


Материал помещен в архив
СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА ПЕРЕД ПАССАЖИРАМИ
Абсолютное большинство граждан пользуется услугами общественного транспорта, такси. В ходе оказания услуг по перевозке пассажиров здоровью и имуществу гражданина может быть причинен вред. Причиной этого может являться как неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств перевозчиков, так и нарушения ими правил дорожного движения.
Столкнувшись с подобной ситуацией, пассажиры, как правило, не знают, что имеют право на получение страхового возмещения за некачественную перевозку, причинившую им вред, покидают общественный транспорт (такси), самостоятельно оплачивают медицинскую помощь или лечение и забывают о причиненном ущербе их здоровью или багажу.
Мало кто знает, что ответственность перевозчика перед пассажирами всегда страхуется и потерпевшие вправе претендовать на довольно большое страховое возмещение.
Обязанность перевозчика по страхованию гражданской ответственности перед пассажирами, объект страхования
Автомобильный перевозчик при выполнении автомобильных перевозок пассажиров обязан осуществлять обязательное страхование в порядке, установленном законодательством (абзац 12 п.219 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 972 (далее - Правила автомобильных перевозок)).
Порядок и условия проведения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами закреплены в главе 12 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение). Объектом обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами являются имущественные интересы страхователя, связанные с риском гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью пассажира и (или) утраты, недостачи или повреждения (порчи) его багажа (п.181 Положения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 октября 2016 г. следует руководствоваться Положением с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 18.07.2016 № 272. |
Договор страхования
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами осуществляется на основании договора страхования, заключаемого перевозчиком со страховщиком (п.182 Положения). При этом перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами до осуществления перевозок.
Договор страхования заключается в письменной форме с выдачей страховщиком страхователю страхового полиса (страхового свидетельства) установленной формы, в котором указываются существенные условия договора страхования в соответствии с Гражданским кодексом РБ (п.185 Положения). Перевозчик обязан заключать договоры страхования на весь период осуществления им деятельности по перевозке пассажиров и багажа, но не более чем на 1 год.
![]() |
Справочно Форма страхового полиса (договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами) утверждена постановлением Минфина РБ от 25.02.2002 № 25 (приложение 1).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 июля 2014 г. следует применять форму страхового полиса по обязательному страхованию гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) согласно приложению 2 к постановлению Минфина РБ от 06.06.2014 № 29. |
Страховое возмещение в случае причинения вреда жизни или здоровью
Особый интерес для пассажиров должны представлять страховые суммы. Следует отметить, что Положение содержит минимальные размеры страховых сумм.
![]() |
Справочно Минимальный размер страховой суммы при обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении страхового случая, устанавливается в размере, эквивалентном 3 000 евро, а за утрату, недостачу или повреждение (порчу) его багажа - в размере, эквивалентном 1 000 евро (часть вторая п.197 Положения). |
При этом размер выплаты потерпевшему страхового возмещения зависит от степени тяжести вреда, причиненного его жизни или здоровью, размера страховой суммы и не может быть менее:
• установленного минимального размера страховой суммы - в случае смерти потерпевшего или причинения ему тяжкого телесного повреждения;
• 60 % установленного минимального размера страховой суммы - в случае причинения потерпевшему менее тяжкого телесного повреждения;
• 20 % установленного минимального размера страховой суммы - в случае причинения потерпевшему легкого телесного повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности;
• 10 % установленного минимального размера страховой суммы - в случае причинения потерпевшему легкого телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности (п.198 Положения).
Таким образом, даже за самое мелкое повреждение здоровья, не повлекшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности (например, синяки, ссадины и т.п.), размер страхового возмещения составляет 300 евро - 10 % от минимального размера страховой суммы.
Размер выплаты страхового возмещения определяется в белорусских рублях в соответствии с официальным курсом белорусского рубля по отношению к евро, установленным Национальным банком РБ на день осуществления выплаты (п.200 Положения).
Страховое возмещение в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа
Страховое возмещение в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, принадлежащего потерпевшему, выплачивается исходя из причиненного ущерба в пределах размера страховой суммы, установленного договором страхования. Ущерб рассчитывается в случае:
1) утраты или недостачи багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего багажа (определяется экспертно оценщиками страховой организации);
2) повреждения (порчи) багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа - в размере его стоимости (определяется экспертно оценщиками страховой организации) (п.199 Положения).
Если ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа застрахована по нескольким договорам обязательного страхования гражданской ответственности, размер страхового возмещения, выплачиваемого по договору обязательного страхования перевозчика перед пассажирами в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, определяется с учетом размера страхового возмещения, выплаченного по иным договорам обязательного страхования гражданской ответственности.
Порядок и условия получения страхового возмещения
Страховщик обязан составить акт о страховом случае в течение 2 рабочих дней со дня получения от потерпевшего (а в случае его смерти - от наследников) заявления с приложением следующих документов:
1) в случае причинения вреда здоровью потерпевшего:
- документ организации здравоохранения об оказании медицинской помощи (справку можно получить, обратившись в травмопункт);
- заключение Государственной службы медицинских судебных экспертиз (далее - Служба) о степени тяжести телесных повреждений, причиненных потерпевшему (части первая и вторая п.201 Положения). Заключение можно получить в территориальных управлениях Службы. Сведения о них можно узнать на интернет-сайте Службы http://sudmed.by/index.php?page=struktura-i-apparat.
![]() |
Справочно Страховщик - государственная коммерческая организация, созданная для осуществления страховой деятельности, которой в установленном порядке выдано специальное разрешение (лицензия) на осуществление страховой деятельности, дающее право на проведение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами (абзац 2 п.180 Положения); |
2) в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа - копия багажной квитанции.
В случае утраты потерпевшим багажной квитанции либо смерти потерпевшего страховщик вправе потребовать копию багажной квитанции от страхователя (части четвертая и пятая п.201 Положения).
Не лишним будет также сохранить билет, подтверждающий факт оказания услуг перевозчиком пассажиру.
Для выяснения, к какому страхователю обратиться с соответствующим заявлением при причинении вреда, необходимо потребовать у перевозчика страховое свидетельство. В случае отказа предъявить страховое свидетельство следует прибегнуть к помощи сотрудников Государственной автомобильной инспекции (далее - ГАИ), Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций РБ (далее - Транспортная инспекция) или записать номер транспортного средства перевозчика. Однако если окажется, что договор страхования у перевозчика отсутствует, то требования необходимо будет предъявлять ему лично в судебном порядке. В связи с этим для надлежащей фиксации случая повреждения здоровья следует просить работников ГАИ зафиксировать факт непредъявления страхового свидетельства перевозчиком.
Если же действующий договор страхования у перевозчика имеется, проблем с получением страхового возмещения у пассажира не возникнет.
![]() |
Обратите внимание! Водитель, выполняющий автомобильные перевозки пассажиров, должен иметь и представлять для проверки по требованию контролирующих лиц страховое свидетельство (страховой полис) либо заверенную автомобильным перевозчиком его копию, подтверждающее заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности автомобильного перевозчика перед пассажирами (п.28 Правил автомобильных перевозок). |
Контроль за наличием у перевозчика договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами возлагается на Комитет государственного контроля РБ, Министерство транспорта и коммуникаций РБ, областные и Минский городской исполнительные комитеты.
![]() |
Пример Согласно протоколу об административном правонарушении 13 августа 2013 г. в 13:20 в ходе оперативной тематической проверки индивидуального предпринимателя (ИП) Ч. сотрудниками Транспортной инспекции было установлено использование транспортного средства - автомобиля-такси «Фольксваген-Пассат», принадлежащего гр-ну Ч. с нарушениями лицензионного законодательства: выполнение автомобильной перевозки пассажиров автомобилем-такси водителем механического транспортного средства, не прошедшим предрейсового медицинского осмотра, выпуск на линию транспортного средства без оформленного в установленном порядке путевого листа в нарушение пп.27, 28 Правил автомобильных перевозок и абзацев 2, 5 п.124 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение о лицензировании) (постановление хозяйственного суда Гродненской обл. от 30.08.2013 по делу № 62-12Ап/2013).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2016 г. следует руководствоваться п.124 Положения о лицензировании в редакции Указа Президента РБ от 26.11.2015 № 475. |
Доход от противоправной деятельности установлен не был.
Указанные обстоятельства подтверждаются дополнительно актом внеплановой тематической проверки от 13.08.2013 № 52156, протоколами опроса, фототаблицами и другими доказательствами.
Автомобиль был оборудован в момент проверки магнитными полосами, специальными регистрационными знаками желтого цвета серии ТАХ. Путевой лист, а также документы, подтверждающие прохождение предрейсового осмотра технического состояния транспортного средства, плафон такси на транспортном средстве ИП Ч. отсутствовали, таксометр находился в выключенном состоянии, страховое свидетельство перевозчика перед пассажирами в момент проверки было просрочено.
Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:
• выполнение перевозок пассажиров водителями механических транспортных средств, не прошедшими предрейсовые и иные медицинские осмотры;
• выпуск на линию транспортного средства с неисправностями, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства, либо без оформленного в установленном порядке путевого листа и (или) других транспортных документов, предусмотренных законодательством;
• выполнение автомобильных перевозок без заключения в случаях, предусмотренных законодательством, договоров обязательного страхования (абзацы 2, 5, 7 п.124 Положения о лицензировании).
Кроме того, водитель, выполняющий автомобильные перевозки пассажиров, должен иметь и представлять для проверки по требованию контролирующих лиц в т.ч.:
• страховое свидетельство (страховой полис) либо заверенную автомобильным перевозчиком его копию, подтверждающее заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности автомобильного перевозчика перед пассажирами;
• путевой лист установленной формы (абзацы 7, 8 п.28 Правил автомобильных перевозок).
Транспортные средства, зарегистрированные в Республике Беларусь, при выполнении автомобильных перевозок пассажиров должны быть оформлены и иметь регистрационные знаки в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
Таким образом, лицу, в отношении которого ведется административный процесс, вменяется совершение правонарушения, предусмотренного частью первой ст.12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Ранее ИП Ч. не привлекался к административной ответственности по части первой ст.12.7 КоАП.
Свою вину в содеянном ИП Ч. в поданном в ходе подготовки административного дела ходатайстве признал и раскаивается. Просил при определении размера штрафа наказать минимально.
Исследовав приложенные к проколу об административном правонарушении документы, дополнительно представленные документы, являющиеся доказательствами, суд пришел к выводу о наличии в деянии привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью первой ст.12.7 КоАП.
При определении вида и размера административной ответственности суд исходит из следующего:
• факт совершения административного правонарушения и вина ИП Ч. подтверждены собранными по делу доказательствами, которых достаточно;
• факт нарушения и свою вину ИП Ч. признает, к административной ответственности за данное правонарушение привлекается впервые;
• не представлены какие-либо иные доказательства наличия смягчающих ответственность обстоятельств;
• не установлены отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения обстоятельствам совершения, степени вины и материальному положению ИП, привлекаемого к административной ответственности, необходимым и достаточным будет административное наказание, предусмотренное частью первой ст.12.7 КоАП, в виде штрафа размере 35 базовых величин.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. административная ответственность по части первой ст.12.7 КоАП влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 200 базовых величин с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо - до 500 базовых величин с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью (в редакции Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З). |
Заключение
В случае отсутствия заключенного договора страхования получение возмещения также возможно, однако его размер будет устанавливать суд в каждом конкретном случае исходя из тяжести причиненного вреда здоровью. При этом для обращения в суд с иском к перевозчику в числе доказательств, помимо упомянутых выше справки медицинского учреждения и экспертного заключения, а также экспертного заключения о размере ущерба имуществу, следует предъявить билет и по возможности фамилии свидетелей либо копию протокола ГАИ, Транспортной инспекции, подтверждающего факт причинения вреда здоровью в отсутствие договора страхования. Предъявление требований в суд осуществляется беспошлинно, поскольку на отношения, вытекающие из договора перевозки пассажира и его багажа, в силу п.1 ст.2 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» распространяется действие указанного Закона.
17.12.2013
Сергей Белявский, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов»