Комментарий от 25.04.2016
Автор: Константинова М.

Сроки установки средств контроля налоговых органов в кассовое оборудование продлены. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 20.04.2016 № 319/12 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16»


 

Материал помещен в архив

 

СРОКИ УСТАНОВКИ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В КАССОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПРОДЛЕНЫ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 20.04.2016 № 319/12 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16»

В целях повышения эффективности контроля за денежным оборотом в сфере торговли и услуг Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь 20.04.2016 принято постановление № 319/12 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее соответственно - постановление № 319/12, постановление № 924/16).

Постановлением № 319/12 урегулированы отдельные вопросы, связанные с функционированием системы контроля кассового оборудования (далее - СККО).

 

Справочно

Система контроля кассового оборудования (технология организации дистанционного контроля за выручкой путем передачи необходимых сведений по каналам связи в центр обработки данных) будет использоваться налоговыми органами для учета и регистрации кассового оборудования, учета его состояния, учета субъектов предпринимательской деятельности, использующих кассовое оборудование, получения, фиксирования и обработки информации о событиях, связанных с приемом денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершаемых на зарегистрированном в СККО кассовом оборудовании.

Для организации СККО к кассовому оборудованию должно быть подключено специальное устройство «средство контроля налоговых органов» (далее - средство контроля налоговых органов, СКНО).

Требование по установке СКНО не распространяется на Национальный банк Республики Беларусь, банки, небанковские кредитно-финансовые организации, а также на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, использующих специальные компьютерные системы.

 

1. Изменены сроки поэтапного перехода на обязательное использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг кассового оборудования с установленным СКНО.

 

  Срок установки СКНО в кассовое оборудование перенесен для:
 
         
  1) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более
 
 
с 1 июня 2016 г. на 1 декабря 2016 г.
 
         
  2) юридических лиц, осуществляющих оформление проезда и оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования
 
 
с 1 марта 2017 г. на 1 октября 2017 г.
 
         
  3) остальных юридических лиц, не указанных выше:    
 
               
        для находящихся в городах областного подчинения и г. Минске
 
 
с 1 сентября 2016 г. на 1 апреля 2017 г.
       
               
        для находящихся в городах районного подчинения
 
 
с 1 декабря 2016 г. на 1 июля 2017 г.
       
               
        для находящихся на остальной территории Республики Беларусь
 
 
с 1 марта 2017 г. на 1 октября 2017 г.
       
     
  4) остальных индивидуальных предпринимателей, не указанных выше:    
 
               
        для находящихся в городах областного подчинения и г. Минске
 
 
с 1 июня 2017 г. на 1 февраля 2018 г.
       
               
        для находящихся в городах районного подчинения
 
 
с 1 сентября 2017 г. на 1 мая 2018 г.
       
               
        для находящихся на остальной территории Республики Беларусь
 
 
с 1 декабря 2017 г. на 1 августа 2018 г.
       

 

Прежним остался предельный срок использования кассового оборудования без установленного СКНО (1 октября 2015 г.) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на автозаправочных станциях нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающими услуги на автозаправочных станциях, а также - 1 февраля 2016 г. для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси.

После указанных дат прием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования без установленного СКНО запрещен, за исключением субъектов хозяйствования заключивших гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие средства контроля налоговых органов. Такие юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования без средства контроля налоговых органов еще в течение 4 месяцев по истечении установленных сроков.

 

Справочно

Установку, обслуживание, снятие СКНО вправе осуществлять РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», а также юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту кассового оборудования в соответствии с законодательством, заключившие с указанным предприятием соответствующий договор (подп.2.3 п.2 постановления № 924/16).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июля 2018 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2017 № 1040/17 изложен в новой редакции подп.2.3 п.2 постановления № 924/16: РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» осуществляются установка, обслуживание, снятие СКНО, а также функции центра обработки данных системы контроля торговых автоматов и СККО в порядке, определенном Министерством по налогам и сборам. На основании заключенных с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» договоров установку, обслуживание, снятие СКНО вправе осуществлять юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин в соответствии с законодательством.

 

2. С 4 до 6 месяцев увеличен срок, в течение которого юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси, заключившие гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие средства контроля налоговых органов, вправе осуществлять прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением кассового оборудования без средства контроля налоговых органов.

Для остальных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших указанный договор, такой срок остался прежним - 4 месяца.

3. С 1 марта 2017 г. на 1 октября 2017 г. перенесен срок, в течение которого юридические лица и индивидуальные предприниматели при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием вправе принимать наличные денежные средства без установленного в это кассовое оборудование СКНО. После указанной даты такие субъекты хозяйствования вправе будут принимать наличные денежные средства с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием только с установленным в это кассовое оборудование СКНО. Данные изменения не коснулись юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые в настоящее время осуществляют прием наличных денежных средств с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов без встроенного кассового оборудования, но со средством контроля налоговых органов.

4. С 1 марта 2017 г. на 1 октября 2017 г. перенесен срок замены кассовых суммирующих аппаратов (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами) и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты их первой регистрации.

 

Справочно

Кассовые суммирующие аппараты, в том числе совмещенные с таксометрами, и билетопечатающие машины (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин с установленным средством контроля налоговых органов), зарегистрированные в налоговом органе, могут использоваться в течение 6 лет с даты первой регистрации кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин в налоговом органе и в период нахождения их моделей (модификаций) в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (п.7 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением № 924/16 (далее - Положение)).

При этом п.24 Положения установлен запрет на использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассового оборудования по истечении 6 лет с даты первой регистрации такого кассового оборудования в налоговом органе.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 июня 2020 г. следует руководствоваться Положением с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2019 № 819/16. Изменилось название Положения: «Положение об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа». Комментарии см. здесь.

 

Кроме того, принятие постановления № 319/12 обусловлено необходимостью корректировки норм постановления № 924/16 и Положения с учетом практики их применения.

В этих целях постановлением № 319/12:

1) предусмотрена возможность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлять прием наличных денежных средств без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов при продаже билетов (абонементов) на посещение культурно-зрелищных мероприятий через физических лиц (распространителей), осуществляющих такую продажу в соответствии с законодательством от имени организаций культуры на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров (подп.31.26 п.31 Положения).

Одновременно п.33 Положения в редакции постановления № 319/12 закреплена норма, согласно которой в указанном случае прием наличных денежных средств при продаже билетов (абонементов) осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену).

2) уточнено, что через кассовое оборудование осуществляются только расчеты с использованием банковских платежных карточек с применением платежных терминалов, установленных в объектах торговли и сферы услуг, где расчеты проводятся кассиром с использованием кассового оборудования.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии В целях однозначного понимания этой нормы соответствующие изменения внесены в п.17 Положения: кассир обязан проводить суммы принятых наличных денежных средств и (или) денежных средств при осуществлении расчетов в безналичной форме посредством использования банковских платежных карточек с применением платежных терминалов (в том числе при внесении авансовых платежей, предварительной оплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) через кассовое оборудование.

Помимо торговых объектов и объектов сферы услуг, в которых покупатель (потребитель) может рассчитаться за приобретаемый товар (работу, услугу) в безналичной форме посредством использования банковской платежной карточки с применением платежного терминала в присутствии кассира и в которых в обязательном порядке должно использоваться для проведения расчетов кассовое оборудование, покупатель (потребитель) может рассчитаться за приобретаемый товар (работу, услугу) дома с помощью интернет-эквайринга или через автоматизированную информационную систему единого расчетного и информационного пространства (АИС «Расчет»). В данном случае приобретение товара (услуги) осуществляется без участия кассира и соответственно без использования кассового оборудования.

Постановление № 319/12 вступило в силу 24 апреля 2016 г.

 

25.04.2016

 

Марина Константинова, юрист