


Материал помещен в архив
СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, ЗАНИМАЮЩИЕ ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Доминирующее положение - это исключительное положение хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов на товарном рынке, дающее такому хозяйствующему субъекту либо таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на этот товарный рынок (п.1 ст.5 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», далее - Закон).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 августа 2018 г. Закон изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 98-З. |
Признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на товарном рынке содержатся в ст.5 Закона.
Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта влечет его включение в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - Государственный реестр), за исключением случая, когда субъект является субъектом естественных монополий (пп.4-6 ст.5 Закона).
![]() |
Справочно Положение о порядке формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, утверждено постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 20.03.2015 № 23 (далее - Положение). |
Основаниями для исключения хозяйствующего субъекта из Государственного реестра являются:
• утрата им доминирующего положения на товарном рынке;
• ликвидация (прекращение деятельности) хозяйствующего субъекта (п.6 Положения, часть вторая п.6 ст.5 Закона).
Определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке
Методика определения доминирующего положения содержится в Инструкции о порядке определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 20.03.2015 № 24 (далее - Инструкция).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 января 2018 г. вместо Инструкции действует Инструкция о порядке установления доминирующего, в том числе монопсонического, положения хозяйствующего субъекта, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27.12.2017 № 63. |
Определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках осуществляется антимонопольным органом в случаях:
1) проведения анализа и оценки состояния товарных рынков;
2) рассмотрения обращений (предложений, заявлений, жалоб) хозяйствующих субъектов, государственных органов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам;
3) осуществления функций по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, государственными органами, а также физическими лицами, не относящимися к хозяйствующим субъектам (п.3 Инструкции).
При определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) антимонопольным органом устанавливаются следующие количественные и качественные параметры (п.4 Инструкции):
• товарные границы товарного рынка (п.5 Инструкции);
• состав потребителей и продавцов товарного рынка (п.6 Инструкции);
• географические границы товарного рынка (п.7 Инструкции);
• емкость товарного рынка (пп.8, 9 Инструкции);
• доля хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) на товарном рынке (пп.10, 11 Инструкции).
При определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) могут учитываться также следующие условия:
1) отсутствие у хозяйствующего субъекта конкурента на соответствующем товарном рынке;
2) способность хозяйствующего субъекта, не являющегося единственным производителем (продавцом) или потребителем соответствующего товара, навязывать неприемлемые для покупателя или продавца условия при продаже или покупке товара, при заключении договора поставки;
3) способность хозяйствующего субъекта ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов на рынке материально-технических ресурсов (сырье, материалы, оборудование, энергоресурсы и прочее);
4) способность хозяйствующего субъекта сокращать или ограничивать поставку товаров на рынок сбыта с целью получения односторонних выгод при продаже товаров, при заключении договоров поставки товаров (п.13 Инструкции).
Уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции заключает с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашения, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих субъектов, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары на основании Положения о порядке заключения соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.09.2015 № 54 (далее - Положение № 54).
Цены (тарифы) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр, регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (подп.2.1 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»).
Указанные субъекты хозяйствования обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен (тарифов), на товары (работы, услуги).
Методологически регулирование цен осуществляется на основании Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.06.2007 № 121 (далее - Инструкция № 121).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 июня 2018 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.04.2018 № 20. |
Конкретный способ регулирования цен (тарифов) определяется Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами (далее - органы государственного управления) в соответствии с законодательными актами исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в Республике Беларусь (часть вторая п.2 Инструкции № 121).
Если регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) осуществляется путем установления или фиксированных, или предельных цен (тарифов) или декларирования цен (тарифов), то хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках, в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о включении в Государственный реестр (при повторном декларировании - по мере необходимости) представляют в органы государственного управления следующие материалы по обоснованию уровня цен (тарифов):
1) проект прейскуранта или декларации (в двух экземплярах) по форме согласно приложениям 1, 2 к Инструкции № 121;
2) пояснительную записку;
3) отчетную и плановую калькуляции с расшифровкой статей затрат;
4) информацию об уровне цен (тарифов) на аналогичные товары (работы, услуги), реализуемые на товарном рынке республики (области);
5) показатели финансово-экономической деятельности организации за предыдущий год и прошедший период отчетного года, в том числе данные о фактической рентабельности (к полной себестоимости, стоимости обработки) производства данного вида товаров (работ, услуг) (части первая, третья п.3 Инструкции № 121).
Органы государственного управления в течение 14 рабочих дней рассматривают представленные материалы по обоснованию уровня цен (тарифов) и принимают решение об утверждении фиксированных, предельных цен (тарифов), регистрации декларируемых цен (тарифов) либо отказе в их утверждении или регистрации в случае: представления неполного пакета запрашиваемых материалов, экономически необоснованного повышения цен (тарифов), что может отрицательно повлиять на уровень жизни населения, а также если уровень цен (тарифов), представленных на утверждение или регистрацию, значительно отличается от действующего уровня цен на аналогичную продукцию.
При необходимости органы государственного управления в течение 7 рабочих дней могут запросить дополнительные материалы по обоснованию уровня представленных субъектами на утверждение или регистрацию цен (тарифов). В этом случае решение об утверждении или регистрации цен (тарифов) принимается в течение 7 рабочих дней со дня получения дополнительных материалов.
Датой введения цены (тарифа) является дата ее утверждения или регистрации соответствующим органом государственного управления, если иное не предусмотрено в соответствующем решении.
Зарегистрированные декларируемые цены юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр, вносятся органами государственного управления в реестр декларируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, по рекомендуемой форме согласно приложению 3 к Инструкции № 121 (п.4 Инструкции № 121).
Предельные нормативы рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках на республиканском уровне, установлены согласно приложению 4 к Инструкции № 121.
Предельные нормативы рентабельности не распространяются:
• на товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются в соответствии с законодательством иным способом, чем установление предельных нормативов рентабельности;
• товары (работы, услуги) при заключении организацией, занимающей доминирующее положение на республиканском товарном рынке, соглашения (по мнению автора, речь идет о соглашении, заключаемом на основании Положения № 54);
• новые товары, изготовленные с использованием запатентованного изобретения, - в течение 3 лет со дня постановки их на производство;
• товары (работы, услуги), производимые и реализуемые организациями, занимающими доминирующее положение на республиканском товарном рынке, учредителями которых являются общественные объединения инвалидов, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период;
• новые товары (работы, услуги) - в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство (п.51 Инструкции № 121).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в Государственный реестр, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) которых осуществляется путем установления предельных нормативов рентабельности, имеют право дифференцировать предельные нормативы рентабельности в разрезе отдельных наименований товарных позиций, по которым они включены в Государственный реестр, с соблюдением установленного предельного норматива рентабельности в целом по данным товарным позициям.
По товарам (работам, услугам) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр, производство которых осуществляется в определенном порядке в течение года и связано со сменой времен года (сезонные товары), уровень рентабельности определяется в целом за отчетный период (п.6 Инструкции № 121).
Запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе следующие действия (бездействие) (ст.12 Закона):
Действия (бездействие) | |||
► | Создание препятствий доступу на товарный рынок (уходу с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам | ||
► | Установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены на товар | ||
► | Изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены (тарифа) на товар | ||
► | Экономически или технологически не обоснованные: - сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства; - отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными потребителями при наличии возможности производства или поставок соответствующего товара | ||
► | Экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар | ||
► | Навязывание потребителю экономически или технологически не обоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, в том числе согласие на заключение договора лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых потребитель не заинтересован | ||
► | Заключение соглашений: - ограничивающих свободу участников этих соглашений на определение цены (тарифов) и (или) условий предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа в принятии возможным потребителем названных условий; - с продавцами и (или) потребителями, влекущих ограничение или установление контроля над производством или рынками сбыта товаров | ||
► | Применение к потребителям неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включение в договоры дискриминирующих условий, ставящих потребителей в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами | ||
Контроль (согласование действий, сделок с антимонопольным органом)
Получение согласия антимонопольного органа необходимо:
1) при реорганизации хозяйствующих субъектов, создании хозяйствующих субъектов и их объединений - в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения заявлений, документов и (или) сведений о даче согласия на реорганизацию хозяйствующих субъектов, создание коммерческих организаций и объединений хозяйствующих субъектов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.11.2015 № 64 (далее - Инструкция № 64) (ст.17 Закона).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 января 2018 г. вместо Инструкции № 64 действует Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, документов и (или) сведений о даче согласия на реорганизацию хозяйствующих субъектов, создание коммерческих организаций и объединений хозяйствующих субъектов, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 03.01.2018 № 1; |
2) при совершении сделок с акциями (долями в уставных фондах) хозяйствующих субъектов - в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о даче согласия на совершение сделок с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.11.2009 № 188) (ст.18 Закона).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 января 2018 г. вместо Инструкции № 188 действует Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, документов и (или) сведений о даче согласия на совершение сделок с акциями (долями в уставных фондах) хозяйствующих субъектов, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 03.01.2018 № 2; |
3) при реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, в форме преобразования в акционерные общества - в соответствии с Инструкцией № 64 (ст.19 Закона).
Внеплановые тематические оперативные проверки проводятся в пределах компетенции Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (п.10 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», далее - Указ № 510).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. пп.1-23 Указа № 510 изложены в новой редакции на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376. Нормы п.10 Указа № 510 соответствуют нормам п.14 Указа № 510 в редакции Указа № 376. |
В дополнение к Указу № 510 подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.02.2012 № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля» (далее - Указ № 114) предусмотрено, что для оперативного выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании Министром антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, его заместителями могут назначаться внеплановые проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями указанного законодательства независимо от наличия оснований, предусмотренных законодательными актами о контрольной (надзорной) деятельности.
Проверяющие вправе требовать у проверяемого субъекта представления необходимых документов (их копий) по вопросам антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании. Если такие документы (их копии) в соответствии с требованиями законодательства не должны находиться в месте проверки, они должны быть представлены не позднее следующего рабочего дня со дня предъявления требования о представлении документов (их копий).
В отношении документов (их копий), которые должны быть представлены проверяемым субъектом не позднее следующего рабочего дня, проверяющими оформляется письменное требование о представлении документов (их копий) (п.88 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510).
Последствия несоблюдения норм субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке
Последствия несоблюдения норм законодательства, установленных для субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, - принудительное разделение хозяйствующих субъектов - юридических лиц, принудительное выделение из состава хозяйствующего субъекта одного или нескольких хозяйствующих субъектов, оспаривание совершенных сделок (ст.20, 21 Закона).
Ответственность (административная, уголовная)
Административная ответственность
Норма | Правонарушение | Санкция |
Статья 11.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) | Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации | Штраф в размере от 20 до 50 БВ |
Статья 11.25 КоАП | Заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность | Штраф в размере от 20 до 50 БВ или лишение права заниматься определенной деятельностью |
Подпункт 1.2 п.1 Указа № 114 (примечание) | Совершение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, деяния, являющегося в соответствии с антимонопольным законодательством злоупотреблением доминирующим положением, за исключением случая, предусмотренного в подп.1.4 п.1 Указа № 114 | Штраф на должностное лицо в размере от 20 до 100 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 100 до 200 БВ, на юридическое лицо - до 10 % суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации данного товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году, но не менее 500 БВ |
Подпункт 1.3 п.1 Указа № 114 (примечание) | Уклонение должностного лица государственного органа, иной государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления, должностного лица другого юридического лица от исполнения предписаний, иных законных требований антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации | Штраф в размере от 20 до 100 БВ |
Подпункт 1.4 п.1 Указа № 114 (примечание) | Совершение действий, являющихся в соответствии с антимонопольным законодательством недобросовестной конкуренцией, заключение и исполнение соглашений, осуществление согласованных действий, а равно договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, ограничивающих конкуренцию | Штраф на должностное лицо в размере от 20 до 100 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 100 до 200 БВ, а на юридическое лицо - до 10 % суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации данного товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году, но не менее 400 БВ |
Примечание. Положения, предусмотренные в подп.1.2-1.4 п.1 Указа № 114, действуют до вступления в силу законов о внесении изменений и (или) дополнений в КоАП.
Право составлять протоколы об административных правонарушениях предоставлено уполномоченным должностным лицам органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и его территориальных органов, а рассматривать дела о таких правонарушениях - органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь, экономическим судам.
Факт наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства устанавливается на основании:
• документов и (или) сведений, поступающих из государственных органов и указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
• обращений (предложений, заявлений, жалоб) хозяйствующих субъектов, государственных органов, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, содержащих сведения, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (далее - обращения);
• сведений, полученных в рамках осуществления антимонопольным органом установленных законодательством полномочий и указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
• сведений, полученных из сообщений в средствах массовой информации и указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
• документов и (или) сведений, полученных в результате проведенной антимонопольным органом в установленном законодательством порядке проверки и указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (п.3 Инструкции о порядке установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.06.2015 № 34, далее - Инструкция № 34).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 декабря 2016 г. по 1 сентября 2018 г. взамен Инструкции № 34 действовала Инструкция о порядке установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 25.11.2016 № 42. |
В случае поступления в антимонопольный орган обращения, иных документов и (или) сведения, рассмотрение которых не отнесено к его компетенции, указанные обращения, иные документы в течение 5 рабочих дней со дня поступления подлежат направлению в соответствующий антимонопольный орган согласно компетенции с одновременным уведомлением лица, подавшего (направившего) обращение, иные документы и (или) сведения.
Для установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган:
• оценивает полученные документы и (или) сведения на предмет содержания в них информации, имеющей значение для установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства;
• определяет нормы антимонопольного законодательства, которые подлежат применению;
• определяет факт наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов, должностных лиц хозяйствующих субъектов - юридических лиц, государственных органов, их должностных лиц, физических лиц, не относящихся к хозяйствующим субъектам, с соблюдением требований законодательства о коммерческой тайне, а также законодательства об информации, информатизации и защите информации документы, информацию, объяснения в письменной и (или) устной форме.
По результатам установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства антимонопольным органом принимается решение (пп.5-8 Инструкции № 34).
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства установлена ст.244 «Нарушение антимонопольного законодательства», 245 «Установление или поддержание монопольных цен», 246 «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения», 247 «Ограничение конкуренции» Уголовного кодекса Республики Беларусь.
17.11.2016
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»