



Строительство: 17 изменений III квартала 2025 года
Предлагаем обзор основных изменений и разъяснений применения НПА за июль - сентябрь 2025 г. Их нужно знать и учитывать специалистам строительных и иных организаций, выполняющих (оформляющих) строительно-ремонтные работы.
1. Изменен порядок определения стоимости услуг по строительству
Дата вступления в силу: с 2 июля 2025 г.
Документ: приказ Минстройархитектуры от 17.06.2025 № 89.
Суть изменения: внесены изменения в Методические указания по определению стоимости услуг по организации строительства (НЗТ 8.02.ИО-2023).
Из формул исключено использование произведения прогнозных индексов стоимости прочих затрат по месяцам:
✓ при расчете стоимости отдельных видов услуг;
✓ при определении стартовой цены и цены предложения для закупочных процедур.
Введен специальный порядок индексации для объектов, строительство которых и заключение договора на оказание услуг планируется в пределах одного календарного года.
В новой редакции изложены нормы трудозатрат по следующим направлениям:
✓ разработка и согласование декларации о намерениях;
✓ организация геодезических работ;
✓ подготовка строительной площадки и ее передача подрядчику;
✓ оформление земельных участков;
✓ получение и анализ разрешительной документации.
В новой редакции изложены НЗТ:
• для объектов жилищно-гражданского назначения (НЗТ 8.02.И1-2023);
• для объектов производственного назначения (НЗТ 8.02.И3-2023);
• для объектов транспортной инфраструктуры (НЗТ 8.02.И4-2023).
2. Определен порядок экспертного сопровождения госстройэкспертизой градостроительных проектов, проектной документации
Дата вступления в силу: с 12 июля 2025 г.
Документ: приказ РУП «Главгосстройэкспертиза» от 12.07.2025 № 133.
Суть изменения: введена услуга экспертного сопровождения разработки градостроительных проектов, проектной документации и отдельных проектных решений на промежуточных стадиях.
![]() |
Справочно Экспертное сопровождение - это промежуточная экспертная оценка принятых разработчиком проектных решений, оно осуществляется тем же органом, который впоследствии проводит госстройэкспертизу документации (ч.3 Правил осуществления экспертного сопровождения, утв. приказом № 133). |
Экспертное сопровождение осуществляется в форме услуги по сопровождению разработки следующих видов документации:
✓ градостроительных проектов, проектной документации;
✓ отдельных проектных решений в составе документации;
✓ этапов работ, выделенных в строительном проекте при одностадийной разработке проектной документации;
✓ предпроектной (предынвестиционной) документации в части объема обоснования инвестиций и задания на разработку проектной документации.
3. Скорректированы формы документов на проведение госстройэкспертизы
Дата вступления в силу: с 12 июля 2025 г.
Документ: приказ РУП «Главгосстройэкспертиза» от 12.07.2025 № 134.
Суть изменения: обновлены критерии оценки полноты документов, порядок их рассмотрения и формы заданий на проведение государственной строительной экспертизы (Ф 001-г и Ф 001-п).
4. Продлено действие упрощенного порядка документального оформления земли
Дата вступления в силу: с 17 июля 2025 г.
Документ: Указ от 14.07.2025 № 273.
Суть изменения: упрощенный порядок оформления документов на земельные участки (без разработки проектов отвода) под индивидуальное жилье, фермерские хозяйства, садоводство и другие цели продлен до 1 января 2028 г. Также продлен для участков под многоквартирные дома и объекты ЖКХ. Распространяется и на самовольно занятые участки.
5. Внесены изменения в СН 2.02.05-2020 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»
Дата вступления в силу: с 8 августа 2025 г.
Документ: постановление Минстройархитектуры от 08.07.2025 № 77.
Суть изменения: внесены существенные изменения в СН 2.02.05-2020 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Ужесточены требования к дверям на путях эвакуации, эвакуационным выходам и лестницам, введены новые нормы для атриумов и автономных источников теплоснабжения:
✓ внесено существенное изменение относительно дверей на путях эвакуации. Замки (включая электронно-механические) должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Также, если на дверях установлены электронно-механические замки, они должны дополнительно открываться при срабатывании систем пожарной автоматики (при ее наличии);
✓ двери эвакуационных выходов должны открываться на угол не менее 90°;
✓ запрещается использовать раздвижные (откатные), вращающиеся, подъемные двери и турникеты в качестве заполнения дверных проемов выходов на лестничные клетки;
✓ эвакуационный выход на площадку лестницы должен быть на одном уровне без ступеней и перепадов уровня пола (за исключением дверных порогов);
✓ вводится новый запрет на устройство криволинейных лестниц и лестниц с забежными ступенями в помещениях категорий А и Б;
✓ четко определены случаи, когда лестничные клетки зданий классов Ф1.1-Ф1.3, Ф2-Ф5 должны быть незадымляемыми, в том числе в зданиях высотой 30 м и более, в зданиях в три этажа и более при отсутствии естественного освещения, и при эвакуации с двух и более подземных этажей;
✓ установлены требования к эвакуационным выходам из детских развлекательных помещений (зон), расположенных выше второго наземного этажа;
✓ добавлены нормы, которые устанавливают требования к размещению и отделению встроенных, пристроенных и крышных АИТ (автономных источников теплоснабжения), а также мини-котельных;
✓ изменены требования к отделке атриумов: теперь, если галереи атриума отделены от смежных помещений конструкциями с пределом огнестойкости не менее REI(W)(EI(W)) 45, для отделки конструкций атриума и галерей следует применять материалы, как для вестибюлей. Если такого отделения нет, для отделки конструкций атриума, галерей, а также примыкающих коридоров, вестибюлей, холлов и фойе следует использовать материалы с конкретными пожарно-техническими показателями.
![]() |
Дополнительно по теме • Какие нормы по пожарной безопасности учесть при проектировании объектов строительства с 7 октября 2025 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 08.07.2025 № 77. • Как изменятся требования строительных норм по пожарной безопасности зданий и сооружений с 7 октября 2025 года. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 08.07.2025 № 77. • Как с 7 октября 2025 г. изменены требования пожарной безопасности, касающиеся направления открывания дверей эвакуационных выходов, в связи с изменением СН 2.02.05-2020 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утв. постановлением Минстройархитектуры от 12.11.2020 № 79? • Как с 7 октября 2025 г. изменены требования пожарной безопасности к замкам на дверях, расположенных на путях эвакуации, в связи с изменением СН 2.02.05-2020 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утв. постановлением Минстройархитектуры от 12.11.2020 № 79? |
6. Процедуры ЗОИ переведены на электронные площадки
Дата вступления в силу: с 10 августа 2025 г.
Документ: постановление Совмина от 08.05.2025 № 252.
Суть изменения: введена обязанность проводить закупку из одного источника (ЗОИ) на электронной торговой площадке (ЭТП) в случае несостоявшейся конкурентной процедуры или при годовой потребности от 50 до 500 БВ.
Эта норма не распространяется на госзакупки:
✓ сведения о которых составляют государственные секреты или относятся к служебной информации ограниченного распространения;
✓ если процедуры закупок из одного источника начаты или договоры заключены до вступления его в силу. При этом процедура закупки из одного источника считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении.
До конца 2025 года действует переходный период. В случае завершения процедуры закупки из одного источника, проводимой на электронной площадке, без выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик (организатор) вправе повторно провести процедуру закупки по его выбору:
✓ либо на электронной торговой площадке;
✓ либо без ее использования с изучением конъюнктуры рынка.
С 1 января 2026 г. заказчик (организатор) проводит процедуру закупки из одного источника исключительно на ЭТП.
![]() |
Дополнительно по теме • Определены случаи и порядок проведения процедуры закупки из одного источника на электронной торговой площадке с 10 августа 2025 года. Комментарий к постановлению Совмина от 08.05.2025 № 252. • Завершение процедуры закупки из одного источника на ЭТП с 10 августа 2025 года. Комментарий к постановлению Совмина от 08.05.2025 № 252. • Можно ли на этапе подписания договора государственной закупки по результатам проведения процедуры закупки из одного источника, проводимой в соответствии с постановлением Совмина от 08.05.2025 № 252 «О случаях и порядке проведения процедуры закупки из одного источника на электронной торговой площадке», отменить процедуру? • Требуется ли при проведении процедуры закупки из одного источника при изучении конъюнктуры рынка с использованием электронной торговой площадки размещать на ней решение об отмене процедуры? • Организация проводит процедуру закупки из одного источника на ЭТП. Поставщик, которому направлено предложение заключить договор по результатам рассмотрения ответов на заявку на покупку, отказывается от подписания договора. Считается ли он уклонившимся от заключения договора? Нужно ли его включать в список недобросовестных поставщиков? |
7. Установлен порядок изучения конъюнктуры рынка при проведении ЗОИ
Дата вступления в силу: с 10 августа 2025 г.
Документ: постановление МАРТ от 17.06.2025 № 42.
Суть изменения: определен порядок изучения конъюнктуры рынка при проведении закупки из одного источника (ЗОИ):
✓ с использованием электронной торговой площадки (ЭТП) на основании постановления № 252 (с переходным периодом до конца 2025 года, когда возможно при определенных условиях использовать второй вариант на основании ч.5 п.10 Положения о порядке проведения процедуры закупки из одного источника на электронной торговой площадке, утв. постановлением № 252);
✓ в соответствии с постановлением № 42.
![]() |
Дополнительно по теме • Изучение конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника: изменения с 10 августа 2025 года. Комментарий к постановлению МАРТ от 17.06.2025 № 42. |
8. Скорректирована Инструкция по определению сметной стоимости строительства
Дата вступления в силу: с 22 августа 2025 г.
Документ: постановление Минстройархитектуры от 23.07.2025 № 85.
Суть изменения: изменен порядок определения и включения в смету средств, связанных с подвижным и разъездным характером работ, перевозкой рабочих и командированием.
9. МНС разъяснило, в отношении каких работ не применяется подп.1.34 п.1 ст.118 НК (освобождаются от НДС)
Документ: письмо МНС от 22.08.2025 № 2-1-13/04540.
Суть разъяснения: если организация-подрядчик выполняет для организации-заказчика работы по предварительному согласованию места размещения земельного участка для строительства и обслуживания одноквартирного жилого дома, применяется ли в отношении указанного вида работ освобождение от НДС?
МНС разъяснило, что на основании подп.1.34 п.1 ст.118 НК освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по строительству объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок.
При этом работы по предварительному согласованию места размещения земельного участка для строительства и обслуживания одноквартирного жилого дома не связаны со строительством конкретного объекта жилищного фонда, поскольку по результатам выполнения этих работ решение о строительстве может быть не принято, а также поскольку стоимость этих работ не включается в стоимость строительства конкретного объекта жилищного фонда. Соответственно, норма подп.1.34 п.1 ст.118 НК в отношении таких работ не применяется.
10. Определен порядок деятельности экспертного совета по вопросам проведения госстройэкспертизы градостроительных проектов, проектной документации
Дата вступления в силу: с 27 августа 2025 г.
Документ: постановление Госстандарта и Минстройархитектуры от 11.08.2025 № 93/95.
Суть изменения: утверждено Положение об экспертном совете по вопросам проведения госстройэкспертизы. Совет наделен правом:
✓ запрашивать документы и сведения по объекту экспертизы у заявителей, исполнителей, государственных органов и других организаций;
✓ принимать решения по жалобам: признавать их обоснованными, частично обоснованными или необоснованными;
✓ в случае обоснованности жалобы - принимать решение о внесении изменений в заключение или о проведении повторной экспертной оценки без дополнительной платы.
![]() |
Дополнительно по теме • Алгоритм действий экспертного совета государственной строительной экспертизы при рассмотрении жалоб. |
11. Рассмотрены вопросы обоснованности стоимости бюджетных объектов строительства, импортозамещения стройматериалов, изделий, конструкций и оборудования
Документ: письмо Минстройархитектуры от 03.09.2025 № 03.1.1-04/12397.
Суть разъяснения: для обеспечения корректности и полноты пакетов документов, направляемых для рассмотрения на заседание Республиканской комиссии по вопросам обоснованности стоимости строительства и импортозамещения, Минстройархитектуры перечислило:
✓ основания для представления документов;
✓ состав обязательных документов;
✓ обоснование необходимости применения импорта;
✓ порядок формирования Перечня импортной продукции.
Заказчикам и проектировщикам необходимо:
✓ тщательно проверять пакеты документов на соответствие изложенным в письме требованиям;
✓ обеспечивать корректное проведение сравнительного анализа с отечественными аналогами;
✓ формировать перечни исключительно на основе заключения РУП «БЕЛСТРОЙЦЕНТР»;
✓ соблюдать требования законодательства о госзакупках и ТНПА.
![]() |
Дополнительно по теме • Как избежать ошибок при подготовке документов для представления на заседание Республиканской комиссии. |
12. Статотчетность по объектам незавершенного строительства
Дата вступления в силу: с 7 сентября 2025 г.
Документ: постановление Белстата от 29.08.2025 № 73.
Суть изменения: уточнено, какие данные об объектах незавершенного строительства должны отражаться в форме государственной статистической отчетности 4-онс:
✓ об объектах незавершенного строительства, в проектной документации которых определена нормативная продолжительность строительства;
✓ за январь - март, январь - июнь, январь - сентябрь по объектам сверхнормативного строительства, не завершенным строительством на конец отчетного периода и выбывшим в течение последнего квартала из состава объектов строительства.
13. Установлены требования к типовым потребительским качествам жилых помещений
Дата вступления в силу: с 10 сентября 2025 г.
Документ: постановление Минстройархитектуры от 28.08.2025 № 99.
Суть изменения: утверждена Инструкция по определению типовых потребительских качеств жилых помещений. Инструкцией установлены требования к экономичным жилым домам в сельской местности, в городах и поселках городского типа.
Определены:
✓ перечень проектов (серий) экономичных жилых домов типовых потребительских качеств (приложение 1 к постановлению № 99);
✓ нормативы предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения индивидуальных жилых домов (приложение 2 к постановлению № 99).
![]() |
Дополнительно по теме • Типовые потребительские качества жилых помещений с 10 сентября 2025 г. Комментарий к постановлению Минстройархитектуры от 28.08.2025 № 99 «О строительстве жилых домов». |
14. Разъяснены изменения в НЗТ 8.01.00-2014, внесенные приказом Минстройархитектуры от 15.05.2025 № 66
Документ: письмо Минстройархитектуры от 11.09.2025 № 04.3-05/12764.
Суть разъяснения: перечень дополнительных проектных работ установлен в п.12 Методических указаний (НЗТ 8.01.00-2014). Затраты трудовых ресурсов на их выполнение могут определяться одним из способов:
1) на основании прямых норм, установленных в Сборниках НЗТ. Этим способом определяются затраты труда на:
- разработку проектных решений, связанных с подготовкой площадки строительства (вырубку деревьев) при проектировании линейных сооружений инженерной и транспортной инфраструктуры - нормы в гл.5 СНЗТ 22-2014;
- проектирование временных зданий и сооружений для нужд строительных организаций при разработке проектной документации для любых объектов строительства - нормы в СНЗТ 20-2014 и СНЗТ 02-2014;
- разработку генерального плана в составе проектной документации для объектов производственного и жилищно-гражданского назначения - нормы в гл.3 СНЗТ 20-2014 (объекты жилищно-гражданского назначения), главе 2 СНЗТ 02-2014 (объекты производственного назначения);
- разработку проектных решений по дополнительным мероприятиям, связанным с рельефом площадки (подпорные стенки, набережные, ограждения котлованов, лестницы) при разработке проектной документации для любых объектов строительства - нормы в гл.4 СНЗТ 22-2014;
- разработку схем организации движения, разработку схем переноса движения городского транспорта, проектирование технических средств регулирования дорожного движения при проектировании объектов транспортной инфраструктуры в составе объекта строительства - нормы в гл.3 СНЗТ 22-2014;
- разработку устройства объездов на время строительства при их проектировании в составе любого объекта строительства - нормы в гл.2 СНЗТ 22-2014 с понижающим коэффициентом К22.204;
- разработку проекта интерьеров I-III категорий сложности при проектировании зданий - нормы в гл.5 СНЗТ 20-2014;
- разработку автоматических систем пожаротушения при разработке проектной документации для любых объектов строительства, в которых устройство указанных систем не является обязательным согласно НПА и ТНПА, но разрабатываются проектные решения по требованию заказчика - нормы в гл.2 СНЗТ 24-2014;
- разработку автоматизированных систем управления, локальных вычислительных систем, локальных систем связи, систем доступа и охранной сигнализации, систем видеонаблюдения при разработке проектной документации для любых объектов строительства, в которых устройство указанных систем не является обязательным согласно НПА и ТНПА, но разрабатываются проектные решения по требованию заказчика - нормы в СНЗТ 23-2014, СНЗТ 24-2014, СНЗТ 26-2014 и др.;
2) при отсутствии прямых норм, установленных в Сборниках НЗТ, или несоответствии техническим указаниям для их применения затраты труда определяются на основании норм, установленных в таблице 1.1 приложения 1 к НЗТ 8.01.00-2014, в зависимости от сметной стоимости СМР, выполнение которых обусловлено дополнительными проектными работами. Указанным способом могут определяться затраты труда на выполнение всех дополнительных проектных работ, перечисленных в п.12 НЗТ 8.01.00-2014, за исключением:
- разработки художественно-декоративных цветовых решений фасадов, проектов подсветки зданий, художественно-декоративных цветовых решений мощения улиц, площадей, тротуаров;
- выполнения независимой организацией второго варианта расчетов высотных зданий.
Сопутствующие проектированию непроектные работы или услуги при разработке документации разработчик выполняет только на основании требований заказчика. Их стоимость (за исключением стоимости изыскательских работ) не включается в гл.10 ССР в составе средств на проектные и изыскательские работы. Стоимость сопутствующих непроектных работ входит в цену такого договора.
Наиболее распространенные виды сопутствующих проектированию непроектных работ или услуг, выполняемые разработчиком проектной документации, приведены в п.14 НЗТ 8.01.00-2014. К ним относятся:
✓ осуществление авторского надзора за соблюдением требований проектной документации в процессе строительства;
✓ изыскательские работы, направленные на обеспечение архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
✓ работы по обследованию существующих объектов;
✓ научно-исследовательские работы, сопутствующие процессу проектирования по недвижимым материальным историко-культурным ценностям;
✓ разработка градостроительных проектов;
✓ разработка технологических карт и типовых технологических карт на выполнение строительно-монтажных работ.
![]() |
Дополнительно по теме • Договор подряда на проектные работы заключен в ноябре 2024 г., в июне 2025 г. составлено дополнительное соглашение на дополнительные проектные работы. Необходимо ли учитывать нормы приказа Минстройархитектуры от 15.05.2025 № 66, составляя дополнительное соглашение? • В п.26 Методических указаний о порядке определения стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности ресурсным методом (НЗТ 8.01.00-2014), утв. приказом Минстройархитектуры от 13.06.2014 № 169, приказом Минстройархитектуры от 15.05.2025 № 66 внесены изменения. Включается ли согласно этим изменениям в стоимость проектных работ налог при УСН в размере 6 %? |
15. Внесены новые изменения в НЗТ 8.01.00-2014
Дата вступления в силу: с 16 сентября 2025 г.
Документ: приказ Минстройархитектуры от 16.09.2025 № 136.
Суть изменения: обновлены Методические указания (НЗТ 8.01.00-2014). Расширен перечень объектов проектирования и дополнен список дополнительных проектных работ.
К объектам проектирования отнесены не только здания и сооружения, но и любые их части, коммуникации и другие объекты, для которых создаются отдельные чертежи и сметы.
Перечень дополнительных проектных работ дополнен позициями:
✓ разработка раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций»;
✓ разработка раздела «Охрана окружающей среды» для проекта застройки;
✓ выполнение расчетов естественной освещенности и инсоляции жилых и общественных помещений проектируемых зданий для проекта застройки;
✓ разработка проектных решений по визуально-адресному ориентированию в части размещения навигационной информации, в случае если их выполнение при разработке проектной документации необязательно в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов (далее - НПА, ТНПА), и выполняется по поручению заказчика;
✓ разработка проектных решений для видеопоказа, звукоусиления, синхронного перевода речи, судейства, специальной связи, телевидения, в случае если их выполнение при разработке проектной документации необязательно в соответствии с требованиями НПА, ТНПА и выполняется по поручению заказчика;
✓ выполнение акустических расчетов, в случае если их выполнение при разработке проектной документации необязательно в соответствии с требованиями НПА, ТНПА и выполняется по поручению заказчика;
✓ разработка проектных решений для противодымной защиты, в случае если их выполнение при разработке проектной документации необязательно в соответствии с требованиями НПА, ТНПА и выполняется по поручению заказчика;
✓ разработка проектных решений для пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, в случае если их выполнение при разработке проектной документации необязательно в соответствии с требованиями НПА, ТНПА и выполняется по поручению заказчика;
✓ разработка проектных решений для кондиционирования и рекуперации, в случае если их выполнение при разработке проектной документации необязательно в соответствии с требованиями НПА, ТНПА и выполняется по поручению заказчика;
✓ разработка индивидуальных сметных нормативов расхода ресурсов в случаях отсутствия общереспубликанских и ведомственных;
✓ разработка индивидуальных чертежей комплектов КЖ.И, конструкторской документации на нетиповые изделия, в том числе рабочих чертежей марки КМД на конструкции металлические, рабочих чертежей марки КДД на конструкции деревянные;
✓ разработка иных самостоятельных архитектурно-строительных чертежей в составе проектной документации, выполнение которых при разработке проектной документации необязательно в соответствии с требованиями НПА, ТНПА и выполняется по поручению заказчика.
![]() |
Обратите внимание! Если договор заключен или начаты процедуры закупок до 16 сентября 2025 г., то расчет стоимости ведется по старым правилам. |
16. Изменены ТТН, ТН и Инструкция по их заполнению
Дата вступления в силу: с 20 сентября 2025 г.
Документ: постановление Минфина от 25.08.2025 № 73.
Суть изменения: внесены изменения в Инструкцию о порядке заполнения товарно-транспортной накладной (ТТН) и товарной накладной (ТН), а также в сами формы накладных.
![]() |
Дополнительно по теме • Накладная: каталог форм. |
17. Дополнены основания досрочного исключения из списка «недобросовестных» поставщиков
Дата вступления в силу: с 25 сентября 2025 г.
Документ: постановление МАРТ от 18.09.2025 № 61.
Суть изменения: дополнен перечень оснований для досрочного исключения поставщиков из списка недобросовестных.
![]() |
Дополнительно по теме • Субъект включен в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, по причине неразмещения на электронной торговой площадке заявления об отсутствии аффилированности с другими участниками. Впоследствии он исключен из указанного списка в соответствии с постановлением МАРТ от 18.09.2025 № 61. Может ли он оспорить отказ в регистрации оператором ЭТП предложения в конкурентных процедурах закупок в период нахождения в указанном списке? |