Вопрос-ответ от 31.03.2010
Автор: Сафаревич Д.

Субъект валютных операций - резидент Республики Беларусь (покупатель) заключил импортный внешнеторговый договор на поставку товара с нерезидентом Республики Беларусь (поставщик). За резидента оплату по данному договору осуществлял нерезидент-2 путем предоставления займа резиденту. Деньги были перечислены напрямую на счет поставщика. Заимодавец зарегистрирован в оффшорной зоне. Правомерны ли данные расчеты? Надо ли при возврате займа уплачивать оффшорный сбор?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Субъект валютных операций - резидент Республики Беларусь (покупатель) заключил импортный внешнеторговый договор на поставку товара с нерезидентом Республики Беларусь (поставщик). За резидента оплату по данному договору осуществлял нерезидент-2 путем предоставления займа резиденту. Деньги были перечислены напрямую на счет поставщика. Заимодавец зарегистрирован в оффшорной зоне.

Правомерны ли данные расчеты? Надо ли при возврате займа уплачивать оффшорный сбор?

 

ОТВЕТ: В соответствии с подп.1.10 п.1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» при импорте расчеты по внешнеторговым операциям осуществляются только со счетов импортеров, за исключением расчетов, производимых с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами.

 

 

От редакции: С 16 ноября 2011 г. следует руководствоваться подп.1.10 п.1 Указа № 178 с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 09.08.2011 № 347.

 

В подп.1.4 п.1 Указа Президента РБ от 12.03.2003 № 104 «Об оффшорном сборе» (далее - Указ № 104) установлено, что объектами взимания оффшорного сбора являются:

- перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту РБ, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне;

- исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом РБ, зарегистрированным в оффшорной зоне;

- переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент РБ и нерезидент РБ, зарегистрированный в оффшорной зоне.

Оффшорный сбор уплачивается в республиканский бюджет резидентами РБ до перечисления денежных средств в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или в белорусских рублях по курсу Национального банка РБ по ставке 15 % от перечисляемых нерезидентам РБ, зарегистрированным в оффшорных зонах, сумм денежных средств или от сумм, перечисляемых на открытые в этих зонах счета, на дату их перечисления (подп.1.6 п.1 Указа № 104).

В соответствии с подп.1.7 п.1 Указа № 104 банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют перевод денежных средств, с которых взимается оффшорный сбор, только после уплаты резидентами РБ данного сбора.

В то же время Указ № 104 содержит исключение: оффшорный сбор не взимается при перечислении денежных средств в целях возврата юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кредитов, займов и процентов за пользование ими, а также ранее полученных от нерезидентов РБ средств по иным основаниям в соответствии с законодательством или договором (подп.1.5 п.1 Указа № 104). Аналогичная норма содержится в ст.233 Особенной части Налогового кодекса РБ.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Расчеты по импортному внешнеторговому договору со счета нерезидента-2 на счет нерезидента-поставщика правомерны.

2. При наличии подтверждающих документов (договора займа и документа, подтверждающего получение поставщиком денежных средств) уплачивать оффшорный сбор не требуется.

 

31.03.2010 г.

 

Денис Сафаревич, главный юрисконсульт управления правовой и кадровой работы закрытого акционерного общества «Абсолютбанк»