Комментарий от 05.02.2015
Автор: Шкирман С.

Сравнение правил формирования (определения) цен. Комментарий к письмам Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 15.01.2015 № 03-20/55/05/390 и от 30.01.2015 № 03-20/152к/12-01-11/860


 

Материал помещен в архив

 

СРАВНЕНИЕ ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ (ОПРЕДЕЛЕНИЯ) ЦЕН.
Комментарий к письмам Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 15.01.2015 № 03-20/55/05/390 и от 30.01.2015 № 03-20/152к/12-01-11/860

В начале восстановим события в сфере формирования цен, произошедшие с декабря 2014 г.

Меры по соблюдению законодательства о ценах и расширение полномочий Министерства торговли

7 декабря 2014 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 05.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей» (далее - Указ № 567), который, в частности, возложил на Министерство торговли Республики Беларусь (далее - Министерство торговли) контроль за соблюдением субъектами хозяйствования, осуществляющими реализацию потребительских товаров, законодательства Республики Беларусь о ценообразовании, сохранив за Министерством экономики Республики Беларусь (далее - Министерство экономики) функции по контролю за соблюдением проверяемыми субъектами, осуществляющими реализацию иных товаров, а также работ, услуг, законодательства о ценах и ценообразовании (п.2 Указа № 567).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 сентября 2016 г. согласно п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» Министерство торговли переименовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, на которое возложены функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (на товарных рынках Республики Беларусь, областей (г. Минска), в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен (тарифов), а также контроль в этих сферах.

 

Кроме того, Министру торговли и его заместителям предоставлено право приостанавливать на срок до 90 дней работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае установления по результатам проверки такого объекта фактов нарушения законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании. Одновременно Министру торговли предоставлено право запрещать работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае неустранения выявленных по результатам проверки нарушений в установленный в предписании срок либо в случае повторного факта установления нарушений, послуживших основанием для приостановления работы такого объекта, в течение года со дня приостановления его работы (абзацы 3 и 4 п.3 Указа № 567).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 августа 2019 г. п.3 Указа № 567 исключен Указом Президента Республики Беларусь от 09.08.2019 № 303.

Введение Министерством торговли моратория на рост цен

С учетом принятого Указа № 567 Министерство торговли 9 декабря 2014 г. предписало отраслевым министерствам, концернам, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам объявить мораторий на увеличение отпускных и розничных цен на потребительские товары в предпраздничные и праздничные дни (до 15 января 2015 г.). Текст соответствующего сообщения размещен на сайте Министерства торговли по адресу: http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=2103&Itemid=30.

За несоблюдение порядка ценообразования, а также законодательства о торговле и общественном питании (реализация просроченных или некачественных товаров, несоблюдение режима работы объекта, ассортиментного перечня, обман покупателей и т.д.) к нарушителям предусмотрено принимать самые жесткие меры, предусмотренные Указом № 567, вплоть до закрытия торговых объектов, объектов общественного питания.

Ужесточение ценового регулирования в конце 2014 года

Завершение 2014 г. связано с введением органами государственного управления серьезных ограничений в сфере формирования цен (тарифов) в связи с событиями на валютном рынке.

Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2014 № 1207 «О некоторых вопросах потребительского рынка» (далее - постановление № 1207), вступившим в силу со дня его принятия (т.е. с 19 декабря 2014 г.), соответствующим министерствам, концернам, республиканским органам государственного управления и государственным организациям поручено не допускать роста:

• отпускных цен на товары, производимые подчиненными (входящими в состав) организациями;

• розничных цен на потребительские товары с одновременным обеспечением наличия широкого их ассортимента в торговых объектах, включая интернет-торговлю.

Частью второй п.2 постановления № 1207 установлено, что несоблюдение ассортиментного перечня торгового объекта, необеспечение надлежащей выкладки товаров в торговом оборудовании, несоблюдение законодательства о торговле при реализации товаров через интернет-магазин, а также превышение розничных цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 18 декабря 2014 г., считаются грубыми нарушениями правил торговли, влекущими за собой последствия в соответствии с Указом № 567.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 марта 2015 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2015 № 250 снимается запрет на превышение розничных цен на потребительские товары по сравнению с ценами, действовавшими на 18 декабря 2014 г. Также постановлением № 250 из постановления № 1207 исключено положение о том, что превышение розничных цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 18 декабря 2014 г., является грубым нарушением правил торговли.

 

Министерству экономики предписано ввести мораторий на любое повышение тарифов на услуги естественных монополий, а также субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, без соответствующего разрешения Правительства Республики Беларусь (п.3 постановления № 1207).

Руководителям указанных в постановлении № 1207 государственных органов и организаций поручено до 22 декабря 2014 г. издать локальные правовые акты об организации работы по стабилизации отпускных и розничных цен на потребительские товары с установлением четкой системы контроля и оценки кадров (п.5 постановления № 1207).

Продление моратория на рост цен

В начале января 2015 г. на сайте Министерства торговли по адресу: http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=2149&Itemid=30 появилось информационное сообщение о том, что цены не должны повышаться и после 15 января 2015 г., так как запрет на повышение цен, установленный постановлением № 1207, временными рамками не ограничен.

Две редакции правил формирования (определения) цен, при соблюдении которых к субъектам хозяйствования не будут применяться меры ответственности

15 января 2015 г. Министерство торговли и Министерство экономики подписали совместное письмо № 03-20/55/05/390 «О порядке применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2014 г. № 1207» (далее - письмо от 15.01.2015), в котором предприняли попытку сформулировать единые рекомендуемые правила формирования (определения) цен на территории Республики Беларусь, при соблюдении которых к субъектам хозяйствования не будут применяться меры ответственности, предусмотренные постановлением № 1207. Однако практическое применение рекомендаций, изложенных в письме от 15.01.2015, не получило широкого распространения, поскольку в большинстве случаев вело к получению убытков.

 

Справочно

В письме от 15.01.2015 прямо не говорится о распространении изложенных в них рекомендуемых правил формирования (определения) цен на продукцию, товары, реализуемые на территории Республики Беларусь. Однако такой вывод следует из контекста письма. В отношении продукции, товаров, реализуемых за пределы Республики Беларусь, установленные этим письмом ограничения при формировании (определении) цен не применяются.

 

30 января 2015 г. названные министерства скорректировали сформулированные ранее рекомендуемые правила формирования (определения) цен на территории Республики Беларусь, подписав совместное письмо № 03-20/152к/12-01-11/860 «О порядке применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2014 г. № 1207» (далее - письмо от 30.01.2015).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 февраля 2015 г. взамен письма от 30.01.2015 было принято письмо Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 18.02.2015 № 12-01-10/1407/03-20/150 «О порядке применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2014 г. № 1207».

С 6 апреля 2015 г. письмо № 12-01-10/1407/03-20/150 не применяется на основании письма Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 06.04.2015 № 12-01-10/2981/03-20/472.

 

В приведенной ниже таблице сравним содержание указанных писем (за исключением преамбулы, в которой говорится о том, что при соблюдении субъектами хозяйствования рекомендуемых правил формирования (определения) цен к ним не будут применяться меры ответственности, предусмотренные постановлением № 1207), жирным шрифтом выделены наиболее значимые различия, приводятся комментарии к отдельным положениям документов.

 

Письмо от 15.01.2015 Письмо от 30.01.2015
  1. Рекомендуемые правила формирования (определения) цен распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству и (или) продаже (поставке) товаров на территории Республики Беларусь, в том числе резидентов СЭЗ, юридические лица и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. При этом рекомендуемые правила формирования (определения) цен не распространяются на формирование тарифов на услуги юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и заключивших соглашения с антимонопольным органом
Комментарий. Письмо от 30.01.2015 определяет круг лиц, на которых распространяются (территорию, на которой применяются) рекомендуемые правила. Письмо от 15.01.2015 таких указаний не содержит
  2. Формирование цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинскую технику в сфере обращения (оптовом и розничном звеньях) осуществляется в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику»
Комментарий. Формирование цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинскую технику выведено из сферы действия рекомендуемых правил
1. При формировании отпускных цен:
1.1. отпускная цена может быть увеличена производителем на величину изменения стоимости импортных сырья и материалов, происходящих из третьих стран* и поступивших после 18 декабря 2014 г., с учетом ее доли в отпускной цене. При этом увеличение цен на сырье и материалы отечественного происхождения, а также происходящие из стран Евразийского экономического союза, не допускается.
Стоимость импортных сырья и материалов, происходящих из третьих стран*, не может быть увеличена более чем на процент изменения курса белорусского рубля к курсу валюты договора на дату постановки на учет, уменьшенного на 5 процентов. При этом плановый уровень рентабельности не может превышать фактически сложившегося уровня рентабельности по организации за январь-сентябрь 2014 г. по данному виду деятельности;

__________________
* Страны, не входящие в Евразийский экономический союз
3. Повышение отпускных цен (тарифов) производителями допускается только на величину изменения стоимости:
импортных сырья и материалов, комплектующих, тары и упаковки, происходящих из третьих стран (стран, не входящих в Евразийский экономический союз) и поступивших после 18 декабря 2014 г., с учетом их доли в отпускной цене. При этом увеличение цен на сырье и материалы, комплектующие, тару и упаковку отечественного происхождения, а также происходящие из стран Евразийского экономического союза не допускается;
энергоносителей, топлива, в т.ч. нефтепродуктов. При этом плановый уровень рентабельности не может превышать фактически сложившийся уровень по организации за январь-сентябрь 2014 г. по данному виду деятельности
Комментарий. Письмо от 15.01.2015 содержало ограничение в виде процента изменения курса белорусского рубля к курсу валюты договора на дату постановки на учет, уменьшенного на 5 %. Такое ограничение во многих случаях делало невыгодным выпуск соответствующей продукции. В письме от 30.01.2015 подобного ограничения нет. Более того, уточнено, что на комплектующие, тару и упаковку распространяются те же правила, что и на сырье и материалы.
Письмо от 30.01.2015 допускает повышение отпускных цен (тарифов) производителями на величину изменения стоимости энергоносителей, топлива (в т.ч. нефтепродуктов) независимо от даты их поступления. Иными словами, в т.ч. по энергоносителям, топливу, поступившим до 19 декабря 2014 г. Причем эти энергоносители, топливо необязательно должны быть импортными.
Неизменным остается соблюдение планового уровня рентабельности, который не может превышать фактически сложившийся уровень по организации за январь-сентябрь 2014 г. по соответствующему виду деятельности
1.2. на импортируемые товары, приобретенные после 18 декабря 2014 г., допускается увеличение отпускной цены не более чем на процент изменения курса белорусского рубля к курсу валюты договора на дату постановки на учет, уменьшенного на 5 процентов, при применении рентабельности продаж не более 3 процентов 4. На импортируемые товары, поступившие после 18 декабря 2014 г., допускается увеличение отпускной цены (на момент ее формирования) не более чем на процент изменения курса белорусского рубля к валюте договора по сравнению с 18 декабря 2014 г. При этом рентабельность продаж по конечному финансовому результату не может превышать 3 процентов в целом по организации
Комментарий. Письмо от 15.01.2015 содержало ограничение в виде процента изменения курса белорусского рубля к курсу валюты договора на дату постановки на учет, уменьшенного на 5 %. В письме от 30.01.2015 процент изменения курса белорусского рубля к валюте договора определяется как отношение курса, установленного на момент формирования отпускной цены, к курсу, действовавшему 18 декабря 2014 г.
В письме от 30.01.2015 также уточнено, что рентабельность продаж определяется по конечному финансовому результату и не может превышать 3 % в целом по организации
2. При расчете цен реализации субъектами хозяйствования, осуществляющими оптовую торговлю товарами, приобретенными на территории республики, и расчете розничных цен субъектами хозяйствования, осуществляющими розничную торговлю:
2.1. применение торговых (оптовых) надбавок по конкретным видам товаров допускается в размерах, не превышающих применяемые по состоянию на (до) 18 декабря 2014 г. (без учета проводимых в декабре 2014 г. акционных мероприятий), при применении рентабельности продаж не более 3 процентов
5. При формировании цен юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю, допускается применение торговых (оптовых) надбавок по конкретным видам товаров в размерах, не превышающих уровень по состоянию на (до) 18 декабря 2014 г. (без учета проводимых в декабре 2014 г. акционных мероприятий). При этом рентабельность продаж по конечному финансовому результату не может превышать 3 процентов в целом по организации
Комментарий. Установленное письмом от 15.01.2015 ограничение размера оптовой надбавки распространялось на товары, приобретенные на территории Республики Беларусь. В письме от 30.01.2015 эта особенность не оговорена.
Кроме того, в письме от 30.01.2015 уточнено, что рентабельность продаж (которая, как и прежде, не может превышать 3 %) определяется по конечному финансовому результату в целом по организации
2.2. реализация плодоовощной продукции из стабилизационных фондов допускается по розничным ценам (отпускным ценам с учетом торговой надбавки), установленным решениями облисполкомов и Минского горисполкома на декабрь 2014 г. 6. Реализация плодоовощной продукции из стабилизационных фондов осуществляется по розничным ценам (отпускным ценам с учетом торговой надбавки), установленным решениями облисполкомов и Минского горисполкома на декабрь 2014 г.
Комментарий. Как и прежде, на плодоовощную продукцию, реализуемую из стабилизационных фондов, рекомендуемые правила формирования (определения) цен не распространяются. При этом розничные цены на такую продукцию должны быть установлены на уровне декабря 2014 г.
  7. Рекомендовать производителям услуг при формировании тарифов на них руководствоваться аналогичными подходами как для производителей товаров
Комментарий. Данный пункт включен в письмо от 30.01.2015 с тем, чтобы подчеркнуть: изложенные в нем правила рекомендованы также производителям услуг

 

Письмо от 30.01.2015 применяется с 3 февраля 2015 г. Письмо от 15.01.2015 с указанной даты не применяется.

 

05.02.2015

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»