Пособие от 28.10.2015
Автор: Болточко П.

Страна происхождения ввозимых товаров как инструмент реализации мер и механизмов внешнеторговой политики


СОДЕРЖАНИЕ

 

Определение термина «страна происхождения товаров»

Процедура определения страны происхождения товаров

Подтверждение страны происхождения

Недействительность сертификата о происхождении товара

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР И МЕХАНИЗМОВ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Определение термина «страна происхождения товаров»

Внешнеторговая политика Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) помимо прочего реализуется через автономное применение мер и механизмов внешнеторговой политики (часть первая п.3 ст.33 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС)). К таким мерам относятся, например, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, а также защита внутреннего рынка.

Достоверное определение страны происхождения товаров влияет на правомерное применение к ввозимому товару вышеуказанных мер.

 

Справочно

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (п.1 ст.58 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. 

 

На таможенной территории ЕАЭС применяются единые правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (п.1 ст.37 Договора о ЕАЭС). В частности, для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования (за исключением целей предоставления тарифных преференций), применения мер нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка, установления требований к маркировке происхождения товаров правила устанавливаются Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК).

 

Обратите внимание!

В настоящее время такие правила не разработаны и не утверждены.

 

В этой связи сегодня при определении страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами ЕАЭС, при их ввозе в Республику Беларусь, следует руководствоваться положениями Соглашения о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008 (далее - Правила) и главы 7 ТК ТС (п.1 ст.84 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее - Закон)). Кроме того, в отношении товаров, ввозимых с территории государств - участников Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) применяются Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные указанным Соглашением (далее - Правила СНГ).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 января 2019 г. взамен Соглашения о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008 действует решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)».

Процедура определения страны происхождения товаров

В отличие, например, от процедуры определения таможенной стоимости товара (шесть методов определения таможенной стоимости товаров) либо определения кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (шесть Основных правил интерпретации ТН ВЭД), процедура определения страны происхождения товаров является более комплексной.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин.

 

Во-первых, при определении страны происхождения товара необходимо убедиться, является либо нет ввозимый товар «полностью произведенным» в государстве-экспортере. В данном случае законодатель нормативно закрепил закрытый перечень товаров, которые считаются «полностью произведенными»:

а) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или на дне этого моря;

б) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

г) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

д) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

е) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

ж) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте «е»;

з) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;

и) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

к) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

л) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в пп.«а»-«к».

Указанный перечень содержится в п.2 Правил и подп.2.2 п.2 Правил СНГ.

Во-вторых, в случае неотнесения товара к «полностью произведенному» необходимо перейти к проверке соответствия критериям достаточной переработки, к которым относятся:

а) изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, происшедшее в результате операций по переработке или изготовлению товара (п.4 Правил);

б) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

в) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли) (п.6 Правил).

Следует отметить, что основным условием критерия достаточной переработки является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, а порядок применения критериев, указанных в пп.«б» и «в», устанавливается Комиссией Таможенного союза (в настоящее время - ЕЭК).

В частности, в рамках указанных положений Комиссия Таможенного союза решением от 18.11.2010 № 515 утвердила Порядок использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада.

Однако законодателем в отношении ряда товаров установлены четкие условия производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (соответствующий перечень приведен в приложении 1 к Правилам СНГ). Данные условия являются приоритетными по отношению к изменению товарной позиции по ТН ВЭД.

 

Пример

При определении страны происхождения товара «Печенье "Лакомка"» (товарная позиция ТН ВЭД ЕАЭС 1905) было установлено, что при его изготовлении использовались товары «Основа мучная» (40 % в цене конечной продукции, товарная позиция ТН ВЭД ЕАЭС 1905, производства Румыния), «Вафельная облатка» (40 % в цене конечной продукции, товарная позиция ТН ВЭД ЕАЭС 1905, производства Республика Польша), «Бисквит кондитерский» (15 % в цене конечной продукции, товарная позиция ТН ВЭД ЕАЭС 1905, производства Республика Польша). Страной происхождения товара была правомерно определена Республика Польша, несмотря на тот факт, что при производстве товара «Печенье "Лакомка"» не произошло изменения кода ТН ВЭД ЕАЭС 1905. Данная правомерность подтверждается наличием в вышеназванном Перечне для товарной позиции 1905 ТН ВЭД ЕАЭС следующего условия для определения страны происхождения: «Изготовление, при котором стоимость всех используемых материалов не должна превышать 50 % цены конечной продукции». При этом под «материалами» следует понимать материалы иностранного происхождения. Стоимость данных материалов определяется по их таможенной стоимости при ввозе в страну, на территории которой осуществляется производство конечного товара, или по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечного товара. Ценой конечной продукции считается цена на условиях франко-завод.

 

В-третьих, следует помнить о том, что п.5 Правил определены операции, не отвечающие критерию достаточной переработки товара. Например, к таковым относятся операции по покраске или полировке товара.

Подтверждение страны происхождения

Необходимо отметить, что в отличии, например, от использования такого инструмента тарифного и нетарифного регулирования, как классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, в ряде случаев страна происхождения требует подтверждения. Так, на уровне законодательства ЕАЭС за таможенным органом закреплено право требования документов, подтверждающих страну происхождения товаров.

К таким документам законодатель в п.2 ст.59 ТК ТС относит (1) декларацию о происхождении товара и (2) сертификат о происхождении товара. Вместе с тем полагаем существование еще одного документа вышеуказанного вида - (3) предварительное решение о стране происхождения товаров (возможность принятия такого решения закреплена в п.4 ст.58 ТК ТС).

Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.

Сертификат о происхождении товара представляет собой документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

Предварительное решение о стране происхождения товаров представляет собой документ, выданный уполномоченным таможенным органом (в Республике Беларусь - Минская центральная таможня), содержащий информацию, необходимую для подтверждения страны происхождения товара и непосредственно наименование страны происхождения товара. Порядок принятия такого решения закреплен в ст.91 Закона. Форма предварительного решения о стране происхождения товаров приведена в приложении к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь"». Также за принятие указанного решения взимается сбор в размере 20 евро (приложение 7 к Указу Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах»). Предварительное решение выдается на основании заявления лица, правомочного выступать в качестве декларанта товара. Форма заявления законодательно не установлена и является свободной. Однако исходя из п.2 ст.91 Закона заявление должно содержать полное коммерческое наименование товара, его фирменное наименование, основные технические и коммерческие характеристики (назначение, сорт, марка, модель, артикул, материал, из которого изготовлен товар, выполняемые товаром функции, описание индивидуальной и транспортной упаковки).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. сбор за принятие предварительного решения о стране происхождения товаров равен 50 рублям (согласно приложению 7 к Указу № 443 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 13.10.2017 № 374).

С 20 июля 2019 г. вышеназванное приложение к постановлению № 509 исключено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2019 № 406.

 

Законодателем установлены и случаи (п.2 ст.62 ТК ТС), когда подтверждение страны происхождения не требуется:

1) если ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС или транзиту через его территорию в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС или законодательством государств - членов ЕАЭС;

2) если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами;

3) если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, не превышает сумму в 200 евро (размер установлен решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 254 «О таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, в отношении которых не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 августа 2018 г. решение № 254 на основании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.07.2018 № 122 утратило силу;

 

4) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС (в настоящее время не установлены).

Иногда страну происхождения товара приходится подтверждать путем судебного разбирательства.

В отличие от категории судебных дел в отношении корректировки таможенной стоимости товаров, когда при принятии решения судебный орган руководствуется лишь документами и сведениями, представленными участником внешнеэкономической деятельности таможенному органу в ходе дополнительной проверки таможенной стоимости, по делам о стране происхождения товаров, подтверждение страны происхождения может осуществляться путем представления соответствующих документов в ходе судебного разбирательства.

 

Пример

14 марта 2014 г. белорусский субъект - открытое акционерное общество «С» в соответствии с условиями внешнеторгового контракта, заключенного с украинской фирмой «П», осуществил ввоз на территорию Республики Беларусь товара «корма для скота» (товарная позиция 2309 ТН ВЭД). Общество «С» воспользовалось режимом свободной торговли, так как при таможенной очистке товара «корма для скота» предоставило сертификат о происхождении товаров формы СТ-1. В ходе операций таможенного контроля после выпуска товаров было установлено, что стоимость материалов иностранного происхождения, использованных при изготовлении товара «корма для скота» составила 71 % цены конечной продукции. В то же время для вышеуказанного товара установлен критерий происхождения «изготовление, при котором стоимость всех используемых материалов не должна превышать 50 % цены конечной продукции». Выводы таможенного органа Республики Беларусь базировались на документах, полученных от Торгово-промышленной палаты Украины (далее - ТПП Украины) (вместе с тем ТПП Украины подтверждала правомерность выдачи сертификата о происхождении товара формы СТ-1) и от поставщика товара (фирма «П»). В материалах дела также присутствовало письмо от Государственной таможенной службы Украины, содержащее информацию о том, что подтвердить либо опровергнуть правомерность выдачи сертификата в отношении товара «корма для скота» на основании имеющихся документов и сведений не представляется возможным. Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, судебным органом Республики Беларусь был направлен запрос через судебный орган Украины о предоставлении ТПП Украины документов, на основании которых был выдан сертификат. Торгово-промышленная палата Украины представила соответствующие документы, перечень которых был шире, чем представленный ранее таможенному органу Республики Беларусь. Правомерность выдачи сертификата о происхождении товара «корма для скота» подтвердилась.

Недействительность сертификата о происхождении товара

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе признания сертификата о происхождении товара недействительным. Исчерпывающий перечень такого рода случаев установлен, в частности, п.9.3 Правил СНГ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 января 2018 г. следует руководствоваться разделом 9 Правил СНГ в редакции Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, подписанного 03.11.2017.

 

Безусловно, можно сделать вывод о том, что по вопросу страны происхождения товаров неуплата таможенных платежей со стороны добропорядочного участника ВЭД нередко вызвана недобросовестностью нерезидента - поставщика товара.

 

Пример

28 июня 2014 г. белорусский субъект - общество с ограниченной ответственностью «М» в соответствии с условиями внешнеторгового контракта, заключенного с украинской фирмой «К», осуществил ввоз на территорию Республики Беларусь товара «морозильники для гражданских воздушных судов». Общество «М» воспользовалось режимом свободной торговли, так как при таможенной очистке товара «морозильники для гражданских воздушных судов» предоставило сертификат о происхождении товаров формы СТ-1. В ходе операций таможенного контроля после выпуска товаров было установлено, что стоимость материалов иностранного происхождения, использованных при изготовлении вышеуказанного товара, составила 40 % цены конечной продукции. Кроме того, использованные при изготовлении товара «морозильники для гражданских воздушных судов» испарители (код ТН ВЭД 8418, производства Франция) составили 9 % в цене данного товара. В то же время для вышеуказанного товара установлен критерий происхождения «изготовление, при котором стоимость всех используемых материалов не должна превышать 50 % цены конечной продукции. В вышеуказанном пределе материалы, классифицируемые в той же позиции, что и продукт, могут использоваться до суммы в пределе 5 % цены конечной продукции».

Таможенная служба Республики Беларусь направила соответствующую информацию в адрес ТПП Украины. В свою очередь ТПП Украины аннулировала выданный в отношении товара «морозильники для гражданских воздушных судов» сертификат о происхождении товара формы СТ-1. Аннулирование сертификата послужило основанием для взыскания с общества «М» неуплаченных таможенных платежей и пеней, так как данным обществом неправомерно были получены преференции по уплате таможенных платежей.

 

В заключение отметим, что для исключения вышеуказанной ситуации целесообразно при заключении подобных внешнеэкономических договоров между продавцом и покупателем включить в данный договор пункт следующего содержания: «В случае неподтверждения страны происхождения товара сертификатом о происхождении товара формы СТ-1, равно как и признания такого сертификата недействительным, расходы по уплате таможенных платежей и пеней таможенному органу Республики Беларусь подлежат возмещению продавцом покупателю».

 

28.10.2015

 

Павел Болточко, специалист таможенного дела, управляющий партнер частного консалтингового унитарного предприятия «Семейная компания»