


Материал помещен в архив
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕДУР ПРИМИРЕНИЯ (ПОСРЕДНИЧЕСТВА) В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, ТИПОВОМ ЗАКОНЕ ЮНСИТРАЛ О КОММЕРЧЕСКОЙ СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЕ И РЕГЛАМЕНТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПРИМИРЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ АРБИТРАЖНОМ СУДЕ ПРИ БЕЛОРУССКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ
Альтернативные способы разрешения споров, в частности примирение, медиация (посредничество), распространены и востребованы в т.ч. и для разрешения споров экономического характера.
В разных правовых системах вышеназванные альтернативные способы разрешения споров отражают сходные, но не тождественные явления.
Медиация (посредничество), как и примирение (консилиация), - способы альтернативного разрешения споров, направленные на урегулирование разногласий между сторонами спора при посредничестве третьего нейтрального лица.
Данные термины нередко используют в качестве синонимов, поскольку их цель - помочь сторонам достичь соглашения. Однако между ними существуют определенные различия.
Медиация, как правило, это переговоры между сторонами в присутствии или при участии третьего лица. Ее функция - выяснить позиции сторон и возможные варианты урегулирования разногласий, которые удовлетворят интересы обеих сторон.
Роль примирителя более активна. Он не только организовывает переговоры между сторонами, но и предлагает им условия компромисса, занимается подготовкой проекта соответствующего соглашения.
Таким образом, различие между данными терминами проводится в зависимости от степени вовлеченности нейтрального лица в соответствующие процедуры.
Нельзя не отметить, что белорусский законодатель, хотя и не в явной форме, но придерживается вышеуказанного разграничения. Так, если до принятия Закона РБ от 10.01.2011 № 241-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» глава 17 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК) именовалась «Урегулирование спора в порядке посредничества», то после принятия вышеназванного Закона данная глава называется «Примирительная процедура в судопроизводстве», что наиболее точно отражает цель и суть данного правового явления, поскольку роль лица, содействующего урегулированию конфликта в рамках такой процедуры, достаточно активна, что более соответствует консилиации (примирению), а не медиации (посредничеству).
Аналогичного подхода придерживался и Международный арбитражный суд при БелТПП (далее - МАС при БелТПП), разрабатывая Регламент проведения процедуры примирения (далее - Регламент примирения в МАС при БелТПП), который 17 марта 2011 г. был утвержден Президиумом Белорусской торгово-промышленной палаты и вступил в силу 5 апреля 2011 г.
Отметим, что с принятием Регламента примирения МАС при БелТПП была восстановлена процедура примирения, которая применялась с 1994 г. (год образования МАС при БелТПП) до 2000 г.
Полагаем, использование в белорусском законодательстве и Регламенте примирения в МАС при БелТПП термина «примирение» оправданно, так как в рамках национальной правовой и, в частности, процессуальной культуры роль лица, содействующего разрешению конфликта, всегда активна.
Наряду с национальной правовой регламентацией рассматриваемых альтернативных способов разрешения споров, присущей не только Республике Беларусь, но и, например, странам англо-американской системы права, существует и международная регламентация.
Прежде всего речь идет о принятом в 2002 г. Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Типовом законе о международной коммерческой согласительной процедуре (далее - Типовой закон).
Термин «согласительная процедура» охватывает процедуры, при которых лицо или несколько лиц оказывают сторонам помощь в их попытке достичь мирного урегулирования возникшего между ними спора.
Для более точного представления о сущности согласительных процедур и примирения интересен сравнительный анализ основных положений Типового закона, положений ХПК и Регламента проведения примирения в МАС при БелТПП.
Понятие согласительной процедуры и примирения | ||
Типовой закон (п.3 ст.1) |
ХПК (абзац 11 ст.1) |
Регламент проведения примирения в МАС при БелТПП (ст.1) |
Термин «согласительная процедура» определяется в качестве процедуры, которая может именоваться согласительной, посреднической или обозначаться термином аналогичного смысла, в рамках которой стороны просят третье лицо или лиц оказать им помощь в попытке достичь мирного урегулирования их спора, возникшего из договорных или иных правоотношений либо в связи с ними | Примирительная процедура определяется как проведение сторонами переговоров с участием примирителя о возможности и условиях примирения по хозяйственному (экономическому) спору, возникающему из гражданских правоотношений, с целью выработки взаимоприемлемого для сторон соглашения о примирении и его последующего исполнения | Примирение - внесудебный (внеарбитражный) способ разрешения спора (урегулирования конфликта) с участием примирителя |
Комментарий. Во всех приведенных определениях присутствует сходство понимания существа урегулирования спора (конфликта) не посредством судебного решения, а с участием нейтрального помощника сторон.
Понятие посредника и примирителя | ||
Типовой закон (пп.2-5 ст.5) |
||
Посредник должен быть независимым и беспристрастным в случаях, когда это уместно, принимается во внимание целесообразность назначения посредника, являющегося гражданином иного государства, чем те, к которым принадлежат стороны. Стороны стремятся достичь согласия по кандидатуре посредника или посредников, если только не было договоренности об иной процедуре их назначения. Сторона вправе просить содействия соответствующего учреждения или лица в связи с назначением посредников, в частности, рекомендовать кандидатуры лиц, приемлемых в качестве посредника, или стороны могут договориться о том, что назначение одного или более посредников осуществляется непосредственно таким учреждением или лицом. Лицо в случае обращения к нему в связи с возможным назначением в качестве посредника должно сообщать о любых обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения в отношении его беспристрастности или независимости. При этом посредник без промедления сообщает сторонам о любых таких обстоятельствах с момента его назначения и в течение всей согласительной процедуры |
Примиритель - лицо, назначенное хозяйственным судом в соответствии с положениями ХПК для проведения переговоров между сторонами в примирительной процедуре в хозяйственном суде. Примиритель назначается по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе хозяйственного суда из числа лиц, занимающих государственную должность в хозяйственном суде, либо из числа лиц, привлекаемых на договорной основе, обладающих квалификацией, которая отвечает существу возникшего между сторонами конфликта. Примиритель не может участвовать в проведении примирительной процедуры при наличии оснований, перечисленных в части первой ст.34 ХПК |
Как незаинтересованное лицо, примиритель при осуществлении своих функций должен быть беспристрастным и независимым. В качестве примирителя не может выступать лицо, которое лично (прямо или косвенно) заинтересовано в результате процедуры примирения. Примиритель не является представителем стороны. Примиритель обязан сообщать Председателю МАС при БелТПП о любых обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения в отношении его беспристрастности или независимости в связи со спором (конфликтом), в урегулировании которого предполагается его участие. Сторона (стороны) вправе поручить в заявлении Председателю МАС при БелТПП назначить примирителя (примирителей) из Рекомендательного списка примирителей МАС при БелТПП. При невозможности примирителя участвовать в процедуре примирения Председатель МАС при БелТПП назначает нового примирителя |
Комментарий. Типовой закон, как ХПК и Регламент примирения в МАС при БелТПП, к важнейшим требованиям, устанавливаемым в отношении лица, содействующего сторонам в разрешении возникшего между ними спора, относят незаинтересованность, беспристрастность и независимость.
При этом Типовой закон и Регламент примирения в МАС при БелТПП не ограничивают выбор кандидатуры лица, содействующего сторонам в разрешении спора (конфликта), т.е. это может быть любое лицо, которое отвечает указанным выше требованиям незаинтересованности, независимости и беспристрастности. Например, несмотря на то что в МАС при БелТПП утвержден Рекомендательный список примирителей, стороны спора (конфликта) могут избрать в качестве примирителя лицо, которого нет в указанном списке.
Из положений ХПК следует, что стороны спора (конфликта) практически не влияют на назначение в качестве примирителя конкретного лица, поскольку примиритель в любом случае назначается хозяйственным судом исключительно из определенного числа лиц.
Типовой закон и Регламент примирения в МАС при БелТПП предоставляют сторонам свободу в выборе кандидатур примирителей, так как без такой свободы выбора стороны вряд ли будут охотно пользоваться услуги примирителя, что может привести к недостижению сторонами цели процедуры примирения.
Процедуру примирения в хозяйственных судах можно рассматривать, пожалуй, не как частный способ разрешения спора (конфликта), а как публичный, когда хозяйственный суд держит инициативу по применению процедуры примирения в своих руках, в т.ч. и путем ограничения свободы выбора сторонами примирителя.
Количество посредников и примирителей | ||
Типовой закон (п.1 ст.5) |
ХПК (глава 17) |
Регламент проведения примирения в МАС при БелТПП (пп.1, 2 ст.9) |
В случае если стороны не договорились о назначении двух или более посредников, назначается один посредник | Понятие «примиритель» используется в единственном числе | Сторона (стороны) при подаче заявления назначает (избирает) примирителя. По желанию стороны (сторон) количество примирителей может быть больше, чем один |
Комментарий. В примирительной процедуре в хозяйственном суде участвует один примиритель, а Типовой закон и Регламент примирения в МАС при БелТПП предусматривают наличие как одного, так и нескольких посредников и примирителей в зависимости от усмотрения сторон.
По мнению автора, подход Типового закона и Регламента примирения в МАС при БелТПП более предпочтителен, так как успешное осуществление процедуры примирения зависит исключительно от доброй воли стороны (сторон). В случае если сторонам для разрешения возникшего между ними спора (конфликта) недостаточно одного примирителя и они, например, считают необходимым выдвинуть по одному примирителю от каждой стороны, которые в свою очередь изберут так называемого суперпримирителя, и такой коллегиальный состав примирителей попытается привести позиции сторон спора (конфликта) к единому знаменателю, то такая возможность должна быть предоставлена сторонам.
Стороны могут определить любое количество примирителей, лишь бы был достигнут результат примирительной (согласительной) процедуры.
Подход ХПК к рассматриваемому вопросу также представляется обоснованным с учетом того обстоятельства, что речь в данном случае идет пусть об альтернативном, но все-таки публичном процессе разрешения спора (конфликта), сопряженном с деятельностью хозяйственного суда.
Начало процедуры примирения и согласительной процедуры | ||
Типовой закон (пп.1, 2 ст.4) |
||
Согласительная процедура начинается в день, когда стороны в споре соглашаются обратиться к согласительной процедуре. В случае если сторона, которая предложила другой стороне обратиться к согласительной процедуре, не получает сообщения о принятии предложения в течение 30 дней со дня направления такого предложения или в течение иного срока, указанного в предложении, она может рассматривать отсутствие ответа как отклонение предложения об обращении к согласительной процедуре |
Хозяйственный суд выносит определение о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры. При назначении примирителя по инициативе хозяйственного суда стороны в течение 7 дней с момента вынесения определения вправе представить возражения. При наличии возражений одной из сторон хозяйственный суд выносит определение об отмене определения о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры |
При наличии соглашения о применении процедуры примирения процедура примирения начинается в момент подачи заявления о возбуждении процедуры примирения. Требования к содержанию, форме и способам заключения соглашения о применении процедуры примирения содержатся в ст.4 |
Комментарий. Типовой закон и Регламент примирения в МАС при БелТПП предусматривают начало примирительной (согласительной) процедуры лишь при условии достижения сторонами соглашения об обращении к согласительной процедуре (процедуре примирения). Однако между Типовым законом и Регламентом примирения в МАС при БелТПП существует отличие, которое заключается в том, что последний предусматривает наличие соглашения о применении процедуры примирения, предшествующего подаче заявления на применение процедуры примирения.
Согласно ст.4 Регламента примирения в МАС при БелТПП соглашение о применении процедуры примирения заключается в письменной форме в виде самостоятельного соглашения или в виде оговорки (отдельного положения гражданско-правового договора). Указанное соглашение может быть частью арбитражного соглашения. Такое соглашение может быть совершено и путем обмена сообщениями с использованием почты или любых иных средств связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон, включая направление заявления и ответ на него, в которых соответственно одна сторона предлагает провести процедуру примирения в МАС при БелТПП, а другая не возражает против этого.
Таким образом, Регламентом примирения в МАС при БелТПП предусмотрен особый, предварительный этап в применении процедуры примирения, когда конфликта еще нет, но в случае его возникновения стороны прибегнут к механизму примирения.
Типовой закон не предполагает наличие такого предварительного этапа, а исходит из того, что соответствующие лица, уже находясь в споре (конфликте), должны достичь соглашения о применении согласительной процедуры.
На мнению автора, подход Регламента примирения в МАС при БелТПП более оправданный, так как предоставляет сторонам больше возможностей для заключения соглашения об обращении к согласительной процедуре (процедуре примирения), особенно с учетом того обстоятельства, что если соответствующие лица уже находятся в споре, конфликте, то достичь соглашения по любому вопросу им бывает достаточно сложно.
Применительно к началу процедуры примирения в хозяйственных судах наблюдается третий подход, одна из особенностей которого заключается в том, что процедура примирения может быть возбуждена без согласия сторон по инициативе хозяйственного суда. При наличии возражений стороны указанная процедура прекращается.
Итак, диапазон начала примирительной (согласительной) процедуры довольно широк: от достижения сторонами соглашения о применении процедуры примирения еще до момента возникновения спора (конфликта) (Регламент примирения в МАС при БелТПП) до достижения соглашения непосредственно перед проведением согласительной процедуры (Типовой закон), предусмотрена даже возможность возбуждения процедуры примирения без какого-либо в принципе согласия сторон (ХПК).
Порядок проведения процедуры примирения и согласительной процедуры | ||
Типовой закон (пп.1-3 ст.6) |
ХПК (ст.1561) |
Регламент примирения МАС при БелТПП (ст.10) |
Стороны могут по своему усмотрению договариваться посредством ссылки на какой-либо регламент или иным образом о порядке проведения согласительной процедуры. В отсутствие договоренности о порядке проведения согласительной процедуры посредник может вести согласительную процедуру в таком порядке, какой он считает надлежащим, учитывая обстоятельства дела, любые пожелания, которые могут выразить стороны, и необходимость скорейшего урегулирования спора. В любом случае при проведении согласительной процедуры посредник стремится к обеспечению непредвзятого подхода по отношению к сторонам и учитывает при этом обстоятельства дела |
Срок примирительной процедуры не должен превышать одного месяца, а в хозяйственном суде апелляционной инстанции в соответствии со ст.278 ХПК - не более 15 дней со дня поступления в хозяйственный суд, а в хозяйственном суде кассационной инстанций согласно ст.295 ХПК - не более одного месяца со дня поступления дела | Стороны вправе самостоятельно определить правила проведения процедуры примирения. При отсутствии договоренности сторон о правилах проведения процедуры примирения примиритель имеет право определять порядок проведения примирения самостоятельно, учитывая обстоятельства спора (конфликта), пожелания сторон и необходимость быстрого урегулирования спора (конфликта). Процедура примирения может осуществляться примирителем в закрытых заседаниях с участием обеих сторон и (или) путем проведения самостоятельных переговоров с каждой из сторон спора (конфликта). Примиритель полностью свободен в выборе способа проведения процедуры примирения и организует ее в целях достижения наибольшей эффективности по своему усмотрению с соблюдением при этом требований Регламента примирения МАС при БелТПП |
Комментарий. Все рассматриваемые подходы достаточно схожи в данном вопросе, не предусматривают детальной регламентации порядка проведения процедуры примирения (согласительной процедуры) либо вообще никак не указывают на существо такого порядка (ХПК).
Такая позиция представляется правильной, так как, действительно, нормативно нельзя предусмотреть все возможные действия примирителя для достижения положительного результата в рамках данной процедуры. Необходимость в подробной нормативной регламентации действий примирителя отсутствует, поскольку жесткое регулирование может негативно сказаться на результате процедуры примирения.
При разработке Регламента примирения в МАС при БелТПП было принято решение отойти от детализации указанной процедуры. Иными словами, непосредственно стороны устанавливают правила проведения процедуры примирения. В случае отсутствия такой договоренности примиритель (примирители) определяет, что необходимо сделать для быстрого и эффективного урегулирования спора (конфликта).
Окончание процедуры примирения и согласительной процедуры | ||
Типовой закон (ст.11) |
ХПК (части первая и вторая ст.157) |
Регламент проведения примирения в МАС при БелТПП (ст.11) |
Согласительная процедура прекращается: - заключением сторонами мирового соглашения - в день такого соглашения; - заявлением посредника после консультаций со сторонами о том, что дальнейшие усилия в рамках согласительной процедуры более себя не оправдывают, - в день такого заявления; - заявлением сторон, адресованным посреднику, о том, что согласительная процедура прекращается, - в день такого заявления; - заявлением одной из сторон, направленным другой стороне или сторонам и посреднику, если таковой назначен, о том, что согласительная процедура прекращается, - в день такого заявления |
Примирительная процедура завершается: - при достижении примирения и заключении соглашения о примирении; - при недостижении примирения по заявлению одной или обеих сторон либо по уведомлению примирителя. При заключении соглашения о примирении стороны могут предусмотреть в нем: - заключение мирового соглашения в порядке, установленном главой 10 ХПК; - отказ истца от иска в целом или его части; - признание ответчиком иска в целом или его части; - заключение между сторонами нового договора |
Процедура примирения может оканчиваться одним из следующих способов: - подписанием сторонами договора о примирении по всем (части) вопросам, возникшим в рамках спора (конфликта); - составлением примирителем протокола об окончании процедуры примирения в связи с невозможностью дальнейшего проведения последней |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2014 г. следует руководствоваться ст.157 ХПК в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 59-З. |
Комментарий. Все рассматриваемые подходы достаточно схожи в регламентации окончания процедуры примирения (согласительной процедуры), так как существо любой примирительной (согласительной) процедуры заключается в достижении либо недостижении сторонами соглашения.
При этом в Типовом законе применяется понятие «мировое соглашение», в ХПК - «соглашение о примирении», в Регламенте примирения в МАС при БелТПП - «договор о примирении», что не меняет сущности этого правового института.
Согласно ст.12 Регламента примирения в МАС при БелТПП вышеназванный договор подписывается сторонами спора (конфликта) и заверяется примирителем. Договор о примирении подлежит добровольному исполнению сторонами в порядке и сроки, указанные в данном договоре (п.1 ст.13 Регламента в МАС при БелТПП).
В соответствии со ст.157 ХПК соглашение о примирении удостоверяется подписями сторон и утверждается определением хозяйственного суда. В силу части второй ст.124 ХПК в случае, если мировое соглашение не исполняется в порядке и сроки, определенные в нем, хозяйственный суд по заявлению заинтересованной стороны выдает исполнительный документ в порядке, установленном разделом IV ХПК.
Заключение
Таким образом, Типовой закон, ХПК и Регламент примирения в МАС при БелТПП по многим вопросам схожим образом регламентируют процедуру примирения (согласительную процедуру).
Вместе с тем публичный альтернативный способ разрешения споров и частный альтернативный способ разрешения споров (конфликтов) могут разниться не только в деталях, но и в общих подходах в силу того, что соответствующий публичный порядок ограничен рамками государственного суда и судебной процедуры рассмотрения споров.
14.10.2011 г.
Ян Функ, доктор юридических наук, профессор Белорусского государственного университета, Председатель Международного арбитражного суда при БелТПП
Инна Перерва, кандидат юридических наук, начальник информационно-консультационного центра Международного арбитражного суда при БелТПП
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15.12.1998 № 219-З на основании законов РБ от 01.07.2014 № 174-З (с 21 июля 2014 г.) и от 05.01.2016 № 356-З (с 27 февраля 2016 г.) внесены изменения и дополнения. |