Пособие от 06.01.2023
Автор: Аналитическая редакция Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

Строительство: 14 изменений IV квартала 2022 года


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Установлены статиндексы стоимости СМР

2. Изменился порядок расчета компенсации за переселение граждан из жилых домов, подлежащих сносу

3. Как формировать цены на работы (услуги) в строительстве с учетом норм по регулированию цен

4. Изменились требования по госзакупкам для строительства

5. При каких условиях на допработы при текущем ремонте не надо проводить отдельную процедуру госзакупки

6. Изменились требования к содержанию и текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования

7. Установлены исключительные случаи изменения цены договора строительного подряда, заключенного по госзакупке

8. Изменился перечень подлежащих аттестации в строительстве руководителей, специалистов

9. Когда составлять интерактивный паспорт

10. Какие НПА не распространяются на возведенные (реконструированные) одноквартирные жилые дома и (или) нежилые капитальные постройки 5-го класса

11. Утверждена форма паспорта застройщика

12. Установлены порядок отнесения работ к возведению, реконструкции модернизации, технической модернизации и капитальному ремонту объекта строительства, а также порядок определения наименования объектов строительства

13. Укрупненные нормы ОХР, ОПР и ПП не будут уточняться каждый год

14. Сроки исполнения обязательств и порядок оплаты в договоре строительного подряда можно менять при соответствующем обосновании

 

Материал помещен в архив

 

Для всех отраслей

Строительство: 14 изменений IV квартала 2022 года

Правовая платформа «Бизнес-Инфо»

Материал подготовлен аналитической редакцией Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

06.01.2023

Предлагаем обзор основных изменений и разъяснений применения НПА за октябрь - декабрь 2022 г. Их нужно знать и учитывать специалистам строительных и иных организаций, выполняющих (оформляющих) строительно-ремонтные работы.

Для перехода к материалам - нажмите кнопку в инфографике.

 


Строительство: 14 изменений IV квартала 2022 года

1. Установлены статиндексы стоимости СМР

Статистические индексы:
октябрь 2022 г.
к сентябрю 2022 г.
к октябрю 2021 г.
стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия
ноябрь 2022 г.
к октябрю 2022 г.
к ноябрю 2021 г.
стоимости СМР, в том числе эксплуатации машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций стоимости СМР для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 декабря 2024 г. действует постановление Минстройархитектуры от 04.12.2024 № 129 «О статистических индексах стоимости строительно-монтажных работ».

2. Изменился порядок расчета компенсации за переселение граждан из жилых домов, подлежащих сносу

9 октября 2022 г. вступили в силу изменения в Положение о порядке компенсации заказчиками, застройщиками жилых домов местному бюджету стоимости жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из жилых домов, подлежащих сносу в связи с предоставлением земельных участков под жилищное строительство, а также о порядке расчета усредненного показателя такой компенсации, утв. постановлением Совмина от 30.03.2007 № 407.

Они коснулись порядка расчета усредненного показателя компенсации.

3. Как формировать цены на работы (услуги) в строительстве с учетом норм по регулированию цен

Министерство архитектуры и строительства разъяснило, как формировать цены в строительстве в рамках требований Директивы № 10, согласно которым законодательство о ценообразовании в строительстве с учетом длительного цикла выполнения работ (оказания услуг) предусматривает формирование цен на работы и услуги с использованием прогнозных индексов цен в строительстве. При этом повышения цен не происходит. Следовательно, нормы Директивы № 10 не нарушаются.

В свою очередь, постановление от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» регулирует ценообразование на произведенную продукцию (ввезенные товары), реализуемые на потребительский рынок (для физических лиц). Нормы постановления № 713 не предусматривают регулирование цен в отношении работ (услуг) (письмо Минстройархитектуры от 31.10.2022 № 04-3-02/14342).

Ограничения, установленные постановлением № 713, не распространяются на потребительские товары в случае их реализации производителями, импортерами и субъектами торговли юрлицам и ИП для использования при производстве строительных работ (в том числе при текущем ремонте и благоустройстве) и (или) материалов для строительства (письмо МАРТ от 18.11.2022 № 20-02/614К, Минстройархитектуры от 11.11.2022 № 04-3-02/14969).

 

список

Дополнительно по теме

Как рассчитывать стоимость разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности ресурсным методом в связи с запретом на рост цен, поскольку в этом случае применяются утвержденные прогнозные индексы цен в строительстве (коэффициенты), то есть цена увеличивается?

Распространяется ли на расчет неизменной контрактной цены в строительстве Директива от 06.10.2022 № 10 «О недопустимости роста цен»? Заказчик требует убрать прогнозные индексы, ссылаясь на требования Директивы. Прав ли он?

4. Изменились требования по госзакупкам для строительства

С 16 октября 2022 г.:

✓ разрешено увеличить объем (количество) работ (услуг) в рамках договоров по авторскому надзору за строительством (абз.3 подп.1.8 п.1 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395, в редакции постановления № 692);

✓ чтобы внести изменения в проект, теперь можно проводить закупки из одного источника (абз.6 подп.1.9 п.1 постановления № 395);

✓ доптребования больше не применяются при закупках, когда ориентировочная стоимость предмета госзакупки составляет не более 1 000 БВ (столбец 1 Секция F 41.0-43.9 дополнительных требований к участникам процедур государственных закупок отдельных видов товаров (работ, услуг) (приложение 11 к постановлению № 395).

Кроме этого, в документах, представляемых для подготовки предложения, утвержденных с 16 ноября 2022 г., условия применения преференциальной поправки должны быть установлены с учетом изменений постановления № 692.

При приобретении товаров преференциальная поправка применяется:

15 % - в случае предложения товаров из Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации участником, являющимся производителем таких товаров;

25 % - в случае предложения любым участником товаров, произведенных организациями Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников, при условии, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за 3 календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20 %.

При приобретении работ, услуг в свою очередь преференциальная поправка применяется только к организациям Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовым профилакториям, лечебно-производственным мастерским при предложении ими работ, услуг собственного производства. При этом доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников, за 3 календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, должна составлять не менее 20 %. Размер преференциальной поправки в таком случае составляет 15 %.

Для подтверждения права на применение преференциальной поправки участник должен подтвердить страну происхождения всех предлагаемых им в процедуре товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки (письмо МАРТ от 21.11.2022 № 14-01-08/3530 К).

 

список

Дополнительно по теме

Госзакупки для строительства: что изменилось с 16 октября 2022 года. Комментарий к постановлению Совмина от 14.10.2022 № 692.

Госзакупки: изменения с 16 октября и 16 ноября 2022 года. Комментарий к постановлению Совмина от 14.10.2022 № 692.

5. При каких условиях на допработы при текущем ремонте не надо проводить отдельную процедуру госзакупки

Допускается изменение требований к предмету госзакупки, его объема (количества), сроков исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем), цены договора не более чем на 15 % по отношению к цене договора при его заключении, обусловленного возникновением потребности в выполнении СМР по текущему ремонту, не предусмотренных в дефектном акте и смете, подтвержденной актом, подписанным заказчиком и подрядчиком, а также инженерной организацией (в случае ее привлечения заказчиком для выполнения своих функций) (абз.12 подп.1.8 п.1 постановления № 395, в редакции постановления № 692).

Таким образом, при возникновении допработ при текущем ремонте объем работ и цену договора можно менять не более чем на 15 % по отношению к первоначальному объему и цене.

 

список

Дополнительно по теме

Проведена процедура закупки на текущий ремонт (бюджет, собственные средства). Заключен договор. В процессе ремонта возникла необходимость в дополнительных работах. Нужна ли отдельная процедура закупки на допработы по текущему ремонту?

6. Изменились требования к содержанию и текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования

С 20 октября 2022 г. решения о плановом обследовании системы обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильных дорог принимают уполномоченные должностные лица:

✓ Минтранса - для республиканских автомобильных дорог;

✓ облисполкомов - для местных автомобильных дорог.

Периодичность проведения планового ОСОБДД:

• на республиканских автомобильных дорогах - не реже 1 раза в 5 лет;

• на местных автомобильных дорогах - не реже 1 раза в 10 лет.

Решение о проведении внепланового или специального обследования при эксплуатации автомобильных дорог принимают их владельцы (п.61 Инструкции о порядке выполнения работ по эксплуатации (содержанию и текущему ремонту) автомобильных дорог общего пользования, утв. постановлением Минтранса от 19.06.2019 № 36).

7. Установлены исключительные случаи изменения цены договора строительного подряда, заключенного по госзакупке

Условия договора строительного подряда, заключенного на основании госзакупки, могут меняться на основании условий, перечисленных в подп.1.8 п.1 постановления № 395, а также в случаях, предусмотренных Совмином в части, не противоречащей законодательству о госзакупках.

Корректировка неизменной цены при изменении проектной, в том числе сметной документации, возможна, если в процессе исполнения договора нужно увеличить объем (количество) товаров (работ, услуг) не более чем на 15 % по отношению к предусмотренному договором при его заключении объему (количеству) соответствующих товаров (работ, услуг) либо уменьшить объем (количество) товаров (работ, услуг) в случае утраты потребности в приобретении предусмотренного договором при его заключении объема (количества) соответствующих товаров (работ, услуг).

Если при исполнении договора его условия меняются так, что это не предусмотрено подп.1.8 п.1 постановления № 395, договор строительного подряда, заключенный по результатам госзакупки, может быть расторгнут по соглашению сторон. Тогда заказчику необходимо проводить госзакупку на тот объем услуг, который фактически остался для их оказания с учетом условий, которые изменились, и было невозможно, не нарушая законодательство о госзакупках, подписать допсоглашение к первоначальному договору (письмо Минстройархитектуры от 22.11.2022 № 04-3-05/15549).

8. Изменился перечень подлежащих аттестации в строительстве руководителей, специалистов

С 12 ноября 2022 г. действует новая редакция перечня подлежащих аттестации руководителей, специалистов организаций и ИП, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, критерии их допуска к аттестации по ее специализациям (приложение 1 к постановлению Минстройархитектуры от 26.03.2014 № 15).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 августа 2024 г. следует руководствоваться перечнем подлежащих аттестации руководителей, специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющие), выполняющих работы по обследованию строительных конструкций объектов, автомобильных дорог и мостовых сооружений на них, аэродромных покрытий, и критерии их допуска к аттестации по специализациям аттестации согласно приложению 1 к постановлению Минстройархитектуры от 14.06.2024 № 70.

 

Перечень сократился до 91 специализации аттестации (было 148).

Объединены в одну специализацию монтаж внутренних и монтаж наружных сетей.

Производитель работ (прораб) - сокращен стаж для аттестации до 1 года.

Разделены специализации: ведущий геодезист и геодезист, и установлен разный стаж для аттестации.

Установлена форма заявления о проведении аттестации физического лица, осуществляющего деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений (приложение 2 к постановлению № 15).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 августа 2024 г. следует руководствоваться формой заявления о проведении аттестации физического лица, осуществляющего отдельные виды архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющие), выполняющего работы по обследованию строительных конструкций объектов, автомобильных дорог и мостовых сооружений на них, аэродромных покрытий, согласно приложению 3 к постановлению № 70.

 

справочно

Справочно

С 21 октября 2022 г. действуют следующие регламенты:

Аттестация руководителя, специалиста организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений;

Внесение изменения в квалификационный аттестат руководителя, специалиста организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 июня 2024 г. вышеназванный регламент исключен постановлением Минстройархитектуры от 03.06.2024 № 56;

 

Получение аттестата соответствия юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющего отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений;

Внесение изменения в аттестат соответствия юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющего отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 июня 2024 г. вышеназванный регламент исключен постановлением № 56;

 

Прекращение действия аттестата соответствия юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющего отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утв. постановлением Минстройархитектуры от 27.01.2022 № 12.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 июня 2024 г. вышеназванный регламент исключен постановлением № 56.

9. Когда составлять интерактивный паспорт

С 12 ноября 2022 г. интерактивные паспорта будут составлять организации по госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в отношении:

✓ земельных участков;

✓ капитальных строений (зданий, сооружений);

✓ незавершенных законсервированных капитальных строений;

✓ изолированных помещений;

✓ машино-мест (п.3 Инструкции о порядке составления интерактивного паспорта на объект недвижимого имущества, утв. постановлением Госкомимущества от 21.10.2022 № 28).

10. Какие НПА не распространяются на возведенные (реконструированные) одноквартирные жилые дома и (или) нежилые капитальные постройки 5-го класса

С 15 декабря 2022 г. действует Указ № 202 «Об упрощенном порядке возведения и реконструкции объектов строительства», согласно которому одноквартирные жилые дома и (или) нежилые капитальные постройки 5-го класса сложности можно построить без получения разрешительной документации (разрешения на реконструкцию), без разработки проектной документации и согласования ее с местным исполнительным и распорядительным органом, без последующей приемки их в эксплуатацию.

На эти объекты не распространяются:

Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утв. постановлением Совмина от 20.02.2007 № 223;

Положение о порядке реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории, утв. постановлением Совмина от 16.05.2013 № 384;

Положение о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утв. постановлением Совмина от 06.06.2011 № 716.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 февраля 2025 г. действует Указ от 31.01.2025 № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию». Комментарии см. здесь.

С 6 июня 2025 г. действует постановление Совмина от 15.05.2025 № 266 «О совершенствовании архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».

11. Утверждена форма паспорта застройщика

С 15 декабря 2022 г. действует форма паспорта застройщика для возведения, реконструкции одноквартирного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек пятого класса сложности на земельном участке, предоставленном для строительства и (или) обслуживания одноквартирного жилого дома (приложение к постановлению Минстройархитектуры от 15.11.2022 № 93).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 марта 2024 г. приложение к постановлению № 93 изложено в новой редакции постановлением Минстройархитектуры от 19.03.2024 № 16.

 

Паспорт застройщика состоит из:

✓ комплекта чертежей, который включает ситуационную схему размещения земельного участка, схему планировочной организации земельного участка и схему инженерно-технического обеспечения земельного участка;

✓ пояснительной записки, которая включает титульный лист с кадастровым номером земельного участка, копию документа, удостоверяющего право на земельный участок, лист согласований, фотофиксацию места расположения земельного участка и требования к застройке земельного участка.

12. Установлены порядок отнесения работ к возведению, реконструкции модернизации, технической модернизации и капитальному ремонту объекта строительства, а также порядок определения наименования объектов строительства

С 15 декабря 2022 г. действует Инструкция о порядке определения вида строительной деятельности и наименования объекта строительства, утв. постановлением Минстройархитектуры от 30.06.2022 № 66.

Вид строительной деятельности определяем на основании квалификационных признаков:

 

при возведении -> создание нового объекта
при реконструкции -> использование объекта по новому назначению
при модернизации -> выполнение СМР, связанных с повышением потребительских качеств капитальных строений
при технической модернизации -> выполнение в существующих производственных зданиях сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладке или замене отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с его функционированием, по устройству перегородок, а также отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций, без изменения назначения здания, связанных с заменой технологического оборудования на оборудование с аналогичными или новыми параметрами, а также с установкой нового технологического оборудования
при капитальном ремонте -> восстановление утраченных в процессе эксплуатации качеств объекта

 

Порядок определения вида строительной деятельности:

1) определяется вид работ, которые необходимо выполнить на объекте;

2) квалифицируются работы по видам строительной деятельности;

3) определяется вид строительной деятельности с учетом принципа поглощения реконструкцией модернизации, модернизацией капитального ремонта, а также того, что при модернизации могут выполняться сопутствующие работы по капитальному и текущему ремонту (п.13 Инструкции).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 ноября 2024 г. в пп.11, 13 Инструкции внесены изменения постановлением Минстройархитектуры от 22.07.2024 № 81.

 

внимание

Обратите внимание!

Возведение, реконструкция, модернизация, техническая модернизация и капитальный ремонт не могут осуществляться одновременно на одном объекте строительства в рамках одной проектной документации (п.11 Инструкции).

 

Наименование объекта строительства должно включать:

• вид строительства;

• наименование объекта строительства с учетом ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», назначения капитального строения;

• адрес с указанием наименования района, населенного пункта, улицы и номера здания, сооружения (в случае наличия), иные данные, указывающие на местоположение, в целях идентификации капитального строения;

• очередь строительства (при наличии).

При реконструкции с изменением функционального назначения капстроения в наименовании объектов строительства должно указываться действующее функциональное назначение здания и назначение после проведения реконструкции (п.15 Инструкции).

13. Укрупненные нормы ОХР, ОПР и ПП не будут уточняться каждый год

В начале 2023 года не будет новой редакции приложения Д к Методическим рекомендациям о порядке разработки и утверждения норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли, применяемых при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации, утв. постановлением Минстройархитектуры от 23.12.2011 № 59, согласно последним изменениям, утв. постановлением Минстройархитектуры от 08.12.2022 № 101.

Из прочих выплат и доплат рабочим, производимых за счет общехозяйственных и общепроизводственных расходов, расходов по нормативным работам и работам, связанным с изобретательством и рационализаторством, расходов на содержание производственных лабораторий (приложение В к Методическим рекомендациям № 59) исключены другие (прочие) выплаты и доплаты, расходы.

14. Сроки исполнения обязательств и порядок оплаты в договоре строительного подряда можно менять при соответствующем обосновании

В 2023 году продолжит действовать норма по возможности изменения сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка оплаты, если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки. Невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя) (абз.11 подп.1.8 п.1 постановления № 395, в редакции постановления № 933).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 января 2025 г. следует руководствоваться абз.13 подп.1.8 п.1 постановления № 395 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 21.01.2025 № 28. Комментарий см. здесь.

 

внимание

Обратите внимание!

Действующие НПА позволяют корректировать договорную (контрактную) цену и график строительства (производства работ) с учетом изменения сроков строительства в результате приостановки. Это делается путем применения прогнозного индекса, действующего на новые периоды выполнения работ согласно откорректированному графику (сдвигается график и соответственно применяются индексы согласно новым периодам) (письмо Минстройархитектуры от 16.11.2022 № 04-3-02/15170).

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»