


Материал помещен в архив
СТАНДАРТИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Стандартизация аудиторской деятельности позволяет систематизировать и унифицировать деятельность аудиторских организаций, аудиторов - индивидуальных предпринимателей (далее - аудиторские организации), а также определить единые качественные критерии сравнения результатов их работы ввиду многообразия применяемых в аудиторской практике методик и сложности их сопоставления.
Стандартизация аудиторской деятельности осуществляется на международном и национальном уровнях, а также на уровне профессиональных аудиторских объединений, аудиторских организаций.
На международном уровне координация деятельности профессиональных организаций в области финансовой отчетности и аудита осуществляется Международной федерацией бухгалтеров. Для реализации своей миссии в сфере аудиторской деятельности Международной федерацией бухгалтеров в 1978 г. создан Совет по международным стандартам аудита и обеспечению уверенности (далее - Совет).
Международные стандарты аудита, разрабатываемые Советом, содержат основные принципы и общие требования, предъявляемые к проведению аудита и к аудиторам, соответствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного материала.
Совет ежегодно издает Сборник документов, регулирующих профессиональную деятельность аудиторских организаций, - Международные стандарты по контролю качества, аудиту, обзорным проверкам и другим услугам по заданиям, связанным с обеспечением уверенности, и сопутствующим услугам. Аудиторские организации в процессе своей деятельности обязаны руководствоваться также нормами профессиональной этики, определенными Международной федерацией бухгалтеров в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров.
Структура международных стандартов аудиторской деятельности в контексте оказываемых аудиторских услуг представлена на схеме.
Схема
| ||||||||||||||||
Структура международных стандартов аудиторской деятельности | ||||||||||||||||
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Code of Ethics for Professional Accountants | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Международный стандарт по контролю качества International Standard on Quality Control (ISQC) 1 | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Задания, обеспечивающие уверенность Assurance Engagements |
Сопутствующие услуги | |||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
Концептуальные принципы проведения заданий, обеспечивающих уверенность International Framework for Assurance Engagements | ||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||
Аудит Audit |
Обзорные проверки Review |
Прочие задания | ||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
▼ | ||||||||||||||||
36 международных стандартов аудита International Standards on Auditing |
2 международных стандарта по обзорным проверкам International Standards on Review Engagements |
3 международных стандарта по прочим заданиям International Standards on Assurance Engagements |
2 международных стандарта по сопутствующим услугам International Standards on Related Services |
Электронная версия международных стандартов аудиторской деятельности размещена на официальном сайте Международной федерации бухгалтеров - www.ifac.org.
Международные стандарты аудита призваны унифицировать подходы к аудиту в международном масштабе.
Стандартизация аудиторской деятельности на национальном уровне осуществляется с учетом требований национального законодательства и аудиторской практики.
В Республике Беларусь создание системы национальных стандартов - республиканских правил аудиторской деятельности - началось с 2000 г. При разработке национальных стандартов принимается во внимание зарубежный опыт стандартизации аудиторской деятельности и особенности национальной экономики.
В Беларуси действуют 35 республиканских правил аудиторской деятельности, утвержденных постановлениями Министерства финансов РБ, являющихся обязательными для применения аудиторскими организациями и аудируемыми лицами. Нормативные правовые акты в области аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах разрабатываются и утверждаются Национальным банком РБ.
Республиканские правила аудиторской деятельности объединены в разделы (см. таблицу 1).
Таблица 1
| ||
Республиканские правила аудиторской деятельности | ||
Раздел | Название правил аудиторской деятельности | Нормативный правовой акт, которым утверждены правила аудиторской деятельности |
Общие вопросы | 1. «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой отчетности)» | Постановление Минфина РБ от 26.10.2000 № 114 (далее - постановление № 114) |
2. «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги» | Постановление Минфина РБ от 19.12.2007 № 189 | |
3. «Требования, предъявляемые к правилам аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя» | Постановление Минфина РБ от 16.01.2003 № 4 (далее - постановление № 4) | |
4. «Внутренний контроль качества аудита» | Постановление Минфина РБ от 23.01.2002 № 8 (далее - постановление № 8) | |
5. «Документирование аудита» | Постановление Минфина РБ от 04.08.2000 № 81 (далее - постановление № 81) | |
Планирование аудита | 6. «Планирование аудита» | Постановление № 81 |
7. «Существенность в аудите» | Постановление Минфина РБ от 06.03.2001 № 24 (далее - постановление № 24) | |
8. «Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности» | Постановление Минфина РБ от 29.12.2008 № 203 | |
9. «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» | Постановление Минфина РБ от 18.12.2002 № 163 (далее - постановление № 163) | |
10. «Оценка риска и внутренний контроль в условиях компьютерной обработки данных» | Постановление Минфина РБ от 23.03.2004 № 38 | |
11. «Аудиторские процедуры, выполняемые в соответствии с оцененными рисками» | Постановление Минфина РБ от 01.12.2010 № 147 | |
Получение аудиторских доказательств | 12. «Аудиторская выборка» | Постановление Минфина РБ от 09.07.2001 № 77 |
13. «Аудиторские доказательства» | Постановление № 114 | |
14. «Аналитические процедуры» | Постановление Минфина РБ от 07.02.2001 № 9 (далее - постановление № 9) | |
15. «Получение аудиторских доказательств в некоторых конкретных случаях» | Постановление Минфина РБ от 29.09.2005 № 115 | |
16. «Подтверждающая информация из внешних источников» | Постановление Минфина РБ от 27.12.2005 № 165 | |
17. «Заявления руководства аудируемого лица» | Постановление Минфина РБ от 11.03.2002 № 35 (далее - постановление № 35) | |
18. «Начальные и сопоставимые данные в бухгалтерской (финансовой) отчетности». От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 января 2020 г. название правил № 124 изложено в новой редакции постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2019 № 72: национальные правила аудиторской деятельности «Начальные и сопоставимые данные в бухгалтерской и (или) финансовой отчетности» |
Постановление Минфина РБ от 05.09.2002 № 124 | |
19. «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете» | Постановление Минфина РБ от 19.06.2002 № 86 | |
20. «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита» | Постановление № 35 | |
21. «Учет экологических вопросов при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности» | Постановление Минфина РБ от 28.09.2004 № 142 | |
22. «Действия аудиторской организации при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства» | Постановление Минфина РБ от 31.03.2006 № 33 | |
Использование результатов работы третьих лиц | 23. «Использование результатов работы другой аудиторской организации» | Постановление Минфина РБ от 31.10.2001 № 106.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 января 2019 г. действуют национальные правила аудиторской деятельности «Особенности аудита консолидированной бухгалтерской и (или) финансовой отчетности», утвержденные постановлением Минфина РБ от 28.12.2018 № 83 |
24. «Использование результатов работы внутреннего аудита» | Постановление № 9 | |
25. «Использование результатов работы эксперта» | Постановление Минфина РБ от 18.12.2001 № 123 | |
Итоговые документы аудита | 26. «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности» От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. следует применять национальные правила аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской и (или) финансовой отчетности», утвержденные постановлением Минфина РБ от 28.06.2017 № 18 |
Постановление Минфина РБ от 17.09.2003 № 128 |
27. «Сообщение информации по вопросам аудита» | Постановление Минфина РБ от 23.09.2011 № 97 | |
Некоторые аспекты аудита | 28. «Отражение в аудиторском заключении событий, произошедших после отчетной даты» | Постановление Минфина РБ от 24.06.2003 № 100 (далее - постановление № 100) |
29. «Допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица» | Постановление Минфина РБ от 28.03.2003 № 45 | |
30. «Прочая информация в документах, содержащих проверенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность». От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 января 2020 г. название правил № 133 изложено в новой редакции постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2019 № 72: национальные правила аудиторской деятельности «Прочая информация в документах, содержащих проверенную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность» |
Постановление Минфина РБ от 25.09.2002 № 133 | |
31. «Особенности аудита субъектов малого предпринимательства» | Постановление № 163 | |
Специальные области аудита и сопутствующие услуги | 32. «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию» | Постановление № 8 |
33. «Анализ прогнозной финансовой информации» | Постановление Минфина РБ от 05.12.2003 № 165 | |
34. «Сопутствующие аудиту услуги» | Постановление № 100 | |
35. «Задания на проведение согласованных процедур в отношении финансовой информации» | Постановление Минфина РБ от 20.09.2006 № 115. От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 июля 2016 г. постановлением Минфина РБ от 30.06.2016 № 56 утверждены новые национальные правила аудиторской деятельности «Задания на проведение согласованных процедур в отношении финансовой информации» |
В отечественной аудиторской практике применяются внутренние стандарты аудита аудиторских организаций, которые детализируют единые требования республиканских правил аудиторской деятельности и призваны способствовать рационализации технологии проведения аудита, уменьшению трудоемкости аудиторских услуг, снижению аудиторского риска.
Система внутренних стандартов аудиторской организации включает, как правило, принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты аудита, инструкции, методические разработки и другие документы, отражающие подходы аудиторской организации к оказанию аудиторских услуг, включая конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований республиканских правил аудиторской деятельности. Вместе с тем требования внутренних стандартов аудиторской организации не должны противоречить или быть ниже требований республиканских правил аудиторской деятельности и внутренних правил профессионального аудиторского объединения в случае, если аудиторская организация является его членом.
Общие принципы разработки внутренних стандартов аудиторской организации и осуществления внутреннего контроля за выполнением их требований определены в республиканских правилах аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к правилам аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя», утвержденных постановлением № 4.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 мая 2014 г. в вышеназванные правила внесены изменения постановлением Минфина РБ от 30.12.2013 № 93, в частности, изменилось название: «Национальные правила аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним правилам аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя"». |
Аудиторская организация вправе самостоятельно устанавливать перечень внутренних стандартов, порядок их разработки и введения в практику. Предлагаемая классификация внутренних стандартов аудиторской организации по назначению представлена в таблице 2.
Таблица 2
| |
Классификация внутренних стандартов аудиторской организации | |
Группа внутренних стандартов | Внутренние стандарты, входящие в группу |
Стандарты, содержащие общие положения по аудиту | Стандарты, описывающие концепцию и подходы к разработке внутренних стандартов |
Стандарты, регламентирующие этику поведения аудиторов | |
Стандарты, определяющие внутреннюю структуру и порядок организации деятельности аудиторской организации | |
Стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутреннего контроля качества аудита и ответственность аудиторов | |
Стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита | Стандарты, регламентирующие порядок планирования аудита |
Стандарты, регламентирующие порядок оценки внутреннего контроля аудируемого лица | |
Стандарты, регламентирующие порядок получения аудиторских доказательств | |
Стандарты, регламентирующие порядок использования результатов работы третьих лиц | |
Стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и составления аудиторских заключений | Стандарты, описывающие концепцию и подходы к порядку составления аудиторского заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также по результатам выполнения специального аудиторского задания |
Стандарты, регламентирующие подготовку информации руководству аудируемого лица по результатам проведения аудита | |
Стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг | Стандарты, регламентирующие порядок проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица |
Стандарты, описывающие порядок оценки стоимости имущества аудируемого лица | |
Стандарты, описывающие порядок оказания иных сопутствующих услуг | |
Специализированные стандарты | Стандарты, отражающие особенности аудита банков |
Стандарты, отражающие особенности аудита страховых организаций | |
Стандарты, отражающие отраслевые особенности аудита иных аудируемых лиц | |
Стандарты по профессиональной подготовке и повышению квалификации аудиторов | Стандарты, определяющие положения по профессиональной подготовке аудиторов |
Стандарты, регламентирующие порядок повышения квалификации аудиторов |
![]() |
Справочно Согласно п.4 Правил аудиторской деятельности «Существенность в аудите», утвержденных постановлением № 24, аудиторская организация для целей подготовки и выражения аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица обязана самостоятельно разработать порядок определения уровня существенности и системы базовых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и отразить его в правилах аудиторской деятельности аудиторской организации. В соответствии с п.19 Правил аудиторской деятельности «Планирование аудита», утвержденных постановлением № 81, форма документов по общей стратегии и плану аудита разрабатывается аудиторской организацией самостоятельно и должна быть предусмотрена правилами аудиторской деятельности аудиторской организации. Содержание данных документов зависит от подходов аудиторской организации к планированию и проведению аудита с учетом обстоятельств каждого аудиторского задания.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 апреля 2014 г. внесены изменения в п.19 Правил аудиторской деятельности «Планирование аудита» и п.4 Правил аудиторской деятельности «Существенность в аудите» на основании постановления Минфина РБ от 10.12.2013 № 78. Изменения не повлияли на суть материала. |
Внутренние стандарты в обязательном порядке подлежат утверждению руководителем аудиторской организации. При разработке внутренних стандартов, не имеющих аналогов в системе республиканских правил аудиторской деятельности, аудиторская организация может руководствоваться положениями Международных стандартов аудита с учетом законодательства Республики Беларусь.
Требования аудиторской организации к профессиональному уровню специалистов, разрабатывающих внутренние стандарты и выполняющих функции контроля качества аудита, устанавливаются стандартами по профессиональной подготовке и повышению квалификации аудиторов аудиторской организации.
Контроль за выполнением требований внутренних стандартов аудиторской организации организуется на всех уровнях управления процессом аудита, начиная от руководителей группы аудиторов и заканчивая руководителями аудиторской организации. С этой целью в аудиторской организации может быть создано структурное подразделение контроля качества аудита.
Аудиторская организация может заключить с работниками соглашение, обязывающее их не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.
Для повышения эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества аудита аудиторским организациям целесообразно осуществлять постоянный мониторинг применяемых в аудиторской практике внутренних стандартов на предмет их соответствия современным технологиям проведения аудита и требованиям рынка аудиторских услуг.
Зарубежная и отечественная аудиторская практика свидетельствует о важности стандартизации аудиторской деятельности, поскольку создание и совершенствование методической базы для качественного проведения аудита - необходимое условие развития института аудита, являющегося неотъемлемым элементом инфраструктуры современной экономики.
11.07.2013
Татьяна Рыбак, кандидат экономических наук, доцент, аудитор, DipIFR, начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь
Мария Лаврентьева, консультант отдела методологии аудита управления регулирования аудиторской деятельности главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь