


Материал помещен в архив
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТХОДЫ
Регулирование порядка обращения с отходами строительных организаций
В отношении строительных отходов требования законодательства аналогичны требованиям об обращении с отходами для других видов производства, также нет принципиальных различий и в документальном оформлении, поэтому соблюдение законодательства об обращении с отходами важно и для строительных организаций. В то же время большие объемы образования, специфика образования, сбора и хранения требуют отдельного рассмотрения данной группы отходов.
Деление отходов на строительные и иные - это условная классификация. Можно сказать, что строительные отходы - это отходы, образующиеся при строительстве.
![]() |
Справочно Строительная деятельность (строительство) - это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (абзац 35 ст.1 Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»). |
Строительная организация сталкивается с регулированием порядка обращения с отходами уже на стадии разработки проектной документации. Так, при разработке проектной документации на строительство, в т.ч. на реставрационные работы, капитальный и текущий ремонт, снос зданий и сооружений, монтаж и демонтаж зданий и конструкций, а также на сооружение сборных элементов на строительной площадке должен предусматриваться комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий в себя:
• определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, степень опасности и т.д.) показателей образующихся отходов и возможности использовать их как вторичное сырье;
• определение мест временного хранения отходов на строительной площадке;
• проектные решения по перевозке отходов в санкционированные места их хранения, санкционированные места захоронения либо на объекты обезвреживания и (или) на объекты по использованию отходов;
• иные мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об обращении с отходами, в т.ч. технических нормативных правовых актов (п.2 ст.22 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З)).
Помимо проектной документации порядок обращения со строительными отходами должен отражаться в документации по обращению с отходами, некоторые аспекты разработки которой рассмотрены в данном материале.
По происхождению строительные отходы делятся согласно подп.1.1 п.1 ст.15 Закона № 271-З на:
1) отходы потребления (образуются в процессе жизнедеятельности человека);
2) отходы производства (образуются в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности).
В данном пособии рассматриваются вопросы обращения со строительными отходами, относящимися по происхождению к отходам производства.
Инвентаризация отходов производства
Виды отходов, образующихся в результате деятельности организации, и количественные параметры их образования обобщаются в ходе инвентаризации отходов производства. Она проводится ежегодно в соответствии с требованиями Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17 (далее - Инструкция № 17), в сроки, самостоятельно определяемые организацией, но не ранее 1 июля отчетного года.
Классификация образующихся отходов
Можно сказать, что первая основная цель проведения инвентаризации - классификация образующихся отходов. Фактическая классификация, т.е. присвоение конкретных наименований и кодов каждому из образующихся видов отходов, осуществляется в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85 (далее - классификатор отходов).
Отдельная группа строительных отходов в классификаторе не выделена, отнесение образующихся видов отходов к позициям и кодам классификатора осуществляется на основании их химического состава, физических и иных свойств, процессов и видов деятельности, в результате осуществления которых отходы образуются. В качестве примера можно привести позиции группы I Г «Прочие твердые минеральные отходы» (кирпич керамический некондиционный (код 3140704), асфальтобетон от разборки асфальтовых покрытий (код 3141004)), группы III А «Прочие отходы минерального происхождения», включая отходы рафинирования продуктов (отходы от разборки зданий (3991100), смешанные отходы строительства, сноса зданий и сооружений (3991300)) блока III классификатора отходов и т.д.
Строительные организации сталкиваются и с иными условно выделяемыми группами отходов, например, образующимися от эксплуатации специализированной техники и автотранспорта, жизнедеятельности работников, канцелярской деятельности, делопроизводства и т.д. Данные группы отходов классифицируются и отражаются в документации по обращению с отходами так же, как и строительные отходы.
Важным является и разделение отходов на вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства (подп.1.4 п.1 ст.15 Закона № 271-З). Отходы, относящиеся ко вторичным материальным ресурсам, подлежат дальнейшей передаче (отчуждению) на использование, большинство иных строительных отходов - вывозу на захоронение.
![]() |
Справочно Вторичные материальные ресурсы - это отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по использованию отходов (ст.1 Закона № 271-З). |
![]() |
Обратите внимание! С перечнем зарегистрированных объектов по использованию отходов можно ознакомиться на сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (далее - Минприроды) в рубрике «Полезные ссылки». |
Определение расчетного количества образующихся отходов производства за год и нормативов их образования
Вторая основная цель инвентаризации отходов - определение количественных параметров их образования:
• расчетного количества образующихся отходов производства за год;
• нормативов их образования.
Важно учесть, что в отличие от, например, инвентаризации имущества, при инвентаризации отходов определяются не столько фактические параметры их образования, сколько планы по их образованию и количество отходов, соотнесенное с какой-либо расчетной единицей (норматив). Таким образом, вероятным является возникновение ситуации, когда в ходе инвентаризационного обследования тот или иной вид отходов не образовывался (например, ввиду того, что строительные работы, в результате осуществления которых образуется данный вид отхода, не проводились в период обследования), в то же время, исходя из проектной документации или иных сведений, мы должны предполагать факт их образования в отчетном году.
Условно можно выделить несколько подходов к определению количественных характеристик строительных отходов:
1) расчет на основании установленных строительных норм образования тех или иных видов отходов.
![]() |
Пример 1 Согласно нормам потерь и отходов материалов при производстве строительно-монтажных работ (приложение к Методическим рекомендациям о порядке разработки и утверждения нормативных документов по нормированию трудовых и материальных ресурсов на выполнение строительно-монтажных работ, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, утвержденным постановлением Минстройархитектуры РБ от 30.06.2008 № 33) потери рубероида при укладке составляют 5 %. При планируемом количестве использования рубероида, равном 500 кг в отчетном году, количество отходов составит 25 кг - в рассматриваемой ситуации это будет расчетное количество образующихся отходов производства за год. В данной ситуации можно установить следующий норматив: 0,05 т отходов рубероида на 1 т применяемого; |
2) расчет на основании данных материально-сырьевого баланса.
![]() |
Пример 2 Применяется керамическая плитка, рассчитанная на площадь 80 кв.м, массой 1 000 кг. В ходе отделочных работ указанного количества плитки хватило на 78 кв.м площади, потери составили 25 кг. Норматив образования отходов керамической плитки (при отсутствии иных безвозвратных потерь в приведенном примере) составит 0,025 т на 1 т применяемой плитки. И если в отчетном году запланировано покрытие 300 кв.м площади, то расчетное количество образующихся отходов производства данного вида за год составит 0,094 т; |
3) расчет по результатам взвешивания (замера).
![]() |
Пример 3 В ходе инвентаризационного обследования путем взвешивания (замера) установлено, что в результате проведения отделочных работ в помещении с применением линолеума образовалось 10 кг отходов линолеума поливинилхлоридного за 10 рабочих дней. При этом данным материалом выложен пол помещений общей площадью 200 кв.м. Таким образом, норматив образования отходов линолеума в рассматриваемом примере составит 0,05 кг на 1 кв.м площади, на которую он укладывается. Если в отчетном году запланировано покрытие линолеумом 1 000 кв.м полов, то расчетное количество образующихся отходов производства данного вида за год составит 0,05 т. |
Разработка и оформление документации по обращению с отходами
По завершении инвентаризации отходов в строительной организации должны быть оформлены документы по формам, утвержденным в Инструкции № 17:
• сведения об источниках образования отходов производства (приложение 1);
• сведения о количестве образующихся отходов производства за период проведения инвентаризации (приложение 2);
• акт инвентаризации отходов производства (приложение 3).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 апреля 2018 г. следует применять приложения 1, 2 и 3 к Инструкции № 17 с изменениями, внесенными постановлением Минприроды РБ от 28.02.2018 № 3 (далее - постановление № 3). |
Инструкция по обращению с отходами производства
Следующий документ, разработке которого следует уделить основное внимание, - инструкция по обращению с отходами производства.
Она разрабатывается в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее - Инструкция № 45, постановление № 45), согласовывается территориальными органами Минприроды в соответствии с Положением о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 (далее - Положение № 1104, постановление № 1104).
Инструкция по обращению с отходами разрабатывается и утверждается для юридического лица в целом и (или) для каждого обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства (п.4 Инструкции № 45).
![]() |
Обратите внимание! Если строительная организация осуществляет свою деятельность в г.Минске и в Минской обл. (или любых других различных регионах), то рациональным будет разработать две инструкции по обращению с отходами: 1) по обращению с отходами на объектах в г.Минске (согласовывается Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды); 2) по обращению с отходами в Минской обл. (согласовывается Минским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды). |
Конкретный перечень разделов и приложений, которые должна содержать инструкция по обращению с отходами, определен п.8 постановления № 45. Для строительных организаций наибольшие сложности возникают при разработке приложений «Карта-схема источников образования отходов производства», «Карта-схема хранения отходов производства» к инструкции.
Дело в том, что в данных приложениях соответственно указываются источники образования отходов производства и места их временного хранения. Многие строительные организации осуществляют свою деятельность одновременно на разных строительных объектах, и в данной ситуации к инструкции может прилагаться несколько карт-схем источников образования отходов производства и карт-схем хранения отходов производства для каждого объекта отдельно. В то же время для многих строительных организаций актуальным является частое появление новых объектов, завершение строительных работ на том или ином объекте, так как появляются новые (в новых местах) источники образования отходов и снова требуется определить для них места временного хранения.
При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели в 60-дневный срок разрабатывают новую инструкцию по обращению с отходами и обращаются в соответствующий территориальный орган Минприроды для ее согласования, в т.ч. в случаях изменения места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства, изменения условий и мест хранения отходов производства (т.е. в рассматриваемых нами случаях появления новых строительных объектов) (п.21 Инструкции № 45). Таким образом, при появлении каждого нового строительного объекта для строительной организации может возникать необходимость разработки и согласования новой инструкции по обращению с отходами. В качестве примера решения подобной проблемы можно упомянуть осуществляемое по согласованию с территориальными органами Минприроды указание ссылки в инструкции по обращению с отходами производства на проектно-сметную документацию при описании источников образования и мест хранения отходов, разработку типовых карт-схем для типовых строительных объектов.
Также важным с позиции минимизации штрафов при нарушениях законодательства об обращении с отходами является отсутствие ошибок и недостатков при разработке приложения «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» к инструкции по обращению с отходами. В данном приложении указывается допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (одна транспортная единица), и обоснование этого количества и (или) периодичность вывоза отходов производства и обоснование установления такой периодичности, т.е. организации предоставлено право выбора: указывать допустимое количество накопления отходов, либо периодичность их вывоза, либо оба параметра (п.20 Инструкции № 45).
К обоснованию допустимого количества накопления отходов применяется ряд подходов, в т.ч.:
• условия места временного хранения (его вместимости);
• вид и вместимость транспортного средства, применяемого для вывоза отходов;
• количество образующихся отходов за определенный период времени;
• нормы и правила в отношении допустимого времени хранения определенных видов отходов и т.д.
Книга учета отходов и книга общего учета отходов
Учет отходов согласно требованиям законодательства об обращении с ними является обязательным и сводится к заполнению книг учета отходов по форме ПОД-9 и книги общего учета отходов по форме ПОД-10; данные формы, а также инструкция по их заполнению утверждены постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 августа 2014 г. постановление № 33 на основании постановления Минприроды РБ от 20.06.2014 № 27 утратило силу. С 1 июня 2014 г. введен в действие технический кодекс установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденный постановлением Минприроды РБ от 03.03.2014 № 2-Т. |
Книги по форме ПОД-9 заводятся для каждого вида отходов; при этом, если один и тот же вид отходов образуется на разных строительных объектах, можно завести для него отдельную книгу на каждом объекте. Допускается и обратная ситуация, когда книга учета отходов ведется в одном месте, несмотря на то что отход образуется на разных объектах (соответствующая норма должна быть прописана в инструкции по обращению с отходами).
К заполнению книг ПОД-9 есть ряд подходов, например, для некоторых видов отходов удобно вносить записи по факту их образования (изношенные шины, отработанные люминесцентные трубки и т.п.), в то же время для большого количества видов отходов внесение записей по факту образования будет нерациональным либо даже невозможным. В таких ситуациях записи в книги вносят, например, по факту заполнения тары, предназначенной для временного хранения отходов, по факту вывоза отходов.
В отношении определения количества образующихся строительных отходов также есть ряд приемов. Оптимальным в части объективности вносимых сведений является взвешивание образующихся отходов, которое, однако, не всегда доступно для организации. Также можно производить расчет, например, исходя из объема накопленных отходов и их плотности. В некоторых случаях сведения о массе отходов вносятся на основании информации, представляемой организацией, которой данные отходы передаются.
Книга по форме ПОД-10 используется для ведения учета образования и движения отходов в целом от всех источников в организации за календарный месяц. Заполняется она не позднее определенной даты, которая должна быть указана в инструкции по обращению с отходами.
Сопроводительный паспорт перевозки отходов производства
В отношении перевозки отходов необходимо отметить, что в соответствии с требованиями ст.26 Закона № 271-З она производится с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, и осуществляется в соответствии с Законом № 271-З, гражданским законодательством и законодательством о транспорте, а перевозка опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, - в соответствии с законодательством о перевозке опасных грузов. Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства.
Форма сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и Инструкция о порядке его оформления утверждены постановлением Минприроды РБ от 09.12.2008 № 112. Если отходы перевозятся транспортом строительной организации - производителя отходов, паспорт составляется в одном экземпляре, если транспортом сторонней организации - перевозчика - в двух экземплярах.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 апреля 2018 г. форма сопроводительного паспорта перевозки отходов производства изложена в новой редакции постановлением № 3. |
Порядок обращения со строительными отходами
Важным аспектом при обращении с отходами является право собственности на них.
Право собственности на отходы приобретают производитель отходов - с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов, а также юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность (п.1 ст.3 Закона № 271-З).
Таким образом, если в договоре не оговорено иное, организация, осуществляющая строительную или иную деятельность, приводящую к образованию отходов, будет собственником данных отходов как их производитель.
Виды договоров, в которых может быть оговорен вопрос права собственности на отходы, могут быть разными (договор подряда, аренды и т.д.).
![]() |
Пример 4 Договором на выполнение работ по монтажу напольных покрытий в административном здании оговорено, что заказчик данных работ является собственником отходов, образующихся в процессе их выполнения. В данном случае заказчик является собственником отходов и лицом, ответственным за обращение с ними, несмотря на то, что производителем отходов является исполнитель. |
В договорах могут быть оговорены отдельные аспекты и распределение обязанности по обращению с отходами. Например, в договоре может быть установлено, что заказчик является собственником и лицом, ответственным за обращение только с отходами, образующимися при выполнении работ и вывозимыми на захоронение, а исполнитель - в отношении остальных видов отходов. Также в договоре право собственности на отходы может быть не оговорено, но при этом предусмотрено обязательство по организации заказчиком мест для временного хранения образующихся при выполнении работ отходов, собственником которых при этом является исполнитель, и т.д.
Таким образом, урегулирование в договорах вопросов обращения с отходами, в т.ч. права собственности, является целесообразным с позиции распределения ответственности.
В отношении передачи строительной организацией права собственности на отходы другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, необходимо отметить следующее.
Отчуждение опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, разрешается только в целях последующего их захоронения, обезвреживания и (или) использования (п.3 ст.3 Закона № 271-З).
Также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны обеспечивать обезвреживание и (или) использование строительных отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания и (или) использования отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения (подп.1.4 п.1 ст.17 Закона № 271-З).
![]() |
Обратите внимание! В отношении самостоятельного использования строительной организацией отходов отметим, что отходы в качестве вторичного сырья должны использоваться в соответствии с техническими нормативными правовыми актами (п.1 ст.28 Закона № 271-З). |
Также необходимо учесть, что объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов согласно Положению № 1104.
В отношении передачи (отчуждения) отходов следует отметить, что строительные отходы чаще всего передаются на использование или на захоронение. При этом необходимо учитывать приоритетность использования по отношению к захоронению, установленную ст.4 Закона № 271-З (т.е. если для определенного вида отходов зарегистрирован(ы) объект(ы) по использованию, они признаются вторичными материальными ресурсами и их вывоз на захоронение не допускается) (п.5 ст.25 Закона № 271-З).
Возможной является ситуация, когда организация - собственник зарегистрированного объекта по использованию того или иного вида отходов не может принять данный вид отходов на использование от конкретного их производителя (в силу специфики технологий по использованию и т.п.). В подобной ситуации данный вид отходов от конкретного производителя не признается вторичным материальным ресурсом и может быть вывезен на захоронение в установленном порядке.
Указанные выше требования п.3 ст.3 Закона № 271-З не исключают возможности оказания посреднических услуг при отчуждении отходов, т.е. отходы строительной организацией могут быть переданы либо непосредственно на объект по их использованию, захоронению или обезвреживанию, либо организации-посреднику (организации, оказывающей услуги по удалению отходов) для дальнейшей передачи на указанные объекты.
Основанием для передачи (отчуждения) отходов является соответствующий договор, в котором указываются:
• виды отходов (являются предметом данного договора);
• цель передачи (отчуждения) отходов.
При передаче непосредственно на объект по использованию, обезвреживанию или захоронению отходов необходимо учесть наличие у организации - собственника данного объекта:
1) свидетельства регистрации объекта;
2) лицензии Минприроды на право осуществления деятельности, связанной с использованием отходов 1-3 классов опасности, обезвреживанием, захоронением отходов, выдаваемой в соответствии с требованиями Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450.
Также при вывозе отходов на захоронение обязательным является получение их собственником разрешения на хранение и захоронение отходов производства (в данном разрешении указывается перечень допустимых к захоронению и хранению отходов, при этом имеется в виду не временное хранение в соответствии с инструкцией по обращению с отходами, описанное выше, а долговременное хранение на объектах хранения, практически не встречающееся в отношении строительных отходов). Данное требование установлено в пп.1, 2 ст.25 Закона № 271-З.
![]() |
Справочно Положение о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия утверждено постановлением № 1104. |
Необходимо также учитывать, что захоронение отходов производства, в т.ч. строительных, признается объектом обложения экологическим налогом (подп.1.3 п.1 ст.205 Налогового кодекса РБ). Экологический налог в данном случае исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства (строительным и иным организациям) дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (п.4 ст.208 названного выше кодекса).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на вышеназванный Кодекс в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. данный Кодекс на основании Закона РБ от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
Важным также является строгое соблюдение условий выданного разрешения на хранение и захоронение отходов производства, т.е. не допускается вывоз на захоронение отходов, не указанных в данном разрешении, либо вывоз количества отходов, превышающего указанное (допустимое) в разрешении количество. В данных случаях предусмотрена процедура внесения изменений и дополнений в выданное разрешение.
При передаче отходов организациям-посредникам необходимо учесть, что их деятельность не требует получения каких-либо специальных разрешений, в т.ч. лицензий, в части взаимодействия со строительной организацией, при этом обязательным условием будет наличие соответствующего договора на передачу (отчуждение) отходов.
Также при передаче отходов организациям-посредникам может возникнуть необходимость регистрации данной сделки в соответствии с требованиями Положения о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.01.2008 № 61.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 октября 2015 г. в постановление № 61 на основании постановления Совета Министров РБ от 08.10.2015 № 842 внесены изменения и дополнения, в частности, название Положения № 61 изложено в новой редакции: «Положение о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами». |
Регистрации подлежат только сделки о передаче (отчуждении) отходов, названных в перечне опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 23.10.2009 № 1391. Из отходов, которые могут образовываться в процессе строительства, в данный перечень включены, например, асбестовые отходы (код 3143719) и т.д.
15.08.2014
Сергей Юрча, главный специалист государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 октября 2015 г. в Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» на основании Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 288-З внесены изменения и дополнения. |