


Материал помещен в архив
СТРАХОВЩИКИ И СТРАХОВЫЕ БРОКЕРЫ: ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ
В материале рассматриваются особенности формирования уставного фонда страховщика и страхового брокера, порядок государственной регистрации страховой организации, страхового брокера, их реорганизации и ликвидации, особенности участия иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь, порядок создания страховыми организациями и страховыми брокерами обособленных подразделений в Республике Беларусь и за ее пределами.
Общие положения о регистрации страховщиков и страховых брокеров
Страхование является как эффективным средством защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, так и необходимым условием нормального функционирования экономики. Одним из субъектов страхового правоотношения является страховщик.
![]() |
Справочно Страховщик - коммерческая организация, созданная для осуществления страховой деятельности и имеющая специальное разрешение (лицензию) на осуществление страховой деятельности. Требования, которым должен отвечать страховщик, порядок лицензирования его деятельности и осуществления государственного надзора за его деятельностью определяются законодательством (ст.828 Гражданского кодекса Республики Беларусь; абзац 43 п.2 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530; далее - Положение № 530). Страховой брокер - коммерческая организация, осуществляющая посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручения страховой организации или страхователя либо одновременно каждого из них (абзац 37 п.2 Положения № 530). |
Следовательно, страховщик (страховой брокер) должен отвечать следующим требованиям:
• являться коммерческой организацией, созданной для осуществления страховой деятельности;
• иметь лицензию на право осуществления страховой деятельности;
• быть зарегистрированным в качестве страховщика на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством о государственной регистрации субъектов хозяйствования.
Регистрация страховой организации охватывает следующие этапы:
Этап 1 | |
Формирование пакета регистрационной документации | |
▼ | |
Этап 2 | |
Внесение необходимой суммы в уставный фонд и обязательных платежей | |
▼ | |
Этап 3 | |
Получение свидетельства о регистрации | |
▼ | |
Этап 4 | |
Постановка на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» (его обособленных подразделениях) | |
▼ | |
Этап 5 | |
Открытие счета в банке |
Государственная регистрация страховщиков, страховых брокеров, в том числе с участием иностранных инвесторов, внесение изменений и дополнений в их учредительные документы осуществляются в порядке, установленном Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее - Декрет № 1), с учетом особенностей, определенных Положением № 530.
Страховщики и страховые брокеры, осуществляющие страховую деятельность в Республике Беларусь, подлежат государственной регистрации в Министерстве финансов Республики Беларусь (далее - Министерство финансов).
![]() |
Справочно По данным на 10 апреля 2015 г. в Республике Беларусь действуют 23 страховые организации различных форм собственности, в том числе - с участием иностранного капитала, прошедшие необходимую государственную регистрацию в Министерстве финансов и имеющие лицензии на право осуществления страховой деятельности. Для сравнения приведем статистику по Европе. Например, в Австрии с населением 9,5 млн чел. работает 69 страховых компаний, в Бельгии (население 11,2 млн чел.) - 146 страховых компаний, в Болгарии (население 7,3 млн чел.) - 498 страховых компаний, в Швейцарии (население 8 млн чел.) - 147 страховых компаний, в целом по Европе (население 593 млн чел.) - 5 357 страховых компаний (то есть на 10 млн чел. - около 100 компаний) (примечание). |
Особенности формирования уставного фонда страховщика и страхового брокера
При создании страховой организации требуется формирование уставного фонда. Средства уставного фонда являются базисными для хозяйственной деятельности организации. Кроме этого, уставный фонд призван гарантировать надежность создаваемой организации, обеспечить исполнение требований кредиторов.
Уставный фонд представляет собой совокупность средств (вкладов, взносов, долей) учредителей (участников) в имуществе при создании организации для обеспечения его деятельности в размерах, определенных законодательством и учредительными документами.
Уставный фонд является первоначальным, исходным капиталом для организации. Его величина определяется с учетом предполагаемой коммерческой деятельности и фиксируется в момент государственной регистрации.
Уставный фонд страховой организации формируется за счет вкладов участников. Вклады участников могут быть денежными и неденежными (иногда их называют имущественными).
![]() |
Обратите внимание! С 2015 года повышены требования к размеру минимального уставного фонда страховых организаций. |
Минимальный размер уставного фонда:
1) для страховщика установлен в сумме, эквивалентной 5 млн евро. Эта норма установлена для страховых организаций, осуществляющих как страхование жизни, так и иные виды страхования;
2) для страхового брокера установлен в сумме, эквивалентной 25 тыс. евро (п.15 Положения № 530).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 мая 2019 г. согласно п.15 Положения № 530 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 № 175, далее - Указ № 175) минимальный размер уставного фонда страховщика устанавливается в сумме 11 млн. бел. руб., страхового брокера - в сумме 55 тыс. бел. руб. |
Страховые организации, осуществляющие виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни, и созданные до 1 июня 2014 г., обязаны сформировать свои уставные фонды:
1) до 1 мая 2015 г. - в размере, эквивалентном не менее 2,25 млн евро;
2) до 1 мая 2016 г. - в размере, эквивалентном не менее 3,25 млн евро;
3) до 1 мая 2017 г. - в размере, эквивалентном не менее 5 млн евро.
Страховые организации, осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни, и созданные до 1 июня 2014 г., обязаны сформировать свои уставные фонды:
1) до 1 мая 2015 г. - в размере, эквивалентном не менее 3 млн евро;
2) до 1 мая 2016 г. - в размере, эквивалентном не менее 3,5 млн евро;
3) до 1 мая 2017 г. - в размере, эквивалентном не менее 5 млн евро.
Формирование своих уставных фондов в размере, эквивалентном не менее 25 тыс. евро страховыми брокерами, созданными до 1 июля 2014 г., завершилось к 1 января 2015 г. (п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности»).
![]() |
Обратите внимание! Уставный фонд страховщика, страхового брокера должен быть полностью сформирован его собственником имущества (учредителями, участниками) к дате государственной регистрации (часть первая п.16 Положения № 530). |
Часть уставного фонда, соответствующая его минимальному размеру, должна вноситься денежными средствами.
Часть уставного фонда, превышающая его минимальный размер, может быть сформирована путем внесения собственником имущества (учредителями, участниками) страховщика, страхового брокера неденежных вкладов. Однако это правило не распространяется на иностранных инвесторов, которые свои доли в уставных фондах (акций) страховщиков и страховых брокеров должны оплачивать исключительно денежными средствами (части вторая-четвертая п.16 Положения № 530).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 мая 2019 г. в п.16 Положения № 530 внесены изменения Указом № 175. |
Источниками для формирования уставного фонда страховщика, страхового брокера могут быть только собственные средства собственника имущества (учредителей, участников), а для формирования уставного фонда, связанного с его увеличением, - собственные средства собственника имущества (учредителей, участников) страховщика, страхового брокера и (или) источники собственных средств страховщика, страхового брокера (часть пятая п.16 Положения № 530).
![]() |
Справочно Под собственными средствами собственника имущества (учредителей, участников) страховщика, страхового брокера следует понимать приобретенные законным способом денежные средства или иное имущество, принадлежащие им на праве собственности (праве хозяйственного ведения или оперативного управления). Под источниками собственных средств страховщика, страхового брокера следует понимать нераспределенную прибыль прошлых лет и фонды, созданные за счет прибыли, в случае, если названные источники не были использованы (часть шестая п.16 Положения № 530). |
![]() |
Обратите внимание! Для формирования уставного фонда страховщика, страхового брокера, в том числе связанного с его увеличением, не могут быть использованы заемные средства (кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, займы, в том числе оформленные облигациями, и иные заемные средства) и (или) доходы, полученные преступным путем (часть пятая п.16 Положения № 530). |
В качестве неденежного вклада может выступать имущество, принадлежащее собственнику имущества (учредителям, участникам) страховщика, страхового брокера на праве собственности (праве хозяйственного ведения или оперативного управления), необходимое, пригодное для осуществления страховой деятельности и относящееся к основным средствам, за исключением объектов незавершенного строительства (часть шестая п.16 Положения № 530).
При регистрации страховой компании дополнительно представляются документы, подтверждающие происхождение собственных денежных средств учредителей (участников) этой организации. Подтверждение происхождения собственных денежных средств оформляется в виде аудиторского заключения. Для подготовки данного заключения аудиторам необходимо представить следующие документы:
• для физических лиц - справку о доходах с места работы, договоры купли-продажи недвижимости, акций, долей в предприятиях и т. д.;
• для юридических лиц - подтвержденную бухгалтерскую отчетность, платежные документы, подтверждающие внесение оплаты на расчетный счет вновь создаваемой организации.
![]() |
Обратите внимание! После государственной регистрации страховщик, страховой брокер должны постоянно иметь на своих счетах в банках Республики Беларусь денежные средства в сумме, соответствующей минимальному размеру уставного фонда. При этом в качестве обеспечения минимального размера уставного фонда не могут выступать заемные средства, полученные страховой организацией, страховым брокером в виде кредитов банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, займов, в том числе оформленных облигациями, и иные заемные средства. |
Кроме этого, страховая организация обязана получить предварительное разрешение Министерства финансов на отчуждение долей в ее уставном фонде (акций), составляющих 5 % и более уставного фонда страховой организации. Участники страховых организаций Республики Беларусь обязаны получить предварительное разрешение Министерства финансов на отчуждение (приобретение) долей в уставных фондах (акций) страховых организаций.
В случае изменения размера уставного фонда страховщик, страховой брокер обязаны внести изменения и (или) дополнения в свои учредительные документы и представить их для государственной регистрации.
![]() |
Справочно В Республике Беларусь на конец 2014 года максимальные показатели уставного капитала имели БРУСП «Белгосстрах» (3,9 трлн руб.), БРУПЭИС «Белэксимгарант» (4,0 трлн руб.), РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация» (1,3 трлн руб.), минимальные - ОАСО «Мега Полис» (10,8 млрд руб.), ИСП «ЦЕПТЕР ИНШУРАНС» (5,6 млрд руб.), СООО «Росгосстрах» (4,3 млрд руб.). Таким образом, у государственных компаний проблем с формированием уставного фонда в соответствии с новыми требованиями нет, а что касается частных страховых компаний - то все зависит от желания их акционеров и видения ими перспектив развития страхового рынка в Республике Беларусь. |
Порядок государственной регистрации страховой организации, страхового брокера, изменений и (или) дополнений, вносимых в их учредительные документы
Создание страховой организации требует выполнения следующих основных этапов:
Этап 1 | |
Возникновение идеи создания страховой организации и обоснование ее реальности с позиций организационных и финансовых условий деятельности страховщика и экономической целесообразности | |
▼ | |
Этап 2 | |
Принятие и оформление решения о создании страховой организации, разработка и утверждение учредительных документов и ее органов управления | |
▼ | |
Этап 3 | |
Государственная регистрация страховой организации |
Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом.
Общий порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования установлен пп.12-16 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее - Положение № 1).
Регистрирующим органом для страховых организаций является Министерство финансов (подп.4.55, 4.56 п.4 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1585).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2025 г. следует руководствоваться подп.4.55 п.4 Положения № 1585 в ред. постановления Совмина от 08.08.2024 № 586. |
До подачи в Министерство финансов для государственной регистрации документов, предусмотренных Положением № 1, собственник имущества, учредители (участники) создаваемой страховой организации должны:
1) согласовать с Министерством финансов наименование страховой организации;
2) определить предполагаемое местонахождение страховой организации;
3) принять решение о создании организации и подготовить ее устав.
Документы для государственной регистрации могут быть представлены в Министерство финансов путем личного обращения.
Для государственной регистрации организаций, создаваемых в том числе в результате реорганизации в форме выделения, разделения и слияния, в регистрирующий орган представляются:
1) заявление о государственной регистрации;
2) устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);
3) легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее 1 года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;
4) копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
5) оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;
6) оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации в случае реорганизации в форме слияния либо разделения (п.14 Положения № 1).
Для государственной регистрации страховой организации, страхового брокера, изменений и (или) дополнений, вносимых в их учредительные документы, в том числе в случаях изменения собственника имущества, состава учредителей (участников), увеличения уставного фонда страховой организации, страхового брокера помимо документов, предусмотренных Положением № 1, дополнительно в Министерство финансов представляются:
1) документы, подтверждающие происхождение собственных средств собственника имущества (учредителей, участников) для их внесения в уставный фонд страховщика, страхового брокера (в соответствии с аудиторским заключением).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2019 г. в абзац 2 части первой п.17 Положения № 530 внесены изменения Указом № 175: документы, подтверждающие происхождение денежных средств или иного имущества собственника имущества (учредителей, участников) для внесения в качестве вклада в уставный фонд страховой организации, страхового брокера, а также источников средств страховщиков, страховых брокеров, указанных в абзаце 3 части шестой п.16 Положения № 530, для их направления в уставный фонд страховщика, страхового брокера (в соответствии с аудиторским заключением); |
2) документы, подтверждающие осуществление собственником имущества (учредителями, участниками) - юридическими лицами деятельности не менее 3 лет, а также наличие прибыли собственника имущества (учредителей, участников) по итогам осуществления своей деятельности в последние 3 года (в соответствии с аудиторским заключением), в случаях создания страховой организации, страхового брокера либо вхождения в их состав нового участника;
3) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию предыдущего выпуска акций в уполномоченном республиканском органе государственного управления, осуществляющем государственное регулирование рынка ценных бумаг;
4) передаточный акт или разделительный баланс - в случае реорганизации страховщика, страхового брокера;
5) выписка из протокола общего собрания участников страховщика, страхового брокера о внесении изменений и (или) дополнений в его учредительные документы (п.17 Положения № 530).
Для государственной регистрации создаваемого (реорганизуемого) страховщика, страхового брокера наряду с документами для государственной регистрации субъектов хозяйствования в Министерство финансов направляются сведения о профессиональной пригодности кандидатов на должности:
• руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров страховщика;
• руководителей, их заместителей страхового брокера.
Профессиональная пригодность кандидатов на указанные должности определяется согласно Инструкции о порядке подтверждения профессиональной пригодности руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров страховых организаций, руководителей, их заместителей страховых брокеров, а также руководителей обособленных подразделений страховых организаций, страховых брокеров, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 07.02.2002 № 17.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 января 2025 г. действует Инструкция о порядке подтверждения профессиональной пригодности и оценки соответствия, утв. постановлением Минфина от 16.12.2024 № 72. |
Подтверждение профессиональной пригодности кандидатов осуществляется аттестационной комиссией по определению профессиональной пригодности Министерства финансов путем собеседования и определения соответствия кандидата квалификационным требованиям.
Квалификационные требования включают:
• образование (высшее экономическое или юридическое) и стаж работы в зависимости от должности;
• знание основ гражданского законодательства и других нормативных правовых актов в области страхования, общих принципов организации бухгалтерского учета в страховании; основ законодательства о труде, основ делопроизводства;
• с 1 января 2017 г. - наличие сертификата профессионального бухгалтера для главного бухгалтера страховой организации.
Председателем комиссии является заместитель Министра финансов, курирующий вопросы страхового надзора.
Министерство финансов до осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы страховщика, страхового брокера, вправе запрашивать у государственных органов и иных организаций дополнительные сведения о новых участниках страховщика, страхового брокера, источниках денежных средств и иного имущества, вносимых в уставный фонд страховщика, страхового брокера, другие сведения, необходимые для решения вопроса о соблюдении законодательства при внесении в учредительные документы страховщика, страхового брокера изменений и (или) дополнений.
Осуществление государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы страховщика, страхового брокера, или принятие решения об отказе в их регистрации производится в срок, не превышающий 1 месяца со дня представления всех необходимых документов и сведений.
![]() |
Обратите внимание! Страховая организация, страховой брокер могут быть собственником имущества (учредителем, участником) других юридических лиц. Вместе с тем собственником имущества (учредителем) страховой организации, создаваемой в форме унитарного предприятия, может быть только юридическое лицо (п.18 Положения № 530). |
Особенности участия иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь
При наличии в составе участников создаваемой страховой компании представителя иностранного государства необходимо заранее направить в Министерство финансов письмо о согласовании иностранного инвестора и размера его вклада в уставном фонде компании. Причем иностранный инвестор, предполагающий свое участие в уставном фонде страховой организации в Республике Беларусь, должен иметь не менее чем 10-летний срок осуществления страховой деятельности на территории иностранного государства.
![]() |
Справочно Квота иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь устанавливается постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.09.2006 № 1174 (далее - постановление № 1174). |
В настоящее время установлена квота иностранных инвесторов в уставных фондах всех страховых организаций Республики Беларусь в размере 30 %, получаемая в результате деления суммарной стоимости всех вкладов (акций) иностранных инвесторов и их дочерних организаций в уставные фонды страховых организаций, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, на совокупный уставный фонд всех страховых организаций, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, умноженная на 100 (п.1 постановления № 1174).
В случае превышения в Республике Беларусь данной квоты Министерство финансов прекращает регистрацию страховых организаций с участием иностранных инвесторов и (или) выдачу таким организациям специальных разрешений (лицензий) на осуществление страховой деятельности (часть вторая п.19 Положения № 530).
![]() |
Обратите внимание! Министерство финансов осуществляет строгий контроль за увеличением страховщиком размера своего уставного фонда за счет средств иностранных инвесторов, а также отчуждением страховой организацией долей в уставном фонде (акций) в пользу иностранных инвесторов. |
Так, страховая организация обязана получить предварительное разрешение Министерства финансов на:
• увеличение размера своего уставного фонда за счет средств иностранных инвесторов и (или) страховых организаций, являющихся дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к этим иностранным инвесторам;
• отчуждение долей в ее уставном фонде (акций), составляющих 5 % и более уставного фонда страховой организации;
• отчуждение долей в ее уставном фонде (акций) в пользу иностранных инвесторов и (или) страховых организаций, являющихся дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к данным иностранным инвесторам.
Белорусские участники страховых организаций Республики Беларусь обязаны получить предварительное разрешение Министерства финансов на отчуждение принадлежащих им долей в уставных фондах (акций) в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) иностранных инвесторов и (или) страховых организаций, являющихся дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к этим иностранным инвесторам.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2019 г. часть третья п.20 Положения № 530 исключена Указом № 175. |
В таком предварительном разрешении отказывается, если:
1) указанная квота превышена или будет превышена при совершении действий, названных ранее;
2) юридическое лицо, которому страховщик, участник страховщика намерен осуществить отчуждение принадлежащих ему долей в уставном фонде (акций), осуществляет деятельность менее 3 лет и не имеет прибыли по итогам осуществления своей деятельности в последние 3 года;
3) существует необходимость обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере, защиты интересов национальных страховых организаций (п.20 Положения № 530).
Страховые организации, являющиеся дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к иностранным инвесторам и (или) имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных фондах более 49 %, могут создавать обособленные подразделения на территории Республики Беларусь, а также являться учредителями (участниками) других страховых организаций после получения предварительного разрешения Министерства финансов.
Такое разрешение не выдается при превышении квоты, определенной в соответствии с п.1 постановления № 1174 (п.21 Положения № 530).
Создание страховыми организациями и страховыми брокерами обособленных подразделений в Республике Беларусь
Страховые организации и страховые брокеры создают обособленные подразделения в Республике Беларусь с разрешения Министерства финансов в порядке, установленном Положением о порядке создания обособленных подразделений страховых организаций, страховых брокеров в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1462 (далее - Положение о порядке создания обособленных подразделений в Республике Беларусь, постановление № 1462).
Обособленные подразделения страховой организации, страхового брокера не являются юридическими лицами и действуют на основании положений об обособленном структурном подразделении, утвержденных создавшими их страховой организацией, страховым брокером (п.2 Положения о порядке создания обособленных подразделений в Республике Беларусь).
Создание обособленного подразделения страховой организации, страхового брокера осуществляется после получения соответствующего разрешения Министерства финансов (п.3 Положения о порядке создания обособленных подразделений в Республике Беларусь).
Для получения разрешения на создание обособленного подразделения страховой организацией, страховым брокером представляются в Министерство финансов:
1) заявление с указанием предполагаемого местонахождения обособленного подразделения и целей его создания;
2) сведения о профессиональной пригодности кандидата на должность руководителя обособленного подразделения (п.4 Положения о порядке создания обособленных подразделений в Республике Беларусь).
Выдача разрешения на создание обособленного подразделения страховой организации, страхового брокера осуществляется в 15-дневный срок со дня получения Министерством финансов документов, указанных ранее.
О принятии решения об отказе в принятии заявления на создание обособленного подразделения Министерство финансов в трехдневный срок со дня подачи заявления письменно информирует о принятом решении страховую организацию, страхового брокера с указанием правового основания принятого решения, порядка его обжалования (п.5 Положения о порядке создания обособленных подразделений в Республике Беларусь).
Создание обособленных подразделений страховых организаций, страховых брокеров за пределами Республики Беларусь
Создание страховыми организациями и страховыми брокерами за пределами Республики Беларусь обособленных подразделений, а также участие в создании за пределами Республики Беларусь страховых организаций и (или) страховых брокеров либо приобретение долей в уставных фондах (акций) таких организаций осуществляются с разрешения Министерства финансов с учетом особенностей, определенных законодательством Республики Беларусь и правом иностранных государств, в которых осуществляются соответствующие действия.
Такой порядок установлен Положением о порядке создания обособленных подразделений страховых организаций, страховых брокеров за пределами Республики Беларусь, участия в создании за пределами Республики Беларусь страховых организаций и (или) страховых брокеров либо приобретения долей (акций) в уставных фондах таких организаций, утвержденным постановлением № 1462 (далее - Положение о порядке создания обособленных подразделений за пределами Республики Беларусь).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2025 г. в названии вышеназванного Положения слова «долей в уставных фондах (акций)» заменены словами «акций (долей в уставных фондах)» постановлением № 586. |
За разрешением для создания обособленных подразделений, а также участия в создании за пределами Республики Беларусь страховых организаций и (или) страховых брокеров либо приобретения долей (акций) в уставных фондах таких организаций страховая организация, страховой брокер обязаны обратиться с заявлением в Министерство финансов. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) для создания обособленных подразделений:
- копия решения страховой организации, страхового брокера о создании обособленного подразделения за пределами Республики Беларусь;
- экономическое обоснование необходимости создания данного обособленного подразделения;
б) для участия в создании за пределами Республики Беларусь страховой организации и (или) страхового брокера:
- копия решения страховой организации, страхового брокера об участии в создании за пределами Республики Беларусь страховой организации и (или) страхового брокера;
- экономическое обоснование необходимости участия в создании за пределами Республики Беларусь страховой организации и (или) страхового брокера;
в) для приобретения долей (акций) в уставных фондах страховой организации и (или) страхового брокера, созданных за пределами Республики Беларусь:
- копия решения страховой организации, страхового брокера о приобретении долей (акций) в уставных фондах страховой организации и (или) страхового брокера, созданных за пределами Республики Беларусь;
- экономическое обоснование необходимости приобретения долей (акций) в уставных фондах страховой организации и (или) страхового брокера, созданных за пределами Республики Беларусь (п.3 Положения о порядке создания обособленных подразделений за пределами Республики Беларусь).
Выдача разрешения на создание обособленного подразделения, а также на участие в создании за пределами Республики Беларусь страховых организаций и (или) страховых брокеров либо приобретение долей (акций) в уставных фондах таких организаций осуществляется в 15-дневный срок со дня подачи необходимых документов (п.4 Положения о порядке создания обособленных подразделений за пределами Республики Беларусь).
После создания страховой организации, страхового брокера за пределами Республики Беларусь либо приобретения долей (акций) в уставных фондах таких организаций страховая организация, страховой брокер в месячный срок в письменной форме уведомляют об этом Министерство финансов (п.6 Положения о порядке создания обособленных подразделений за пределами Республики Беларусь).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2025 г. следует руководствоваться пп.3, 4, 6 Положения о порядке создания обособленных подразделений за пределами Республики Беларусь с изменениями, внесенными постановлением № 586. |
Документы, выданные на территории иностранного государства, должны быть в установленном порядке легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых является Республика Беларусь, и представлены с нотариально заверенным переводом на один из государственных языков Республики Беларусь (п.7 Положения о порядке создания обособленных подразделений за пределами Республики Беларусь).
Отказ в государственной регистрации создаваемой (реорганизуемой) страховой организации, страхового брокера
Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоответствия учредительных документов организации требованиям законодательства или несоблюдения установленного порядка образования юридического лица.
Уполномоченный сотрудник Министерства финансов не осуществляет государственную регистрацию создаваемой (реорганизуемой) страховой организации, страхового брокера, изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы страховой организации, страхового брокера, в случаях, предусмотренных законодательными актами о государственной регистрации субъектов хозяйствования:
1) непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных Положением № 1;
2) оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
3) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (п.24 Положения № 1);
4) неподтверждения в установленном порядке происхождения собственных средств собственника имущества (учредителей, участников) для внесения в качестве вклада в уставный фонд страховой организации, страхового брокера (в соответствии с аудиторским заключением).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2019 г. абзац 2 п.23 Положения № 530 изложен в новой редакции Указом № 175: неподтверждение в установленном порядке происхождения денежных средств или иного имущества собственника имущества (учредителей, участников) для внесения в качестве вклада в уставный фонд страховой организации, страхового брокера, а также источников средств страховщиков, страховых брокеров, указанных в абзаце 3 части шестой п.16 Положения № 530, для их направления в уставный фонд страховщика, страхового брокера (в соответствии с аудиторским заключением); |
5) осуществления собственником имущества (учредителями, участниками) - юридическими лицами деятельности менее 3 лет;
6) отсутствия у собственника имущества (учредителей, участников) - юридических лиц прибыли по итогам осуществления своей деятельности в последние 3 года (в соответствии с аудиторским заключением) в случаях создания страховой организации, страхового брокера либо вхождения в их состав нового участника;
7) превышения установленной квоты иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь;
8) профессиональной непригодности кандидатов на должности руководителя, его заместителей и главного бухгалтера страховой организации, руководителя, его заместителей страхового брокера;
9) необходимости обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере, защиты интересов страховых организаций, страховых брокеров - резидентов Республики Беларусь (п.23 Положения № 530).
Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Также в суд можно обратиться и в случае уклонения компетентного государственного органа от регистрации юридического лица, например, при пропуске установленного для регистрации срока.
Реорганизация и ликвидация страховой организации, страхового брокера
Деятельность юридического лица прекращается в результате его реорганизации или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер.
Реорганизация страховой организации может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Решение о реорганизации принимается, как правило, общим собранием или органом управления, уполномоченным на это уставом, либо учредителем.
Реорганизация и ликвидация страховой организации, страхового брокера осуществляются в соответствии с Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом № 1.
Однако следует учитывать, что кроме общих требований к реорганизации и ликвидации субъектов хозяйствования, предусмотренных Декретом № 1, особенности реорганизации и ликвидации страховой организации, страхового брокера установлены пп.25 и 26 Положения № 530.
1. При ликвидации страховой организации выполнение ее обязательств перед страхователями (выгодоприобретателями) производится во внеочередном порядке за счет средств страховых резервов и собственного капитала (п.25 Положения № 530).
2. Страховая организация независимо от формы собственности обязана при ликвидации, прекращении действия специального разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности, а при возбуждении экономическим судом области (города Минска) в отношении страховой организации - должника конкурсного производства вправе в порядке, установленном Положением о порядке передачи страховой организацией обязательств, принятых по договорам добровольного страхования, страховых резервов и остатков средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий другой страховой организации, утвержденным постановлением № 1462, выполнить обязательства, принятые по действующим договорам добровольного страхования, либо передать такие обязательства другой страховой организации или произвести расторжение договоров добровольного страхования. Страховая организация также обязана по письменному заявлению страхователя передать обязательства по договорам добровольного страхования другой страховой организации, названной в заявлении страхователя, при условии соответствия этой страховой организации указанным ранее критериям (часть первая п.26 Положения № 530).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2025 г. в названии вышеназванного Положения слова «добровольного страхования» заменены словами «страхования (перестрахования)» постановлением № 586. |
3. В случае расторжения договора добровольного страхования при ликвидации, прекращении действия специального разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности, при возбуждении экономическим судом в отношении страховой организации - должника конкурсного производства:
- обязательства страховщика по такому договору прекращаются, за исключением случаев, когда его обязательства по осуществлению страховой выплаты возникли до расторжения договора;
- страховщик имеет право на часть страхового взноса пропорционально времени, в течение которого действовало страхование, обусловленное заключенным договором добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, а по договорам добровольного страхования, относящимся к страхованию жизни, - на часть страхового взноса в соответствии с условиями правил добровольного страхования, на которых они были заключены (часть вторая п.26 Положения № 530).
4. Страховая организация, принимающая обязательства по договорам добровольного страхования, должна быть согласно критериям, установленным законодательством, платежеспособной с учетом вновь принимаемых на себя обязательств и выполнять их надлежащим образом в соответствии с условиями, на которых были заключены договоры добровольного страхования, а также иметь страховые резервы в размере, достаточном для выполнения всех ее обязательств, в том числе вновь принимаемых.
5. Одновременно с передачей обязательств по договорам добровольного страхования передаются сформированные в соответствии с законодательством страховые резервы в размере, соответствующем передаваемым обязательствам по договорам добровольного страхования, и остатки средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий (части третья, четвертая п.26 Положения № 530).
Примечание. Европейское страхование в цифрах. Статистика / Страхование в Беларуси. - 2015. - № 2. - С.8-13.
22.05.2015
Олег Шелков, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь