


Материал помещен в архив
СРЕДСТВА НАВИГАЦИИ В СФЕРЕ ОБОРОТА ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ И АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ
Обязанность по оснащению транспортных средств специальными техническими средствами регистрации
С 1 июля 2015 г. перемещение (перевозка) табачных изделий и алкогольных напитков может осуществляться только в транспортных средствах, оснащенных средствами навигации. Такая обязанность введена Декретом Президента Республики Беларусь от 20.02.2015 № 2 «О внесении дополнений и изменений в декреты Президента Республики Беларусь».
Запрещается перевозка табачных изделий, за исключением находящихся под таможенным контролем, до мест хранения юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю табачными изделиями, в транспортных средствах, не оснащенных специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения этих транспортных средств (далее - специальные технические средства регистрации) в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (абзац 9 подп.3.2 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 января 2019 г. текст Декрета № 28 изложен в новой редакции Декретом Президента Республики Беларусь от 24.01.2019 № 2. Комментарий см. здесь. |
Аналогичная норма в отношении алкогольных напитков предусмотрена в п.25 Декрета Президента Республики Беларусь от 29.02.2008 № 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий».
Исходя из приведенных норм, обязанность по оснащению транспортных средств специальными техническими средствами регистрации распространяется на любое перемещение (перевозку) алкогольных напитков и табачных изделий до любых мест хранения юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю этими товарами.
Рассматривая данную норму детально, следует отметить следующее.
1. К таким местам хранения следует отнести торговые объекты, объекты общественного питания, складские и иные помещения, где предполагается хранение алкогольных напитков и табачных изделий, в том числе по договору хранения.
2. К таким юридическим лицам, осуществляющим оптовую торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, относятся:
- производители, осуществляющие оптовую торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями собственного производства без соответствующего специального разрешения (лицензии) на право оптовой торговли алкогольными напитками и табачными изделиями.
![]() |
Обратите внимание! Не требуется получения специального разрешения (лицензии) на право оптовой торговли алкогольными напитками и табачными изделиями для осуществления производителям алкогольных напитков и табачных изделий оптовой торговли алкогольными напитками и табачными изделиями собственного производства (часть вторая п.368 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450); |
- иные юридические лица, осуществляющие оптовую торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями на основании соответствующего специального разрешения (лицензии).
3. Такое перемещение (перевозка) включает перемещение (перевозку):
- от поставщика алкогольных напитков и табачных изделий до места хранения их покупателя - юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю этими товарами;
- с одного места хранения в другое место хранения юридического лица (внутреннее перемещение), осуществляющего оптовую торговлю этими товарами;
- от покупателя алкогольных напитков и табачных изделий до мест хранения их поставщика - юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю этими товарами в случае их возврата.
Обязанность по оснащению транспортных средств специальными техническими средствами регистрации не распространяется на перемещение (перевозку) алкогольных напитков и табачных изделий, находящихся под таможенным контролем.
![]() |
Справочно Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза (подп.31 п.1 ст.4 Таможенного кодекса таможенного союза).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. Таможенный кодекс таможенного союза прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. |
Обязанность по оснащению транспортных средств специальными техническими средствами регистрации не распространяется на перемещение (перевозку) алкогольных напитков и табачных изделий до мест хранения юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего только розничную торговлю этими товарами.
Порядок оснащения средствами навигации
Под специальными техническими средствами регистрации для целей соблюдения данной обязанности следует понимать средства навигации.
![]() |
Справочно Средства навигации - это технические и программные средства, устройства и системы, предназначенные для формирования навигационных сигналов, определения, обработки, хранения и визуализации навигационной информации (абзац 12 п.2 Положения о навигационной деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2011 № 260, далее - Положение № 260). |
Порядок оснащения транспортных средств специальными техническими средствами определен в Положении о порядке оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2012 № 234 (далее - Положение № 234, постановление № 234).
Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку табачных изделий и алкогольных напитков, за исключением находящихся под таможенным контролем, до мест хранения юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю этими изделиями и напитками, отнесены к субъектам деятельности по оснащению средствами навигации объектов навигационной деятельности (п.3 Положения № 234). Транспортные средства, используемые для перевозки таких табачных изделий и алкогольных напитков, отнесены к объектам навигационной деятельности, которые подлежат оснащению средствами навигации (абзац 7 п.5 Положения № 234).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 июля 2019 г. абзац 7 части первой п.5 Положения № 234 изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.05.2019 № 325 (далее - постановление № 325): «транспортные средства, используемые для перемещения алкогольных напитков, за исключением находящихся под таможенным контролем, до мест хранения юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю алкогольными напитками». В п.3 Положения № 234 внесено изменение постановлением № 325. Изменение не повлияло на суть материала. |
Исключение из данного порядка составляют железнодорожные транспортные средства. Железнодорожные транспортные средства, оснащенные определенными законодательством иными специальными техническими средствами регистрации, средствами навигации не оснащаются. Вместе с тем в случае оснащения железнодорожных транспортных средств средствами навигации их установка осуществляется на локомотивы или головные вагоны моторвагонного подвижного состава.
![]() |
Обратите внимание! Финансовое обеспечение расходов на оснащение объектов навигационной деятельности средствами навигации осуществляется перевозчиками за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных законодательством (абзац 5 п.7 Положения № 234).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 июля 2019 г. в абзац 5 п.7 Положения № 234 внесено изменение постановлением № 325. Изменение не повлияло на суть материала. |
При оснащении транспортных средств, используемых для перемещения (перевозки) алкогольных напитков и табачных изделий, средствами навигации необходимо руководствоваться общими правилами. Оснащение осуществляется в соответствии с рекомендациями технической документации заводов-изготовителей как на транспортные средства, так и на средства навигации.
Особые правила в отношении оснащения транспортных средств средствами навигации, а также формирования навигационных сигналов, определения, обработки, хранения и визуализации навигационной информации в отношении перемещаемых (перевозимых) алкогольных напитков и табачных изделий в настоящее время актами законодательства не установлены.
Требования к средствам навигации
Для оснащения объектов навигационной деятельности используются средства навигации, работающие по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС, GPS или ГЛОНАСС/GPS, а в перспективе - по сигналам других глобальных навигационных спутниковых систем, и программные средства, устройства и системы, соответствующие требованиям, предъявляемым к Единой системе навигационно-временного обеспечения Республики Беларусь (далее - ЕС НВО) (часть первая п.4 Положения № 234).
Оценка соответствия средств навигации требованиям, предъявляемым к ЕС НВО, осуществляется сетевым оператором в сфере навигационной деятельности при осуществлении государственной регистрации навигационных ресурсов и в ходе ведения государственного реестра навигационных ресурсов (часть вторая п.4 Положения № 234).
![]() |
Справочно Навигационные ресурсы - это совокупность программных и технических средств, навигационных технологий, навигационных систем, искусственных навигационных полей, навигационной информации, навигационных карт, созданных в результате навигационной деятельности (абзац 7 п.2 Положения № 260). |
Таким сетевым оператором определено открытое акционерное общество «АГАТ - системы управления» - управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления» (п.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.01.2013 № 22 «О сетевом операторе в сфере навигационной деятельности»).
Одной из задач сетевого оператора является осуществление государственной регистрации навигационных ресурсов и ведение государственного реестра навигационных ресурсов (подп.6.7 п.6 Положения о сетевом операторе в сфере навигационной деятельности, утвержденного вышеуказанным постановлением № 22, далее - Положение № 22). Государственная регистрация навигационного ресурса с выдачей свидетельства о государственной регистрации навигационных ресурсов является административной процедурой, осуществляемой сетевым оператором в сфере навигационной деятельности в соответствии с подп.5.60 п.5 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
Полномочия и обязанности в области оснащения средствами навигации
Полномочия республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов, Минского горисполкома в области создания, развития и использования навигационных ресурсов определены в соответствующем Положении, утвержденном постановлением № 234.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 июля 2019 г. название вышеназванного Положения изложено в новой редакции на основании постановления № 325: «Положение о полномочиях государственных органов и организаций в области создания, развития и использования навигационных ресурсов». |
В частности, Государственный военно-промышленный комитет устанавливает порядок осуществления государственной регистрации навигационных ресурсов и ведения государственного реестра навигационных ресурсов, включая установление форм документов и перечня навигационных ресурсов, подлежащих государственной регистрации, а также утверждения требований, предъявляемых к ЕС НВО, ее структурным элементам и используемым навигационным ресурсам.
Министерство промышленности реализует государственную политику в сфере навигационной деятельности по организации производства, серийного выпуска средств навигации в Республике Беларусь.
Министерство транспорта и коммуникаций реализует государственную политику в сфере навигационной деятельности по использованию навигационных ресурсов в интересах навигационно-временного обеспечения объектов навигационной деятельности Республики Беларусь.
Кроме того, одной из задач сетевого оператора является предоставление потребителям услуг в сфере навигационной деятельности информации о возможностях использования современных технологий в этой сфере (подп.6.4 п.6 Положения № 22).
В этой связи сетевой оператор, Государственный военно-промышленный комитет, Министерство промышленности, Министерство транспорта и коммуникаций обязаны давать разъяснения по отнесенным к их компетенции вопросам оснащения транспортных средств средствами навигации.
Также законодательством закреплены обязанности владельцев навигационных ресурсов (п.13 Положения № 260).
![]() |
Справочно Владелец навигационных ресурсов - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, реализующие права владения, пользования и распоряжения навигационными ресурсами (абзац 2 п.2 Положения № 260). |
В частности, владельцы навигационных ресурсов гарантируют потребителям услуг в сфере навигационной деятельности доступ к навигационной информации, искусственным навигационным полям и навигационным картам. Отказ в доступе к указанным ресурсам может быть обжалован потребителем услуг в сфере навигационной деятельности в судебном порядке (подп.13.1 п.13 Положения № 260). В этой связи предусмотрено, что потребители услуг в сфере навигационной деятельности обладают равными правами на доступ к навигационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации, за исключением конфиденциальной навигационной информации (п.14 Положения № 260). При этом перечни информации и услуг в сфере навигационной деятельности, сведения о порядке и условиях доступа к навигационным ресурсам предоставляются владельцами навигационных ресурсов бесплатно (п.15 Положения № 260).
Отчетность в области оснащения средствами навигации
В п.8 Положения № 234 предусматриваются правила по представлению отчетности субъектов навигации уполномоченным органам, которые, в свою очередь, распространяются и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку табачных изделий и алкогольных напитков.
Так, субъекты деятельности ежегодно представляют сведения об оснащении средствами навигации транспортных средств в следующем порядке:
• индивидуальные предприниматели представляют сведения в отношении оснащенных средствами навигации транспортных средств, используемых для перевозки табачных изделий и алкогольных напитков, - до 20 января года, следующего за отчетным, в облисполкомы, Минский горисполком;
• юридические лица представляют сведения в отношении оснащенных средствами навигации транспортных средств, используемых для перевозки табачных изделий и алкогольных напитков, а также облисполкомы и Минский горисполком в отношении транспортных средств, сведения об оснащении которых средствами навигации представлены индивидуальными предпринимателями, - до 1 февраля года, следующего за отчетным, в Государственный военно-промышленный комитет.
30.07.2015
Яна Глинская, экономист