Комментарий от 18.04.2016
Автор: Гончаров А.

Существенно изменен круг мероприятий, включаемых в программы информатизации, при проведении государственных закупок в сфере информатизации. Комментарий к постановлению Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 29.02.2016 № 3


 

Материал помещен в архив

 

СУЩЕСТВЕННО ИЗМЕНЕН КРУГ МЕРОПРИЯТИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ.
Комментарий к постановлению Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 29.02.2016 № 3

Порядок осуществления государственных закупок в сфере информатизации

Государственные закупки в сфере информатизации проводятся в особом порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 22.12.2014 № 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций» (далее - Указ № 612).

В частности, основанием для государственных закупок в данной сфере являются программы информатизации (подп.1.2 п.1 Указа № 612).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 мая 2016 г. подп.1.2 п.1 Указа № 612 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 23.03.2016 № 106 изложен в новой редакции.

 

Указом Президента Республики Беларусь от 02.12.2013 № 531 «О некоторых вопросах информатизации» (далее - Указ № 531) определено, что государственные органы и организации осуществляют мероприятия в сфере информатизации только на основании программ информатизации.

 

Справочно

Под государственными органами и организациями применительно к сфере информатизации в соответствии с п.1 Указа № 531 понимаются республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, государственные юридические лица, а также хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.

 

В соответствии с абзацем 2 п.7 Указа № 531 Министерством связи и информатизации Республики Беларусь по согласованию с помощником Президента Республики Беларусь - начальником главного идеологического управления Администрации Президента Республики Беларусь принято постановление от 10.04.2014 № 4 (далее - постановление № 4), которым утвержден перечень мероприятий в сфере информатизации (далее - Перечень).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 мая 2016 г. следует руководствоваться перечнем мероприятий в сфере информатизации, утвержденным постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 13.05.2016 № 5.

С 1 января 2017 г. п.7 Указа № 531 изложен в новой редакции Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2016 № 493.

 

Перечень является основой для формирования программ информатизации и только в соответствии с программами, сформированными согласно Перечню, государственные органы и организации, которые выступают заказчиками мероприятий программ информатизации, могут приобретать товары (работы, услуги) для реализации мероприятий, включенных в данные программы.

 

Обратите внимание!

Финансирование мероприятий в сфере информатизации, не включенных в соответствующую программу информатизации, либо программ информатизации, не согласованных с помощником Президента Республики Беларусь - начальником главного идеологического управления Администрации Президента Республики Беларусь, не допускается (абзац 2 п.7 Указа № 531).

 

Со дня вступления в силу постановления № 4 (то есть с 16 мая 2014 г.) правоприменительная практика показала, что в процессе формирования и реализации программ информатизации и, соответственно, при проведении государственных закупок у заказчиков возникали многочисленные вопросы при применении норм Перечня.

Основной вопрос: каков круг мероприятий, не включаемых в программу информатизации, и, соответственно, закупки по каким мероприятиям проводятся заказчиками самостоятельно без учета требований Указа № 612?

В пп.2 и 3 Перечня содержатся ссылки на такие исключения. Это мероприятия, которые, по сути, содержат вопросы информатизации, но при определенном пороговом значении суммы закупки либо независимо от суммы и источника финансирования закупки не подлежат включению в программы информатизации.

Исключения введены в Перечень для того, чтобы программы информатизации формировались заказчиками на основе наиболее глобальных мероприятий. Принимая во внимание исключения, заказчики могут не включать в них малозначительные мероприятия либо мероприятия, связанные с обеспечением повседневной производственной деятельности.

Состав таких мероприятий уже конкретизировался постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 17.04.2015 № 14 «О внесении изменения в постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 10 апреля 2014 г. № 4».

Вместе с тем работа по совершенствованию нормативной правовой базы продолжилась и Министерство связи и информатизации Республики Беларусь приняло постановление от 29.02.2016 № 3 «О внесений изменений и дополнений в постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 10 апреля 2014 г. № 4» (далее - постановление № 3), которое вступило в силу 30 марта 2016 г.

Данным постановлением Перечень был изложен в новой редакции.

Увеличение пороговых значений стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг), при которых мероприятие не включается в программу информатизации

Несмотря на свой ведомственный уровень данный документ играет важную роль и является своеобразным ключом к применению законодательства о государственных закупках в сфере информатизации.

В соответствии с постановлением № 3 подходы к формированию программ информатизации кардинальным образом изменились, так как определен иной круг мероприятий, включаемых в такие программы.

Основное отличие - увеличение пороговых значений стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг), при которых мероприятие не включается в программу информатизации.

Согласно прежней редакции Перечня в программы информатизации не включались мероприятия по приобретению:

• программного обеспечения;

• комплексов программно-технических средств;

• прав на объекты интеллектуальной собственности;

• телекоммуникационного и компьютерного оборудования, ориентировочная стоимость годовой потребности закупки которого составляла:

- при государственной закупке годовой потребности - не более 300 базовых величин (далее - БВ);

- при закупке за счет собственных средств, в том числе за счет негосударственных бюджетных фондов (в частности централизованных инвестиционных фондов) годовой потребности - не более 1 000 БВ.

 

Справочно

Государственная закупка - приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (ст.1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З)).

 

Причем не имело значения, для каких целей приобретались товары или услуги (например, для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию программного обеспечения и (или) технических средств (НИОКР), в связи с расширением штата сотрудников, обеспечения вновь созданных структурных подразделений либо филиалов, обеспечения ведомственных детских садов или оздоровительных учреждений).

При превышении указанных порогов, то есть при закупке за счет бюджетных средств (государственная закупка) товаров (работ, услуг) на сумму более 63 000 000 руб. (300 БВ), мероприятие в обязательном порядке должно было быть включено в программу информатизации, согласованную в установленном порядке, в том числе с помощником Президента Республики Беларусь - начальником главного идеологического управления Администрации Президента Республики Беларусь. Соответственно, государственная закупка осуществлялась только в порядке, установленном Указом № 612.

В случае осуществления закупки за счет собственных средств на сумму свыше 210 000 000 руб. (1 000 БВ) необходимым условием являлось включение мероприятия в программу информатизации, а сама закупка проводилась заказчиком самостоятельно в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229).

Согласно постановлению № 3 в новой редакции п.2 Перечня, касающегося деятельности государственных органов, установлено, что не включаются в программы информатизации мероприятия при государственной закупке:

• по приобретению программного обеспечения и прав на объекты интеллектуальной собственности, ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет не более 1 000 БВ;

• по приобретению компьютерного и телекоммуникационного оборудования, комплексов программно-технических средств, ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 6 000 БВ.

При этом определено, что вышеуказанные товары (работы, услуги) не должны быть предназначены для внедрения информационных ресурсов и информационных сетей, создания информационных систем, их модернизации, а также интеграции с иными информационными ресурсами, системами и сетями с целью реализации мероприятия и эксплуатации полученного результата в полном объеме (то есть фактически, государственные закупки не должны быть связаны с выполнением работ в рамках НИОКР) (абзацы 9, 10 п.2 Перечня (в редакции постановления № 3)).

Таким образом, приобретение, в частности, компьютерного оборудования для обеспечения вновь созданных структурных подразделений на сумму до 1 260 000 000 руб. (6 000 БВ) не должно включаться в программу информатизации.

В то же время закупка аналогичного оборудования для создания информационных ресурсов, сетей и систем с целью реализации мероприятия информатизации и эксплуатации полученного результата в полном объеме должна включаться в программу информатизации независимо от суммы годовой потребности закупки.

Пункт 3 Перечня (в редакции постановления № 3), касающийся деятельности иных государственных организаций и хозяйственных обществ, определяет подходы закупки за счет собственных средств.

Не включаются в программы информатизации мероприятия по:

• приобретению, разработке и внедрению программного обеспечения и прав на объекты интеллектуальной собственности, ориентировочная стоимость годовой потребности закупки которых составляет не более 3 000 БВ;

• приобретению телекоммуникационного и компьютерного оборудования, комплексов программно-технических средств, ориентировочная стоимости годовой потребности закупки которых составляет не более 10 000 БВ.

При превышении пороговых значений годовой потребности закупки за счет собственных средств мероприятие в обязательном порядке должно быть включено в программу информатизации, но, как указывалось выше, закупка производится заказчиком самостоятельно в соответствии с постановлением № 229.

При этом если такие организации осуществляют закупку с привлечением бюджетных средств либо средств государственных внебюджетных фондов (государственная закупка), установлены следующие пороговые значения, при которых мероприятии не включаются в программы информатизации:

• для программного обеспечения и прав на объекты интеллектуальной собственности, ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет не более 1 000 БВ;

• для телекоммуникационного и компьютерного оборудования, комплексов программно-технических средств - не более 6 000 БВ.

Таким образом, круг мероприятий, включаемых в программы информатизации, в связи со значительным увеличением пороговых значений существенно сужен.

Мероприятия, не включаемые в программы информатизации, независимо от стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг)

Помимо исключений, касающихся пороговых значений годовой потребности закупаемых товаров (работ, услуг), в действующей редакции Перечня сохранены подходы, в соответствии с которыми в программы информатизации не включаются мероприятия по:

• техническому обслуживанию, ремонту, замене вышедшего из строя в процессе эксплуатации телекоммуникационного и компьютерного оборудования, информационных сетей;

актуализации, технической поддержке и сопровождению информационных ресурсов, информационных систем, программного обеспечения, комплексов программно-технических средств;

аттестации систем защиты информации информационных систем, использованию вычислительных ресурсов и программного обеспечения по технологии облачных вычислений;

аренде телекоммуникационного и компьютерного оборудования, информационных сетей;

приобретению комплектующих изделий для производства и использования в производстве телекоммуникационного и компьютерного оборудования, иного оборудования, включающего в свой состав телекоммуникационное и компьютерное оборудование;

• разработке продукции, имеющей в своем составе аппаратные, программные, программно-аппаратные устройства, выполненной в рамках государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, государственных программ научных исследований;

• приобретению и разработке программного обеспечения, комплексов программно-технических средств, прав на объекты интеллектуальной собственности, телекоммуникационного и компьютерного оборудования, предназначенного для решения задач, связанных с обеспечением национальной безопасности, а также в рамках государственных закупок, сведения о которых составляют государственные секреты.

Кроме того, в программы не включаются мероприятия по приобретению государственными организациями и хозяйственными обществами информационных ресурсов и оборудования, предназначенных для управления непосредственно технологическим оборудованием с целью обеспечения его функционирования, использования при производстве и трансляции теле- и радиопередач, а также для решения задач, связанных с развитием государственной системы правовой информации Республики Беларусь (ГСПИ), распространением (предоставлением) государственных информационно-правовых ресурсов (абзацы 5, 6 п.3 Перечня (в редакции постановления № 3)).

 

Справочно

Государственная система правовой информации Республики Беларусь представляет собой организованную совокупность государственных информационно-правовых ресурсов и информационных технологий, обеспечивающую взаимодействие государственных органов, Национального центра правовой информации и иных государственных организаций по сбору, учету, обработке, хранению, систематизации, актуализации и распространению (предоставлению) правовой информации, а также официальному опубликованию правовых актов (абзац 2 п.2 Положения о деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30.12.2010 № 712).

Основные мероприятия в сфере информатизации

Необходимо отметить, что в целом в структуре Перечня (в редакции постановления № 3) содержится три основных мероприятия в сфере информатизации.

1. Развитие инфраструктуры электронного правительства.

Напомним, что базовыми компонентами инфраструктуры электронного правительства согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2012 № 138 «О базовых электронных услугах» являются:

• общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС), интегрирующая государственные информационные ресурсы (ГИР) в целях предоставления электронных услуг, включая портал электронных услуг;

• государственная система управления открытыми ключами;

• система идентификации физических и юридических лиц;

• система формирования и хранения государственных информационных ресурсов, используемых при оказании электронных услуг;

• платежный шлюз в интеграции с единым расчетным информационным пространством (ЕРИП), посредством которого будут осуществляться платежные транзакции через портал ОАИС;

• единая защищенная среда информационного взаимодействия республиканских и местных органов государственного управления.

Данные компоненты являются общегосударственными и позволяют государственным органам и организациям для реализации своих функций и оказания электронных услуг использовать единую информационно-коммуникационную инфраструктуру.

2. Разработка и внедрение в деятельность государственных органов в целях реализации государственных функций в электронном виде информационных ресурсов и информационных сетей, создание информационных систем, их модернизация (внесение изменений в состав и (или) конструкцию программных и программно-технических средств, находящихся в эксплуатации), а также интеграция с иными информационными ресурсами, системами и сетями, включая приобретение компьютерного оборудования, программного обеспечения, комплексов программно-технических средств, прав на объекты интеллектуальной собственности, телекоммуникационного оборудования, необходимого для реализации мероприятия и эксплуатации полученного результата в полном объеме.

 

Справочно

Информационный ресурс - организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах.

Информационная сеть - совокупность информационных систем либо комплексов программно-технических средств информационной системы, взаимодействующих посредством сетей электросвязи.

Информационная система - совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств (ст.1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»).

 

3. Разработка и внедрение информационных ресурсов и информационных сетей, создание информационных систем, их модернизация в целях повышения эффективности деятельности государственных организаций (кроме государственных органов), хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.

На практике зачастую возникают вопросы, о каких хозяйственных обществах идет речь.

Так, участие государства в управлении хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, осуществляется посредством участия представителя (представителей) государства в работе органов управления общества (п.1 Положения о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2008 № 694 (далее - Положение № 694)).

В органы управления общества назначается, как правило, не менее двух представителей государства (п.4 Положения № 694).

Представитель государства участвует в принятии решений органов управления общества на основании законодательства и учредительных документов общества (п.10 Положения № 694).

Фактически, участвуя в работе органов управления общества, представитель государства голосует по вопросам повестки дня пакетом акций, принадлежащим Республике Беларусь и находящимся в управлении органа, осуществляющего владельческий надзор.

Решения общего собрания участников общества принимаются простым большинством голосов лиц, принявших участие в этом собрании, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» и учредительными документами общества, когда для принятия решений по отдельным вопросам требуется квалифицированное большинство (не менее 2/3) от числа голосов указанных лиц или от общего количества голосов участников общества либо когда решение указанными лицами или всеми участниками общества принимается единогласно.

Решения общего собрания акционеров, в частности, по вопросам внесения изменений и (или) дополнений в устав акционерного общества принимаются большинством не менее 3/4 голосов лиц, принимающих участие в этом собрании (часть шестая ст.83 названного Закона).

Таким образом, если представитель государства может блокировать любое принимаемое обществом решение (если оно его не устраивает), даже если уставом общества предусмотрено, что решение может быть принято квалифицированным большинством, скажем в 3/4 голосов, то блокирующим пакетом будет именно пакет 25 % акций + 1 акция.

В таком случае представитель государства гарантировано может определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, и такое общество должно руководствоваться требованиями Указов № 531 и № 612.

Выводы и рекомендации

Вопрос включения или невключения заказчиком в программу информатизации мероприятий в сфере информатизации влечет серьезные правовые последствия при осуществлении государственных закупок.

Государственные закупки по мероприятиям, включенным в программы информатизации, проводятся в соответствии с Указом № 612 с обязательным соблюдением следующих условий:

1) до начала процедуры закупки заказчику необходимо утвердить техническое задание в соответствии с формой, установленной совместным постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь и Министерством связи и информатизации Республики Беларусь от 16.01.2015 № 2/4, для предоставления его единому организатору с целью направления в Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, который проводит государственную научно-техническую экспертизу. Так как только после получения положительного заключения экспертизы появляется право на проведение процедуры государственной закупки.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 сентября 2016 г. следует руководствоваться типовой формой технического задания по мероприятию государственной программы информатизации и ее подпрограмм согласно приложению к постановлению № 2/4 в редакции постановления Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19.08.2016 № 2/12;

 

2) закупка проводится заказчиком через Департамент информатизации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, выступающий единым организатором процедур государственных закупок, в соответствии с постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 16.01.2015 № 3 «Об утверждении Положения о едином организаторе процедур государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций»;

3) критерии оценки и сравнения предложений участников процедуры, существенные условия договоров, заключаемых для реализации мероприятий программ информатизации, должны соответствовать подп.1.12, 1.15 п.1 Указа № 612.

В случае если мероприятие не включено в программу информатизации по основаниям, предусмотренным законодательством, закупки осуществляются заказчиками самостоятельно без учета требований Указа № 612, то есть государственные закупки осуществляются в соответствии с Законом № 419-З; закупки за счет собственных средств - в соответствии с постановлением № 229.

 

18.04.2016

 

Аркадий Гончаров, начальник отдела контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения Министерства связи и информатизации Республики Беларусь