


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Судебным исполнителем хозяйственного суда в рамках исполнительного производства был наложен арест на недвижимое имущество, арендуемое организацией. Арендодатель (должник в исполнительном производстве) имеет значительную задолженность по исполнительным производствам перед другими субъектами хозяйствования.
Перед наложением ареста на здание организацией была заключена сделка купли-продажи данного объекта с арендодателем.
Являются ли в данной ситуации действия судебного исполнителя законными? Каким образом организация может в данной ситуации приобрести арестованный объект, может ли собственник здания самостоятельно продать арестованный объект организации?
ОТВЕТ: В соответствии с п.5 ст.10 Закона РБ от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, основанием которых является сделка, подлежащая государственной регистрации, не может осуществляться ранее государственной регистрации соответствующей сделки.
В соответствии со ст.371 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК) допускается обращение взыскания на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения. Согласно ст.369 ХПК обращение взыскания на имущество должника производится посредством наложения ареста на имущество и его реализации.
Таким образом, если должником в исполнительном производстве является продавец недвижимости, в отношении которой уже заключена сделка купли-продажи, но право собственности на момент производства ареста принадлежит продавцу, то наложение ареста судебным исполнителем является законным.
В вопросе предоставления собственнику арестованного недвижимого имущества (должнику в исполнительном производстве) права самостоятельно под контролем судебного исполнителя реализовать арестованное судебным исполнителем в рамках исполнительного производства имущество следует обратить внимание на следующее обстоятельство.
В соответствии со ст.381 ХПК должник после проведения судебным исполнителем ареста и оценки имущества и до изъятия имущества у должника или реализации имущества с торгов с письменного разрешения судебного исполнителя в установленный им срок вправе реализовать арестованное имущество по стоимости, не ниже указанной в акте ареста имущества, либо по стоимости, определенной экспертом или судебным исполнителем с участием специалиста по оценке, если такая оценка проводилась.
Следовательно, для разрешения вопроса реализации арестованного имущества под контролем судебного исполнителя должнику (собственнику арестованного недвижимого имущества) необходимо обратиться в хозяйственный суд с ходатайством о предоставлении срока самостоятельно реализовать данный объект. В случае предоставления такого права должник вправе реализовать данный объект организации.
31.05.2010 г.
Людмила Макаренко, юрист, член общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»
От редакции: С 21 июля 2014 г. в Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15.12.1998 № 219-З на основании Закона РБ от 01.07.2014 № 174-З внесены изменения и дополнения.