Пособие от 11.07.2013
Автор: Рыбак Т., Лаврентьева М.

Стандартизация аудиторской деятельности в Республике Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

СТАНДАРТИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Стандартизация аудиторской деятельности позволяет систематизировать и унифицировать деятельность аудиторских организаций, аудиторов - индивидуальных предпринимателей (далее - аудиторские организации), а также определить единые качественные критерии сравнения результатов их работы ввиду многообразия применяемых в аудиторской практике методик и сложности их сопоставления.

Стандартизация аудиторской деятельности осуществляется на международном и национальном уровнях, а также на уровне профессиональных аудиторских объединений, аудиторских организаций.

На международном уровне координация деятельности профессиональных организаций в области финансовой отчетности и аудита осуществляется Международной федерацией бухгалтеров. Для реализации своей миссии в сфере аудиторской деятельности Международной федерацией бухгалтеров в 1978 г. создан Совет по международным стандартам аудита и обеспечению уверенности (далее - Совет).

Международные стандарты аудита, разрабатываемые Советом, содержат основные принципы и общие требования, предъявляемые к проведению аудита и к аудиторам, соответствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного материала.

Совет ежегодно издает Сборник документов, регулирующих профессиональную деятельность аудиторских организаций, - Международные стандарты по контролю качества, аудиту, обзорным проверкам и другим услугам по заданиям, связанным с обеспечением уверенности, и сопутствующим услугам. Аудиторские организации в процессе своей деятельности обязаны руководствоваться также нормами профессиональной этики, определенными Международной федерацией бухгалтеров в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров.

Структура международных стандартов аудиторской деятельности в контексте оказываемых аудиторских услуг представлена на схеме.

Схема

 

Структура международных стандартов аудиторской деятельности
 
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров
Code of Ethics for Professional Accountants
   
Международный стандарт по контролю качества
International Standard on Quality Control (ISQC) 1
   
Задания, обеспечивающие уверенность
Assurance Engagements
Сопутствующие услуги
   
   
   
   
Концептуальные принципы проведения заданий,
обеспечивающих уверенность
International Framework for Assurance Engagements
   
   
   
Аудит
Audit
Обзорные проверки
Review
Прочие задания
   
   
   
   
  ▼
36 международных стандартов аудита
International
Standards on Auditing
2 международных стандарта по обзорным проверкам
International Standards on Review Engagements
3 международных стандарта по прочим заданиям
International Standards on Assurance Engagements
2 международных стандарта по сопутствующим услугам
International Standards on Related Services

 

Электронная версия международных стандартов аудиторской деятельности размещена на официальном сайте Международной федерации бухгалтеров - www.ifac.org.

Международные стандарты аудита призваны унифицировать подходы к аудиту в международном масштабе.

Стандартизация аудиторской деятельности на национальном уровне осуществляется с учетом требований национального законодательства и аудиторской практики.

В Республике Беларусь создание системы национальных стандартов - республиканских правил аудиторской деятельности - началось с 2000 г. При разработке национальных стандартов принимается во внимание зарубежный опыт стандартизации аудиторской деятельности и особенности национальной экономики.

В Беларуси действуют 35 республиканских правил аудиторской деятельности, утвержденных постановлениями Министерства финансов РБ, являющихся обязательными для применения аудиторскими организациями и аудируемыми лицами. Нормативные правовые акты в области аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах разрабатываются и утверждаются Национальным банком РБ.

Республиканские правила аудиторской деятельности объединены в разделы (см. таблицу 1).

Таблица 1

 

Республиканские правила аудиторской деятельности
 
Раздел Название правил аудиторской деятельности Нормативный правовой акт, которым утверждены правила аудиторской деятельности
Общие вопросы 1. «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой отчетности)» Постановление Минфина РБ от 26.10.2000 № 114 (далее - постановление № 114)
2. «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги» Постановление Минфина РБ от 19.12.2007 № 189
3. «Требования, предъявляемые к правилам аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя» Постановление Минфина РБ от 16.01.2003 № 4 (далее - постановление № 4)
4. «Внутренний контроль качества аудита» Постановление Минфина РБ от 23.01.2002 № 8 (далее - постановление № 8)
5. «Документирование аудита» Постановление Минфина РБ от 04.08.2000 № 81 (далее - постановление № 81)
Планирование аудита 6. «Планирование аудита» Постановление № 81
7. «Существенность в аудите» Постановление Минфина РБ от 06.03.2001 № 24 (далее - постановление № 24)
8. «Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности» Постановление Минфина РБ от 29.12.2008 № 203
9. «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» Постановление Минфина РБ от 18.12.2002 № 163 (далее - постановление № 163)
10. «Оценка риска и внутренний контроль в условиях компьютерной обработки данных» Постановление Минфина РБ от 23.03.2004 № 38
11. «Аудиторские процедуры, выполняемые в соответствии с оцененными рисками» Постановление Минфина РБ от 01.12.2010 № 147
Получение аудиторских доказательств 12. «Аудиторская выборка» Постановление Минфина РБ от 09.07.2001 № 77
13. «Аудиторские доказательства» Постановление № 114
14. «Аналитические процедуры» Постановление Минфина РБ от 07.02.2001 № 9 (далее - постановление № 9)
15. «Получение аудиторских доказательств в некоторых конкретных случаях» Постановление Минфина РБ от 29.09.2005 № 115
16. «Подтверждающая информация из внешних источников» Постановление Минфина РБ от 27.12.2005 № 165
17. «Заявления руководства аудируемого лица» Постановление Минфина РБ от 11.03.2002 № 35 (далее - постановление № 35)
18. «Начальные и сопоставимые данные в бухгалтерской (финансовой) отчетности».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 января 2020 г. название правил № 124 изложено в новой редакции постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2019 № 72: национальные правила аудиторской деятельности «Начальные и сопоставимые данные в бухгалтерской и (или) финансовой отчетности»
Постановление Минфина РБ от 05.09.2002 № 124
19. «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете» Постановление Минфина РБ от 19.06.2002 № 86
20. «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита» Постановление № 35
21. «Учет экологических вопросов при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности» Постановление Минфина РБ от 28.09.2004 № 142
22. «Действия аудиторской организации при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства» Постановление Минфина РБ от 31.03.2006 № 33
Использование результатов работы третьих лиц 23. «Использование результатов работы другой аудиторской организации» Постановление Минфина РБ от 31.10.2001 № 106.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 января 2019 г. действуют национальные правила аудиторской деятельности «Особенности аудита консолидированной бухгалтерской и (или) финансовой отчетности», утвержденные постановлением Минфина РБ от 28.12.2018 № 83
24. «Использование результатов работы внутреннего аудита» Постановление № 9
25. «Использование результатов работы эксперта» Постановление Минфина РБ от 18.12.2001 № 123
Итоговые документы аудита 26. «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности»

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. следует применять национальные правила аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской и (или) финансовой отчетности», утвержденные постановлением Минфина РБ от 28.06.2017 № 18
Постановление Минфина РБ от 17.09.2003 № 128
27. «Сообщение информации по вопросам аудита» Постановление Минфина РБ от 23.09.2011 № 97
Некоторые аспекты аудита 28. «Отражение в аудиторском заключении событий, произошедших после отчетной даты» Постановление Минфина РБ от 24.06.2003 № 100 (далее - постановление № 100)
29. «Допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица» Постановление Минфина РБ от 28.03.2003 № 45
30. «Прочая информация в документах, содержащих проверенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 января 2020 г. название правил № 133 изложено в новой редакции постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2019 № 72: национальные правила аудиторской деятельности «Прочая информация в документах, содержащих проверенную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность»
Постановление Минфина РБ от 25.09.2002 № 133
31. «Особенности аудита субъектов малого предпринимательства» Постановление № 163
Специальные области аудита и сопутствующие услуги 32. «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию» Постановление № 8
33. «Анализ прогнозной финансовой информации» Постановление Минфина РБ от 05.12.2003 № 165
34. «Сопутствующие аудиту услуги» Постановление № 100
35. «Задания на проведение согласованных процедур в отношении финансовой информации» Постановление Минфина РБ от 20.09.2006 № 115.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 июля 2016 г. постановлением Минфина РБ от 30.06.2016 № 56 утверждены новые национальные правила аудиторской деятельности «Задания на проведение согласованных процедур в отношении финансовой информации»

 

В отечественной аудиторской практике применяются внутренние стандарты аудита аудиторских организаций, которые детализируют единые требования республиканских правил аудиторской деятельности и призваны способствовать рационализации технологии проведения аудита, уменьшению трудоемкости аудиторских услуг, снижению аудиторского риска.

Система внутренних стандартов аудиторской организации включает, как правило, принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты аудита, инструкции, методические разработки и другие документы, отражающие подходы аудиторской организации к оказанию аудиторских услуг, включая конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований республиканских правил аудиторской деятельности. Вместе с тем требования внутренних стандартов аудиторской организации не должны противоречить или быть ниже требований республиканских правил аудиторской деятельности и внутренних правил профессионального аудиторского объединения в случае, если аудиторская организация является его членом.

Общие принципы разработки внутренних стандартов аудиторской организации и осуществления внутреннего контроля за выполнением их требований определены в республиканских правилах аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к правилам аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя», утвержденных постановлением № 4.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 мая 2014 г. в вышеназванные правила внесены изменения постановлением Минфина РБ от 30.12.2013 № 93, в частности, изменилось название: «Национальные правила аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним правилам аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя"».

 

Аудиторская организация вправе самостоятельно устанавливать перечень внутренних стандартов, порядок их разработки и введения в практику. Предлагаемая классификация внутренних стандартов аудиторской организации по назначению представлена в таблице 2.

Таблица 2

 

Классификация внутренних стандартов аудиторской организации
 
Группа внутренних стандартов Внутренние стандарты, входящие в группу
Стандарты, содержащие общие положения по аудиту Стандарты, описывающие концепцию и подходы к разработке внутренних стандартов
Стандарты, регламентирующие этику поведения аудиторов
Стандарты, определяющие внутреннюю структуру и порядок организации деятельности аудиторской организации
Стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутреннего контроля качества аудита и ответственность аудиторов
Стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита Стандарты, регламентирующие порядок планирования аудита
Стандарты, регламентирующие порядок оценки внутреннего контроля аудируемого лица
Стандарты, регламентирующие порядок получения аудиторских доказательств
Стандарты, регламентирующие порядок использования результатов работы третьих лиц
Стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и составления аудиторских заключений Стандарты, описывающие концепцию и подходы к порядку составления аудиторского заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также по результатам выполнения специального аудиторского задания
Стандарты, регламентирующие подготовку информации руководству аудируемого лица по результатам проведения аудита
Стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг Стандарты, регламентирующие порядок проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица
Стандарты, описывающие порядок оценки стоимости имущества аудируемого лица
Стандарты, описывающие порядок оказания иных сопутствующих услуг
Специализированные стандарты Стандарты, отражающие особенности аудита банков
Стандарты, отражающие особенности аудита страховых организаций
Стандарты, отражающие отраслевые особенности аудита иных аудируемых лиц
Стандарты по профессиональной подготовке и повышению квалификации аудиторов Стандарты, определяющие положения по профессиональной подготовке аудиторов
Стандарты, регламентирующие порядок повышения квалификации аудиторов

 

Справочно

Согласно п.4 Правил аудиторской деятельности «Существенность в аудите», утвержденных постановлением № 24, аудиторская организация для целей подготовки и выражения аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица обязана самостоятельно разработать порядок определения уровня существенности и системы базовых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и отразить его в правилах аудиторской деятельности аудиторской организации.

В соответствии с п.19 Правил аудиторской деятельности «Планирование аудита», утвержденных постановлением № 81, форма документов по общей стратегии и плану аудита разрабатывается аудиторской организацией самостоятельно и должна быть предусмотрена правилами аудиторской деятельности аудиторской организации. Содержание данных документов зависит от подходов аудиторской организации к планированию и проведению аудита с учетом обстоятельств каждого аудиторского задания.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 апреля 2014 г. внесены изменения в п.19 Правил аудиторской деятельности «Планирование аудита» и п.4 Правил аудиторской деятельности «Существенность в аудите» на основании постановления Минфина РБ от 10.12.2013 № 78. Изменения не повлияли на суть материала.

 

Внутренние стандарты в обязательном порядке подлежат утверждению руководителем аудиторской организации. При разработке внутренних стандартов, не имеющих аналогов в системе республиканских правил аудиторской деятельности, аудиторская организация может руководствоваться положениями Международных стандартов аудита с учетом законодательства Республики Беларусь.

Требования аудиторской организации к профессиональному уровню специалистов, разрабатывающих внутренние стандарты и выполняющих функции контроля качества аудита, устанавливаются стандартами по профессиональной подготовке и повышению квалификации аудиторов аудиторской организации.

Контроль за выполнением требований внутренних стандартов аудиторской организации организуется на всех уровнях управления процессом аудита, начиная от руководителей группы аудиторов и заканчивая руководителями аудиторской организации. С этой целью в аудиторской организации может быть создано структурное подразделение контроля качества аудита.

Аудиторская организация может заключить с работниками соглашение, обязывающее их не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.

Для повышения эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита аудиторским организациям целесообразно осуществлять постоянный мониторинг применяемых в аудиторской практике внутренних стандартов на предмет их соответствия современным технологиям проведения аудита и требованиям рынка аудиторских услуг.

Зарубежная и отечественная аудиторская практика свидетельствует о важности стандартизации аудиторской деятельности, поскольку создание и совершенствование методической базы для качественного проведения аудита - необходимое условие развития института аудита, являющегося неотъемлемым элементом инфраструктуры современной экономики.

 

11.07.2013

 

Татьяна Рыбак, кандидат экономических наук, доцент, аудитор, DipIFR, начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь

Мария Лаврентьева, консультант отдела методологии аудита управления регулирования аудиторской деятельности главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь