постановлению № 229).
В дальнейшем поступление (отпуск) строительных материалов от материально ответственных лиц одной и той же организации (одного и того же филиала юридического лица) оформляется первичным учетным документом, форма которого утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Обеспечение объекта материалами по договорам займа
Поскольку для обеспечения объекта строительными материалами требуется подтверждение законности приобретения права собственности на строительные материалы, заключаемые договоры должны предусматривать переход права собственности на них.
Это требование исключает использование материалов, полученных, например, на основании договора о передаче на ответственное хранение, поскольку в этом случае перехода права собственности на них не происходит.
Предметом договора займа могут быть вещи, определенные родовыми признаками, к числу которых относятся строительные и иные материалы, сырье и тому подобное согласно ст.760 ГК.
В традиционной классификации гражданско-правовых договоров заем бывает реальным, односторонне обязывающим, как правило, безвозмездным (возмездным в случаях, определенных законодательством и договором), срочным.
Для товарного займа в силу подп.2) п.3 ст.762 ГК действует презумпция безвозмездности. Выбытие активов в погашение договора займа не признается расходами организации, равно как поступление имущества, в т.ч. денежных средств, в качестве погашения ранее предоставленных займов не рассматривается в качестве дохода организации-заимодавца.
![]() |
Обратите внимание! Такие договоры не подпадают под действие Положения № 88. |
Основная проблема при обеспечении объекта строительства материалами, полученными согласно договорам займа, состоит в определении того, каким образом заемщик возвратит полученное от заимодавца имущество.
В соответствии со ст.380 ГК стороны по соглашению могут прекратить обязательство, предоставив отступное (уплатив деньги, передав имущество и т.п.).
Вместе с тем согласно разъяснению Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 05.01.2006 № 03-29/15 «О применении положений актов законодательства к договорам займа» в договоре займа не предусматривается возврат денег вместо вещей, поскольку при таком варианте будет иметь место купля-продажа.
Несмотря на то что разъяснения Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь не относятся к нормативным правовым актам, контролирующие органы договор займа при подобном прекращении обязательства вполне обоснованно сочтут притворной сделкой, маскирующей заключение договора поставки без соблюдения предусмотренной законодательством конкурентной процедуры.
Приобретение товаров у поставщиков для погашения договора займа Положение № 88 не регулирует, поскольку это не связано непосредственно со строительством.
В связи с этим привлекательной выглядит схема, при которой заемщик для целей возврата имущества, полученного по договору займа, заключает договор поставки с самим заимодавцем.
Совпадение в одном лице кредитора по договору займа (заимодавец) и должника по договору поставки (поставщик) позволяет заемщику достаточно просто обеспечить проблему возврата товарного займа.
Вместе с тем согласно ст.21.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) в случае непроведения в предусмотренных законодательством случаях торгов при размещении необходимых для этих объектов заказов на поставку товаров предусмотрена ответственность в виде штрафа, налагаемого как на должностных лиц, так и на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. ст.21.17 КоАП изложена в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 04.01.2016 № 351-З. |
Чтобы избежать обвинений в нарушении нормы абзаца 5 части первой подп.1.5 п.1 Указа № 591, которым установлено, что при строительстве объектов с обязательным проведением подрядных торгов обязательным является проведение подрядных торгов в случае размещения необходимых для строительства заказов на закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 000 базовых величин и более, целесообразно приобретать материалы для возврата их заимодавцу в соответствии с конкурентной процедурой.
Наличие складских запасов в строительных организациях может быть следствием приобретения их для последующей реализации третьим лицам в случае осуществления уставной деятельности по оптовой торговле ими.
В этом случае материалы приобретаются в соответствии с правилами, установленными постановлением № 229, - за счет собственных средств.
Кроме того, материалы для строительства на складе могли оказаться остатками от ранее выполнявшихся строительно-монтажных работ.
По правилам ведения бухгалтерского учета строительные материалы для собственных нужд учитываются на счете 10 «Материалы», а передаются на склад на основании документов на внутреннее перемещение.
Если возникает необходимость в использовании таких материалов, они переносятся на субсчет 07-3 счета 07.
При отпуске материалов в производство со склада материалы оцениваются в соответствии с Инструкцией о порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.01.2008 № 4.
Обеспечение объекта строительства материалами, полученными в качестве спонсорской помощи, носит исключительный характер.
Правовое основание для получения спонсорской помощи - Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее - Указ № 300).
Согласно Указу № 300 безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям в целях создания и укрепления материально-технической базы. В общем случае спонсорская помощь может предоставляться как в виде денежных средств (с обязательным указанием наименования товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти средства получателями помощи), так и непосредственно товарно-материальными ценностями.
При предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи заключается договор, который содержит сведения, предусмотренные п.5 Указа № 300.
Порядок формирования в бухгалтерском учете информации о полученной от других лиц безвозмездной (спонсорской) помощи в коммерческих организациях регулирует Инструкция по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 112 (далее - Инструкция № 112).
Коммерческими организациями получение безвозмездной помощи отражается в бухгалтерском учете: по дебету счетов 10 «Материалы», и других счетов учета запасов и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» или счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности») - при безвозмездном получении запасов, товаров (абзац 3 части первой п.4 Инструкции № 112).
Учтенная в составе доходов будущих периодов безвозмездная помощь, полученная в виде запасов, товаров, отражается по дебету счета 98 «Доходы будущих периодов» и кредиту счета 90 (субсчет 90-7) на фактическую себестоимость использованных запасов, товаров на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг (часть третья п.4 Инструкции № 112).
![]() |
Обратите внимание! Оказание (спонсорской) помощи с нарушением требований законодательных актов, а также использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении, влекут ответственность в соответствии ст.23.84 КоАП. |
По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит правилам ГК и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (ст.538 ГК).
Таким образом, контролирующими органами вполне предсказуемо приобретение материалов для объектов строительства по договору мены будет оценено с позиции обязательного требования о проведении конкурентной процедуры в соответствии с требованиями абзаца 5 части первой подп.1.5 п.1 Указа № 591 и Положения № 88.
Если законодательством или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами (ст.541 ГК).
13.03.2015
Игорь Вашкевич, начальник юридического отдела коммунального унитарного предприятия «Управление дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома»